Методическая разработка открытого урока по физике по теме "Динамометр"
Разработка урока по физике в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_v_7_klasse.docx | 856.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока по физике в 7 классе
2014-2015 уч.г.
Дата проведения: 12.12.2014г.
Тема урока: «Динамометр»
Идея урока:
Урок состоит из нескольких этапов. На каждом этапе ученика будут выполнять задания определенного типа. Для оценки каждого задания применяется рейтинговая система (от 30 до 25 баллов – оценка «отлично», от 24 до 19 баллов – оценка «хорошо», от 18 до 13 баллов – оценка «удовлетворительно»). Результат выполнения задания заносится в лист «Навигатор», т.е. каждый ученик может в режиме реального времени знать свою оценку. Чтобы уменьшить время проверки некоторой части заданий составляется шаблон.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с прибором для измерения силы, его устройством и принципам действия.
- Сформировать практические умения измерять физическую величину (силу)
- Научить градуировать динамометр.
Задачи:
- Совершенствовать общеучебные умения;
- Учить планировать действия, готовить рабочее место, оформлять и оценивать свои результаты;
- Развивать умения пользоваться приборами;
- Развивать умения грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ;
- Формирование умений: работать самостоятельно, рационально распределять своё время, делать свой выбор и нести за него ответственность,ставить перед собой проблему и решать её;
- Продолжить работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.
Тип рассматриваемого урока: комбинированный (проблемно-поисковый).
Форма обучения: - групповая, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся.
Методы обучения: - информационные, репродуктивные, наглядные, исследовательские.
Необходимое оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, электронная презентация, программа компьютерного тестирования, интерактивные задания, оборудование для выполнения экспериментального задания (набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел).
Программное обеспечение: MS PowerPoint, My TestPro
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация и повторение знаний.
- Сообщение темы. Постановка целей урока.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- Выполнение экспериментальной задачи.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. (1 мин)
Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих. Организация внимания и внутренней готовности.
Учитель: (слайд 1) Здравствуйте, садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. Сегодня у нас на уроке гости, но вы не волнуйтесь, будьте внимательны и уверены в своей работе.
- Актуализация и повторение знаний. (15 мин)
Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок совершенствования наших знаний и умений. Мне хочется начать наш урок со знаменитой фразы: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!». У нас есть определённый багаж знаний по теме «Сила». Давайте узнаем, а как вы владеете информацией по данной теме? И в этом мне помогут задания, которые я для вас подготовила.
Учитель: На уроке вам предоставляется возможность самим контролировать свои оценки, которые вы получите в течение урока. У вас на столах имеются бланки «Навигаторы». Для того чтобы получить оценку «отлично» - вы должны набрать от 30 до 25 баллов, оценку «хорошо» - должны набрать от 24 до 19 баллов, оценку «удовлетворительно» - если вы набрали от 18 до 13 баллов, менее 12 баллов оценка «неудовлетворительно».
(Раздать карточки с заданиями, листы «Навигаторы» каждому ученику)
Задание №1: Ваша задача заполнить пропуски в тексте, используя слова: векторная, сила, скорость, первое, , приложения, односторонним, направление, модуль. (на выполнение задания отводится 3 минуты)
Текст
Действие одного числа на другое не может быть________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на ______________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или ________________. Мерой воздействия одного тела на другое является __________. Сила это - ___________________ величина. На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом: начала отрезка есть точка ______________________ силы, направление стрелки указывает _____________________ силы, длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе ______________ силы, рядом со стрелкой пишется обозначение_________________.
|
Проверить правильность выполнения задания (проверка по презентации), учащиеся оценивают свои работы по 9 бальной системе, одно правильное слово – 1 балл, и заполняют лист «Навигатор»
Учитель: Молодцы! Справились с заданием.
Учитель: Переходим к выполнению следующего задания. Для этого мне понадобится 3-4 добровольца, а остальные работаю на месте. Ваша задача выполнить тестовые задания на компьютере по теме «Сила», и баллы которые вы получаете за тестирование вы выставляете в лист «Навигатор».
