формирование вычислительных навыков
Предварительный просмотр:
Ельнинский район
Ревяко Людмила Владимировна – МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина, зам.директора по УВР, учитель математики.
Формирование вычислительных навыков на уроке математики
Считаю, что вычислительные навыки на уроках математики это залог успешности ученика при его дальнейшем изучении предмета. Поэтому свою работу над отработкой вычислительных навыков разбиваю на следующие шаги.
1-ый шаг (вводный контроль)
Во-первых необходимо определить уровень навыков вычислительных действий учащихся класса. Для этого в качестве формы проверки использую карточки или таблицы, содержащие в себе задания, результаты решения которых фиксируются у меня в дневнике на каждого ученика. В случае допуска ошибок, учащимся вновь предлагаю карточки или таблицы, которые помогут им отработать вычислительные навыки. Проверку этих навыков можно повторно повторить, используя различные формы, в том числе самостоятельные работы.
Во-вторых провожу контроль знаний по всем изученным темам математики. Наиболее эффективная форма - устный счет, а затем закрепление текущими письменными работами. При этом обращаю особое внимание на решение простейших заданий, что помогает учащимся отработать алгоритм нахождения правильного решения. Индивидуальная работа с учащимися должна находиться в центре моего внимания как на самом занятии, так и вне урока, заключающаяся в подготовке таблиц для отработки навыков дома .
2-ой шаг (работа по формированию вычислительных навыков)
Этот шаг предполагает подготовку мною ряда таблиц как для отработки отдельных навыков, так и сводных таблиц, способствующих отработке сразу нескольких навыков. Каждый класс имеет свои комплекты таблиц, которые находятся у учеников и у меня.
При формировании вычислительных навыков уместен и эффективен фронтальный опрос с использованием карточек. Этот опрос провожу сама, или ученики работают в группа (парах). При этом можно включить элемент деловой игры, когда фронтальный опрос будут производить сами учащиеся.
Подготовленные мною таблицы могут быть использованы и при проведении письменного опроса.
Предлагаю учащимся самостоятельную письменную работу с заданиями для каждого ученика по карточкам. После выполнения работы учащимися самостоятельно проводится анализ, что помогает ученикам избежать повторных ошибок в вычислении в последующих работах.
Во время устного опроса нескольким учащимся даю задание, которое они выполняют у доски и в дальнейшем самостоятельно дают анализ своей работы.
Разнообразие форм работы, такие как математические эстафеты, цепочные вычисления, работа в парах, ленточки-примеры, математический диктант и др. позволяют не только закрепить навыки вычисления, отработать алгоритм этих вычислений, но и сделать урок интересным, предполагающим смену деятельности.
Чтобы достигнуть желаемого результата, я должна быть заинтересована в осуществлении контроля за работой каждого учащегося на уроке. И если у кого-то имеются пробелы в знаниях по отработке навыков вычисления, стараюсь добиться максимального использования такими учащимися самоконтроля. Этим учащимся я даю задания с рекомендацией найти в решении ошибку, выбрать правильный ответ, определить истинно или ложно предложение.
Очень важно выяснить пробелы в знаниях учащихся на ранней стадии и тем самым предупредить наслоение таких пробелов, поэтому необходимо продумать построение коррекционной работы над ошибками. При этом я стараюсь сгруппировать допущенные ошибки, назвать их и попросить детей найти эти ошибки в своих тетрадях. Подобная работа развивает внимание и побуждает учеников самостоятельно определить образцы решения. Во время такой работы организовываю миниконсультации, которые проводятся более сильными учениками. После работы над ошибками учащимся еще раз предлагаю решить подобные задания, в которых были допущены ошибки и, таким образом, отработать алгоритм решения. Индивидуальные задания при этой работе помогают мне охватить деятельностью весь класс и проконтролировать каждого ученика, определив уровень освоения навыков вычисления.
3-ий шаг (итоговый контроль)
При осуществлении итогового контроля подбираю различные формы (в зависимости от класса), которые помогают мне четко определить уровень знаний учащихся, их умение использовать алгоритм решения.