Формирование УУД

Медведева Мария Ивановна

Формирование УУД по теме "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatichnye_drobi.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе средствами УМК Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика 5: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений»

Цель:Изучитьпонятие десятичной дроби, как новой формызаписи числа;научиться выполнять действия с десятичными дробями, применять свойства арифметических действий при вычислениях; развивать навыки решения текстовых задач, содержащие десятичные дроби.

Для достижения цели необходимо:

  • Иметь представление о десятичных разрядах.
  • Изображать десятичные дроби на координатном луче.
  • Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
  • Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
  • Складывать и вычитать десятичные дроби.
  • Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
  • Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
  • Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

Метапредметные:

Регулятивные:  

  • понимать цели, урока и проговорить их;
  • составлять  план работы на уроке (смотри порядок целей);
  • работать по составленному плану;
  • уметь контролировать себя в работе;
  • подводить итог своей работы на уроке (что узнал, чему научился, и что предстоит доделать).

Познавательные:

  • читать-понимать;
  • находить нужный текст в учебнике;
  • проговаривать правило;
  • записывать  текст;
  • анализировать;
  • решать задачи;
  • записывать решение задачи (запись ответа).

Коммуникативные:  

  • слушать и слышать, понимать речь других;
  • проговаривать;
  • соблюдать культуру общения;
  • работать в паре, в малой группе;
  • культурно выстраивать деловые отношения с другими.

Личностные:

  • понимать цели (целеустремленность);
  • оценивать свои достижения в обучении  (понимать, знать, уметь применять);
  • тренировать память (учиться запоминать) и  внимание;
  • соблюдать культуру в общении.

Содержание

Средства и методы обучения

Дидактические отношения

Формы соорганизации

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Десятичная запись дробных чисел.

(открытие новых знаний, закрепление знаний).

Читают и записывают десятичные дроби; прогнозируют результат вычислений

Учебникп.30 с.181,

№ 1144, № 1145, № 1147,

№ 1149,

ЭОР

Учитель↔ученики

ученик ↔ ученик

ученик →

учебный материал

Фронтальная– запись десятичной дроби (№ 1144,

с. 181),ответы

на вопросы (с. 181) чтение десятичных дробей (№ 1145, с. 181)

Работа в паре – обсуждение и выведение правила короткой записи дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, названия такой записи дроби.

Индивидуальная – запись в виде десятичной дроби частного (№ 1149, с. 181),

-запись десятичной дроби в виде обыкновенной дроби или смешанного числа (№ 1147, с. 181)

  • целеполагание,
  • планирование
  • корректирование

  • контроль,
  • вопрос-ответ

  • целеполагание
  • планирование
  • коррекция
  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,
  • знаково-символические действия,

  • осознанное построение речевого высказывания

  • знаково-символические действия,
  • анализ-синтез
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • опосредованная коммуникация
  • умение слушать и слышать,
  • устойчивый интерес к предмету
  • запоминать

  • умение слушать и слышать,
  • развитие внимания,
  • умение проговаривать

  • целеустремленность,
  • волевые качества,
  • самоконтроль.

Сравнение десятичных дробей(открытие новых знаний, закрепление знаний, комплексное применение знаний,

умений, навыков).

Правила сравнения. Сравнивают числа по классам и разрядам; планируют решение задачи.

Учебник п. 31

№ 1117, № 1172,

№ 1173,

№, 1176

№ 1180,№ 1183,

№ 1184,

Журавлев С.Г., Ермаков В.В. «Тесты к учебнику Виленкина. 5 класс»

ученик ↔ ученик

Учитель ↔ ученики

ученик → учебный материал

Работа в парах – обсуждение и выведение правила сравнения десятичных дробей,

- обсуждение вопроса: изменится ли десятичная дробь, если к ней приписать в конце нуль.

Фронтальная – запись десятичной дроби с пятью (и более) знаками после запятой, равной данной (№ 1172, с. 186),  

- ответы на вопросы (с. 181),

- уравнивание числа знаков после запятой в десятичных дробях с приписыванием справа нулей (№ 1173, с. 186),

- изображение точек на координатном луче (№ 1117, с. 187);

- сравнение десятичных дробей (№ 1180, с. 187).

Индивидуальная –

- сравнение десятичных дробей, запись десятичных дробей  в порядке возрастания или убывания, с. 186)

- запись десятичных дробей  в порядке возрастания или убывания (№ 1176, с. 186),

- нахождение значения перемен-

ной, при котором неравенство будет верным (№ 1183, с. 187);

- сравнение величин (№ 1184, с. 187).

Тест 9 по теме «Десятичные дроби»

  • целеполагание,
  • планирование
  • корректирование.

  • контроль,
  • вопрос-ответ

  • целеполагание
  • планирование
  • коррекция
  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,
  • знаково-символические действия,

  • осознанное построение речевого высказывания

  • знаково-символические действия,
  • анализ-синтез
  • учебное сотрудничество со сверстниками.
  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • учебное сотрудничество с учителем
  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • опосредованная коммуникация
  • умение слушать и слышать,
  • устойчивый интерес к предмету
  • запоминать

  • умение слушать и слышать,
  • развитие внимания,
  • умение проговаривать

  • целеустремленность,
  • волевые качества,
  • самоконтроль.

