Рабочая программа по физике 7 класс.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Криушинская средняя общеобразовательная школа»
Согласована: ________________ Руководитель ШМО естественнонаучного цикла Лисина Ю.В. | Принята Педагогическим советом ОУ Протокол №___ от «__»__________2014 года | Утверждаю __________________________ Директор МБОУ «Криушинская СОШ» Севостьянов П.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физика»
Ступень обучения (класс) 7 класс, основное общее образование
Количество часов___70__
Учитель: Лисина Юлия Валерьевна
2014 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация рабочей программы для 7 класса обеспечивается в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2012.
2. В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.
3. Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2013.
4. Ханнанов, Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. – М. : Дрофа, 2013.
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- приобретение учащимися знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методам научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
- научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:
- развитие интеллекта;
- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
- формирование здоровьесберегающих знаний.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школьный курс физики − системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, технологии и ОБЖ.
Физика − наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика − экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
- МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс. Рабочая программа по физике для 7 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Количество плановых контрольных работ – 5. Количество лабораторных работ – 14.
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ФИЗИКА. 7 КЛАСС
(70 часов, 2 часа в неделю, 2 часа – резервное время)
- Введение (4 час)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
- Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
- Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
- Измерение размеров малых тел.
- Взаимодействие тел (21 час)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил действующих по одной прямой.
Центр тяжести теля.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема твердого тела.
- Измерение плотности твердого тела
- Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
- Исследование зависимости от силы нормального давления
- Определение центра тяжести плоской пластины.
- Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давление газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение давления твердого тела на опору.
- Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия (12 часов)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Резервное время (2 часа)
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля |
I. ВВЕДЕНИЕ | 4 | |||
1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1 | Вводный (информационно – развивающий) | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научные методы познания | |
2. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. | 1 | Урок изучения нового материала | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. | Задания на соответствие по определению: вещество, тело, явления |
3. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». | 1 | Проблемно – поисковый | Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра | Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ |
4. Физика и техника | 1 | Урок изучения нового материала | Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры открытий и достижений российских ученых | Ответы на вопросы в ходе урока по изученному материалу |
II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА | 5 | |||
1. Строение вещества. Молекулы. | 1 | Урок изучения нового материала | Сформулировать представление о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные), о зависимости скорости движения молекул от температуры | Фронтальный опрос, тест |
2. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | Проблемно – поисковый | Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Закрепить умения перевода единиц массы. | Проверка лабораторной работы |
3. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул. Броуновское движение. | 1 | Комбинированный урок | Диффузия. Броуновское движение. | Опорный конспект. Самостоятельная работа по теории |
4. Взаимодействие молекул. | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие частиц вещества. Опыты, доказывающие существование притяжения и отталкивания между молекулами. Объяснение явлений смачивания и не смачивания. Капиллярные явления. Смачивание и капиллярность в природе. | Фронтальный опрос |
5. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. | 1 | Комбинированный урок | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. Свойства веществ в разных агрегатных состояниях. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе знаний о молекулах. Основные положения МКТ. | Диктант, заполнение сравнительной таблицы |
III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ | 21 | |||
1. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятия: 1. механическое движение; 2. система отчета; 3. тело отчета; 4. относительность движения; 5. материальная точка; 6. траектория; 7. путь; 8. равномерное движение; 9. неравномерное движение. Физические величины и их измерения | Взаимно-опрос, задания на соответствие по определению физических величин. |
2. Скорость. Расчет пути и времени движения. | 1 | Комбинированный урок | Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость. Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения. Навыки по решению задач и переводу единиц V=S/t; S=V*t. Научить правильно оформлять решение задач. | Индивидуальный опрос, задания на соответствие, решение задач. |
3. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». | 1 | Проблемно-поисковый | Изучить зависимость пути от времени. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину. | Фронтальный опрос, проверка лабораторной работы |
4. Инерция | 1 | Комбинированный урок | Факты, приводящие к выводу для изменения скорости тела относительно Земли необходимо действие других тел. Движение по инерции. | Ответы на вопросы. Проверочная работа по теме «Равномерное движение» |
5. Взаимодействие тел | 1 | Комбинированный урок | Понятие о взаимодействии тел. Инертность тел. Взаимодействие тел. | Индивидуальный опрос. |
6. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 | Комбинированный урок | Масса. Сравнение масс тел. Единицы массы. Весы. Развитие умений и навыков по переводу единиц. | Фронтальный опрос. Задания на соответствие по определению единицы измерения |
7. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Урок –практикум | Методы измерения массы тела. Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Закрепить умения перевода единиц массы. | Ответить на вопросы. Написать вывод и правильно оформить лабораторную работу. |
8. Плотность вещества. | 1 | Комбинированный урок | Плотность вещества. Единицы плотности. Формулы плотности, массы, объема. Навыки по решению задач и переводу единиц. | Задания на соответствие по определению плотности, массы и объема. |
9. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 1 | Комбинированный урок | Обозначения. Методы измерения массы и плотности. Расчет плотности, массы, объема тела. Физический смысл плотности | Дифференцированные задания. |
10. Лабораторная работа №5 « Измерение объема тела» | 1 | Урок – практикум | Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра | Фронтальный опрос. Правильное оформление лабораторной работы. |
11. Лабораторная работа №6 «Определение плотности вещества твердого тела» | 1 | Урок – практикум | Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. | Фронтальный опрос. Правильное оформление лабораторной работы. |
12. Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества». | 1 | Урок применения знаний и умений | Научить правильно, оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину. | Фронтальный опрос. Решение задач. |
13. Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Проверить умения и навыки по решению задач | Контрольная работа |
14. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр масс. Лабораторная работа №7 «Определение центра тяжести плоской пластины» | 1 | Проблемно-поисковый | Причины изменения скорости тела. Понятие о силе. Единицы силы. Сила – векторная величина. Сложение сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Притяжение Земли. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. | Эвристическая беседа. Написать вывод, правильное оформление работы. |
15. Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №8: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины». | 1 | Комбинированный урок | Формулировка закона Гука. Сила упругости. Определение деформации. Виды деформации. Единицы измерения. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение жесткости пружины. | Индивидуальный опрос. Правильное оформление лабораторной работы. |
16. Вес тела | 1 | Комбинированный урок | Вес тела. Единицы измерения. | Фронтальный опрос, тест |
17. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | Комбинированный урок | Единицы силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела. | Опрос, решение задач. |
18 Динамометр. | 1 | Проблемно-поисковый | Динамометр. Градуирование пружины. Связь. F= mg. Различие между весом, массой, силой тяжести. Метод измерения силы | Опрос. Дифференцированные задания. |
19. Графическое изображение силы. Сложение сил | 1 | Комбинированный урок | Равнодействующая сила. Демонстрации: 1. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону; 2. Сложение двух сил, направленных по прямой в противоположные стороны | Ответы на вопросы в ходе урока |
20. Сила трения. Трение скольжения, трение покоя, трение качения. Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | 1 | Комбинированный урок | Сила трения, виды сил трения, причины возникновения трения, измерение силы трения. | Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. |
21. Трение в природе и технике. Подшипники. Контрольная работа № 2 «Сила. Равнодействующая сил» | 1 | Информационно-развивающий. Урок контроля | Трение в природе и технике. Подшипники. Проверить умения и навыки по решению задач. | Кратковременная контрольная работа. |
IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ | 23 | |||
1. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | Урок изучения нового материала | Давление. Опыты, показывающие, что результат действия силы зависит от площади опоры, на которую она действует. Сила давления. Единица давления –Паскаль. Способы увеличения и уменьшения давления. Значение давлений, встречающееся в природе. | Интерактивный тест. |
2. Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твердого тела на опору. | 1 | Урок –практикум | Измерить давление твердого тела на опору. | Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. |
3. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно- кинетических представлений. | 1 | Комбинированный урок | Давление в газе. Причины давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема при постоянной температуре. | Фронтальный опрос. |
4. Закон Паскаля. | 1 | Комбинированный урок | Давление. Закон Паскаля. Передача давления жидкостям и газам. Объяснение закона Паскаля на основе МКТ. | Решение задач. Дифференцированные задания. |
5. Давление в жидкости и газе. | 1 | Комбинированный урок. | Давление в жидкости и газе. Проверить умения и навыки по решению задач. | Самостоятельная работа. |
6. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | Комбинированный урок | Вывод формулы Гидростатического давления p = ρ ⋅ q ⋅ h «Весовое давление газа» | Решение задач. |
7. Решение задач по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» | 1 | Урок закрепления знаний | Научиться правильно, оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умение выражать неизвестную величину. | Дифференцированные задания |
8. Сообщающие сосуды. Шлюзы. | 1 | Комбинированный урок | Устройство шлюзов. Поведение однородной жидкости в сообщающихся сосудах. Закон сообщающихся сосудов, его доказательство. Высота столбов однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Примеры сообщающихся сосудов, водомерное стекло, шлюз. | Рисунки, схемы |
9. Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления | 1 | Комбинированный урок | Атмосфера. Атмосферное давление. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Почему существует атмосфера. Связь плотности воздуха с высотой и температурой. | Фронтальный опрос. |
10. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления в Паскалях. | Индивидуальный опрос. Решение задач. |
11. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления . Устройства барометра – анероида. Атмосферное давление на различных высотах. Высотометр. | Индивидуальный опрос. Тест. |
12. Манометр. | 1 | Комбинированный урок | Манометры | Самостоятельная работа. |
13. Поршневой жидкостный насос. | 1 | Комбинированный урок | Водопровод и поршневой жидкостный насос. Устройство и действие водопровода и поршневого жидкостного насоса. | Фронтальный опрос учащихся. |
14. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. | 1 | Информационно-развивающий | Устройство и действие гидравлического пресса. Выигрыш в силе получаемый при работе пресса. Гидравлический тормоз. | Опрос учащихся, решение задач. |
15. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | Комбинированный урок | Выталкивающая сила. Причины возникновения выталкивающей силы. | Тест |
16. Архимедова сила | 1 | Комбинированный урок | Архимедова сил. Опыты иллюстрирующие наличие силы Архимеда. Вывод формулы для вычисления Архимедовой силы. | Решение задач |
17. Лабораторная работа №11: «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | Урок практикум | Закон Архимеда. Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами. Вычисление погрешности. | Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. |
18. Плавание тел | 1 | Комбинированный | Плавание тел, Условия, при которых тело тонет, плавает и всплывает. Вывод условия плавания тел, погруженного в жидкость полностью и частично. | Составление опорного конспекта. |
19. Лабораторная работа №12: «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 1 | Урок практикум. | Выяснение условий плавания тела в жидкости. | Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. |
20. Плавание судов. Водный транспорт. | 1 | Комбинированный урок | Применение условий плавания тел к плаванию судов. Водоизмещение. Ватерлиния, осадка грузоподъемности. | Составление опорного конспекта. Решение задач. |
21. Воздухоплавание. | 1 | Комбинированный урок | Аэростаты (воздушные шары, дирижабли, стратостаты). Подъемная сила аэростата. | Составление опорного конспекта. Решение задач. |
22. Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Урок закрепление знаний | Научиться правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину. | Решение задач. |
23. Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | Урок контроля | Проверить умения и навыки по решению задач. | Контрольная работа |
V. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. | 12 | |||
1. Механическая работа | 1 | Урок изучения нового материала | Работа постоянной силы. Условия совершения работы. Единица работы. Формула работы. | Составление опорного конспекта. Тест. |
2. Мощность. | 1 | Комбинированный урок | Мощность. Единица мощности. Расчет мощности и времени в течение которого она совершалась. | Решение задач. |
3. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | Урок изучения нового материала | Простые механизмы. Их применение. Рычаг. Правило рычага. Выигрыш в силе получаемый с помощью рычага. Рычаг в технике, быту, природе. | Знакомство с простыми механизмами. Тест. |
4. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. | 1 | Комбинированный урок | Момент силы. Правило моментов. | Решение задач. Дифференцированные задания. |
5. Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | Комбинированный урок | Проверка правила моментов на практике. Навыки работы с физическими приборами. | Правильное оформление лабораторной работы. |
6. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». | 1 | Комбинированный урок | Подвижные и неподвижные блоки. Выигрыш в силе, получаемый с помощью подвижного блока. Применение закона равновесия рычага к блоку. | Решение задач |
7. Решение задач по теме «Работа, мощность рычаг, равновесие сил на рычаге». | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Научить правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умения выражать неизвестную величину. | Решение задач. Тест. |
8. Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | Комбинированный урок | Методы определения работы, мощности, КПД механизмов. Полезная и затраченная работа. КПД. Навыки работы с физическими приборами | Правильное оформление лабораторной работы. |
9. Энергия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. | 1 | Комбинированный урок | Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. | Составление опорного конспекта. |
10. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 | Комбинированный урок | Закон сохранения механической энергии | Проверка опорного конспекта. Решение задач. |
11. Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия». | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Научить правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину. | Решение задач, опрос учащихся Подготовка к контрольной работе. |
12. Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия». | 1 | Урок контроля | Проверить умения и навыки по решению задач | Контрольная работа |
VI. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | 3 | |||
1. Контрольная работа по теме №5 «Механические явления» | 1 | Урок контроля ЗУН | Контрольная работа | |
2. Итоговое повторение | 1 | Повторно-обобщающий | Решение задач | |
3. Итоговое повторение | 1 | Повторно-обобщающий | Решение задач | |
Резерв | 2 | |||
Итого | 70 |
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | Лабораторной работы | Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
1 | Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности | · Измерительный цилиндр (мензурка) –1 · Стакан с водой – 1 · Небольшая колба – 1 · Три сосуда небольшого объёма |
2 | Измерение размеров малых тел | · Линейка – 1 · Дробь (горох, пшено) – 1 · Иголка – 1 |
3 | Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости | - трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой - стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков), - метроном (один на класс), - линейка измерительная. |
4 | Измерение массы тела на рычажных весах | · Весы с разновесами – 1 · Тела разной массы – 3 |
5 | Измерение объёма твёрдого тела | · Мензурка – 1 · Нитка – 1 · Тела неправильной формы небольшого объема – 3 |
6 | Измерение плотности вещества твёрдого тела | - Весы с разновесами – 1 · Мензурка – 1 · Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1 |
7 | Определение центра тяжести плоской пластины | - линейка, - плоская пластина произвольной формы, - отвес, - булавка, - штатив с лапкой и муфтой, - пробка. |
8 | Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины | -штатив с муфтами и лапкой, - спиральная пружина, - набор грузов , - масса каждого по 0,1 кг, - линейка. |
9 | Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления | - динамометр, - деревянный брусок, - деревянная линейка, - набор грузов |
10 | Измерение давления твёрдого тела на опору | - динамометр, - линейка измерительная, - брусок деревянный |
11 | Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | · Динамометр – 1 · Штатив с муфтой – 1 · Лапкой и кольцом – 1 · Тела разного объема – 2 · Стакан – 2 |
12 | Выяснение условий плавания тела в жидкости | · Весы с разновесами – 1 · Мензурка – 1 · Пробирка-поплавок с пробкой – 1 · Сухой песок – 1 |
13 | Выяснение условия равновесия рычага | · Рычаг на штативе – 1 · Набор грузов – 1 · Линейка -1 · Динамометр – 1 |
14 | Измерение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости | · Доска – 1 · Динамометр – 1 · Измерительная лента (линейка) – 1 · Брусок – 1 · Штатив с муфтой и лапкой – 1 |
7. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Контрольная работа |
1 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» |
2 | Контрольная работа № 2 «Сила. Равнодействующая сил» |
3 | Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
4 | Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия». |
5 | Контрольная работа по теме №5 «Механические явления» |
8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса «Физика. 7 класс» ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура
- смысл физических законов: Паскаля, Архимед
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
- решать задачи на применение изученных физических законов
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.
