Скринкаст как средство активизации учебной деятельности при изучении физики и информатики

Ленивкина Елена Алексеевна

Скринкаст  как средство активизации учебной деятельности при изучении физики и информатики. Статья.Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_lenivkinoy_e.a.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Скринкаст  как средство активизации учебной деятельности при изучении физики и информатики.

Сообщение учителя физики и информатики

МБОУ «Крупецкая СОШ»

Рыльского района Курской области

Ленивкиной  Елены Алексеевны

  Цель сообщения:

познакомить педагогов с опытом использования скринкаста в процессе преподавания учебных предметов «Физика» и «Информатика».  

 Содержание

  1. Понятие  ЭОР.
  2. Учебные видеоматериалы и их разновидности.
  3. Скринкаст  как средство активизация учебной деятельности при изучении физики и информатики.
  1. Понятие  ЭОР.

Что такое  электронные образовательные ресурсы?

Понятие  ЭОР  (электронный образовательный ресурс) подразумевает некое образовательное содержание (учебный материал),  облеченное в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства.

Образовательный электронный ресурс - это удобный вариант для организации дистанционного обучения школьников, в том числе для имеющих проблемы со здоровьем (инклюзивное образование).

Классификация ЭОР.

 Существует определенная классификация электронных образовательных ресурсов. Их делят на несколько групп.

- Текстографические. Материал появляется в виде иллюстраций либо текста на мониторе компьютера, не на бумаге. При желании в любое время можно распечатать нужную статью или изображение.

- Гипертекстовые ЭОР с навигацией по материалу. В данном случае к электронным образовательным ресурсам относятся электронные книги с навигацией  по тексту, а текстовый продукт именуют гипертекстом.

Третий образовательный электронный ресурс - это визуальный и  звуковой фрагмент.

Четвертый вид - мультимедиа ЭОР.

Подобный образовательный электронный ресурс – это представление изучаемых объектов с помощью графики, звука, видео, фото, анимации. Например, к мультмедиа  электронным образовательным ресурсам относятся тематические видеофильмы учебного характера, посмотреть которые можно с использованием проектора и ПК.

ЭОР дает возможность реализовать следующие задачи:

- Организовывать самостоятельную когнитивную деятельность обучающихся (мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо).

- Обеспечить индивидуальную образовательную поддержку учебной работы каждого ученика профессиональными преподавателями.

- Организовать групповую учебную деятельность с использованием ресурсов информационно-коммуникационных технологий.

II. Остановлюсь на средствах для создания  мультимедиа ЭОР, а конкретно, на создании учебных видеоматериалов.

Учебные видеоматериалы (учебное видео) – это современная, эффективная форма представления учебного контента, незаменимая в условиях электронного обучения (при очном, смешанном или дистанционном образовании). Учебные видеоматериалы представляют собой подборку учебных видеозаписей, соответствующих лекционному или  практическому курсу.

Основные условия, определяющие эффективность использования видеопособий на уроках- это:

- видеоматериал должен быть понятен, доступен, интересен детям, должен обязательно соответствовать возрастным особенностям  школьников;

- подача видеоматериала должна быть дозированной;

- применение видеопособий  должно быть систематическим;

- демонстрация видеоматериала на уроке должна восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы, зачастую выполняемой ими самостоятельно;

- учитель должен методически грамотно вводить видеоматериал в структуру урока.

Необходимо объяснить детям, с какой целью проводится показ, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. Одна из задач учителя — научить детей аналитической работе с видеоматериалом. После окончания демонстрации следует узнать, как класс воспринял содержание, выяснить, достигнута ли цель показа. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированной частью урока. Ее содержание должно работать на методическую цель.

Давайте разберемся, какие бывают видеоуроки?

 Обычно выделяют три типа обучающего видео:

Скринкаст — запись с экрана компьютера  с закадровым голосом, который комментирует происходящее в видео. Отличный жанр, если нужно научить зрителей пользоваться той или иной  компьютерной программой, освоить новое учебное действие.

Видеосопровождение или видео с «говорящей головой» — человек сидит перед камерой и читает текст.

Видеоурок — короткий обучающий ролик. По формату похож на ТВ-передачу. Видеоуроки отличаются богатым видеорядом и идеально продуманной «драматургией произведения».