(Часть учащихся выполняют тестовые задания на компьютерах (3 чел), а остальные работают с презентацией. Баллы, которые учащиеся получают за тесты вписывают в лист «навигатор»)
Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, а с какими силами вы познакомились на прошлых уроках?
Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос (сила тяжести, вес тела, сила упругости)
Задание №2: (карточка №2) Как называются силы, изображенные на рисунке? (задание дублируется в презентации)
Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос в карточках с последующей проверкой, в листах «Навигаторах» проставляют баллы (1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 3),.
Учитель: Молодцы, выполняем следующее задание.
Задание №3: Установите соответствие между физическими величинами и формулами
(учащиеся оценивают свою работу по 3 бальной системе и выставляют в лист «Навигатор», 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 3)
Учащиеся, выполнившие тест, возвращаются на рабочее место.
Учитель: Какая единица принята в СИ основной для измерения силы?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Задание №4: Выразите:
0,05 кН = ________Н 25 мН = ______Н 780 Н = ______кН
0,003кН = ________Н 400мН = ______Н 0,8 Н = ______мН
Учащиеся выражают указанные значения, оценивают свою работу, 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 6. Результат выставляют в лист «Навигатор»
Задание №5: Укажите соответствие между физическими величинами и приборами, для измерения данных физических величин.
(учащиеся оценивают свою работу по 4 бальной системе и выставляют в лист «Навигатор», 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 4)
Учитель: Молодцы все справились с заданиями, а сейчас отложите свои листы «Навигаторы» на край стола, и ответьте на следующий вопрос:
Вопрос: Как вы думаете, можем ли мы измерить силу? С помощью чего?
Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос.
3. Сообщение темы. Постановка целей урока. (1 мин)
Учитель: (объявляет цель и тему урока) Сегодня вам на уроке предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы, рассмотреть его устройство и принцип действия, и научиться пользоваться им.
Итак, тема нашего урока «Динамометр» (учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока)
4. Изучение нового материала. (5 мин)
(Изучение нового материала сопровождается показом презентации.)
Учитель: Так что же такое динамометр, и откуда взялось название этого прибора?
Рассказ учителя: Слово «Динамометр» образовано из двух слов:
динамис – в переводе с греч. «сила»
метрео – «измеряю» (записывают в тетрадь)
Определение: Динамометр – это прибор для измерения силы (уч-ся записывают в тетрадь)
Учитель: с помощью динамометра измеряют силу тяжести, силу упругости, вес тела, а также силу трения.
- Динамометры бывают различного устройства. Основная их часть – стальная пружина, которой придают различную форму в зависимости от назначения прибора.
- Устройство простейшего динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины.
Учитель: существует несколько видов динамометров (показ презентации)
Например:
- Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.
- Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометр – силомер.
- Для измерения больших сил, таких как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры.
- Тяговыми динамометрами можно измерять силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.
Учитель: Но нас интересует школьный динамометр, с которым мы сегодня и будем работать.
- Физкультминутка.( 1мин)
Учитель: Давайте, сейчас, немного отдохнем. Встаньте со стульев, выйдите из стола. Сейчас я вас буду говорить высказывания, если вы согласны, то руки поднимаете вверх, если нет, то в стороны.
- На два тела одинаковой массы, но разного объема, находящиеся на поверхности стола, действует одинаковая сила тяжести. (Да)
- На яблоко, падающее на землю, действует сила упругости. (Нет)
- Сила упругости - векторная физическая величина. (Да)
- Динамометр – это прибор для измерения объема. (Нет)
- Единица измерения силы Ньютон. (Да)
- Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да)
Учитель: Спасибо, садитесь на свои места и продолжаем нашу работу.
6. Выполнение экспериментальной задачи (15 мин)
Учитель: И так, мы познакомились с прибором для измерения силы. Наша задача с вами научиться измерять силу динамометром, для этого нам потребуется подготовить наш прибор к работе. Выполним небольшую практическую работу.
