Олимпиадные задания по информатике
Олимпиадные задания по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_zadaniya_inf_7-8_klas.pdf | 207.6 КБ |
ans-iikt-9-11-msk-sch-15-6.pdf | 150.98 КБ |
logicheskie_zadachi.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Решение логических задач
Решение логических задач на уроках информатики представляет собой один из приемов развития мышления. Ученики всегда с интересом принимают участие в решении задач. При этом им больше нравятся необычные и веселые задачи. Способ решения таких задач не требует особых знаний из области математики, что позволяет поставить в равное положение всех учеников.
Решение логических задач дает возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.
Логические задачи очень разнообразны. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие способы решения логических задач:
- табличный;
- средствами алгебры логики;
- с помощью рассуждений.
Различные методы решения логических задач, осваиваются учащимися на разных этапах обучения. С преобразованием информации путем рассуждений и табличным методом решения логических задач, учащиеся знакомятся в 5 классе при решении задач «Переправа», «Переливашки», «Задача о напитках» и т.д. В дальнейшем происходит отработка этих методов. В 10 классе учащиеся знакомятся с алгеброй логики. После освоения навыков преобразования логических выражений учащиеся знакомятся со способом решения задач средствами алгебры логики.
Главным в предлагаемых задачах является способ решения – построения таблицы, строки которой соответствуют элементам другого, пересечение строки и столбца – комбинации двух элементов разных множеств. С помощью такой таблицы анализируются условия задачи, делаются выводы, проверяется избыточность, полнота и правильность выводов.
Задача 1 «На конгрессе»
На конгрессе встретились четверо ученых: физик, биолог, историк и математик. Каждый ученый владел двумя языками из четырех (русским, английским, французским и итальянским), но не было такого языка, на котором могли бы разговаривать все четверо. Есть только один язык, на котором могли вести беседу сразу трое. Никто из ученых не владеет и французским, и русским языками. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если истории и биолог захотят побеседовать. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова. Физик, биолог и математик не могут разговаривать на одном языке.
Каким двумя языками владеет каждый ученый?
Решение.
Эту задачу удобно решать, заполнив следующую таблицу:
Языки Профессии | Русский | Английский | Французский | Итальянский |
Математик | - | + | - | + |
Биолог | - | - | + | + |
Физик | + | - | - | + |
Историк | + | + | - | - |
Будем анализировать условия задачи и ставить «-» / «+» в соответствующих ячейках.
- Известно, что математик не знает русского, физик – английского, историк – французского (он говорит по-русски, но никто не говорит и на русском, и на французском).
- Физик служит переводчиком в беседах историка и биолога (он владеет такими двумя языками, про которые известно, что историк владеет только одним из них, а биолог – только другим). Так как историк и биолог не владеют общим языком, то, следовательно, биолог не знает русского языка. Значит, русский – общий язык для физика и историка; физик не владеет французским (он говорит по-русски, но никто не говорит ни на русском, ни на французском). Второй язык физика – итальянский; итальянским владеет и биолог, историк итальянским не владеет. Тогда второй язык историк – английский, а биолог английским не владеет. Значит второй язык биолога – французский.
- Историк может беседовать с математиком, хотя тот не знает русского. Следовательно, математик владеет английским.
- Так как только трое ученых знаю один и тот же язык, то этот язык – итальянский.
Ответ:
Математик владеет английским и итальянским;
Биолог – французским и итальянским;
Физик – русским и итальянским;
Историк – русским и английским.
Задача 2.
В городах Нальчик, Москва, Серпухов, Тольятти живут четыре супружеские пары, причем в каждом городе живет только одна супружеская пара. Имена этих супругов: Антон, Борис, Григорий, Ольга, Светлана, Мария, Екатерина. Антон живет в Нальчике, Борис и Ольга – супруги, Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария живет в Москве, Светлана – жительница Серпухова. Определить, кто на ком женат и кто где живет.
Решение.
Составит, исходя из условия задачи, таблицу возможностей, отмечая знаком «+» возможные, а знаком «-» невозможные ситуации:
Город | Имя | |||||||
Антон | Борис | Давид | Григорий | Ольга | Мария | Светлана | Екатерина | |
Нальчик | + | - | - | - | - | - | ||
Москва | - | - | + | - | - | |||
Серпухов | - | - | - | - | + | - | ||
Тольятти | - | - | - |
Из этой таблицы видно, что Ольга может жить либо в Нальчике, либо в Тольятти. Но в Нальчике живет Антон, а она является женой Бориса. Значит, Борис и Ольга - супруги и живут в Тольятти.
