Проектно-исследовательская деятельность в условиях сельской школы.
Повышение интереса к математике через активную работу по формированию основ исследовательской и проектной деятельности. Решение познавательных и практических задач в ходе выполнения проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgu_15.12.17godstatya.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность в условиях сельской школы.
Цель современного образования - воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В новых стандартах основного общего образования в процессе формирования и развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков, УУД) выделяется роль учебно-исследовательской деятельности.
Организовать учебно-воспитательный процесс в школе можно лишь через развитие интереса у обучающихся к преподаваемым предметам. Одним из основных предметов учебного плана является математика. Поэтому современные требования к математическому образованию предусматривают увеличение активных форм работы, как на уроке, так и во внеурочное время.
Каждому учителю, который стремиться добиться результата приходится менять свою методику преподавания, отказываясь от привычных приемов изложения учебного материала, от привычного решения задач. Активизировать школьников на учебную работу – значит оживить их познавательную деятельность.
Одним из таких видов деятельности, считаю решение практических задач через проектно-исследовательскую деятельность.
Именно она, по-моему, способна научить ученика мыслить самостоятельно, ставить перед собой посильные задачи и находить пути их решения, используя при этом знания из других наук.
Большое место при организации исследовательской деятельности по математике имеет доступ учащихся к банкам данных, к объектам математического исследования.
Научить видеть математическую задачу в неоднородной ситуации, находить в различных источниках информацию, необходимую для объяснения её текста - это первый шаг к победе над своим страхом не справиться с выполнением задания..
Так, например, предлагая учащимся 5 класса для домашней работы №520 [3].
Две бригады, работая вместе, заготовили 1320т силоса. Ежедневно одна бригада заготовляла 20т силоса, а другая 35т. Сколько силоса заготовила каждая бригада?
Детям было предложено, прежде чем решить задачу, провести исследование её содержания и реальности заданных значений.
В результате чего, обучающиеся установили, что силос-это корм для скота. Зеленые части растений (ботва, листья, стебли и т.п.), приготовляемые заквашиванием.
Второй вариант. Википедия. Силос(исп.silo) – сочный корм (силосованный корм) для животных; словом «силос» называют подземные хранилища для силоса. Учащиеся 5 класса выяснили , что, например в хозяйстве АО «Агросил», на территории которого находится школа, силос получают из кукурузы. С 1 га она дает более 480ц зеленой массы.
480ц = 48000кг = 48т, а одна бригада ежедневно может убирать до 200га, т.е. 48*200=9600т.
Вывод: цифры, приведенные в учебнике не соответствуют реальности. Производительность современной техники давно ушла вперед. А математика – наука, которая освещает сферу человеческой деятельности, с её практической значимостью. Значит, о реальной математической ситуации мы здесь говорить не можем. Но проблема, поставленная перед школьниками, увлекла их в работу, в активный поиск информации. Таким образом, они выполнили исследовательский проект, в пределах одной задачи.
Большое место при изучении математики в 5-6 классах, отвожу познавательным задачам. Это ещё один вид организации исследовательской деятельности. Такие задачи содержат проблему, в результате решения которой должны иметь место не надуманные, а реальные цифры и факты, взятые из действительности.
Приведем один пример на решение познавательной задачи.
Задача №584[3]
При помоле ржи получается 6 частей муки и 2 части отрубей. Сколько получится муки, если смолоть 1т ржи?
Задача предлагается автором для решения в классе при изучении темы «Упрощение выражений». Она сводилась к решению уравнения, через введение новой переменной.
Пусть х кг. составляет 1 часть, 6х кг составляет мука, 2х кг-отруби.
Так как вес муки 1т =1000кг, то составим уравнение:
6х +2х = 1000, х=125, 125кг весит 1 часть. 125*6=750(кг)-вес муки.
тогда отруби составят 250 кг.
Учащимся было предложено сделать анализ условия и представить математическую информацию о производстве ржаной муки.
Результаты не заставили себя ждать. Дети приготовили небольшие сообщения по предложенной теме. Они содержали следующие данные.
По стандартам изготовления ржаной муки существует 3 её вида:
- Сеяная мука. Выход муки из зерна 63-65%. Называют такую муку «Пеклеванка». На отруби приходится 35-37%.
- Обдирная мука. На выходе составляет 87-90%. Остальное составляют отруби, т.е. 10-13%.
- Обойная. Её в настоящее время большинство хлебокомбинатов делают без отбора отрубей. Выход составляет 96%-97%. Отходы составляют 3-4%.
А согласно решения задачи, отруби составляют четвертую часть, т.е. 25%, что не позволяет определить тип муки, полученный в соответствии с технологией, предложенной в учебнике.
Значит нельзя однозначно утверждать о таком соотношении муки и отрубей при помоле ржи.
Кроме того, путем опережающего обучения был повод познакомить учащихся с процентами. Вместе с тем, у школьников развивается познавательно-профессиональная направленность личности, которая в дальнейшем определит выбор их профессии.
Интерес к задачам возрастает, если представленная в них информация требует изучения первоисточников, статистической обработки данных и анализа результатов. При исследовании ученики проявляют инициативу, активность, способность распознать корректные и некорректные данные. Над решением таких математических проблем часто работают группы учащихся.
Много места в работе отводится практико-ориентированным проектам. Все они опираются на основе фактического материала нашей местности. Исследовательская работа учащихся - это ответы на поставленные перед ними вопросы, выполненные по индивидуально составленному плану действий.
Подобные задания требуют много времени над их теоретическим анализом и сбором фактического материала. Эти работы, в качестве проектов, выполняют обучающиеся 9 - 11 классов во внеурочное время. Роль их высока, так как в итоге создается некоторый конкретный математический « продукт».
В результате все, занятые в проекте, получают удовлетворение от своей деятельности, расширяют кругозор, ориентируются в созданной проблемной ситуации. Учатся работать с математическим текстом, анализируя и извлекая нужные данные. А учитель, в свою очередь, способствует развитию их творческой математической деятельности и все время находится рядом, выполняя роль как наставника так и друга, готового всегда прийти на помощь.
Библиографический список.
- Африна Е.И. Исследовательская деятельность формирует общеучебные умения: -Народное образование,2014- №5.-164с.
- Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах.-М.: МПСИ,2006
- Математика: учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков,С.И.Шварцбурд.-24изд.,стер.-М.:Мнемозина, 2014.-280с.:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов- М.:АРКТИ,2005,-112с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2008