  1. Скринкаст  как средство активизация учебной деятельности при изучении физики и информатики.

Скринка́ст (англ. screencast) — цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера. Часто сопровождается голосовыми комментариями.
Для создания скринкастов используют не web- или видеокамеры, а специальное 
ПО.

   Назначение скринкаста заключается в том, чтобы донести определенную

информацию до пользователя, чтобы это было доступно и на наглядном примере.

   Вы можете создавать мастер-классы, обучающие ролики, просто видеопроводник по сайту или блогу, по их возможностям. Вы добавляете свои комментарии и объяснения в аудиоформате.

   Каждый скринкаст представляет собой пошаговую инструкцию с подробными комментариями всех действий, которые необходимо  совершить.       Такой видеоурок  смотрится легко и непременно приводит обучаемого к положительному результату. Не зря люди говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

  Записывая скринкасты, учитель освобождает себя от однообразной работы – неоднократного и рутинного объяснения примитивного материала.

Посмотрим на плюсы их использования.

Скринкаст это:

  •  инструкция для ученика, который не очень любит читать и у которого есть затруднения с памятью. Скринкаст можно остановить в любое время, перемотать, прослушать и просмотреть несколько раз, находясь дома или в образовательном учреждении;
  •  возможность для отсутствующих на уроке учеников не отстать от класса;
  • форма  работы с детьми с ограниченными возможностями при изучении ИКТ.

       

Создание  видеоуроков – это целая наука со своими правилами и законами.

   В качестве технических средств создания скринкастов необходимы: компьютер, наушники с микрофоном или по отдельности, ПО.

Рассмотрим этапы реализации скринкастов:

-подготовка материала;

-технические настройки;

-запись видео и аудио;

-монтаж;

-размещение скринкаста в сети Интернет, локальной сети, на ПК.

1. Под подготовкой материала понимается, не только подготовка методического материала урока, но так же и написание сценария, подготовка аудиоряда, сопровождающего скринкаст. Сценарий стоит писать подробно, выделять важные моменты, делать выводы по совершению каких-либо действий на экране. Так же необходимо акцентировать внимание на важных моментах, если есть возможность выделить их на экране или вывести текстом. Необходимо в конце скринкаста сделать выводы и проговорить ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание обучающемуся.

2. Во время записи скринкаста необходимо исключить все источники постороннего шума. Так же необходимо выбрать помещение, где отсутствует эхо.  

3. Монтаж видео осуществляется для наложения визульных эффектов, позволяющих выделить некоторые важные моменты во время записи на экране.

4. Оптимальное время видеокаста – 5-8 минут.

Если вы создаете учебную видеолекцию, то помните, что одна страница текста читается примерно 2 минуты.

Следовательно, видеолекция не должна превышать 3-4 страницы.

5. Работайте над дикцией.

Непрофессиональное видео допускает некоторые погрешности, в том числе в озвучке. Следует уделять пристальное внимание своему голосу и особенно дикции.

5. Придайте видеоролику динамики.

Динамика не только позволит сделать ролик более кратким и лаконичным, но и будет способствовать удержанию внимания зрителей. Динамики можно добиться разными способами:

использовать эмоциональную речь при озвучке;

добавить энергичную (но нейтральную) фоновую музыку;

увеличить скорость видео на отдельных фрагментах и др.

     Программы для записи видео с экрана монитора в реальном времени, которые отображают все действия  –  неотъемлемые инструменты для создателей скринкаста: видеороликов, уроков, презентаций на Windows. Описание: http://softobase.com/ru/files/styles/watermark/public/programmy-dlja-snjatija-video-s-jekrana.png

Я расскажу о двух программах,  с которыми я поработала.

Описание: iSpring Free CamiSpring Free Cam  7.7

Функции программы идентичны большинству других приложений – запись экрана целиком или определенной области, наложение звукового ряда с микрофона, подсвечивание курсора мыши и нажатий ее кнопок.

Главное достоинство утилиты – ее полная бесплатность.

iSpring Free Cam не подойдет для записи игрового видео, предназначение программы — именно скринкасты, т.е. обучающие видео с демонстрацией происходящего на экране.

Использование iSpring Free Cam.

