Проектно-исследовательская деятельность в условиях сельской школы.

Воронцова Галина Николаевна

Повышение интереса к математике через активную работу по формированию основ исследовательской и проектной деятельности. Решение познавательных и практических задач в ходе выполнения проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgu_15.12.17godstatya.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность  в условиях сельской школы.

Цель современного образования - воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В новых стандартах основного общего образования в процессе формирования и развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков, УУД) выделяется роль учебно-исследовательской деятельности.

Организовать учебно-воспитательный процесс в школе можно лишь через развитие интереса у обучающихся  к преподаваемым предметам. Одним из основных предметов учебного плана является математика. Поэтому современные требования к математическому образованию предусматривают увеличение активных форм работы, как на уроке, так и во внеурочное время.

Каждому учителю, который стремиться добиться результата приходится менять свою методику преподавания, отказываясь от привычных приемов изложения учебного материала, от привычного решения задач. Активизировать школьников на учебную работу – значит оживить их познавательную деятельность.

Одним из таких видов деятельности, считаю решение практических задач через  проектно-исследовательскую деятельность.

Именно она, по-моему,  способна научить ученика  мыслить самостоятельно, ставить перед собой посильные задачи и находить пути их решения, используя при этом знания из других наук.

  Большое место при организации исследовательской деятельности по математике имеет доступ учащихся  к банкам данных, к объектам  математического исследования.

 Научить видеть математическую задачу в неоднородной ситуации, находить в различных источниках информацию, необходимую для объяснения её текста - это первый шаг к победе над своим страхом не справиться с выполнением задания..

  Так, например, предлагая учащимся 5 класса для домашней работы №520 [3].  

Две бригады, работая вместе, заготовили 1320т силоса. Ежедневно одна бригада заготовляла 20т силоса, а другая 35т. Сколько силоса заготовила каждая бригада?

 Детям было предложено, прежде чем  решить задачу,  провести исследование   её содержания  и реальности заданных значений.

В результате чего, обучающиеся установили, что силос-это корм для скота. Зеленые части растений (ботва, листья, стебли и т.п.),  приготовляемые заквашиванием.

 Второй вариант. Википедия. Силос(исп.silo) – сочный корм (силосованный корм) для животных; словом «силос» называют подземные хранилища для силоса. Учащиеся 5 класса выяснили , что, например в хозяйстве АО «Агросил», на территории которого находится школа, силос получают из кукурузы. С 1 га она дает более  480ц зеленой массы.

480ц = 48000кг = 48т, а одна бригада  ежедневно может убирать до 200га, т.е. 48*200=9600т.

Вывод: цифры, приведенные в учебнике не соответствуют реальности. Производительность современной техники давно  ушла  вперед.  А математика – наука, которая освещает сферу человеческой деятельности, с её практической значимостью. Значит, о реальной математической ситуации мы здесь говорить не можем. Но проблема, поставленная перед школьниками,  увлекла их в работу, в активный поиск информации. Таким образом, они выполнили исследовательский проект, в пределах одной задачи.

Большое место при изучении математики в 5-6 классах, отвожу познавательным задачам. Это ещё один вид организации исследовательской деятельности. Такие задачи  содержат проблему, в результате решения которой должны иметь место не надуманные, а реальные цифры и факты, взятые из действительности.

  Приведем  один пример на решение познавательной задачи.

Задача №584[3]

При помоле ржи получается 6 частей муки и 2 части отрубей. Сколько получится муки, если смолоть 1т ржи?

Задача предлагается автором для решения  в классе при изучении темы «Упрощение выражений». Она  сводилась к решению уравнения,  через введение новой переменной.

Пусть х кг. составляет 1 часть, 6х кг составляет мука, 2х кг-отруби.

Так как вес муки 1т =1000кг, то составим уравнение:

6х +2х = 1000, х=125,  125кг весит 1 часть. 125*6=750(кг)-вес муки.

тогда отруби составят 250 кг.

Учащимся  было предложено сделать анализ условия и представить математическую информацию о производстве ржаной муки.

Результаты не заставили себя ждать. Дети приготовили небольшие сообщения по предложенной теме. Они содержали следующие данные.

По стандартам изготовления ржаной муки существует 3 её вида:

  1. Сеяная мука. Выход муки из зерна 63-65%. Называют такую муку «Пеклеванка». На отруби приходится 35-37%.
  2. Обдирная мука. На выходе составляет 87-90%. Остальное составляют  отруби, т.е. 10-13%.
  3. Обойная. Её в настоящее время большинство хлебокомбинатов делают без отбора отрубей. Выход составляет 96%-97%. Отходы  составляют 3-4%.

А согласно решения задачи, отруби составляют четвертую часть, т.е. 25%, что не позволяет  определить тип муки, полученный в соответствии с технологией, предложенной в учебнике.

 Значит нельзя однозначно утверждать о таком  соотношении муки и отрубей при помоле ржи.

Кроме того, путем опережающего обучения был повод познакомить учащихся с процентами. Вместе с тем, у школьников  развивается познавательно-профессиональная направленность личности, которая в дальнейшем определит выбор их профессии.

            Интерес к  задачам  возрастает, если представленная  в них информация  требует  изучения первоисточников, статистической обработки данных и анализа результатов. При исследовании  ученики проявляют инициативу, активность, способность  распознать корректные и некорректные данные. Над решением таких математических проблем часто работают группы учащихся.

       Много места в  работе отводится практико-ориентированным проектам. Все они опираются  на основе фактического материала нашей местности. Исследовательская работа учащихся - это ответы на поставленные перед ними вопросы, выполненные по индивидуально составленному плану действий.

Подобные   задания требуют   много  времени над их теоретическим анализом  и  сбором фактического материала. Эти  работы, в качестве проектов,  выполняют обучающиеся 9 - 11 классов во внеурочное время. Роль их высока, так как в итоге  создается некоторый конкретный  математический « продукт».

 В результате   все, занятые в проекте,  получают удовлетворение от своей деятельности, расширяют  кругозор, ориентируются в созданной проблемной ситуации. Учатся работать с математическим текстом, анализируя и извлекая нужные данные. А учитель,  в свою очередь, способствует развитию их   творческой математической деятельности и все время находится рядом,  выполняя роль как наставника так и друга, готового всегда прийти на помощь.

Библиографический список.

  1. Африна Е.И. Исследовательская деятельность формирует общеучебные умения: -Народное образование,2014- №5.-164с.
  2. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах.-М.: МПСИ,2006
  3. Математика: учеб.для  5 кл. общеобразоват.учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков,С.И.Шварцбурд.-24изд.,стер.-М.:Мнемозина, 2014.-280с.:
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов- М.:АРКТИ,2005,-112с.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2008