Физика шаг за шагом
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кошурниковская средняя общеобразовательная школа № 8
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР директора школы
Протокол № Л.Н.Ярусова Н.Г.Попов
От « » г. « » г. « » г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования
учебного курса по физики
для 7-8 класса
"Физика. Шаг за шагом"
Составитель: Медведева Мария Ивановна,
учитель математики и физики
2 категории
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Физика» 7-8 классов (базовый уровень) под редакцией В.А. Попова 2013г.
Направленность программы - научно-техническая.
Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно из таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации внеклассной работы с учащимися.
Дополнительное образование по физике является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия дополнительного образования являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цель: формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности .
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации учеников в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Рабочая программа дополнительного образования «Физика. Шаг за шагом» рассчитана на 140 учебных часов.
Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальная и групповая
Формы проведения занятий кружка: беседа, практикум, вечера физики, проектная работа, школьная олимпиада.
Учащиеся должны знать: строение молекул и атомов, различные состояния вещества, основные тепловые явления, тепловое расширение тел; происхождение молнии и грома, способы защиты от молнии, тепловое действие тока и его применение в быту; принципы радиосвязи; природу света, природу миражей, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения, роль давления в жизни человека, достижения современной физики, основы астрономии, строение и действие магнита, принцип действия компаса и магнитное поле Земли.
Учащиеся должны уметь: объяснять внутреннее строение тел, объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты, объяснять принцип записи и воспроизведения звука, наэлектризовывать различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов, защищаться от молнии в полевых условиях, объяснять различные явления природы с точки зрения физики, решать разные типовые задачи, выполнять исследовательские работы, ставить эксперименты и проводить опыты, работать с дополнительными источниками информации, конструировать и ремонтировать простейшие приборы, используемые в учебном процессе, создавать простейшие рабочие модели.
В учебно-методический комплект входят:
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1968, 280с.
- Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970, 215с.
- Горев Л.А. “Занимательные опыты по физике”. – М.: Просвещение, 1977, 120с.
- Ермолаева Н.А. и др. Физика в школе: сборник нормативных документов. – М.: Просвещение, 1987, 224с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1949, 267с.
- Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963, 416с.
- Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием // Физика в школе № 3, 1991.
- А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся 7 класса. М.: Просвещение,1991 год.
- Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
- Интерактивный курс физики для 7-11 классов (диск)
Содержание программы
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (7ч)
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. Полезные ссылки по физике в Интернет. Физика – наука о природе. Физика в современном мире. Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики. Физика и смежные дисциплины. Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой. Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. Л.р. «Определение цены деления измерительного прибора». Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. Физический эксперимент и электронные презентации по физике. Правила создания электронной презентации. Правила проведения школьного эксперимента. Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики. Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ.
ТЕМА 2. ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ОСЕНЬЮ(10ч)
Экскурсия на осеннюю природу. Создание презентации «Физика Осенью». Работа с Программой Power Point. Аэродинамика. Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей. Испытание собственных моделей. Конкурс «Летающий змей». Загадочное вещество – вода. Три состояния воды. Интересное о воде. Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях. Роль воды в жизни человека. Проблемы питьевой воды на Земле и в Краснооктябрьском районе, выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома. Решение проблемы очистки воды в домашних и походных условиях, влияние воды на здоровье человека, создание проектов по данной теме.
ТЕМА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23ч)
Механическое движение. Механическое движение. Как быстро мы движемся? Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью? Примеры различных значений величин, описывающих механическое движение в живой природе. Использование в технике принципов движения живых существ. Явление инерции. «Неподвижная башня». Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека». Плотность. Что тяжелее -1кг железа или 1кг ваты? Практическая работа «Определение плотности природных материалов». Сила. Вес. Невесомость. Решение задач. Явление тяготения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Почему звезды не падают? Сила трения. Занимательный опыт «Шарик на нити». Сочинение «Мир без трения». Подготовка электронных презентаций по теме «Взаимодействие тел» . Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов по физике в помощь кабинету. Механическая работа и мощность. Практическая работа «Какова твоя мощность, которую ты развиваешь, поднимаясь по лестницам школы». Физика у новогодней елки.
