Создание электронных образовательных ресурсов, как инновационный метод преподавания физики.
В докладе рассказывается об использовании эор на уроках физики, при объянении нового материала, закреплении, повторении, проведении лабораторных работ на уроке физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_eorkak_innovatsionnyy_metod.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мбоу сош с углубленным изучением отдельных предметов №2
Г. Лебедянь
Использование электронных образовательных
ресурсов в процессе преподавания физики.
Подготовила учитель
физики первой категории
Бузина Н.Н.
2015 год
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
Работа с электронными образовательными ресурсами легко вписывается в урок и позволяет учителю организовывать новые виды учебной деятельности.
В основе применения ЭОР в преподавании физики лежат нормативные документы:
«Концепция модернизации российского образования »; «Национальный проект в сфере образования»; Научно-методический журнал «Физика в школе»;
Задачи, которые стоят перед учителем физики - создание условий для повышения интереса учащихся к физике, вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую деятельность; формирование компетенций учащихся на уроках с ИКТ; развитие творческого начала в деятельности ребенка, формирование у него положительной мотивации к учебному предмету. В настоящее время в современном обществе повысился социальный престиж интеллекта, научного знания, добываемого с помощью компьютера. С этим связано стремление дать знания при помощи ЭОР средств с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, научить их владеть и самостоятельно разрабатывать проекты, презентации, программы, создавать сайты, куда можно выкладывать собственную информацию, в том числе и по физике. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с темой уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу обучения, создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.
Применение ЭОР на уроках физики способствует повышению мотивации обучения физики у обучающихся. Компьютер можно использовать: в качестве технического средства обучения; для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками; обучающие программы для самостоятельной работы школьников, диагностики и контроля их знаний; творческих заданиях и проектной деятельности. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов. Отметим, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Можно с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций: изучение нового материала; поиск информации и ее обработки. Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно-деятельностных форм обучения, позволяют решать задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Использование электронных образовательных ресурсов широко применяется для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Занимательная форма подачи материала в виде веселых анимированных героев способствуют непосредственному запоминанию и более качественному усвоению знаний, дают возможность подростку получить опыт решения проблем.
Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:
—графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. ЭОР использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Для демонстраций применяются несколько типов цифровых материалов: короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные схематические рисунки. Компьютерная демонстрация рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта на уроке, а как его дополнение.
Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в школе коллекции цифровых материалов на компакт-дисках, мультимедийные курсы и учебники, ресурсы Интернет и собственные разработки, чаще презентации уроков.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер , который позволяет проводить лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское излучение в 9 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления.
Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат: CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »); Материалы из Интернет-источников;Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий.
Электронные учебники:
Живая Физика -компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. В ней легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются самим пользователем в удобном редакторе среды. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу.
Открытая физика -содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.
Эффективность использования ЭОР тесно связана с методами использования интерактивных моделей. Интерактивные модели можно просто использовать для демонстрации физического процесса, явления, а можно использовать для проведения интерактивных экспериментов.
Применение информационных технологий различается по уровням деятельности
Уровень деятельности | Примеры действий учителя | Примеры действий учащихся |
Пассивный | Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов. | Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов. |
Деятельностный | Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ. Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов. | Выполнение лабораторных работ. Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя. |
Творческий | Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде | Самостоятельное исследование |
На уроках физики я использую мультимедиа ресурсы и Интернет.
Мультимедиа ресурсы (CD-диски).
- «Образовательная коллекция. Открытая физика 1.1»
• «Открытая физика. Часть 1 и 2»
• «От плуга до лазера 2.0 (Интерактивная энциклопедия науки и техники)»
• «Физика 7 – 11 классы: практикум. Диск 1 и 2 (Учебное электронное издание)»
• «Физика 7 – 11 классы (Электронная библиотека наглядных пособий. КиМ)»
• «Физика 7 – 11 классы (Электронная библиотека наглядных пособий. 1С: Образование)»
• «Физика. 7 класс (Комплект электронных пособий)» к учебнику Пурышева Н.С. ВажеевскаяН.Е.
• «Физика. 8 класс (Комплект электронных пособий)» к учебнику Пурышева Н.С. ВажеевскаяН.Е.
• «Физика. 9 класс (Комплект электронных пособий)» к учебнику Пурышева Н.С. ВажеевскаяН.Е.
• «Физика 10 класс (Электронное приложение к учебнику авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.)»
• «Физика 11 класс (Электронное приложение к учебнику авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.)»
• «Физика (1С: Репетитор)»
• «Физика. Подготовка к ЕГЭ (Обучающие курсы TeachPro)»
• «Открытая астрономия»
• «Астрономия. 9 – 10 классы (Электронная библиотека наглядных пособий)»
• «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – 2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г., 2007-2008 уч.г., 2008-2009 уч.г. (Материалы участников)»
Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
http://www.ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)
http://www.microsoft.com/Rus/Education/PiL/Default.mspx (Партнерство в образовании. Информационный портал Microsoft для образовательных учреждений)
http://www.fsu-expert.ru (Общественно-государственная экспертиза учебников. Федеральный совет по учебникам МОН РФ)
http://fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)
http://archive.1september.ru/fiz/ (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.)
http://www.physbook.ru/ (Электронный учебник по физике)
http://www.physics.ru/ (Открытая физика. Физикон)
http://www.fizika.ru/index.htm (Сайт Физика.ру)
http://astronom-ntl.narod.ru (Сборник материалов по физике и астрономии)
http://physics.nad.ru/ (Физика в анимациях)
http://www.uroki.net (Все для учителя)
http://www.twirpx.com (Сайт для студентов, аспирантов и преподавателей)
http://www.ucheba.com (Образовательный портал «УЧЕБА»)
http://www.ege.ru (Сервер информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.curator.ru/e-books/physics.html (Обзор электронных учебников на CD-ROM)
http://www.n-t.org/ (Наука и техника: электронная библиотека)
http://phdep.ifmo.ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов)
http://www.gomulina.orc.ru (Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет)
http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ (Федеральные тесты по механике)
http://n-t.ru/nl/fz/ (Лауреаты нобелевской премии по физике)
http://www.phizik.cjb.net/ (Школьный курс физики)
http://class-fizika.narod.ru/ (Классная физика)
Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.
2. Сериков В. В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста/ В. В. Сериков //Организация проектной деятельности в образовательном пространстве колледжа. – Волгоград, 2008. – С. 12.
3.“Физика-7” под.ред А.А. Пинского, В.А. Разумовского Москва “Просвещение” 2008.
4.“Физика-7” А.В. Пинский, Н.А. Родина Москва “Просвещение” 1991.
5.Б.Ф. Билимович “Физические викторины в средней школе” Издательство “Просвещение” Москва 1968.
6.Библиотека электронных наглядных пособий “Физика 7-11” Министерство образования РФ “Кирилл и Мефодий” 2003.
7.Учебное электронное издание “Физика 7-11” практикум “Физикон” 2004.
8.Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” Москва “Просвещение” 1977.
9.А.Е. Гуревич “Физика 7 класс” Дрофа Москва 2001.
10.“Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва “Омега”
11.Электронные приложения к журналу «Физика в школе» и газете 1 сентября «Физика».