Рабочая программа по информатике 10 класс

Фефелова Алла Николаевна

1 час в неделю Л.Л.Босова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней.

Личностные:

  •  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  •  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  •  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем;
  •  сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
  • использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.

Предметные:

В сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;
  • умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях;
  • умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;
  • владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;
  • приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;
  • умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты;
  • умение определять цели системного анализа;
  • умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы;
  • умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействие извне;
  • умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;
  • умение измерять количество информации разными методами;
  • умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;
  • умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность;
  • умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
  • умение анализировать разные способы записи алгоритмов;
  • умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;
  • умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач;
  • умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.

В сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и ответственностью гражданина;
  • развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;
  • готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
  • умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения;
  • приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.;
  • осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
  • умение применять информационный подход к оценке исторических событий;
  • умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;
  • умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социально-экономическое развитие общества;
  • осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы личности;
  • осознание глобальной опасности технократизма;
  • приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных интересов личности и общества;
  • умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления;
  • знакомство с методами ведения информационных войн.

В сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе формальных, в организации коммуникативных процессов;
  • приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом передаваемого содержания;
  • умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной деятельности;
  • использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной деятельности;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации по телекоммуникационным каналам

В сфере трудовой деятельности:

  • умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;
  • умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;
  • умение использовать информационное воздействие как метод управления;
  • умение выявлять каналы прямой и обратной связи;
  • использование стереотипов при решении типовых задач;
  • умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с использованием ПК и прикладных программ;
  • использование табличных процессоров для исследования моделей;
  • получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных экспериментов.

В сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и средствами их создания;
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ;
  • приобретение опыта в области компьютерного дизайна;
  • получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и традиционных средств.

В сфере охраны здоровья:

  • понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;
  • умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику человека.

Содержание материала

10 класс

  1. Введение. Структура информатики.

Цели и задачи курса информатики 10-11 класса. Из каких частей состоит предметная область информатики.

  1. Информация. Представление информации.

Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Что такое язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование», «дешифрование».

  1. Измерение информации.

Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной т.з. Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения.

Практика на компьютере: решение задач на измерение информации заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов), а также заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении), выполнение пересчета количества информации в разные единицы.

  1. Введение в теорию систем.

Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике.  Отличие естественных и искусственных системы. Материальные и информационные типы связей действующие в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления.

  1. Процессы хранения и передачи информации.

История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума.

  1. Обработка информации.

Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации. Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста .

Практика на компьютере: автоматическая обработка данных с помощью алгоритмической машины Поста.

  1. Поиск данных.

Атрибуты поиска: «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». Понятие  «структура данных»; виды структур. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск. Осуществление поиска в иерархической структуре данных.

  1. Защита информации.

Какая информация требует защиты. Виды угроз для числовой информации. Физические способы защиты информации. Программные средства защиты информации. Что такое криптография. Понятие цифровой подписи и цифрового сертификата.

Практика на компьютере: шифрование и дешифрование текстовой информации.

  1. Информационные модели и структуры данных.

Определение модели. Информационная модель. Этапы информационного моделирования на компьютере. Граф, дерево, сеть. Структура таблицы; основные типы табличных моделей. Многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.

Практика на компьютере: построение граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; построение табличных моделей по вербальному описанию системы.

  1. Алгоритм — модель деятельности

Понятие алгоритмической модели. Способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. Трассировка алгоритма.

Практика на компьютере: программное управление алгоритмическим исполнителем.

  1. Программирование обработки информации.

Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Примеры поэтапной разработки программы решения  задач. Составление массивов.

В соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 практические занятия проводятся не более чем по 25 мин на уроке и составляют 50% учебного времени.

Контроль знаний учащихся осуществляется с помощью фронтальных опросов, диктантов по основным понятиям информатики (продолжительностью 10 мин), самостоятельных работ по решению задач (продолжительностью 15 мин), итоговых контрольных и проверочных работ (продолжительностью 20  мин). Контроль практических навыков работы на компьютере осуществляется по возможности с помощью контрольного практического задания, выполнение которого занимает не более 5-7 минут, а также по некоторым темам курса  путем выполнения практического задания, входящего в итоговую практическую работу.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол- во часов

Дата проведения

1. ИНФОРМАЦИЯ

1.1

Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики.

Введение.

1

1.2

Понятие информации.

1

1.3

Представление информации, языки, кодирование.

1

1.4

Решение задач по теме «Представление информации».

1

1.5

Измерение информации. Объемный подход.

1

1.6

Измерение информации. Содержательный подход в равновероятном приближении.

1

1.7

Практическая работа: Измерение информации.

1

1.8

Контрольная работа по теме: «Информация. Измерение информации.» Что такое система

1

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

2.9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

2.10

Зачетная работа по теме «Введение в теорию систем» Хранение информации.

1

2.11

Решение задач по теме «Хранение информации».

1

2.12

Передача информации.

1

2.13

Обработка информации и алгоритмы.

1

2.14

Автоматическая обработка информации.

1

2.15

Практическая работа: «Автоматическая обработка данных».

1

2.16

Контрольная работа по теме «Информационные процессы хранения передачи и обработки информации» Поиск данных/

1

3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.

3.17

Алгоритмы и величины.

1

3.18

Структура алгоритмов.

1

3.19

Паскаль-язык структурного программирования.

1

3.20

Элементы языка Паскаль и типы данных.

1

3.21

Операции, функции, выражения.

1

3.22

Оператор присваивания, ввод и вывод данных.

1

3.23

Логические величины, операции, выражения.

1

3.24

Практическая работа. «Программирование Паскаль».

1

3.25

Программирование ветвлений.

1

3.26

Пример поэтапной разработки программы решения задачи.

1

3.27

Программирование циклов.

1

3.28

Массивы.

1

3.29

Типовые задачи обработки массивов.

1

3.30

Строки символов.

1

3.31

Комбинированный тип данных.

1

3.32

Практическая работа «Программирование обработки информации».

1

3.33

Контрольная работа « Программирование Паскаль».

1

34-35

Итоговое повторение.

2