Таблица приобретает вид:
Город | Имя | |||||||
Антон | Борис | Давид | Григорий | Ольга | Мария | Светлана | Екатерина | |
Нальчик | + | - | - | - | - | - | ||
Москва | - | - | - | + | - | - | ||
Серпухов | - | - | - | - | - | + | - | |
Тольятти | - | + | - | - | + | - | - | - |
Анализируя таблицу, получаем:
Екатерина живет в Нальчике и ее муж – Антон,
Григорий живет в Москве и его жена – Мария,
Давид и Светлана – супруги и живут в Серпухове.
Задача 3.
На одном званном вечере среди гостей оказалось пять офицеров: пехотинец, артиллерист, летчик, связист и сапер. Один из них капитан, трое – майоры и один - полковник. Дамы окружили офицеров таким внимание, что все остальные гости оказались просто забытыми. Из разговоров удалось выяснить следующее:
- У Петра такое же звание, как и его друга сапера.
- Офицер-связист и Николай – большие друзья.
- Офицер-летчик вместе с Владимиром и Александром недавно были в гостях у Николая.
- Незадолго до званного вечера у артиллериста и сапера почти одновременно вышли из строя радиоприемники. Оба обратились к Александру с просьбой зайти к ним и помочь связисту устранить неисправность, и с тех пор приемники у обоих работаю отлично.
- Николай чуть было не стал летчиком, но потом по совету своего друга сапера избрал иной род войск.
- Петр по званию старше Александра, а Владимир старше Николая.
- Андрей накануне званного вечера был в гостях у Александра.
Определите звание каждого офицера и род войск, в котором он служит.
Эта задача позволяет продемонстрировать еще один способ построения таблицы. Сразу строим заполненную таблицу (в каждый столбец, соответствующий элементу одного из рассматриваемых в условии задачи множеств, вписываются все элементы других множеств), а затем вычеркиваем противоречащие условию записи.
Решение.
Если рассмотреть условия 1-7 задачи не попорядку, а 1 и сразу 6, тогда можно сразу ответить на вопрос о звании каждого офицера. Строим таблицу:
Имя | |||||
Петр | Николай | Александр | Владимир | Андрей | |
Род войск | Пехотинец | Пехотинец | Пехотинец | Пехотинец | Пехотинец |
Артиллерист | Артиллерист | Артиллерист | Артиллерист | Артиллерист | |
Летчик | Летчик | Летчик | Летчик | Летчик | |
Связист | Связист | Связист | Связист | Связист | |
Сапер | Сапер | Сапер | Сапер | Сапер | |
Звание | Майор | Майор | Майор | Майор | Майор |
Капитан | Капитан | Капитан | Капитан | Капитан | |
Полковник | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник |
Заметим, что условия 4, 5 содержат лишнюю информацию.
Мы видим, что задача «перегружена»: ее текст содержит больше информации, чем необходимо. Такую перегруженность в информатике принято называть избыточностью, а все «лишние» условия – избыточными.
Ответ.
Петр – майор и летчик, Николай – майор и артиллерист, Александр – капитан и пехотинец, Владимир - полковник и связист, Андрей – майор и сапер.
Способ решения средствами алгебры логики
Обычно используется следующая схема решения:
- изучить условие задачи;
- выделить простые высказывания и обозначить их буквами;
- записать условие задачи на языке алгебры логики.
- составить конечную формулу, для этого объединить логическим умножением формулы каждого утверждения, приравнять произведение к единице.
- упростить формулу.
- проанализировать полученный результат или составить таблицу истинности, найти по таблице значения переменных, для которых значение функции равно 1.
- из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении.
Задача 4.
Трое друзей, болельщиков автогонок "Формула-1", спорили о результатах предстоящего этапа гонок.
– Вот увидишь, Шумахер не придет первым, – сказал Джон. Первым будет Хилл.
– Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, – воскликнул Ник. – А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым.
Питер, к которому обратился Ник, возмутился:
– Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину.
По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки?
Решение.