ТЕМА 4. ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ЗИМОЙ (7ч)
Физика - наука о природе. Можно ли изучать природу зимой? Прогулка на зимнюю природу. Создание презентации «Физика зимой». Составление энциклопедии «Физика и зима». Снег, лед, и метель. Снежинки в воздухе. Снежинки на Земле. Слоистая структура снежных покровов. Режеляция. Лед на Земле. Горный ледник. Движение ледника. Какие бывают метели. Микроструктура низовых метелей Волны на снегу. Как далеко переносится снег метелью. Пылевые бури и метели: сходство и различия. Метелевое электричество. Физика в литературе
ТЕМА 5. АСТРОФИЗИКА(12ч)
Строение солнечной системы. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет. Наблюдение за звездным небом. Звездное небо. Созвездия. Звезды и галактики близкие и далекие. Мифы о созвездиях. Звездное небо в различные времена года. Виды и характеристика звезд. Черные дыры и белые карлики. Галактика Млечный путь. Строение и возраст Вселенной. Время и его измерение. Календарь. Программа Stellarium. Знакомство с программами по астрономии. Луна – естественный спутник Земли. Наблюдение Луны. Космические путешествия на Марс. Тайны Марса. Великие астрономы. Сатурн. Спутники и кольца Сатурна. Астероиды. Кометы. «Звездопады»
ТЕМА 6. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ(11ч)
Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Приборы для измерения давления. Тонометр, манометры. Занимательные опыты «Перевёрнутый стакан» «Фонтан в колбе» «Яйцо в бутылке». Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода. Практическая работа «Измерение атмосферного давления в школе и на улице». Атмосферное давление и медицина. Шприц, пипетка, медицинская банка. Атмосферное давление в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие людей. Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека».
ТЕМА 7.ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9ч)
Температура. Термометр. Примеры различных температур в природе. Познавательная прогулка. Измерение температуры воздуха в помещении и на улице, температуры почвы на глубине и поверхности. Фенологические наблюдения. Испарение. Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице. Водяной пар в атмосфере. Образование облаков, тумана, росы, инея. Атмосферные осадки: снег, град. Занимательные опыты и вопросы. «Кипение воды в бумажной коробке». Вечер «Физика за чашкой чая». Оформление метеоуголка в кабинете физики.
ТЕМА 8. ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ВЕСНОЙ (3ч)
Физические явления весной. Туман. Туман глазами внимательного наблюдателя. Туман под микроскопом. Насыщенный водяной пар. Возникновение тумана. Туманы испарения и туманы охлаждения. Туман и цвет.
ТЕМА 9. ФИЗИКА И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (10ч)
Электрические явления. Электризация тел. Способы соединения потребителей электрической энергии. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Проводники и непроводники электричества. Электрическая цепь и ее составные части. Проект-исследование «Экономия электроэнергии». Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома. Атмосферное электричество. Грозовая туча. Молния в атмосфере. Природа молнии. Какие бывают молнии. Физика линейной молнии. Гром. Наблюдение шаровой молнии. Как выглядит шаровая молния. Как она себя ведет? Опасна ли шаровая молния. Как она возникает. Как часто она появляется. О физической природе шаровой молнии. Взаимное притяжение и отталкивание «Султанов». Занимательные опыты по электричеству.
ТЕМА 10. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9ч)
Источники света. Распространение света. Роль света в жизни человека. Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком. Создание проектов по темам: «Свет в жизни животных и человека» «Перспективы использования световой энергии». Разложение белого света. Радуга. Радуга глазами внимательного наблюдателя, развитие представлений и физике возникновения радуги. Ход светового луча в капле дождя. Объяснение возникновения дополнительной радуги. Чередование цветов в основной и дополнительной радугах. Влияние размеров и капель на вид радуги. Радуга на других планетах. Физика и красота. Глаз. Глаз – живой оптический прибор. Нормальное зрение. Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки. Близорукость. Дальнозоркость. Лупа. Микроскоп. Телескоп. Изучение устройств микроскопа и телескопа. Наблюдения в микроскоп. Оптические иллюзии. Фотоаппарат. Проектор. Спектроскоп. Изучение устройства фотоаппарата. Практическая работа. Наблюдение сплошного спектра.
ТЕМА 11. ФИЗИКА КОСМОСА (5ч)
Достижения и перспективы современной космонавтики. Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека. Международное сотрудничество в освоении космоса .Проекты исследования космоса. Создание электронной презентации «Космос. История космонавтики». Подготовка празднования дня космонавтики.
