ЭЛЕКТИВ ПО ФИЗИКЕ 11 класс
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.
Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ленинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Протокол № ____ от «___» сентября 2015г. Руководитель методического объединения __________ /В.В.Балакшина/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ /Н.А.Паршева/ «___» сентября 2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ________ /М.Г.Пачина/ «___» сентября 2015г. |
Рабочая программа
элективного курса по физике «Решение нестандартных задач»
для 11 класса. 34 часа (1 час в неделю)
учителя физики –Шинкарюк Светланы Юрьевны.
г. Ленинск 2015г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка.
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.
Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются
- следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление
- знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать
- со справочной и учебной литературой различных источников информации;
- развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную
задачу и находить наилучший способ её решения.
2. Развитие физического и логического мышления школьников.
3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
Методические рекомендации.
По выполнению программы учащиеся должны знать:
- основные понятия физики
- основные законы физики
- вывод основных законов
- понятие инерции, закона инерции
- виды энергии
- разновидность протекания тока в различных средах
- состав атома
- закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
- производить расчеты по физическим формулам
- производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения
- производить расчеты по определению теплового баланса тел
- решать качественные задачи
- решать графические задачи
- снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
- писать ядерные реакции
- составлять уравнения движения
- по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
- давать характеристики процессам происходящие в газах
- строить графики процессов
- описывать процессы
- применять закон сохранения механической энергии
- применять закон сохранения импульса
- делать выводы
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникативные
- обучение в диалоге
- личностно-ориентированное обучение.
Учебно-тематический план
11 класс.
Всего - 34 часа
В неделю - 1 час.
№ | Тема занятия | Вид занятия | Дата |
Раздел «Механика» (16 ч.) | |||
Кинематика(5ч) | |||
1 | Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность движения | лекция | |
2 | Равномерное прямолинейное движение. Уравнение. Графический способ задания движения. Скорость материальной точки. | практическое занятие | |
3 | Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение материальной точки. Уравнение движения. Графики движения. | практическое занятие | |
4 | Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тел, брошенных под углом к горизонту. | практическое занятие | |
5 | Движение точки по окружности. Угловая и линейная скорости. Центростремительное ускорение. | практическое занятие | |
Динамика (4ч) | |||
6 | Динамика. Масса тела. Плотность вещества. | практическое занятие | |
7 | Законы Ньютона. Сила. Принцип суперпозиции сил. | лекция | |
8 | Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Первая космическая скорость. | практическое занятие | |
9 | Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Коэффициент трения. Момент силы. | практическое занятие | |
Статика(2ч) | |||
10 | Давление. Закон Паскаля. Давление в жидкости. | практическое занятие | |
11 | Закон Архимеда. Условие плавания тел. | практическое занятие | |
Законы сохранения в механике (3ч) | |||
12 | Импульс материальный точки. Закон сохранения импульса. | практическое занятие | |
13 | Работа силы. Мощность силы. | практическое занятие | |
14 | Кинетическая и потенциальная энергия. Закон изменения и сохранения механической энергии. | практическое занятие | |
Механические колебания и волны(2ч) | |||
15 | Математический и пружинный маятник. Гармонические колебания. Период и частота колебания. Звук. Скорость звука. | практическое занятие | |
16 | Скорость распространения и длина волны. Поперечные и продольные волны. | лекция | |
Раздел «Молекулярная физика. Термодинамика». (6ч) | |||
17 | МКТ. Давление газа. Уравнение Менделеева- Клапейрона. Изопроцессы. Внутренняя энергия газа. | практическое занятие | |
18 | Влажность воздуха. Относительная влажность. Изменение агрегатных состояний вещества. | практическое занятие | |
19 | Количество теплоты. Расчет количества теплоты при фазовых переходах | практическое занятие | |
20 | Законы термодинамики. Работа в термодинамике. Адиабатный процесс. | практическое занятие | |
21 | Решение задач на уравнение теплового баланса. | практическое занятие | |
22 | Тепловые двигатели. Расчет КПД двигателя. Максимальное значение КПД. | практическое занятие | |
Раздел « Электродинамика».(8ч) | |||
Законы постоянного тока(3ч) | |||
23 | Электрический заряд. Два вида зарядов. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность поля. | практическое занятие | |
24 | Энергия электростатического поля. Потенциал. Конденсатор. Электроёмкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. | лекция | |
25 | Законы постоянного тока. Сила тока. Закон Ома. Работа и мощность тока. Соединения проводников. Закон Джоуля-Ленца. | практическое занятие | |
Магнитное поле. Электромагнитная индукция(3ч) | |||
26 | Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца. Опыт Эрстеда. | практическое занятие | |
27 | Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Индуктивность. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. | лекция | |
28 | Электромагнитные колебания и волны. Колебательный контур. Свойства электромагнитных волн. | лекция | |
Оптика(2ч) | |||
29 | Законы отражения и преломления света. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. | практическое занятие | |
30 | Интерференция и дифракция света. Максимумы и минимумы. Дисперсия света. | практическое занятие | |
Раздел «Квантовая физика» (4ч) | |||
31 | Энергия свободной частицы. Импульс частицы. | практическое занятие | |
32 | Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. Длина волны де Бройля. | практическое занятие | |
33 | Планетарная модель атома. Постулаты Бора. | практическое занятие | |
34 | Радиоактивность. Альфа и бета распады. Энергия связи. Дефект массы. Ядерные реакции. | практическое занятие |
По окончании курса обучающиеся должны:
- Применять полученные знания для решения физических задач.
- Знать и понимать смысл физических понятий, величин, законов, постулатов.
- Уметь описывать и объяснять физические явления, опыты, определять характер физического процесса по графику, формуле, таблице. Уметь измерять физические величины.
- приобрести умения сравнивать, находить наиболее рациональные способы решения задач.
- развить вычислительные навыки решения задач.
- анализировать полученные результаты, делать выводы.
Литература:
- Физика.10-11 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ Л. Э. Генденштейн. Ю.И.Дик.2012
- Физика 10-11 класс. «Илекса». 2014г.Москва.
- Физика-10-11, авт. В.А. Касьянов.2011
- Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич
- Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов.2014
- Физика ЕГЭ 2013-2014 .ФИПИ. Орлов В.А. и др.
- Экспресс-подготовка..Физика.ЕГЭ.О.П.Бальва и др.Москва.
- ЕГЭ 2015.Физика.Типовые тестовые задания.О.Ф.Кабардина,С.И.Кабардин.В.А.орлов.Москва.Экзамен.2015г
- Подготовка к ЕГЭ 2015г. Монастырский Л.М.
10) Л.А.Кирик, Ю.И.Дик.Сборник заданий и самостоятельных работ Физика.10-11кл.
11) Тематический контроль пот физике.Зачеты.10-11кл.Ильина Н.В. «Интеллект- Центр».Москва.2013г.
12) ЕГЭ -2015г. Физика. Эффективная подготовка к ЕГЭ.Н.И.Зорин.МоскваЭксмо.2014г.
13) Сайт «Решу ЕГЭ РФ».
14)Сайт ФИПИ.