Введем обозначения для логических высказываний: S– победит Шумахер; X – победит Хилл; А – победит Алези.
Реплика Ника "Алези пилотирует самую мощную машину" не содержит никакого утверждения о месте, которое займёт этот гонщик, поэтому в дальнейших рассуждениях не учитывается.
Зафиксируем высказывание каждого из друзей:
Джон:
Ник:
Питер:
Учитывая то, что предположения двух друзей подтвердились, а предположения третьего неверны, запишем и упростим истинное высказывание
Высказывание истинно только при S=1, A=0, X=0
Ответ.
Победителем этапа гонок стал Шумахер
Задача 5.
Андрей, Аня и Маша решили пойти в кино. Каждый из них высказал свои пожелания по поводу выбора фильма.
Андрей сказал: “Я хочу посмотреть французский боевик”.
Маша сказала: “Я не хочу смотреть французскую комедию”.
Аня сказала: “Я хочу посмотреть американскую мелодраму”.
Каждый из них слукавил в одном из двух пожеланий. На какой фильм пошли ребята?
Решение:
1. Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:
А - “Французский фильм”
В - “Боевик”
С - “Комедия”
2. Запишем логические функции (сложные высказывания). Учтем условие о том, что каждый из ребят оказался прав в одном предположении:
а) “Французский боевик” -
б) “Американскую мелодраму” -
в) “Не французская комедия” -
3. 3апишем произведение указанных функций:
4. Упростим формулу:
5. Приравняет результат к единице:
Составим таблицу истинности:
A | B | C | |
0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 |
Найдем по таблице значения переменных, для которых выражение = 1
А)
0 | 1 | 0 | 1 |
Б)
1 | 0 | 1 | 1 |
8. Проанализируем результат: результат Б) не является решением, т.к. в ответе Маши оба утверждения оказываются неверными, что противоречит условию задачи. Результат А) полностью удовлетворяет условию задачи и поэтому является верным решением.
Ответ.
Ребята выбрали американский боевик
Задача 6 «Четыре свидетеля»
В деле об убийстве имеются два подозреваемых: Х и У
Допросили четырех свидетелей.
Показания первого свидетеля: «Х не виноват».
Показания второго свидетеля: «У не виноват».
Показания третьего свидетеля: «Из двух показаний, по крайне мере одно истинное».
Показания четвертого свидетеля: «Показания третьего свидетеля ложные».
Четвертый свидетель оказался прав. Кто же совершил убийство?
Решение.
Раз показания третьего свидетеля ложны, то истинным будет следующее утверждение: «Невероятно, что из двух показаний по крайне мере одно истинно». Другими словами, ни одно из показаний первых двух свидетелей не является истинным. Следовательно, виноваты Х и У.
Задача 7.
Пусть имеются только 2 пустых ведра емкостью 3 и 7 литров и большой запас воды. Нужно налить в большее ведро 5 л воды за наименьшее число операций. Операциями считаются наполнение одного ведра, выливание воды из одного ведра, переливание из одного ведра в другое. Решение задачи определяется последовательностью операций:
- наполнить 7-литровое ведро полностью;
- перелить воду из большего ведра в меньшее – в большем будет 4 л воды;
- опорожнить меньшее ведро;
- перелить воду из большего ведра в меньшее – в большем останется 1 л воды;
- опорожнить меньшее ведро;
- перелить воду из большего ведра в меньшее – в меньшем останется 1 л воды;
- наполнить водой большее ведро полностью;
- долить меньшее ведро из большего – в большем останется 5 л воды, что и требовалось.
Тема: Решение логических задач методом рассуждений.
Построение и преобразование логических выражений.
Пример задания:
Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Директор знает, что никогда раньше никто из них не прогуливал астрономию. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Я всегда прогуливаю астрономию. Не верьте тому, что скажет Саша». Саша сказал: «Это был мой первый прогул этого предмета». Миша сказал: «Все, что говорит Коля, – правда». Директор понял, кто из них кто. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке: «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз». (Пример: если бы имена мальчиков были Рома, Толя и Вася, ответ мог бы быть: РТВ)
Решение (вариант 1, метод рассуждений):
- во-первых, есть «точная» информация, которая не подвергается сомнению:
(*) все трое прогуляли урок астрономии в первый раз
- запишем высказывания мальчиков:
Коля: 1. Я всегда прогуливаю астрономию.