ТЕМА 12. МАГНЕТИЗМ (5ч)
Магнитное поле Земли. Компас Взаимодействие магнитов. Взаимодействие магнитов. Занимательные опыты по магнетизму. Магнитобиология. Полярные сияния. Магнитные бури. Полярные сияния. Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются. Что такое полярное сияние. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Магнитное поле Земли. Люминесценция. Электронные полярные сияния. Протонные полярные сияния.
ТЕМА 13. ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ(12)
Наноматериалы. Инструменты и методы наномира. Физические и химические свойства нанообъектов. Наномедицина, наноэлектроника. Нанотехнологии вокруг нас. Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Несмачиваемые и всегда чистые ветровые стёкла, диски колёс и т.п. Созданные на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхности, обладающие бактерицидными свойствами. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Нанотехнологии в энергетике и экологии. Нанотехнологии в криминалистике и косметике. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики. Средства современной связи. Системы астронавигации (GPS и Глонасс). Экскурсия на местную АТС. Физика и военная техника.
Физика в задачах военно-исторических событий Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники. 7 Мая- День радио. Новости физики и космоса.
ТЕМА 14. ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ЛЕТОМ (17ч)
Какой месяц лета самый жаркий? Жаркое лето и пчелы. Как и когда правильно срезать цветы? На качелях "дух захватывает". Опыты на даче. Экскурсия «Физика у водоема». Закат Солнца. Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего Солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. Небольшой исторический экскурс. Сплюснутость заходящего солнечного диска. Зеленый луч. Объяснение появления слепой полосы. Кажущееся увеличение размеров заходящего Солнца. Физические софизмы и парадоксы. Физические кроссворды и ребусы.
Изготовление самодельных картин «Физика в веселых картинках».Урок-представление «Физические фокусы». Защита электронной презентации «Мои шаги в мире науки». Проектная работа. Изготовление действующей модели.
Учебно-тематический план
п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 7 |
2 | ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ОСЕНЬЮ | 10 |
3 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ | 23 |
4 | ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ЗИМОЙ | 7 |
5 | АСТРОФИЗИКА | 12 |
6 | ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ | 11 |
7 | ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 9 |
8 | ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ВЕСНОЙ | 3 |
9 | ФИЗИКА И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО | 10 |
10 | СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 9 |
11 | ФИЗИКА КОСМОСА | 5 |
12 | МАГНЕТИЗМ | 5 |
13 | ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ | 12 |
14 | ФИЗИКА И ВРЕМЕНА ГОДА: ФИЗИКА ЛЕТОМ | 17 |
всего | 140 |
Календарно-тематический планирование.
№ четверти | Наименование раздела | № п\п | Тема урока |
| Цели и задачи урока |
|
|
1 четверть | Введение (7 часов) | 1 | Организационное занятие | 1 | Формирование знаний о ТБ на занятиях кружка, плане работы кружка, полезных ссылках по физике в Интернет. | 03.09 | |
2 | Физика – наука о природе. | 1 | Формирование знаний о физике в современном мире, её роли и месте в современном мире, основных этапах развития физики, связи физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой | 03.09 | |||
3-4 | Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. | 2 | Формирование знаний о методах изучения физических явлений. Формирование умения измерять физические величины, находить цену деления различных приборов. | 04.09 04.09 | |||
5 | Физика – основа техники. | 1 | Формирование знаний о выдающихся русских и зарубежных ученых-физиках и конструкторах, о нобелевских лауреатов по физике. | 10.09 | |||
6 | Физический эксперимент и электронные презентации по физике. | 1 | Формирование знаний о правилах создания электронной презентации, правилах проведения школьного эксперимента. | 10.09 | |||
7 | Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики. | 1 | Формирование знаний о роли компьютера в физических исследованиях, моделировании физических процессов с помощью ЭВМ. | 11.09 | |||
