Методическая разработка открытого урока по физике по теме "Динамометр"

Разработка урока по  физике в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_v_7_klasse.docx856.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по физике в 7 классе

2014-2015 уч.г.

Учитель физики: Лисина Ю.В.

Дата проведения: 12.12.2014г.

Тема урока: «Динамометр»

Идея урока:

Урок состоит из нескольких этапов. На каждом  этапе  ученика  будут выполнять задания определенного типа. Для  оценки каждого задания применяется рейтинговая система (от 30 до 25 баллов – оценка «отлично», от 24 до 19 баллов – оценка «хорошо», от 18 до 13 баллов – оценка «удовлетворительно»). Результат выполнения задания заносится  в лист «Навигатор», т.е.  каждый ученик может в режиме реального времени знать свою оценку. Чтобы уменьшить время проверки  некоторой части заданий составляется шаблон.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с прибором для измерения силы, его устройством и принципам действия.
  2. Сформировать практические умения измерять физическую величину (силу)
  3. Научить градуировать динамометр.

Задачи:

  • Совершенствовать общеучебные умения;
  • Учить планировать действия, готовить рабочее место, оформлять и оценивать свои результаты;
  • Развивать умения пользоваться приборами;
  • Развивать умения грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ;
  • Формирование умений: работать самостоятельно, рационально распределять своё время, делать свой выбор и нести за него ответственность,ставить перед собой проблему и решать её;
  • Продолжить работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.

Тип  рассматриваемого урока: комбинированный (проблемно-поисковый).

Форма обучения: -  групповая, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся.

Методы обучения: - информационные, репродуктивные, наглядные, исследовательские.

Необходимое оборудование:  мультимедиа проектор, компьютеры, электронная  презентация, программа компьютерного тестирования, интерактивные задания, оборудование для выполнения экспериментального задания (набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел).

Программное обеспечение: MS PowerPoint, My TestPro

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация и повторение знаний.
  3. Сообщение темы. Постановка целей урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультминутка
  6. Выполнение экспериментальной задачи.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих. Организация внимания и внутренней готовности.

Учитель: (слайд 1) Здравствуйте, садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. Сегодня у нас на уроке гости, но вы не волнуйтесь, будьте внимательны и уверены в своей работе.

  1. Актуализация и повторение знаний. (15 мин)

Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок совершенствования наших знаний и умений. Мне хочется начать наш урок  со знаменитой  фразы: «Кто владеет информацией, тот  владеет миром!».  У нас есть определённый багаж знаний по теме «Сила». Давайте узнаем, а как вы владеете информацией по данной теме? И в этом мне помогут задания, которые я для вас подготовила.

Учитель: На уроке  вам предоставляется возможность самим контролировать свои оценки, которые вы получите в течение урока. У вас на столах имеются бланки «Навигаторы». Для того чтобы получить оценку «отлично» - вы должны набрать  от 30 до 25 баллов, оценку «хорошо» - должны набрать от 24 до 19 баллов, оценку «удовлетворительно» - если вы набрали от 18 до 13  баллов, менее 12 баллов оценка «неудовлетворительно».  

(Раздать карточки с заданиями, листы «Навигаторы»  каждому ученику)

Задание №1: Ваша задача заполнить пропуски в тексте, используя слова: векторная, сила, скорость, первое, , приложения, односторонним, направление, модуль. (на выполнение задания отводится 3 минуты)

Текст

Действие одного числа на другое не может быть________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на ______________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или ________________. Мерой воздействия одного тела на другое является __________. Сила это - ___________________ величина. На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом: начала отрезка есть точка ______________________ силы, направление стрелки указывает  _____________________ силы, длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе ______________ силы, рядом со стрелкой пишется обозначение_________________.

 

Проверить правильность выполнения задания (проверка  по презентации), учащиеся оценивают свои работы по 9 бальной системе, одно правильное слово – 1 балл, и заполняют лист «Навигатор»

Учитель: Молодцы! Справились с заданием.