2. Саша врет.
Саша: 1. Я в первый раз прогулял астрономию.
Миша: 1. Коля говорит правду.
- известно, что один из них все время лжет, второй – говорит правду, а третий говорит правду через раз (то есть, из двух его высказываний одно истинно, а второе – ложно; если у нас есть только одно высказывание «полу-лжеца», оно может быть как истинным, так и ложным)
- сопоставив первое высказывание Коли и высказывание Саши с «точной» информацией (*), сразу определяем, то тут Коля соврал, а Саша сказал правду; это значит, что второе высказывание Коли – тоже неверно, поэтому мальчик Коля всегда лжет
- тогда один из оставшихся, Саша или Миша, говорит правду всегда, а второй – через раз
- Мишино высказывание неверно, поскольку мы уже определили, что Коля лжет; это значит, что Миша не всегда говорит правду, он – «полу-лжец»
- тогда получается, что Саша всегда правдив, и действительно, его высказывание верно
- таким образом, верный ответ – СКМ (Саша – правдив, Коля – лжец, Миша – «полу-лжец» ).
Еще пример задания:
Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Встретив однажды всех троих в коридоре, директор решил поговорить с мальчиками. Коля сказал: «Саша всегда лжет». Саша сказал: «Коля прав». Директору стало все понятно. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке: «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз». Например: если бы имена мальчиков были Рома, Толя и Вася, ответ мог бы быть: РТВ.
Решение (вариант 1, метод рассуждений):
- в отличие от предыдущей задачи, здесь нет точной информации
- у нас всего два высказывания мальчиков:
Коля: Саша всегда лжет
Саша: Коля прав
- в отличие от предыдущей задачи, второе высказывание связано с первым: Сашино утверждение относится к данному конкретному высказыванию Коли, а не к честности Коли вообще
- в такой ситуации нужно предположить, что истинно одно из высказываний и проверить, не приводит ли это к противоречию
- предположим, что Коля сказал правду; тогда получается, что Саша (который всегда лжет) солгал и на этот раз; однако если Саша солгал, то получается, что Коля сказал неправду, то есть, мы пришли к противоречию, и Коля в самом деле солгал
- если Коля солгал, то получается, что Саша тоже солгал, то есть, оба мальчика сказали неправду; отсюда следует, что один из них – лжец, а второй «полу-лжец», тогда как Миша (ничего не сказавший) говорит всегда правду
- остается определить, кто из двоих (Коля или Саша) лжец, а кто – «полу-лжец»
- с первого взгляда кажется, что это невозможно сделать, но ложные утверждения двух мальчиков разные: Коля говорит (неправду) о том, что Саша всегда лжет, а Саша говорит только о последнем (предыдущем) утверждении Коли; на этой разнице и основано решение
- мы уже выяснили, что Коля солгал, то есть Саша не всегда лжет, он – «полу-лжец»; тогда сразу получается, что Коля – лжец
- таким образом, верный ответ – МКС (Миша – правдив, Коля – лжец, Саша – «полу-лжец»).
Еще пример задания: В-4 Демоверсия-2006
Перед началом Турнира Четырех болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров:
А) Макс победит, Билл – второй;
В) Билл – третий, Ник – первый;
С) Макс – последний, а первый – Джон.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли Джон, Ник, Билл, Макс? (В ответе перечислите подряд без пробелов места участников в указанном порядке имен.)