После загрузки, установки и запуска программы достаточно нажать по кнопке «Новая запись» в окне и главном меню программы, чтобы начать запись экрана.

В режиме записи вам будет доступно выделение области экрана, которую требуется записать, а также скромные настройки параметров записи.

Меню «Настройки»

- сочетания клавиш для паузы(F9), остановки(Esc) или отмены записи(F10);

- опции записи системных звуков (воспроизводимых компьютером) и звука с микрофона.

На вкладке «Расширенные» можно задать параметры выделения и озвучивания кликов мыши при записи.

По завершении записи экрана в окне проекта iSpring Free Cam появятся дополнительные возможности:

редактирование — возможно обрезать записанное видео, убрать звук и шумы в его частях, отрегулировать громкость.

Сохранить записанный скринкаст можно как видео (т.е. экспортировать в виде отдельного видеофайла) или опубликовать на Youtube.

Среди недостатков отмечу поддержку всего одного формата для экспорта работ – WMV.

    Никогда не забывайте вырезать из ролика несколько последних секунд, на которых вы вызываете панель управления программой и нажимаете на клавишу остановки записи, это немного портит общее впечатления зрителя от просмотренного видео.

Вставка в презентацию  «Пример 1».

Camtasia StudioОписание: http://camtasia_studio.download-windows.org/uploads/posts/2017-09/1506538839_box.png

Camtasia Studio – популярная программа для записи скриншотов и видео с экрана ПК. Имеет множество возможностей.

Основные преимущества:

  • запись со звуком;
  • сохранение в любом формате;
  • сохранение в высоком качестве;
  • редактирование готового файла – наложение эффектов, обрезка, добавление надписей.

Недостатки:

  • программа платная;
  • иногда бывают проблемы при сохранении видео в высоком разрешении.

      Эта программа мне понравилась больше. Здесь можно подключить и настроить микрофон и веб-камеру, чтобы запись с нее шла параллельно записи с экрана, выбрать область записи. В эффектах - пункты подписей, водяных знаков, настройки курсора.

      Программа Camtasia Studio имеет  инструмент приближения или увеличения отдельных участков кадра (Zoom) (зум).

     Если в процессе записи мы нажмем на кнопку Add marker(эд маркер), то в нашу запись будет вставлена метка. На Панели записи в разделе Effects также имеется кнопка ScreenDraw(скриндро). Если ее нажать в процессе записи, то тогда указатель мыши превращается в маркер и имеется возможность рисовать в пределах выделенной области прямо по экрану. Мы можем менять характер пометок: рамка, подсветка, эллипс, стрелка, фломастер.

     Как только запись остановлена и файл сохранен, программа спросит, а что же вы хотите делать дальше? Можно перейти к редактированию видео, можно его сразу сохранить в конечном формате, или начать редактирование.

Возможные действия над записью: можно добавить любой медиа-файл (аудио, видео, изображения), добавить заголовки, маркеры, записать голосовое сопровождение для уже готового видео.

Можно настроить звук, приближение и отдаление камеры, видео-переходы, надписи.

    В моей презентации есть запись выполнения практической работы по компьютерной графике: «Создание GIF-анимации». Практическая работа №3.3 «Анимация», 7 класс, информатика.

Вставка в презентацию  «Пример 2».

     Использование скринкастов в процессе обучения компьютерной графике позволяет гораздо быстрее и удобнее усваивать материал. Уроки становятся не только более интересными и динамичными, но  и позволяют повторить либо уже пройденный материал самостоятельно, либо пройти тему, которую пришлось пропустить.

     Так же представленная методика позволяет педагогам записывать собственные скринкасты, не только по компьютерной графике, но и по примерам работы в других программах.

Желаю удачи в освоении данного типа ПО!


Используемые статьи:

  • Захаров К.В. Особенности разработки скринкастов на примере курса компьютерной графики // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6649 (дата обращения: 07.06.2018).Вставка в презентацию  «Пример 2».
  • Куготова Т.А. Скринкасты - революция в современном обучении // Школа XXI века: тенденции и перспективы : материалы II междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 137-139. – ISBN 978-5-906626-54-7.
  • Сергей Золотухин. (канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования КГУ). 10 советов по созданию крутых образовательных видеокастов.- http://www.eduneo.ru.