"Инновационные технологии на уроках физики"

В данной статье предсталено опыт моей работы по использованию иновационных технологий на своих уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2015_god.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационные технологии на уроках физики».

Главная  особенность в обучения

— это не учить школьников

 самостоятельности,

а создавать условия

для ее проявления.

С. В. Анофриковой

Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление новые взгляд на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько знаниям, получаемым в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно - научного цикла несут главную  роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес. Богатейшие возможности для развития интереса к предмету дают современные информационно-коммуникационные технологии.

Но информационные технологии могут быть эффективными только в том случае, когда педагог ими владеет в совершенстве.

Я работаю учителем физики и информатики в сельской школе. И как педагог, стремящийся к творческому развитию и владеющий информационными технологиями, использую, данные технологи на своих уроках физики. Использование ИКТ – технологий делает процесс обучения более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей у детей, существенно повышающей уровень индивидуализации обучения, а также позволяют мне:

  • организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  • применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование виртуальных лабораторий, электронное обучение с применением дистанционных технологий;
  • использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа;
  • диагностировать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений и навыков с помощью компьютерного тестирования в режиме он-лайн;
  • управлять обучением, контролировать результаты учебной деятельности, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня ребенка;
  • создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности

Информационные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. Мне хочется остановиться на некоторых из них, и поделиться своим опытом работы.

Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента. Использование компьютерных моделей позволяет разнообразить и оживить уроки физики. Например, модель «Двигатель внутреннего сгорания» познакомит учащихся с принципом работы двигателя внутреннего сгорания и наглядно покажет его работу. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия модели, и это дает возможность для широкого использования моделей в исследовательской и проектной деятельности учеников. Интерактивность моделей открывает перед образовательным процессом большие познавательные возможности, делая учеников не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов. Также в своей работе я использую «Виртуальные лабораторные работы по физике». Дети на уроках с удовольствием работают с компьютером, виртуальные лаборатории удобны в использовании, инструкции даны в доступной форме и в поэтапном изложении, есть возможность вернуться к началу работы и повторить эксперимент для лучшего усвоения материала. Лабораторные работы дополняют новый материал, эти работы можно использовать для изучения нового материала и для его закрепления. Например, при изучении темы «Свободные механические колебания» детям было предложено (предварительно разделившись на группы) поработать с лабораторной работой «Изучение колебаний математического и пружинного маятников», чтобы они самостоятельно сделали вывод о зависимости периода и частоты колебаний для математического маятника: от длины нити; и для пружинного маятника: от массы груза и жесткости пружины. Ученики выступили в роли исследователей. Урок прошел более успешно, дети активно «поглощали» полученные самостоятельно знания. 

Компьютер является неотъемлемой частью и при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация материалов программы «1С Образование. Физика». По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. 

При проведении уроков физики,  на протяжении нескольких лет, использую «Уроки Кирилла и Мефодия» для 7- 11 классов, цифровые образовательные ресурсы, электронные уроки по всем разделам физики. Сборник демонстрационных опытов по всем разделам физики «Уроки Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. Доступность изложения материала и удобная навигация облегчают процесс изучения даже самых сложных тем. Для закрепления новых знаний в учебный курс включены интерактивные тренажеры, а для объективной оценки результатов обучения - подборка тестов. "Уроки физики Кирилла и Мефодия." одинаково удобны как для самостоятельного изучения дома, так и в школе под руководством учителя. 

Также незаменимым  стало электронное обучение с применением дистанционных технологий. Технология дистанционного обучения даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся. Дистанционное обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

- позволяет работать с каждым учащимся индивидуально;

- каждый учащийся чувствует личную ответственность;

- дает возможность учащимся использовать более разнообразные  источники информации.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем. Учитывая специфику предмета, можно сказать, что компьютер становится не роскошью, а необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию, рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже проникать в суть рассматриваемых явлений. 

И в заключение хочу сказать, что сегодня можно и нужно активно использовать возрастающий интерес школьников к компьютеру и Интернету, и направить этот интерес в нужное русло. Ведь новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.