Рабочая программа 2015-2016 МАТЕМАТИКА
Рабочая программа дисциплины МАТЕМАТИКА "математического и общего естественнонаучного цикла" основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.05. Прикладная информатика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прикладная информатика (по отраслям) | 119.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханский государственный технический университет»
Факультет среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета среднего профессионального образования Воробьев А.В. _________ «__»_____201_ г. |
Рабочая программа дисциплины
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
"математического и общего естественнонаучного цикла"
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Астрахань – 2015
ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
Предметной (цикловой) Предметной (цикловой)
методической комиссией методической комиссией
Председатель Председатель
____________ ____________
___ ____________ 20__ ___ ____________ 20__
Составитель: Сарсемалиева Р.К., преподаватель отделения профессиональных технологий ФСПО
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Содержательная экспертиза:
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза:
Рабочая программа учебной дисциплины Математика для специальностей среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Математика для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ "ФИРО" (Протокол №1 от "03" февраля 2011г.).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов | стр. |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3. Условия реализации учебной дисциплины | 12 |
4. Приложение 1 | 13 |
5. Приложение 2 | 14 |
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу | 18 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ЕН математический и общий естественнонаучный цикл
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;
- применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
- решать дифференциальные уравнения;
- применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
- основы линейной алгебры и аналитической геометрии;
- основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления;
- основные численные методы решения математических задач;
- решение прикладных задач в области профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) и овладению профессиональными компетенциями:
- Обрабатывать статический информационный контент;
- Обрабатывать динамический информационный контент;
- Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента;
- Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов.
- Участвовать в измерении и контроле качества продуктов;
- Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности;
- Определять сроки и стоимость проектных операций.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, самосовершенствоваться;
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 210 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 140 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 70 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
в том числе: | |
практические занятия | 70 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 семестр | |||
Раздел 1. Линейная алгебра | 40 | ||
Тема 1.1. Матрицы и определители |
| 2 | 1,2 |
| 2 | 1,2 | |
| 2 | 1 | |
| 2 | 1,2 | |
Практическое занятие №1 по теме: «Операции над матрицами» | 2 | 2,3 | |
Практическое занятие №2 по теме: «Вычисление определителей» | 2 | 2,3 | |
Практическое занятие №3 по теме: «Обратная матрица, её свойства и вычисления. Решение матричных уравнений» | 2 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 6 | 3 | |
Тема 1.2. Система линейных алгебраических уравнений | 1.2.1. Линейные уравнения, основные понятия. Система линейных уравнений и её решение | 2 | 1 |
1.2.2. Правило Крамера решения систем линейных уравнений | 2 | 1 | |
1.2.3. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений | 2 | 1,2 | |
Практическое занятие №4, №5 по теме: «Правило Крамера» | 4 | 2 | |
Практическое занятие №6, №7 по теме: «Метод Гаусса решения систем линейных уравнений» | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 6 | 3 | |
Раздел 2. Аналитическая геометрия | 52 | ||
Тема 2.1. Аналитическая геометрия на плоскости | 2.1.1. Предмет аналитической геометрии. Метод координат. Декартова и полярная системы координат | 2 | 1 |
2.1.2. Основные виды уравнения прямой | 2 | 1,2 | |
2.1.3. Угол между прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. Расстояние от точки до прямой | 2 | 1,2 | |
2.1.4. Кривые второго порядка: окружность, эллипс, парабола, гипербола. Параметрическое и полярное представления линий | 2 | 1 | |
Практическое занятие №8 по теме: «Основные виды уравнения прямой. Угол между прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. Расстояние от точки до прямой» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №9, №10 по теме: «Кривые второго порядка» | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 8 | 2 | |
Тема 2.2. Элементы аналитической геометрии в пространстве | 2.2.1. Простейшие задачи аналитической геометрии в пространстве. Основные виды уравнений плоскости и прямой в пространстве | 2 | 1 |
2.2.2. Угол между плоскостями. Угол между двумя прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости | 2 | 1 | |
2.2.3. Понятие о поверхностях второго порядка и их классификации | 2 | 1 | |
2.2.4. Арифметическое n-мерное векторное пространство. Линейная зависимость и независимость векторов. | 2 | 1 | |
2.2.5. Базис и ранг системы векторов. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №11 по теме: «Основные виды уравнений плоскости и прямой в пространстве. Угол между плоскостями» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №12 по теме: «Угол между двумя прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №13 по теме: «Поверхности второго порядка» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №14 по теме: «Арифметическое n-мерное векторное пространство. Линейная зависимость и независимость векторов» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №15 по теме: «Базис и ранг системы векторов» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 10 | 2 | |
4 семестр | |||
Раздел 3. Основы математического анализа | 76 | ||
Тема 3.1. Дифференциальное исчисление | 3.1.1. Производная функции. Физический и геометрический смысл производной | 2 | 1 |
3.1.2. Правила дифференцирования | 2 | 1,2 | |
3.1.3. Производная сложной функции | 2 | 1,2 | |
Практическое занятие №16 по теме: «Правила дифференцирования. Физический и геометрический смысл производной» | 2 | 2,3 | |
Практическое занятие №17, №18 по теме: «Нахождение производной сложной функции» | 4 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 8 | 3 | |
Тема 3.2. Интегральное исчисление | 3.2.1. Первообразная функции и неопределенный интеграл. Свойства неопределенного интеграла | 2 | 1 |
3.2.2. Метод замены переменной | 2 | 1,2 | |
3.2.3. Формула интегрирования по частям | 2 | 1 | |
3.2.4. Интегрирование простейших рациональных дробей | 2 | 1 | |
3.2.5. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница | 2 | 1,2 | |