(Учитель за ранее раздает оборудование и карточки с практической работой, учащиеся работают на своих местах с оборудованием, а учитель работает с презентацией.)
Практическая работа оценивается по 5 бальной системе.
Практическая работа «Градирование пружины и изменение силы динамометром»
Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерить силу.
Оборудование: набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел.
Указание к работе.
- Динамометр обклеить листочком бумаги.
- Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.
- Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя
(поставьте цифру 0). - Подвести к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Отметьте на листочке бумаги полученный результат.
- Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.
- Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.
Ваш динамометр готов! - Определите цену деления полученного динамометра.
Что для этого надо сделать?
Как определить цену деления у прибора? - С помощью получившегося динамометра измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ. Результаты запишите в тетрадь.
Вывод по работе.
Учащиеся оценивают свою практическую работу по пятибалльной системе и выставляют в лист «Навигатор»
7. Подведение итогов урока. (3 мин)
Учитель: Наш урок подходит к завершению, и я вам предлагаю вернуться к целям нашего урока. Какие цели мы с вами в начале урока поставили?
Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос
1. Познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципам действия.
2. Сформировать практические умения измерять физическую величину (силу)
3. Научиться градуировать динамометр.
Учитель: цели достигнуты?
Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Учитель: Сейчас давайте подсчитаем свои баллы за урок и оценим свою работу по пятибалльной системе.
(учащиеся считают баллы, и выставляют оценки за урок)
8. Домашнее задание. (2 мин)
Учитель: Д/з изучить п. 29, выполнить упр. 11 (1,3)
Творческое задание: дома самостоятельно подготовить прибор «Динамометр»
Спасибо за урок
Приложение №1
Лист «Навигатор» ФИ ученика: Класс: | |||
Тип задания | Максимальное количество баллов | Баллы за выполнение заданий | |
1. | Задание №1 «Вставить пропущенные слова» | 9 | |
2. | Тестирование по теме «Сила» | 5 | |
3. | Задание №2 «Определение силы по рисунку» | 3 | |
4. | Задание №3 «Установите соответствие между физическими величинами и формулами» | 3 | |
5. | Задание №4 «Выразить» | 6 | |
5. | Задание №5 «Установите соответствие между приборами и физическими величинами» | 4 | |
6. | Практическая работа | 5 | |
Итоговое количество баллов: | 30 |
Приложение 2
Задание №1: Заполнить пропуски в тексте, используя слова: векторная, сила, скорость, первое, , приложения, односторонним, направление, модуль. (на выполнение задания отводится 3 минуты)
Текст
Действие одного числа на другое не может быть________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на ______________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или ________________. Мерой воздействия одного тела на другое является __________. Сила это - ___________________ величина. На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом: начала отрезка есть точка ______________________ силы, направление стрелки указывает _____________________ силы, длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе ______________ силы, рядом со стрелкой пишется обозначение_________________.
|
Задание №2: Как называются силы, изображенные на рисунке?
Задание №3: Установите соответствие между физическими величинами и формулами:
Задание №4: Выразите:
Задание №5: Укажите соответствие между физическими величинами и приборами, для измерения данных физических величин:
Приложение №3
Практическая работа «Градирование пружины и изменение силы динамометром»
Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерить силу.
Оборудование: набор грузов по 100 грамм, динамометр, листок белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три разных цилиндра из набора тел.
Указание к работе.
1. Динамометр обклеить листочком бумаги.
2. Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.
3. Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя
(поставьте цифру 0).
4. Подвести к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Отметьте на листочке бумаги полученный результат.
5. Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.
6. Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.
Ваш динамометр готов!
7. Определите цену деления полученного динамометра.
Что для этого надо сделать?
Как определить цену деления у прибора?
8. С помощью получившегося динамометра измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ. Результаты запишите в тетрадь.
Вывод по работе.