Рабочая программа дисциплины информатика для бакалавров педагогического образования профиля "Русский язык и литература"

Мирзоев Махмашариф Сайфович

Цели преподавания дисциплины:

- получение системы знаний о способах представления, восприятия, хранения, обработки и передачи информации, о вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;

– изучение закономерности протекании информационных процессов в системы различной природы (биологических, гуманитарных, социальных и технических), а также освоение методов и средств их автоматизации;

- раскрытие сути и возможности технических и программных средств информатики, возможности и способов применения компьютерных технологий в обучении и научно-исследовательской деятельности;

- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в профессиональной деятельности;

- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать  защиту значимую информации и личную информационную безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_rab_prog.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский педагогический государственный университет

факультет_____филологический____

Рабочая программа учебной дисциплины

________Информатика________

Наименование

Код и направление подготовки

___032700.62 - филология___

Профиль

_Отечественная филология, Прикладная филология__

Русская филология (для студентов-иностранцев)

Квалификация (степень) выпускника

_______бакалавр_____

Форма обучения

___________очная__________

(очная, очно-заочная и др.)

Москва     2011 год


1. Цель преподавания дисциплины:

- получение системы знаний о способах представления, восприятия, хранения, обработки и передачи информации, о вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;

– изучение закономерности протекании информационных процессов в системы различной природы (биологических, гуманитарных, социальных и технических), а также освоение методов и средств их автоматизации;

- раскрытие сути и возможности технических и программных средств информатики, возможности и способов применения компьютерных технологий в обучении и научно-исследовательской деятельности;

- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в профессиональной деятельности;

- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать  защиту значимую информации и личную информационную безопасность.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Информатика» является дисциплина общепрофессионального цикла, базовая часть (Б.2.).

Для освоения дисциплины «Информатика» студенты используют знания и умения сформированные в процессе изучения предметов «Математика» и  «Информатика» в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Информатика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, научно-исследовательской деятельности.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Общекультурные компетенции (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе государственной тайны (ОК-10);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

-способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

-способность к подготовке и редактированию различных видов информации (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

-готовность применять современные педагогические технологии, в том числе информационные. для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

-способность использовать возможности информационно-образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

в области культурно-просветительской деятельности:

-способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).

        

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • фундаментальное, технологическое, метапредметное понятие информатики;
  • многогранности понятие «Информация», ее свойства, типов и способов ее представления;
  • устройство ПК и назначение его структурных компонентов;
  • закономерности протекании информационных процессов;
  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • работать с файловой системой ПК;
  • языков программирования;
  • информационное моделирование;
  • организацию и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности;
  • общие принципы построения технологических процессов создания и применения документационного обеспечения управленческой деятельности;
  • назначение и устройство персонального компьютера (ПК);
  • практическое использование современных компьютерных средств в профессиональной деятельности;
  • порядок подготовки офисной текстовой документации на базе операционной среды;
  • средства автоматизации при создании деловой графики;
  • основы использования современных баз данных и баз знаний, в том числе при распределенной обработке информации;
  • методы защиты информации при работе с ПК.

уметь:

  • графически оформлять офисную документацию;
  • подготавливать и обрабатывать различных видов информации;
  • строит информационные модели исследуемого объекта;
  • строит программу на одном из языков программирования высокого уровня, ООП (Pascal ABC, Delphi, Java, Visual Basic  или др);
  • создавать и редактировать электронные таблицы в среде Microsoft Excel;
  • создавать и редактировать презентации в среде Microsoft Power Point;
  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
  • использовать компьютер для организации рабочего времени;
  • управлять инструментальными средствами в целях оптимизации;  
  • управленческой деятельности.

 Владеть:

  • основными методами, способами и средствами получения, сохранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  •  базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа).

Структура  дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование раздела   дисциплины

Семестр

Всего

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в академических часах)

Формы текущего контроля успеваемости,

форма промежуточной

аттестации

Л

С

ПЗ

ЛБ

СР

1.

Информация, Информационные процессы

6

2

4

Тест, реферат, тематическая дискуссия (Информационные процессы в социальных и гуманитарных систем)

2.

Алгоритмизация и программирования

4

6

6

8

Тест, к/р, реферат,  тематическая дискуссия

3.

Аппаратное и программное обеспечение ПК

4

12

14

Тест, реферат,  устный опрос

4.