Решение (вариант 1, табличный метод):
- запишем высказывания трех болельщиков в форме таблицы (заголовок строки обозначает место в турнирной таблице):
A | B | C | |
1 | Макс | Ник | Джон |
2 | Билл | ||
3 | Билл | ||
4 | Макс |
- считая, что два человека не могут оказаться на одном месте, начнем «раскручивать» эту таблицу с той строчки, где больше всего информации (в данном случае – с первой)
- предположим, что Макс действительно занял первое место, как и сказал «A»; в этом случае
- «C» ошибся, поставив на первое место Джона;
- учитывая, что каждый один раз угадал, а второй ошибся, получается, что «C» угадал, что Макс будет на четвертом месте;
- но мы предположили, что Макс – на первом месте (а не на четвертом), следовательно, получили противоречие; это значит, что Макс все-таки не на первом месте
- таким образом, в первом прогнозе «А» ошибся, это значит, что во втором он угадал, и Билл действительно занял второе место:
A | B | C | |
1 | Макс | Ник | Джон |
2 | Билл | ||
3 | Билл | ||
4 | Макс |
- так как Билл – второй, он не может быть на третьем месте, поэтому из прогноза «Б» следует, что Ник – первый:
A | B | C | |
1 | Макс | Ник | Джон |
2 | Билл | ||
3 | Билл | ||
4 | Макс |
- если Ник на первом месте, там не может быть Джон, поэтому из ответов «С» (среди которых должен быть один верный, и один неверный), сразу находим, что Макс занял четвертое место:
A | B | C | |
1 | Макс | Ник | Джон |
2 | Билл | ||
3 | Билл | ||
4 | Макс |
- осталось только определиться с Джоном – ему досталось единственное «свободное» третье место; окончательный список победителей:
1. Ник 2. Билл 3. Джон 4. Макс
- места победителей в порядке их перечисления в тексте вопроса: Джон – 3 , Ник – 1,
Билл – 2, Макс - 4 - таким образом, правильный ответ 3124.
Решение (вариант 2, преобразование логических выражений):
- применим к этой задаче формальный аппарат математической логики
- каждый из трех болельщиков высказал два утверждения, всего получилось 6; обозначим их так:
A: М1 = «Макс – первый», Б2 = «Билл – второй»
B: Н1 = «Ник – первый», Б3 = «Билл – третий»
C: Д1 = «Джон – первый», М4 = «Макс – четвертый»
- теперь как-то нужно записать, что у каждого одно высказывание верно, а второе неверно; скажем, для «A» это равносильно двум следующим условиям, которые должны выполняться одновременно:
A: М1 + Б2 = 1, (по крайней мере одно из двух условий истинно)
М1 · Б2 = 0 (по крайней мере одно из двух условий ложно)
аналогично для остальных болельщиков[1]
B: Н1 + Б3 = 1, Н1 · Б3 = 0
С: Д1 + М4 = 1, Д1 · М4 = 0
- перемножим первые условия из каждой пары; поскольку все эти суммы равны 1, получаем
(М1 + Б2) · (Н1 + Б3) · (Д1 + М4) = 1
- раскроем произведение первых двух скобок
(М1 · Н1 + М1 · Б3 + Б2 · Н1 + Б2 · Б3) · (Д1 + М4) = 1
- попробуем упростить «большую» скобку»; во-первых, два человека (Макс и Ник) не могут одновременно находиться на первом месте, поэтому М1 · Н1 = 0
- во-вторых, один человек (Билл) не может одновременно находиться и на втором, и на третьем месте, поэтому Б2 · Б3 = 0, так что
(М1 · Б3 + Б2 · Н1) · (Д1 + М4) = 1
- снова перемножим скобки и получим
М1 · Б3 · Д1 + М1 · Б3 · М4 + Б2 · Н1 · Д1 + Б2 · Н1 · М4 = 1
- так же, как и в п. 6-7, находим, что М1 · Д1 = 0, М1 · М4 = 0 и Н1 · Д1 = 0, так что
Б2 · Н1 · М4 = 1 (*)
- из последнего уравнения следует, что Б2 = 1 (Билл на втором месте), Н1 = 1 (Ник – на первом) и М4 = 1 (Макс – на четвертом), а Джону осталось третье
- таким образом, правильный ответ 3124
- обратите внимание, что вторые условия (М1 · Б2 = 0, Н1 · Б3 = 0 и Д1 · М4 = 0 ) мы даже нигде не использовали, все получилось «само собой», поскольку уравнение (*) имеет единственное решение.
Еще пример задания: Демо-2005 В-4
Мама, прибежавшая на звон разбившейся вазы, застала всех трех своих сыновей в совершенно невинных позах: Саша, Ваня и Коля делали вид, что происшедшее к ним не относится. Однако футбольный мяч среди осколков явно говорил об обратном.
– Кто это сделал? – спросила мама.
– Коля не бил по мячу, – сказал Саша. – Это сделал Ваня.
Ваня ответил: – Разбил Коля, Саша не играл в футбол дома.
– Так я и знала, что вы друг на дружку сваливать будете, рассердилась мама. Ну, а ты что скажешь? – спросила она Колю.