9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Примерные нормы оценок ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Примерные нормы оценок за выполнение контрольных работ по физике
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Примерные нормы оценок за выполнение лабораторных работ по физике
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
10. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Учебник: Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин. – М.:Дрофа, 2012. – 221, с. Илл.
2. Наглядные пособия: комплекты таблиц, комплект портретов ученых – физиков.
3.Оборудование: комплекты лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов.
4. Наличие компьютера и компьютерных средств обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
5. Мультимедийные пособия:
№ | Перечень дисков и интерактивных наглядных пособий по физики |
1 | Электронное приложение к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева «Физика 11 класс» |
2 | Электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» |
3 | Электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс» |
4 | Электронное приложение к учебнику «Физика 10» |
5 | Современный открытый урок «Физика 7 класс» |
6 | Современный открытый урок «Физика 8 класс» часть 1-2 |
7 | Современный открытый урок «Физика 9 класс» часть 1-2 |
8 | Современный открытый урок «Физика 10 класс» часть 1-2 |
9 | Современный открытый урок «Физика 11 класс» часть 1-2 |
10 | Образовательный комплекс «Физика 8 класс» (679 обучающих заданий, 229 статичных слайдов, 137 анимаций, 56 тренажеров, 28 видеофрагментов, 22 интерактивные модели и таблица) |
11 | Библиотека наглядных пособий «Физика 7-11 классы» |
12 | Образовательный комплекс «Физика 7 класс» (400 рисунков и фотографий, 28 анимаций, 19 видеофрагментов, 26 интерактивных моделей, 491 интерактивное задание) |
13 | Электронное приложение: «Повторение и контроль знаний Физика. Механика 9-11 классы. Подготовка к ЕГЭ и ГИА» |
14 | Электронное приложение: «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы» |
15 | Мультимедийное приложение к урокам физики 7-11 классы |
16 | Полный интерактивный курс физики «Открытая физика 1.1» |
17 | Живая физика |
18 | Методический материал к урокам по физике в 7-11 классах (инновационные образовательные технологии, творческая деятельность, контроль знаний, задачи и упражнения, внеурочные мероприятия) |
19 | Интерактивные демонстрации «Оптика и атомная физика» |
20 | Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы |
21 | Виртуальные лабораторные работы по физике 7 класс |
22 | Виртуальные лабораторные работы по физике 8 класс |
23 | Виртуальные лабораторные работы по физике 9 класс |
24 | Виртуальные лабораторные работы по физике 10 класс |
25 | Виртуальные лабораторные работы по физике 11 класс |
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной и дополнительной)
- Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/З.В.Александрова и др.-М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Настольная книга учителя физики. 7-11 классы / Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2008.
- Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии/ авт.-сост. Т.Г.Попова, Г.А. Кругова, О.Г.Закирова, под ред. О.В.Кузьмина.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Школа молодого учителя / авт.-сост. Л.А.Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Марон А.Е. Сборник вопросов и задач по физике: для 7-9 кл.общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
6. Кузнецов И.Н. «Настольная книга преподавателя». – М., 2005 г.
7. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус»,2010.
8. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные мероприятия. Методическое пособие с электронным приложением. / Н.А. Янушевская. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
9. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2000
10. Физика 7кл. Поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина – Волгоград: Учитель, 2007.-303 с.
11. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 кл. к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ О.И. Громцева – М.: Издательство «Экзамен»,2013. – 109с.
12. Физика 7-11 классы: организация внеклассной работы /авт.-сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель,2012. – 153 с.
13. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы/ сост. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2010. – 192 с.
14. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Выпуск 1 , Выпуск 2. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / З.В. Александрова В.Н. Анатольев и др. – М.: Планета, 2013. – 304 с.- (Современная школа).
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека – все по предмету «Физика». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа : http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа : http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа : http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа : http://www.fizika.ru