Элементы логики в информатике и машинная арифметика

4

6

6

Тест, реферат, к/р, анализ конкретных логических ситуаций

5.

Моделирование и формализация

2

8

10

Тест, реферат, к/р, моделирование конкретных ситуаций

6.

Информационные системы. Локальные и глобальные сети.

4

10

16

        консультация по e-mail, работа в on-line режиме, тест, реферат, устный опрос. защита проекта Web-страницы

18

-

18

36

54

Содержание дисциплины

Таблица 2

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

Информация, Информационные процессы

Информатика как естественнонаучная дисциплина. Информация. Виды информации. Свойства информации. Способы представления информации. Информационные процессы.  Измерение количества информации. Содержательный подход. Алфавитный подход к определению количества информации. Примеры измерения информации.  Кодирование текстовой  и графической информации.

2.

Алгоритмизация и программирования

Понятие алгоритм. Основные свойства алгоритма. Типы алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Примеры алгоритмов. Структура линейного алгоритма. Алгоритм ветвление и логическое выражение. Циклический алгоритм. Языки программирования.    Алфавит и служебные слова языка Pascal ABC. Структура программы на языке  Pascal ABC. Простые примеры Pascal ABC.

3.

Аппаратное и программное обеспечение ПК

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.  Основные компоненты  компьютера. Базовая и расширенная конфигурации ПК. Внешние и внутренние устройства.  Материнская плата, процессор и оперативная память как основные компоненты ПК. Магистральная шина. Устройства хранения информации.

Программное обеспечение (ПО) ПК. Системное и прикладное ПО. Базовое системное ПО. Системы разработки ПО. Примеры различных типов ПО. Операционная система как основа программной конфигурации компьютера. Графическая оболочка Windows. Хранение информации. Файлы. Принципы хранения данных на носителе. Понятие о файловой системе. Прикладное ПО. Документы, электронные таблицы, базы данных, мультимедийные объекты, презентации и т.д. как примеры информационных объектов. Основные офисные, графические и мультимедийные программы и форматы соответствующих файлов. Пакет MS Office и его основные компоненты. Системы управления базами данных.

4.

Элементы логики в информатике и машинная арифметика

Основы логики и логические основы ПК. Алгебра Высказываний. Основные понятия. Базовые логические операции. Логические элементы (инвертор, конъюнктор, дизъюнктор и др.). Функциональные логические схемы ПК.

Арифметико-логическое устройство ПК.

Система счисления. Позиционная и непозиционная система.

Алгоритм перевода целых чисел из одной системы в другую. Алгоритм перевода дробных чисел из одной системы в другую. Различные арифметические операции в 2, 8, 16-ый системы счисления.

5.

Моделирование и формализация

Понятие модель. Разновидности моделей. Моделирование как метод научного познания. Материальные и информационные модели. Формализация. Классификация модели с учетом фактора временны. Компьютерные модели и основные этапы компьютерного моделирования.

6.

Информационные системы. Локальные и глобальные сети.

Структура информационных систем. Виды информационных систем. Понятие компьютерная сеть. Классификация компьютерных сетей по различным признакам. Локальные и глобальные сети. Топология локальных сетей. Одно ранговая сеть и сеть «клиент - сервер», основные характеристики. Модель OSI, основные характеристики. Основы веб-дизайна.

Темы лабораторных работ

№ п/п

Разделы дисциплин

Темы ЛБ

часы

1

Алгоритмизация и программирования

- Основные функции Pascal ABC и блок-схема алгоритма;

- Решение задач с помощью структур следование, ветвление и цикл;

- решение задач с использованием подпргорамм function,  procedure;

- работа с файлами в среде программирования.

6

Аппаратное и программное обеспечение ПК

-составление функциональной схемы устройства ПК;

-работа с операционной системой ПК;

-Работа с таблицей и формулами в среде MS Word;

- Работа с электронными таблицами;

- Составление презентации в MS PowerPoint;

- Работа с графическими редакторами;

- Работа с программами обработки звука и видео;

- Работа с программами-тренажёрами

12

Моделирование и формализация

- Применение метода моделирования в социальных и гуманитарных системах;

- Тезис-формализация в плохо формализуемых объектах;

- Компьютерное моделирование в гуманитарных науках.

8

Информационные системы. Локальные и глобальные сети.