Сложение

и вычитание десятичных дробей (открытие новых знаний, закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний)

Складывают и вычитают десятичные дроби.

Используют математическую терминологию при выполнении арифметического действия (сложения и вычитания.

Моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Учебник

п. 32

№ 1213, № 1214,

№ 1215,

№ 1217, № 1222, № 1223,

№ 1226,

№ 1227, № 1228, № 1231, № 1233,

Журавлев С.Г., Ермаков В.В.«Тесты к учебнику Виленкина. 5 класс»

ученик ↔ ученик

Учитель ↔ ученики

ученик → учебный материал

Работа в паре – выведение правил сложения и вычитания десятичных дробей;

- обсуждение вопроса: что показывает в десятичной дроби каждая цифра после запятой.

Фронтальная  –    сложение и вычитание десятичных дробей (№ 1213, 1214, с. 192),

- ответы на вопросы (с. 192), решение задач на движение (№ 1222, 1223, с. 193),

- разложение числа по разрядам (№ 1231, с. 194),

-запись длины отрезка в метрах, дециметрах, сантиметрах, миллиметрах (№ 1233,

с. 194).

Индивидуальная – решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей (№ 1215, 1217, с. 193),  

- запись переместительного и сочетательного законов сложения при помощи букв и проверка их при заданных значениях буквы (№ 1226, с. 193, № 1227, с. 194),  

- использование свойств сложения и вычитания для вычисления самым удобным способом (№ 1228, с. 194);

- решение уравнений (№ 1238, с. 195).

Тесты 10, 11 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

  • целеполагание,
  • планирование
  • корректирование

  • контроль,
  • вопрос-ответ
  • корректирование

  • целеполагание
  • планирование
  • коррекция
  • самоконтроль
  • самостоятельное выделение и формулирование проблемы,
  • знаково-символические действия,
  • анализ-синтез

  • осознанное построение речевого высказывания

  • знаково-символические действия (кодирование, моделирование),
  • выбор наиболее эффективных способов решения,
  • анализ-синтез
  • учебное сотрудничество со сверстниками.
  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • опосредованная коммуникация
  • умение слушать и слышать,
  • устойчивый интерес к предмету
  • запоминать

  • умение слушать и слышать,
  • развитие внимания,
  • умение проговаривать

  • целеустремленность,
  • волевые качества,
  • самоконтроль.
  • понимание причины успеха в деятельности

Приближенное значение чисел. Округление чисел (открытие новых знаний, закрепление знаний, комплексное применение знаний, умений, навыков).

Округляют числа до заданного разряда

Учебник

п. 33,

№ 1270,

вопросы с. 199,

№ 1272,

№ 1273,

№ 1274,

№ 1275, № 1276,

№ 1298

ученик ↔ ученик

Учитель ↔ ученики

ученик → учебный материал

Работа в парах –

-выведение правила округления чисел;

- обсуждение вопроса: какое число называют приближенным значением с недостатком, с избытком.

Фронтальная – запись натуральных чисел, между которыми расположены десятичные дроби (№ 1270,
с. 200),

- ответы на вопросы (с. 199),

- решение задачи со старинными мерами массы и длины, округление их до заданного разряда (№ 1273, с. 200).

Индивидуальная – округление дробей (№ 1272,
с. 200),  

- округление дробей до заданного разряда (№ 1274, с. 200),

- решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей и округление результатов (№ 1275, 1276, с. 200).

- нахождение натурального приближения значения с недостатком и с избытком для каждого из чисел

(№ 1298, с. 202)

  • целеполагание,
  • планирование
  • корректирование

  • контроль,
  • вопрос-ответ

  • целеполагание
  • планирование
  • коррекция
  • самоконтроль
  • самостоятельное выделение и формулирование проблемы,
  • знаково-символические действия,
  • анализ-синтез

  • осознанное построение речевого высказывания

  • знаково-символические действия (кодирование, моделирование),
  • выбор наиболее эффективных способов решения,
  • анализ-синтез
  • учебное сотрудничество со сверстниками.
  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • владение монологической и диалогической формами речи.

  • опосредованная коммуникация
  • умение слушать и слышать,
  • устойчивый интерес к предмету
  • запоминать

  • умение слушать и слышать,
  • развитие внимания,
  • умение проговаривать

  • целеустремленность,
  • волевые качества,
  • самоконтроль.
  • понимание причины успеха в деятельности

Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» (контроль и оценка знаний)

Чесноков А. С., Нешков К. И. «Дидактический материал по математике для 5 класса».

ученик → учебный материал

Индивидуальная – решение контрольной работы  

понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

умеют критично относиться к своему мнению

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом и результатом.