3.2.6. Применение определенного интеграла для вычисления площадей фигур | 2 | 1 | |
Практическое занятие №19, №20 по теме: «Непосредственное интегрирование. Поднесение под знак дифференциала» | 4 | 2,3 | |
Практическое занятие №21 по теме: «Метод замены переменной. Формула интегрирования по частям» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №22 по теме: «Вычисление определенного интеграла» | 2 | 2,3 | |
Практическое занятие №23 по теме: «Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 8 | 3 | |
Тема 3.3. Обыкновенные дифференциальные уравнения | 3.3.1. Основные понятия теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Задача Коши | 2 | 1 |
3.3.2. Дифференциальные уравнения первого порядка. Уравнения с разделяющимися переменными | 2 | 1 | |
3.3.3. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка | 2 | 1 | |
3.3.4. Линейные однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами | 2 | 1 | |
3.3.5. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами | 2 | 1 | |
Практическое занятие №24 по теме: «Решение Задачи Коши» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №25 по теме: «Решение дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными» | 2 | 2,3 | |
Практическое занятие №26 по теме: «Решение линейных дифференциальных уравнений первого порядка» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №27 по теме: «Решение линейных однородных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами» | 2 | 2,3 | |
Практическое занятие №28 по теме: «Решение линейных неоднородных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 6 | 3 | |
Раздел 4. Основы теории вероятности и математической статистики | 12 | ||
Тема 4. Вероятность Основные теоремы | 4.1. Статистическое определение вероятности. Основные комбинаторные понятия и формулы | 2 | 2 |
4.2. Теоремы сложения и умножения вероятностей | 2 | 2 | |
Практическое занятие №29 по теме: «Статистическое определение вероятности. Основные комбинаторные понятия и формулы» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №30 по теме: «Теоремы сложения и умножения вероятностей» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 4 | 2 | |
Раздел 5. Математические методы решения прикладных задач | 30 | ||
Тема 5.1. Основные численные методы решения математических задач | 5.1.1. Численное интегрирование | 2 | 1 |
5.1.2. Численное дифференцирование | 2 | 1 | |
5.1.3. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений | 2 | 1 | |
Практическое занятие №31 по теме: «Формула прямоугольников, формула трапеций при численном интегрировании» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №32 по теме: «Формула Симпсона, абсолютная погрешность при численном интегрировании» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №33 по теме: «Формулы приближенного дифференцирования, основанные на интерполяционных формулах Ньютона, погрешность в определении производной» | 2 | 2 | |
Практическое занятие №34 по теме: «Построение интегральной кривой, метод Эйлера» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 4 | 2 | |
Тема 5.2. Линейное программирование | 5.2.1. Линейное программирование. Транспортная задача как классическая задача линейного программирования | 2 | 2 |
5.2.2. Симплексный метод решения. Алгоритм симплексного решения задач линейного программирования. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №35 по теме: «Симплексный метод решения. Алгоритм симплексного решения задач линейного программирования» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции, решение упражнений по образцу | 6 | 3 | |
Всего: | 210 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебники по количеству обучающихся;
- таблицы и справочные материалы
3.2.Информационное обеспечение обучения
Основные источники
- Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. М.: Айрис-пресс, 2006
- Лунгу К.Н. Сборник задач по высшей математике. М.: Айрис-пресс, 2008
- Соболь Б.В. Практикум по высшей математике. Ростов н/Д.: Феникс, 2006
- Шилкина Е.И. Высшая математика. Минск, 2011
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
| Создание презентаций по истории происхождения математических терминов, своей профессии с указанием основных деятелей. |
| Научно-исследовательская работа, индивидуальные задания, олимпиады, тестирование. |
| Решение ситуационных задач, тематические викторины |
| Работа с историческими источниками, научной и справочной литературой, таблицами, энциклопедиями |
| Работа в сети Интернет |
| Работа с дополнительной литературой, анализ самостоятельной работы студента. |
| Решение задач несколькими методами. Выбор альтернативного пути решения задачи. |
Приложение 2
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕМАТИКА» для специальности 230701
«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОТРАСЛЯМ)»
ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент | |
Уметь: -Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений; -применять методы дифференциального и интегрального исчисления; -решать дифференциальные уравнения | Тематика практических занятий
|
Знать: - основы линейной алгебры; - основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления | Перечень тем
|
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы:
|
ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент | |
Уметь: -Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений; -применять методы дифференциального и интегрального исчисления; -решать дифференциальные уравнения | Тематика практических занятий
|
Знать: - основы линейной алгебры; - основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления | Перечень тем
|
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы:
|
ПК2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента | |
Уметь: -Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений | Тематика практических занятий
|
Знать: - основы линейной алгебры | Перечень тем
|
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы:
|
ПК2.2.Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов. | |
Уметь: -Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений | Тематика практических занятий
|
Знать: - основы линейной алгебры | Перечень тем
|
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы:
|
ПК 2.6. Участвовать в измерении и контроле качества продукции | |
Уметь: -Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений | Тематика практических занятий
|
Знать: - основы линейной алгебры | Перечень тем
|
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы:
|
ПК3.3. Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности | |
Уметь: -Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений | Тематика практических занятий
|
Знать: -основы линейной алгебры и аналитической геометрии | Перечень тем
|
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы:
|
ПК 4.2.Определять сроки и стоимость проектных операций. | |
Уметь: -Выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений | Тематика практических занятий
|
Знать: -основы линейной алгебры и аналитической геометрии | Перечень тем
|
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы:
|
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: |