- Технология создания веб-страниц на языке HTML (с помощью блокнота);

- Технология создания электронных образовательных ресурсов (с помощью редакторов  Dreamweaver или NVU).

10

5. Образовательные технологии.

Современные технологии в педагогическом образовании рассматриваются нами как средство, с помощью которого может быть реализована система педагогического образования.

В результате использования в образовательном процессе современных технологий мы можем достигнуть следующих результатов: вызвать у студентов устойчивую мотивацию к учебной деятельности, способность к рефлексии и оцениванию самими обучающимися своего прогресса (чувство компетентности), проявление воспитанниками инициативы и полноценная их самореализация.

Среди всего многообразия современных образовательных технологий, были выделены следующие технологии, системно-деятельностное, компетентностное и личностно-ориентированное, применение которых позволяет полноценно реализовать педагогическое образование.

Необходимость использования современных информационных технологий в педагогическом образовании очевидна и неоспорима. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы и способам ее преодоления, к организации своей деятельности. Современные информационные технологии в рамках педагогического образования предполагают использование комплекса технического, учебно-методического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе и цифровых образовательных ресурсов, к которым относятся компьютеры, интерактивные доски, принтеры, проекционные устройства, устройства для ввода графической информации, цифровые учебники.

Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями в педагогическом образовании обучающихся могут быть следующие:

1. Поиск информации – можно использовать с этой целью Интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио - носителях. Преподаватели используют информацию для подготовки к занятиям. Обучающиеся подбирают информацию экологического содержания для подготовки рефератов, докладов.

2. Хранение информации – позволяет накапливать фотоальбомы в электронном виде; творческие работы студентов и преподавателей в электронном виде (портфолио); видеоархив; сайт; и т.д.

Обработка информации – создание базы данных сотрудников и воспитанников; обработка анкет; построение диаграмм, графиков при отслеживании динамики тех или иных процессов в образовательной эколого-ориентированной деятельности.

3. Представление информации – презентации и другие демонстрационные формы, создание видеофильмов, издательская деятельность и т.д.

4. Средство коммуникации – сайт, почта, форум, проведение телеконференций и т.п.

5. Внедрение интернет-ресурсов в образовательный процесс реализуется через формирование компетенций студентов в сфере сетевых технологий. Студент должен овладеть основными понятиями, теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности; приемами работы с основными серверами Интернет и технологиями поиска информации в Сети, инструментами подготовки иллюстраций, создания мультимедийных презентаций и Web-страниц.

6. Самостоятельная работа студентов.

Таблица 3 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академич. часах)

Информация, Информационные процессы

-кодирование информации;

-измерения информации;

-представления информации;

-выявления закономерности информационных процессов в различных системах.

4

Алгоритмизация и программирования

-составление алгоритмов различных задач;

-составление программ на языке Pascal ABC;

- реализации решения различных задач с помощью ПК.

8

Аппаратное и программное обеспечение ПК

- решение тестовых задач по теме аппаратное обеспечение ПК;

- решение тестовых задач по теме программное обеспечение ПК;

- решение тестовых задач по теме файлы, файловые системы ПК;

- решение тестовых задач по теме MS Office 2007 или 2010 или Open Office.

14

Элементы логики в информатике и машинная арифметика

- Составление таблицы истинности формулы АВ;

- установление равносильности формул АВ;

- Логические элементы и логические схемы ПК;

- Позиционные и непозиционные системы счисления.

6

Моделирование и формализация

- моделирование как метод научного познания;

- математические модели информационных процессов;

- компьютерные модели и их реализация.

10

Информационные системы. Локальные и глобальные сети.

-структура и виды информационных систем;

- компьютерная сеть;

-одноранговая сеть;

- сеть клиент – сервер;

-организация и использование компьютерная сеть в учебном процессе.

16

7. Компетентностно-ориентированные  оценочные средства

Средства оценивания: Итоговый контроль - зачет

1). Диагностирующий контроль

Задание по работе с редактором MS Word

I. Введите заголовок любого стихотворения и само стихотворение (не менее чем из трех строк). Сделайте 5 копий стихотворения.

1. Сформируйте первую копию в 2 равные колонки.

2. Сформируйте вторую копию в две равные колонки с разделителем.

3. Сформируйте третью копию в две равные колонки с разделителем и с интервалом 0,3 см между колонками.