Учитель: Переходим к выполнению следующего задания. Для этого мне понадобится 3-4 добровольца, а остальные работаю на месте. Ваша задача выполнить тестовые задания на компьютере по теме «Сила», и баллы которые вы получаете за тестирование вы выставляете в лист «Навигатор».

(Часть учащихся выполняют тестовые задания  на компьютерах (3 чел), а остальные работают с презентацией. Баллы, которые учащиеся получают за тесты вписывают в лист «навигатор»)

Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, а с какими силами вы познакомились на прошлых уроках?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос (сила тяжести, вес тела, сила упругости)

Задание №2: (карточка №2) Как называются силы, изображенные на рисунке? (задание дублируется в презентации)

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос в карточках с последующей проверкой, в листах «Навигаторах» проставляют баллы (1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов  - 3),.

Учитель: Молодцы, выполняем следующее задание.

Задание №3: Установите соответствие между физическими величинами и формулами

(учащиеся оценивают свою работу по 3 бальной системе и выставляют в лист «Навигатор», 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов  - 3)

Учащиеся, выполнившие тест, возвращаются на рабочее место.

Учитель: Какая единица принята в СИ основной для измерения силы?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Задание №4: Выразите:

0,05 кН = ________Н         25 мН = ______Н          780 Н = ______кН

0,003кН = ________Н        400мН = ______Н         0,8 Н = ______мН

Учащиеся выражают указанные значения, оценивают свою работу, 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 6. Результат выставляют в лист «Навигатор»

Задание №5: Укажите соответствие между физическими величинами и приборами, для измерения данных физических величин.

(учащиеся оценивают свою работу по 4 бальной системе и выставляют в лист «Навигатор», 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов  - 4)

Учитель: Молодцы все справились с заданиями, а сейчас отложите свои листы «Навигаторы» на край стола, и ответьте на следующий вопрос:

Вопрос: Как вы думаете, можем ли мы  измерить силу? С помощью чего?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос.

3.        Сообщение темы. Постановка целей урока. (1 мин)

Учитель: (объявляет цель и тему урока) Сегодня вам на уроке предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы, рассмотреть его устройство и принцип действия, и научиться пользоваться им.

Итак, тема нашего урока «Динамометр» (учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока)

4.        Изучение нового материала. (5 мин)

(Изучение нового материала сопровождается показом презентации.)

Учитель: Так что же такое динамометр, и откуда взялось название этого прибора?

Рассказ учителя: Слово «Динамометр» образовано из двух слов:

динамис – в переводе с греч. «сила»

метрео – «измеряю» (записывают в тетрадь)

Определение: Динамометр – это прибор для измерения силы (уч-ся записывают в тетрадь)

Учитель: с помощью динамометра измеряют силу тяжести, силу упругости, вес тела, а также силу трения.

  • Динамометры бывают различного устройства. Основная их часть – стальная пружина, которой придают различную форму в зависимости от назначения прибора.
  • Устройство простейшего динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины.

Учитель: существует несколько видов динамометров (показ презентации)

Например:

  • Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.
  • Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометр – силомер.
  • Для измерения больших сил, таких как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры.
  • Тяговыми динамометрами можно измерять силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.

Учитель: Но нас интересует школьный динамометр, с которым мы сегодня и будем работать. 

  1. Физкультминутка.( 1мин)

Учитель: Давайте, сейчас, немного отдохнем. Встаньте со стульев, выйдите  из стола. Сейчас я вас буду говорить высказывания, если вы согласны, то руки поднимаете вверх, если нет, то в стороны.

  1. На два тела одинаковой массы, но разного объема, находящиеся на поверхности стола,   действует одинаковая сила тяжести. (Да)
  2. На яблоко, падающее на землю,  действует сила  упругости. (Нет)
  3. Сила упругости -   векторная физическая величина. (Да)
  4. Динамометр – это прибор для измерения объема. (Нет)
  5. Единица измерения силы Ньютон. (Да)
  6. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да)

Учитель: Спасибо, садитесь на свои места и продолжаем нашу работу.