Физика и времена года: Физика осенью(10 часов) | 8 | Экскурсия на осеннюю природу. | 1 | Формирование умения объяснять явления природы с точки зрения физики. | 11.09 | ||
9 | Создание презентации «Физика осенью» | 1 | 17.09 | ||||
10 | Аэродинамика. | 1 | Формирование знаний о аэродинамике. | 17.09 | |||
11-12 | Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей | 2 | Формирование умения изготавливать модели воздушного змея и других летающих моделей. | 18.09 18.09 | |||
13 | Испытание собственных моделей | 1 | Формирование умения находить и устранять неполадки в существующей летающей модели. | 24.09 | |||
14 | Конкурс «Летающий змей» | 1 | Контроль знаний и умений изготовления летающей модели. | 24.09 | |||
15 | Загадочное вещество – вода | 1 | Формирование знаний о трех состояниях воды, гипотезах происхождения воды на Земле, значении физических и химических свойств воды, строении молекулы воды, свойствах воды в различных агрегатных состояниях | 25.09 | |||
16-17 | Роль воды в жизни человека. | 2 | Формирование представления о проблемах питьевой воды на Земле. Формирование умения выдвижения гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома, влиянии воды на здоровье человека. Формирование умения решать проблемы очистки воды в домашних и походных условиях, создания проектов по данной теме. | 25.09 01.10 | |||
Взаимодействие тел (23 часа) | 18 | Механическое движение. | 1 | Формирование представления о механическом движении, о том когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью, примерах различных значений величин, описывающих механическое движение в живой природе. | 01.10 | ||
19 | Использование в технике принципов движения живых существ. | 1 | Формирование представления о использовании в технике принципов движения живых существ | 02.10 | |||
20 | Явление инерции. «Неподвижная башня» | 1 | Формирование представления о инерции, умения проводить опыты демонстрирующие инерцию. | 02.10 | |||
21 | Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека». | 1 | Формирование умения измерять скорость реакции человека. | 08.10 | |||
22 | Плотность. | 1 | Формирование умения решать качественные задачи по данной теме. | 08.10 | |||
23-24 | Практическая работа «Определение плотности природных материалов». | 2 | Формирование умения определять плотность различных природных материалов. | 09.10 09.10 | |||
25 | Сила. Вес. Невесомость. | 1 | Формирование знаний о силе, весе и невесомости тела. | 15.10 | |||
26 | Решение задач. | 1 | Формирование умения решать задачи по данной теме. | 15.10 | |||
27 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | Формирование представления о законе тяготения, о силе тяжести на других планетах. | 16.10 | |||
28 | Решение задач. Почему звезды не падают? | 1 | Формирование умения решать задачи по данной теме. | 16.10 | |||
29 | Сила трения. | 1 | Формирование знаний о силе трения, о видах трения, о причинах возникновения трения. | 22.10 | |||
30-31 | Занимательный опыт «Шарик на нити». Сочинение «Мир без трения». | 2 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Трение" | 22.10 23.10 | |||
32-33 | Подготовка электронных презентаций по теме «Взаимодействие тел» | 2 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Взаимодействие тел" | 23.10 29.10 | |||
34-35 | Тестовые задания по физике. | 2 | Формирование умения решать тестовые задания по теме "Взаимодействие тел", изготавливать электронные тесты в помощь кабинету. | 29.10 30.10 | |||
36 | Механическая работа и мощность. | 1 | Формирование представления о механической работе и мощности. | 30.10 | |||
2 четверть | 37-38 | Практическая работа «Какова твоя мощность, которую ты развиваешь, поднимаясь по лестницам школы» | 2 | Формирование умения находить мощность человека, при его подъеме по лестнице. | 12.11 12.11 | ||
39-40 | Физика у новогодней елки | 2 | Формирования умения объяснять различные явления с точки зрения физики, создавать презентации "Новый год и физика" | 13.11 13.11 | |||
Физика и времена года: Физика зимой ( 7 часов) | 41 | Физика - наука о природе. Можно ли изучать природу зимой? | 1 | Формирование умения объяснять явления зимней природы с точки зрения физики. | 19.11 | ||
42 | Прогулка на зимнюю природу. Создание презентации «Физика зимой» | 1 | 19.11 | ||||
43 | Составление энциклопедии «Физика и зима» | 1 | Формирование умения правильно излагать свои мысли при составлении энциклопедии "Физика и зима" | 20.11 | |||