4. Сформируйте четвертую копию в две неравные колонки.

5. Сформируйте пятую копию в три равные колонки.

II. Составьте список группы. Сделайте 15 копий.

1. Оформите каждую из копий 1-5 в виде маркированных списков с различной маркировкой.

2.Оформите каждую из копий 6-10 в виде нумерованных списков с различными стилями нумерации.

3. Разбейте группу на 3 подгруппы по любому признаку (успеваемость, посещаемость занятий, общие интересы,  и т.д.) Оформите каждую из копий 11-10 в виде двухуровневых списков резных стилей.

Задание  по работе с MS Excel.

Составьте ведомость зарплаты сотрудников фирмы (не менее 15 человек). Название фирмы оформите при помощи Word Art. Столбцы ведомости озаглавьте «ФИО», «год рождения», «должность», «оклад», «январь», «февраль»,... «декабрь», «средняя за год». Зарплату за каждый месяц рассчитайте по формуле оклад+премия, установив премию за зимние месяцы 5% от оклада, за весенние 7%, за летние 2%, за осенние 6%.

Создайте еще одну таблицу для статистики, поместив в нее формулы для расчета среднего возраста сотрудников фирмы, средней зарплаты за год, годового фонда заработной платы, минимальной и максимальной зарплаты за год.

Указание: используйте функции СУММ, СРЗНАЧ, ГОД, СЕГОДНЯ, МИН, МАКС.

Задание  по работе с MS Power Point.

По заданной теме преподавателем составить презентацию не менее чем из 50 слайдов. Обязательно использовать автофигуры и анимационные эффекты.

Презентация должна состоять из следующих частей.

1) Заглавный слайд, содержащий тему презентации.

2) Введение (3-7 слайдов) - обоснование важности и актуальности темы, краткое содержание презентации.

3) Основная часть презентации.

4) Заключение (2- 3) слайда - краткое обобщение, акцентирующее внимание на наиболее интересных моментах.

При создании презентации максимально использовать все доступные материалы (встроенную библиотеку клипов, графики, диаграммы и таблицы, созданные в других приложениях, материалы из Internet).

2). Текущий контроль

Задания  по работе с MS Windows.

1. Определить свойства ПК (Объем памяти, быстродействие, тип процессора, объем жесткого диска).

2. Создать на рабочем столе папку, текстовый документ, ярлык программы.

3. Запустить Проводник и определить содержимое заданной папки,  найти заданный файл. Найти файл, содержащий заданное слово

6. Провести копирование заданного файла из одной папки в другую.

7. Удалить файл или папку и восстановить его из корзины.

9. Выполнить форматирование дискеты (полное или быстрое)

10. Создать системную дискету.

11. Найти необходимый раздел в справочной системе.

12. Провести настройки клавиатуры (язык, способ переключения)

13. Провести настройки мыши (скорость перемещения, интервал для двойного щелчка, вид курсора, шлейф курсора и т.д.).

Задание  по работе с редактором MS Word.

Ведите заголовок любого стихотворения и само стихотворение (не менее чем из трех строф). Сделайте 20 копий стихотворения.

Отформатируйте каждую копию стихотворения отдельно, выполняя следующие условия.

Все заголовки написать полужирным шрифтом.

Размер шрифта заголовка на 4 пт больше размера шрифта основного текста.

Для копий 1-10 использовать обычный шрифт, для копий 11-20 использовать курсив.

Для копий 1,5,9,13,17 использовать Times New Roman, для копий 2,6,10,14,18 использовать Arial, для копий 3,7,11,15,19 использовать Courier New, для копий 4,8,12,16,20 использовать Tahoma.

Для копии 1 использовать размер шрифта основного текста 6 пт, для каждой следующей копии увеличивать размер на 1 пт.

Для копии 2 использовать подчеркнутый шрифт, для копии 4 –зачеркнутый, для копии 6 – приподнятый, для копии 8-утопленный, для копии 10 – уплотненный, для копии 12 – разреженный, для копии 16 – с тенью, для копии 18 - контур.

Для копии 10 – использовать эффект «красные муравьи», для копии 12 – эффект «черные муравьи», для копии 14 – эффект «мерцание», для копии 16 – эффект «мигающий фон», для копии 18 – эффект «неоновая реклама», для копии 20 – эффект «фейерверк».