6. Выполнение экспериментальной задачи (15 мин)

Учитель: И так, мы познакомились с прибором для измерения силы. Наша задача с вами научиться измерять силу динамометром, для этого нам потребуется подготовить наш прибор к работе. Выполним небольшую практическую работу.

(Учитель за ранее раздает оборудование и карточки с практической работой, учащиеся работают на своих местах с оборудованием, а  учитель работает с презентацией.)

Практическая работа оценивается по 5 бальной системе.

Практическая работа «Градирование пружины и изменение силы динамометром»

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерить силу.

Оборудование: набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел.

Указание к работе.

  1. Динамометр обклеить листочком бумаги.
  2. Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.
  3. Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя 
    (поставьте цифру 0).
  4. Подвести к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Отметьте на листочке бумаги полученный результат.
  5. Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.
  6. Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.
     Ваш динамометр готов!
  7. Определите цену деления полученного динамометра.
    Что для этого надо сделать?
    Как определить цену деления у прибора?
  8. С помощью получившегося динамометра измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ. Результаты запишите в тетрадь.

Вывод по работе.

Учащиеся оценивают свою практическую работу по пятибалльной системе и выставляют в лист «Навигатор»

7. Подведение итогов урока. (3 мин)

Учитель: Наш урок подходит к завершению, и я вам предлагаю вернуться к целям нашего урока. Какие цели мы с вами в начале урока поставили?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос

1. Познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципам действия.

2. Сформировать практические умения измерять физическую величину (силу)

3. Научиться градуировать динамометр.

Учитель: цели достигнуты?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Учитель: Сейчас давайте подсчитаем свои баллы за урок и оценим свою работу по пятибалльной системе.

(учащиеся считают баллы, и выставляют оценки за урок)

8. Домашнее задание. (2 мин)

Учитель: Д/з изучить п. 29, выполнить упр. 11 (1,3)

Творческое задание: дома самостоятельно подготовить прибор «Динамометр»

Спасибо за урок

Приложение №1

Лист «Навигатор»

ФИ ученика:

Класс:

Тип задания

Максимальное количество баллов

Баллы за выполнение заданий

1.

Задание №1  «Вставить пропущенные слова»

9

2.

Тестирование по теме «Сила»

5

3.

Задание №2 «Определение силы по рисунку»

3

4.

Задание №3 «Установите соответствие между физическими величинами и формулами»

3

5.

Задание №4 «Выразить»

6

5.

Задание №5  «Установите соответствие между приборами и физическими величинами»

4

6.

Практическая работа

5

Итоговое количество баллов:

30

Приложение 2

Задание №1: Заполнить пропуски в тексте, используя слова: векторная, сила, скорость, первое, , приложения, односторонним, направление, модуль. (на выполнение задания отводится 3 минуты)

Текст

Действие одного числа на другое не может быть________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на ______________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или ________________. Мерой воздействия одного тела на другое является __________. Сила это - ___________________ величина. На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом: начала отрезка есть точка ______________________ силы, направление стрелки указывает  _____________________ силы, длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе ______________ силы, рядом со стрелкой пишется обозначение_________________.

 

Задание №2: Как называются силы, изображенные на рисунке?

Задание №3: Установите соответствие между физическими величинами и формулами:

Задание №4: Выразите:

Задание №5: Укажите соответствие между физическими величинами и приборами, для измерения данных физических величин:

Приложение №3

Практическая работа «Градирование пружины и изменение силы динамометром»

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерить силу.

Оборудование: набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел.

Указание к работе.

1.        Динамометр обклеить листочком бумаги.

2.        Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.

3.        Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя

(поставьте цифру 0).

4.        Подвести к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Отметьте на листочке бумаги полученный результат.

5.        Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.

6.        Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.

 Ваш динамометр готов!

7.        Определите цену деления полученного динамометра.

Что для этого надо сделать?

Как определить цену деления у прибора?

8.        С помощью получившегося динамометра измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ. Результаты запишите в тетрадь.

Вывод по работе.