– Не сердись, мамочка! Я знаю, что Ваня не мог этого сделать. А я сегодня еще не сделал уроки, – сказал Коля.
Оказалось, что один из мальчиков оба раза солгал, а двое в каждом из своих заявлений говорили правду. Кто разбил вазу?
Решение (вариант 1, метод рассуждений):
- запишем высказывания трех мальчиков в краткой форме:
Саша: 1. это не Коля 2. это Ваня
Ваня: 1. это Коля 2. это не Саша
Коля: 1. это не Ваня
обратите внимание, что у Коли всего одно высказывание, которое «относится к делу»; то, что он сделал или не сделал уроки, никак не проясняет ситуацию с разбитой вазой
- итак, двое мальчиков сказали правду;
- это не могут быть Саша и Ваня, потому что их первые высказывания противоречат одно другому
- это не могут быть Саша и Коля, поскольку высказывание Коли противоречит второму высказыванию Саши
- поэтому правду сказали Ваня и Коля, а Саша – соврал
- таким образом, вазу разбил Коля
Решение (вариант 2, преобразование логических выражений):
- применим к этой задаче формальный аппарат математической логики; введем высказывания:
С: вазу разбил Саша
В: вазу разбил Ваня
К: вазу разбил Коля
- запишем с помощью этих обозначений утверждения мальчиков:
Саша: 1. 2.
Ваня: 1. 2.
Коля: 1.
- читаем условие: «один из мальчиков оба раза солгал, а двое в каждом из своих заявлений говорили правду»;
- как записать «Саша два раза солгал»? в этом случае оба его утверждения неверны, поэтому и , что равносильно
- как записать «Саша два раза сказал правду»? в этом случае оба его утверждения верны, поэтому и , что равносильно
- если Коля солгал, а Саша и Ваня сказали правду, то
и и
заменив «И» на умножение, получаем ; учитывая, что , получаем в левой части равенства ноль; так как в правой части – единица, этого не может быть (равенство ложно при любых значениях )
- если Ваня солгал, а Саша и Коля сказали правду, то
и и
заменив «И» на умножение, получаем ; учитывая, что , получаем, что это равенство ложно при любых значениях (этого не может быть)
- остается последний возможный вариант: если Саша оба раза солгал, а Ваня и Коля сказали правду, то
и и
заменив «И» на умножение, получаем ; упростив это выражение с учетом равенств и , получим ; то есть, при этом предположении вазу разбил Коля, а не Ваня и не Саша;
- таким образом, вазу разбил Коля
- при несколько измененном условии нам, возможно, пришлось бы использовать дополнительные условия (вазу разбил только один из мальчиков, а не два и не три), но здесь они не пригодились
Еще пример задания:
На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из них живет по одному человеку. Их зовут Василий, Семен, Геннадий и Иван. Известно, что все они имеют разные профессии: скрипач, столяр, охотник и врач. Известно, что
(1) Столяр живет правее охотника.
(2) Врач живет левее охотника.
(3) Скрипач живет с краю.
(4) Скрипач живет рядом с врачом.
(5) Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом.
(6) Иван живет рядом с охотником.
(7) Василий живет правее врача.
(8) Василий живет через дом от Ивана.
Определите, кто где живет, и запишите начальные буквы имен жильцов всех домов слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Кирилл, Олег, Мефодий и Пафнутий, ответ был бы КОМП.
Эта задача представляет собой упрощенный вариант Задачи Эйнштейна.