В копиях 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19 использовать шрифты разного цвета.

Задание по работе системы счисления.

Вариант 1

1. а) 666(10); б) 305(10); в) 153,25(10); г) 162,25(10); д) 248,46(10)

2. а) 1100111011(2); б) 10000000111(2); в) 10110101,1(2); г) 100000110,10101(2); д) 671,24(8); е) 41A,6(16).

3. а) 10000011(2)+1000011(2); б) 1010010000(2)+1101111011(2); в) 110010,101(2)+1011010011,01(2); г) 356,5(8)+1757,04(8); д) 293,8(16)+3CC,98(16).

4. а) 100111001(2)-110110(2); б) 1111001110(2)-111011010(2); в) 1101111011,01(2)-101000010,0111(2); г) 2025,2(8)-131,2(8); д) 2D8,4(16)-A3,B(16).

5. а) 1100110(2)× 1011010(2); б) 2001,6(8)× 125,2(8); в) 2C,4(16)× 12,98(16).

6. а) 110011000(2) : 10001(2); б) 2410(8) : 27(8); в) D4A(16) : 1B(16);

Вариант 2

1. а) 164(10); б) 255(10); в) 712,25(10); г) 670,25(10); д) 11,89(10)

2. а) 1001110011(2); б) 1001000(2); в) 1111100111,01(2); г) 1010001100,101101(2); д) 413,41(8); е) 118,8C(16).

3. а) 1100001100(2)+1100011001(2); б) 110010001(2)+1001101(2); в) 111111111,001(2)+1111111110,0101(2); г) 1443,1(8)+242,44(8); д) 2B4,C(16)+EA,4(16).

4. а) 1001101100(2)-1000010111(2); б) 1010001000(2)-1000110001(2); в) 1101100110,01(2)-111000010,1011(2); г) 1567,3(8)-1125,5(8); д) 416,3(16)-255,3(16).

5. а) 100001(2)× 1001010(2); б) 1723,2(8)× 15,2(8); в) 54,3(16)× 9,6(16).

6. а) 10010100100(2) : 1100(2); б) 2760(8) : 23(8); в) 4AC(16) : 17(16);

Вариант 3

1. а) 273(10); б) 661(10); в) 156,25(10); г) 797,5(10); д) 53,74(10)

2. а) 1100000000(2); б) 1101011111(2); в) 1011001101,00011(2); г) 1011110100,011(2); д) 1017,2(8); е) 111,B(16).

3. а) 1110001000(2)+110100100(2); б) 1001001101(2)+1111000(2); в) 111100010,0101(2)+1111111,01(2); г) 573,04(8)+1577,2(8); д) 108,8(16)+21B,9(16).

4. а) 1010111001(2)-1010001011(2); б) 1110101011(2)-100111000(2); в) 1110111000,011(2)-111001101,001(2); г) 1300,3(8)-464,2(8); д) 37C,4(16)-1D0,2(16).

5. а) 1011010(2)× 1000010(2); б) 632,2(8)× 141,34(8); в) 2A,7(16)× 18,8(16).

6. а) 111010110(2) : 1010(2); б) 4120(8) : 23(8); в) 4F8(16) : 18(16);

Вариант 4

1. а) 105(10); б) 358(10); в) 377,5(10); г) 247,25(10); д) 87,27(10)

2. а) 1100001001(2); б) 1100100101(2); в) 1111110110,01(2); г) 11001100,011(2); д) 112,04(8); е) 334,A(16).

3. а) 101000011(2)+110101010(2); б) 111010010(2)+1011011110(2); в) 10011011,011(2)+1111100001,0011(2); г) 1364,44(8)+1040,2(8); д) 158,A(16)+34,C(16).

4. а) 1111111000(2)-100010011(2); б) 1111101110(2)-11100110(2); в) 1001100100,01(2)-10101001,1(2); г) 1405,3(8)-346,5(8); д) 3DD,4(16)-303,A(16).

5. а) 1011100(2)× 1100100(2); б) 347,2(8)× 125,64(8); в) 10,A8(16)× 35,4(16).