44-45 | Снег, лед, и метель. | 2 | Формирование представления о снежинках в воздухе, снежинках на Земле, слоистой структуре снежных покровов, режеляции, льде на Земле, горных ледниках, движении ледников, видах метелей, микроструктуре низовых метелей Волны на снегу, о том как далеко переносится снег метелью, пылевых бурях и метелях: сходство и различия, метелевом электричестве. | 20.11 26.11 | |||
46-47 | Физика в литературе | 2 | Формирование представления о связи двух "далеких друг от друга" предметов: физика и литература. | 26.11 27.11 | |||
Астрофизика(12 часов) | 48 | Строение солнечной системы. | 1 | Формирование представления о солнечной системе, планетах земной группы, планетах-гигантах, спутниках планет и Луне, малых телах, орбитах и периодичности комет | 27.11 | ||
49 | Вечерняя экскурсия "Наблюдение за звездным небом". | 1 | Формирование знаний о созвездиях солнечной системы. Формирование представления о мифах о созвездиях, звездном небе в различные времена года. | 03.12 | |||
50 | Звездное небо. Созвездия | 1 | 03.12 | ||||
51 | Звезды и галактики близкие и далекие | 1 | Формирование представления о видах и характеристиках звезд, черных дырах и белых карликах. галактике Млечный путь, строении и возрасте Вселенной | 04.12 | |||
52 | Время и его измерение. Календарь | 1 | Формирование знаний о времени, его измерители, и календаре и его видах. | 04.12 | |||
53 | Программа Stellarium | 1 | Формирование представления о программах по астрономии. | 10.12 | |||
54 | Луна – естественный спутник Земли | 1 | Формирование знаний о луне. | 10.12 | |||
55 | Наблюдение Луны | 1 | Формирование умения наблюдать Луну, фотографии Луны через телескоп. | 11.12 | |||
56 | Космические путешествия на Марс. Тайны Марса | 1 | Формирование знаний о планете Марс. | 11.12 | |||
57 | Великие астрономы | 1 | Формирование знаний о великих астрономах и их вкладе в развитие астрономии. | 17.12 | |||
58 | Сатурн. Спутники и кольца Сатурна | 1 | Формирование знаний о планете Сатурн. | 17.12 | |||
59 | Астероиды. Кометы. «Звездопады» | 1 | Формирование знаний о астероидах, кометах, метеоритах и метеоритных дождях. | 18.12 | |||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (11 часов) | 60 | Давление твердых тел | 1 | Формирование умения решать задачи по данной теме. | 18.12 | ||
61 | Закон Паскаля. Давление в жидкости. | 1 | 24.12 | ||||
62 | Атмосферное давление. Приборы для измерения давления. | 1 | Формирование представления о атмосферном давлении, о опыте Торричелли, о приборах для измерения атмосферного давления. | 24.12 | |||
63 | Занимательные опыты «Перевёрнутый стакан» «Фонтан в колбе» «Яйцо в бутылке» | 1 | Формирование умения проводить опыты доказывающие существование атмосферного давления. | 25.12 | |||
64 | Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода | 1 | Формирование представления о роли атмосферного давления в природе, его связи с погодой. | 25.12 | |||
3 четверть | 65 | Практическая работа «Измерение атмосферного давления в школе и на улице» | 1 | Формирование умения пользоваться приборами для измерения атмосферного давления. | 14.01 | ||
66-67 | Атмосферное давление и медицина. | 2 | Формирование представления о принципах работы шприца, пипетки, медицинской банки, атмосферном давлении в жизни человека, «горной болезни», влиянии атмосферного давления на самочувствие людей | 14.01 15.01 | |||
68 | Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека». | 1 | Формирование представления о кровяном давлении с точки зрения физики, умения определять его. | 15.01 | |||
69-70 | Выпуск стенгазеты "Давление в нашей жизни" | 2 | Обобщение и систематизация знаний по данной теме. | 21.01 21.01 | |||
Тепловые явления (9 часов) | 71 | Температура. Термометр. | 1 | Формирование знания о шкалах измерения температуры, о примерах различных температур в природе. | 22.01 | ||
72 | Познавательная прогулка. | 1 | Формирование умения измерять температуру воздуха в помещении и на улице, температуру почвы на глубине и поверхности, вести фенологические наблюдения | 22.01 | |||
73-74 | Испарение. Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице. | 2 | Формирование представления о водяном паре в атмосфере, образовании облаков, тумана, росы, инея, атмосферных осадках: снег, град. Формирование умения измерять влажность воздуха в помещении и на улице. | 28.01 28.01 | |||