Решение ( метод рассуждений с таблицами):
- пронумеруем дома слева направо (от 1 до 4);
- находим наиболее точное условие: это условие (3) «Скрипач живет с краю»; таким образом, скрипач может жить в доме 1 или в доме 4
- по условию (4) скрипач живет рядом с врачом, но врач живет левее охотника (условие (2)), поэтому скрипач не может жить в доме (4), так как тогда получается врач, живущий с ним рядом, живет правее охотника, что противоречит условию (2); таким образом, скрипач живет в доме 1, а врач – рядом с ним
1 | 2 | 3 | 4 |
скрипач | врач | ? | ? |
- из условий (1) и (2) следует, что в домах 3 и 4 живут соответственно охотник и столяр
1 | 2 | 3 | 4 |
скрипач | врач | охотник | столяр |
- профессии жильцов определили, остается разобраться с именами
- из условия (5) «Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом» следует, что Семен – охотник или столяр:
1 | 2 | 3 | 4 |
скрипач | врач | охотник | столяр |
Семен? | Семен? |
- из условия (6) «Иван живет рядом с охотником» следует, что он – врач или столяр:
1 | 2 | 3 | 4 |
скрипач | врач | охотник | столяр |
Семен? | Семен? | ||
Иван? | Иван? |
- из условия (7) «Василий живет правее врача» определяем, что Василий – охотник или столяр
1 | 2 | 3 | 4 |
скрипач | врач | охотник | столяр |
Семен? | Семен? | ||
Иван? | Иван? | ||
Василий? | Василий? |
- из условия (8) «Василий живет через дом от Ивана» находим, что Иван – врач, а Василий –столяр:
1 | 2 | 3 | 4 |
скрипач | врач | охотник | столяр |
Иван | Семен? | Василий |
- тогда сразу получается, что Семен – охотник, а Геннадий должен занять оставшееся свободное место, он – скрипач:
1 | 2 | 3 | 4 |
скрипач | врач | охотник | столяр |
Геннадий | Иван | Семен | Василий |
- таким образом, ответ ГИСВ
Задачи для тренировки:
- Когда сломался компьютер, его хозяин сказал «Память не могла выйти из строя». Его сын предположил, что сгорел процессор, а винчестер исправен. Пришедший специалист по обслуживанию сказал, что, скорее всего, с процессором все в порядке, а память неисправна. В результате оказалось, что двое из них сказали все верно, а третий – все неверно. Что же сломалось?
- Три молодые мамы Анна, Ирина и Ольга, гуляя в парке со своими малышами, встретили свою четвертую подругу. На вопрос, как зовут малышей, желая подшутить над подружкой, они ответили:
Анна: моего малыша зовут Денис, а Кирилл – сын Ирины.
Ирина: моего сыночка зовут Максим, а Кирилл – сын Анны.
Ольга: мой мальчик – Кирилл, а сына Анны зовут Максим.
Каждая из них один раз сказала правду и один раз солгала. Как зовут мальчиков Анны, Ирины и Ольги? В ответе перечислите подряд без пробелов буквы, соответствующие именам мальчиков
в указанном порядке имен их мам, например КМД.
2. Примение логических операций и законов на практике.Задание 6. (Задание В4 демоверсии 2007 г)
В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях.
Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй.
Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место.
Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов.
Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита?
(В ответе перечислите подряд без пробелов числа, соответствующие местам девочек в указанном порядке имен.)
Решение:
Обозначим высказывания:
Н1 = “первой будет Наташа”;
М2 = “второй будет Маша”;
Л2 = “второй будет Люда”;
Р4 = “четвертой будет Рита”;
Р3 = “третьей будет Рита”;
Н2 = “второй будет Наташа”.
Согласно условию:
из высказываний 1 болельщика следует, что Н1VМ2 истинно;
из высказываний2 болельщика следует, что Л2VР4 истинно;
из высказываний 3 болельщика следует, что Р3VН2 истинно.
Следовательно, истинна и конъюнкция
(Н1VМ2) /\ (Л2VР4) /\ (Р3VН2) = 1.
Раскрыв скобки получим:
(Н1VМ2) /\ (Л2VР4) /\ (Р3VН2) = (Н1/\Л2V Н1/\Р4 V М2/\Л2 V М2/\Р4) /\ (Р3VН2)=
Н1/\ Л2/\Р3 V Н1/\Р4/\Р3 V М2/\Л2/\Р3 V М2/\Р4/\Р3 V Н1/\Л2/\Н2 V Н1/\Р4/\Н2 V М2/\Л2/\Н2 V М2/\Р4/\Н2 = Н1/\ Л2/\Р3 V 0 V 0 V 0 V 0 V 0 V 0 V= Н1/\ Л2/\Р3
Наташа-1, Люда-2, Рита-3, а Маша-4.
Ответ: 1423
[1] Строго говоря, выражение «одно из двух высказываний верно, а второе – неверно» соответствует логической операции «исключающее ИЛИ». Поэтому вместо двух условий для болельщика «А» можно записать одно: . Однако при этом и так непростое решение еще больше усложнится…