программирование как важный элемент в развитии и обучении школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_programmirovaniya_kak_vazhnyy_element_v_razvitii_i.pptx | 86.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Курс информатики в системе школьного образования с каждым днём становится всё важнее за счёт повсеместной компьютеризации и необходимости компьютерной грамотности учащихся, так как в дальнейшем это будет компьютерная грамотность общества. Подходов к преподаванию информационных технологий в школе существует несколько и они различны . Я думаю, в чистом виде программирование интересует небольшую категорию людей. Теория алгоритмов или программирование - это чересчур специальные вещи на сегодняшний день, когда компьютеры продаются в супермаркетах рядом с телевизорами и DVD-проигрывателями.
Однако я уверен, что изучать программирование нужно. Изучая программирование, ученики лучше понимают сущность работы компьютера, его возможности и ограничения. Программирование помогает школьникам развивать навыки мышления, а также привычку к аккуратной работе. Нет лучшего способа развить логику мышления, точность формулировок, аккуратность, чем программирование. Ряд школьных предметов вообще не связан с какой – либо стороной мышления, а настроен на усложнение знаний в конкретной области, на развитие кругозора учащихся. Информатика развивает специфический стиль мышления. На мой взгляд, программирование - это такая основополагающая вещь которую хоть в малой степени, но надо знать всем. Считаю, что умение строить алгоритмы и программировать их на алгоритмических языках отлично развивает логическое мышление.
Проблема школьного обучения программированию Почему нужно работать именно со школьниками? Мне кажется, что наибольшего успеха можно достичь, начиная обучать учеников 8-9 класса — в дальнейшем обучаемость снижается. Главная проблема школьного обучения программированию — отсутствие системного подхода в этом вопросе .
Школьные уроки сводятся, по сути, к изучению конструкций языка и выполнению каких-либо заданий на эти конструкции, но не учат намного более важному умению — применять их для решения возникающих на практике задач. Те из учащихся, кто имеет талант к программированию, учатся этому самостоятельно, остальные получают представление о программировании как «скучном и нудном занятии для ботаников».
Но программирование ведь нужно не только «избранным». На уроках программирования дети учатся в первую очередь работать с информацией, структурировать её, управлять ею, а эти навыки жизненно необходимы в условиях все нарастающего «информационного вала» современной жизни. Даже приблизительное понимание, как устроен компьютер, как он работает и исполняет программы, каковы его возможности и ограничения, — важный навык в нынешних условиях, когда компьютеры проникли буквально повсюду и все больше и больше становятся для обычного человека какой-то магией («я только кнопочку нажал, и тут тако -о- ое !!!»). Даже если ребенок и не станет программистом, приобретенные во время занятия программированием навыки будут для него хорошим подспорьем в будущей жизни. От компьютеров ведь он никуда не уйдет
Ниже я сформулировал принципы, которые положены в основу нашей программы обучения, как я их понимаю и применяю в своей практике: 1 ) Учить только хорошему». Дети должны сразу, с первого занятия видеть перед собой правильные, хорошие цели и правильные, хорошие примеры. Если не обратить внимания на какие-то вещи (например, форматирование кода), пустить их на самотек, дети сделают это так, как «поймут» сами. Впоследствии их придется переучивать, а это всегда намного менее продуктивно, чем учить правильно с самого начала. Поэтому на первом же занятии дети узнают, как правильно пользоваться пробелами и отступами, и почему важны пустые строки, разбивающие программу на логические фрагменты. С первых же занятий вводится понятие качества имен, и от детей требуется использовать понятные имена для переменных и функций.
2) Учить программированию, а не языку». Все понятия, даваемые детям, выводятся как инструмент решения проблемы. Даже не совсем так: сначала формулируется проблема, дается возможность её «пощупать», попробовать решить имеющимися средствами (в качестве домашнего задания или вместе с преподавателем в классе)
Могу сказать, что, по моему мнению, взятая нами за основу методика обучения И. Р. Дединского , — это большой прогресс в области обучения детей программированию. Она подводит базу под процесс обучения, позволяет систематизировать его, заинтересовать детей, показать им, что программирование — это очень интересно, позволяет дать детям больше знаний и навыков в области программирования, чем традиционная школьная программа
В заключении хочется сказать, что там, где учитель сам на хорошем уровне владеет основами программирования, вопросы об эффективности использования учебного времени, об организации внеурочной работы, о структуре дидактических заданий, как правило, не возникают. Но проблема остается. Я думаю, что одним из путей ее разрешения является обобщение существующего опыта преподавания программирования и создание адаптивной методической системы, ориентированной на изучение программирования в общеобразовательной школе.