75 | Занимательные опыты и вопросы. «Кипение воды в бумажной коробке» | 1 | Формирование умения проводить различные опыты по данной теме, «Кипение воды в бумажной коробке» | 29.01 | |||
76-77 | Вечер «Физика за чашкой чая» | 2 | Обобщение и систематизация знаний по данной теме. | 29.01 04.02 | |||
78 | Оформление метеоуголка в кабинете физики. | 1 | 04.02 | ||||
79 | Тепловые явления в нашей жизни | 1 | Формирование умения создавать презентацию по данной теме. | 05.02 | |||
Физика и времена года: Физика весной(3 часа) | 80 | Физические явления весной. | 1 | Формирование умения объяснить весенние явления природы с точки зрения физики. | 05.02 | ||
81-82 | Туман. | 2 | Формирование представления о тумане глазами внимательного наблюдателя, тумане под микроскопом, насыщенном водяном паре, возникновении тумана, туманах испарения и туманах охлаждения, тумане и цвете. | 11.02 11.02 | |||
Физика и электричество (10 часов) | 83 | Электрические явления. Электризация тел. | 1 | Формирование представления о электризации тел, электрических явлениях. | 12.02 | ||
84-85 | Способы соединения потребителей электрической энергии. | 2 | Формирование знаний о последовательном и параллельном соединении проводников, законах для параллельного и последовательного соединения, применении параллельного и последовательного соединения. | 12.02 18.02 | |||
86-87 | Проводники и непроводники электричества. Электрическая цепь и ее составные части. | 2 | Формирование представления о проводниках и диэлектриках, электрической цепи и её составных. Формирование изображать и соединять электрические цепи. | 18.02 19.02 | |||
88 | Проект-исследование «Экономия электроэнергии» | 1 | Формирование умения выдвижения гипотезы о важности экономии света, нахождения возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома | 19.02 | |||
89 | Атмосферное электричество. Грозовая туча. Молния в атмосфере | 1 | Формирование представления о природе молнии, видах молнии, физике линейной молнии, громе, шаровой молнии и её физической природе. | 25.02 | |||
90 | Взаимное притяжение и отталкивание «Султанов» | 1 | Формирование умения проводить и объяснять занимательные опыты по электричеству. | 25.02 | |||
91-92 | Развлекательная игра «Сто тысяч почему?» | 2 | Обобщение и систематизация знаний по данной теме. | 26.02 26.02 | |||
Световые явления ( 9 часов) | 93-94 | Источники света. | 2 | Формирование представления о распространении света. роли света в жизни человека, достижениях и перспективах использования световой энергии Солнца человеком. Формирование умения создавать проекты по темам: «Свет в жизни животных и человека», «Перспективы использования световой энергии». | 04.03 04.03 | ||
95-96 | Разложение белого света. Радуга | 2 | Формирование представления о радуге, развитии представлений и физики возникновения радуги, ходе светового луча в капле дождя, причинах возникновения дополнительной радуги, чередовании цветов в основной и дополнительной радугах, влиянии размеров и капель на вид радуги, радуге на других планетах, физике и красоте. | 05.03 05.03 | |||
97 | Глаз. | 1 | Формирование представления о глазе – живом оптическом приборе, нормальном зрении. линзах, глазе как оптической системе, дефектах зрения, очках, близорукости, дальнозоркости. | 11.03 | |||
98 | Лупа. Микроскоп. Телескоп. | 1 | Формирование представления о устройстве микроскопа и телескопа. | 11.03 | |||
99 | Оптические иллюзии | 1 | Формирование представления о оптических иллюзиях. | 12.03 | |||
100-101 | Фотоаппарат. Проектор. Спектроскоп. | 2 | Формирование представления о устройстве фотоаппарата, проектора, спектроскопа. Формирование умения наблюдения сплошного и линейчатого спектров. | 12.03 18.03 | |||
Физика космоса (5 часов) | 102 | Достижения и перспективы современной космонавтики. | 1 | Формирование представления о роли космоса в жизни современного общества, полетах к другим планетам, влиянии космоса на организм человека | 18.03 | ||
103 | Международное сотрудничество в освоении космоса . | 1 | Формирование представления о международном сотрудничестве в освоении космоса, проектах исследования космоса. | 19.03 | |||
104 | Космос. История космонавтики | 1 | Формирование представления о космосе, истории космонавтики. | 19.03 | |||
4 четверть | 105-106 | Реактивное движения. Принцип работы ракеты. | 2 | Формирование представления о импульсе тела, законе сохранения импульса, реактивном движении, принципе работы ракет. | 01.04 01.04 | ||
Магнетизм (5 часов) | 107 | Магнитное поле Земли. Компас Взаимодействие магнитов | 1 | Формирование представления о магнитном поле Земли, компасе, взаимодействии магнитов. | 02.04 | ||
108 | Взаимодействие магнитов. Занимательные опыты по магнетизму. | 1 | Формирование умения проводить и объяснять различные опыты по магнетизму. | 02.04 | |||
109 | Магнитобиология. | 1 | Формирование представления о связи двух наук физика и биология. | 08.04 | |||
110-111 | Полярные сияния. Магнитные бури. | 2 | Формирование представления о полярном сиянии, формах полярных сияний, о том где и когда они наблюдаются, силах Ампера и Лоренца, движении заряженной частицы в однородном магнитном поле, люминесценции, электронных полярных сияниях, протонных полярных сияниях. | 08.04 09.04 | |||
Достижения современной физики (12 часов). | 112 | Наноматериалы. | 1 | Формирование представления о инструментах и методах наномира, физических и химических свойствах нанообъектов, наномедицине, наноэлектронике. | 09.04 | ||
113-115 | Нанотехнологии вокруг нас. | 3 | Формирование представления о товарах, созданных с использованием нанотехнологий и причинах их уникальных свойств, несмачиваемых и всегда чистых ветровых стёкл, дисков колёс и т.п., созданных на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхностях, обладающих бактерицидными свойствами, нанокомпозитных материалах, нанотехнологиях в различных областях производства, в энергетике и экологии,в криминалистике и косметике, динамике развития нанотехнологий в России и за рубежом, перспективах мировой наноэкономики. | 15.04 15.04 16.04 | |||
116 | Средства современной связи. | 1 | Формирование представления о истории развития связи, о средствах современной связи. | 16.04 | |||
117 | Системы астронавигации (GPS и Глонасс) | 1 | Формирование представления о системах астронавигации (GPS и Глонасс) | 22.04 | |||
118-119 | Физика и военная техника. | 2 | Формирование представления о физике в задачах военно-исторических событий, роли физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг, развитии военной техники. | 22.04 23.04 | |||
120 | День радио | 1 | Формирование представления о радиоволнах, принципах радиосвязи, о истории развития радио. | 23.04 | |||
121 | Новости физики и космоса | 1 | Формирование представления о связи развития науки физика и перспективах освоения космоса. | 29.04 | |||
122-123 | Выпуск стенгазеты "Достижения современной физики " | 2 | Обобщение и систематизация знаний. | 29.04 30.04 | |||
Физика и времена года: Физика летом( 17 часов). | 124 | Какой месяц лета самый жаркий? Жаркое лето и пчелы. | 1 | Формирование представления о причинах повышения температуры летом, пчеле как летательном аппарате. | 30.04 | ||
125 | Как и когда правильно срезать цветы? На качелях "дух захватывает". | 1 | Формирование представления о связи двух наук биология и физика, колебательной системе «качели». | 06.05 | |||
126 | Экскурсия «Физика у водоема» | 1 | Формирование умения объяснять явления природы с точки зрения физики | 06.05 | |||
127-128 | Закат Солнца | 2 | Формирование представления о удивительном в солнечных закатах, красном цвете заходящего Солнца и голубом цвете дневного неба, рефракции света в атмосфере, интересных историях связанных с закатом, сплюснутости заходящего солнечного диска, зеленом луче. Формирование умения объяснять появления слепой полосы, кажущееся увеличение размеров заходящего Солнца. | 07.05 07.05 | |||
129-130 | Физические софизмы и парадоксы | 2 | Формирование представления о физических софизмах и парадоксах. | 13.05 13.05 | |||
131-132 | Физические кроссворды и ребусы. | 2 | Формирование умения составления и решения физических кроссвордов и ребусов. | 14.05 14.05 | |||
133-134 | Урок-представление «Физические фокусы» | 2 | Формирование умения демонстрировать «физические фокусы» | 20.05 20.05 | |||
135-136 | Защита электронной презентации «Мои шаги в мире науки» | 2 | Обобщение и систематизация знаний. | 21.05 21.05 | |||
137-139 | Проектная работа. Изготовление действующей модели. | 3 | Формирование умения изготавливать действующие модели кораблей, воздушного шара, и т.д. | 27.05 27.05 28.05 | |||
140 | Защита проекта. Выставка работ. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | 28.05 |