6. а) 1000101000(2) : 1100(2); б) 5101(8) : 31(8); в) D7A(16) : 1E(16);

Темы рефератов

  1. история появления и развития информатики и вычислительной техники.
  2. Архитектура ЭВМ (классическая), принципы фон Неймана.
  3. Классический компьютер и суперкомпьютер.
  4. От компьютерной грамотности к информационной культуры.
  5. Системное программное обеспечение ПК.
  6. Прикладное ПО ПК.
  7. Программы-утилиты.
  8. Системы управления базами данных.
  9. мультимедиа.
  10.  Web – дизайн.
  11.  Технология создания web-документ.
  12.  Компьютерная графика.
  13.  Топология и архитектура компьютерных сетей.
  14. системы защиты информации.
  15.  Фреймовые структуры.
  16.  системы и языков программирования.
  17.  информационные модели.
  18.  Моделирование педагогических процессов.
  19.  интеллектуальные системы.
  20.  экспертные системы.
  21.   Логические элементы ПК.
  22.  Информационная безопасность.
  23.  Технология создания электронных учебников.
  24.  Серверные операционные системы. Структура и их назначения.
  25.  Обучающие системы.
  26.  интерактивная презентация.

3). Промежуточная аттестация - ТЕСТ

1. Что такое  информационное общество?

а) общество, в котором созданы персональные компьютеры;

в) общество, в котором созданы компьютерные сети;

б) общество, в котором большая часть населения занята обработкой информации;

г) общество, в котором создан искусственный интеллект.

2. Чем отличаются понятия «информация» и «данные»?

а) ничем  

б) информацией являются данные, представленные в виде двоичных чисел

в) объем данных измеряется в битах, а объем информации – в байтах

г) информация включает кроме данных методы обработки этих данных.

3. В каких единицах измеряется объем данных

а) только в битах

б) только в байтах

в) в битах и в байтах

г) объем данных в отличие от количества информации нельзя измерить

4.   Что такое компьютерная программа?

а) особый вид текстового документа

б) последовательность элементарных команд

в) файл любого формата, для которого выполнена команда запуска

г) любое содержимое оперативной памяти компьютера.

5.  Что входит в базовый комплект ПК?

а) системный блок, монитор

б) системный блок, монитор, клавиатура, мышь

в) системный блок, монитор, клавиатура, мышь, модем

г) системный блок, монитор, клавиатура, мышь, звуковая карта, аудиосистема, принтер

6.   Какую роль выполняет материнская плата ПК?

а) служит для постоянного хранения информации

б) служит для подключения питания ко всем элементам компьютера

в) необходима только для подключения дополнительных устройств

г) обеспечивает взаимодействие всех устройств компьютера друг с другом

7. Каково назначение жесткого диска?

а) служат для хранения выполняющихся программ и данных для них.

б) служат для постоянного хранения всех программ и данных для них

в) служат для хранения графической информации

г) служат для хранения только системных программ

8. Что включает в себя понятие "программное обеспечение"?

а) совокупность программ, позволяющих осуществлять взаимодействие между пользователем и ЭВМ

б) операционная система ПК

в) специальные программы

г) игровые программы

9. В чем состоит назначение операционной системы?

а) в обеспечении работы компьютера

б) в обеспечении работы прикладных программ

в) в обеспечении работы компьютера и работы прикладных программ

г) в обеспечении разработки сложных документов

10. Что такое файл?

а) упорядоченный набор данных

б) набор форматированных данных

в) поименованная (имеющая имя) область данных на носителе памяти

г) фиксированный по размеру объем данных

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Волков В. Б., Макарова Н. В. Информатика: Учебник для вузов.  - СПб.:изд. Питер, 2011, 576 с.
  2. Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика. – М.: Вуз и школа, 2009. – 636с.
  3. Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Изд. центр "Академия", 2008 .

б) дополнительная литература:

  1. Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы информатики./ Под. Ред. Л.Н. Королева.- М.: Наука, 2008 г.
  2. Ракитина Е.А., Бешенков С.А. и др. Сборник типовых задач по информатике. – М.: Образование и Информатика, 2005. – 352 с.
  3. Информатика: Учебник для вузов.- / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 2008.

в) мультимедийные средства:

    Проектор, ПК с ПО: Microsoft Office 2007 или 2010  или OpenOffice; Visual Studio или Lazarus; Dreamweaver MX или NVU.

_______________

г) Интернет-ресурсы

http://www.compuart.ru  - сайт журнала КомпьюАрт

http://www.photoshop.demiart.ru – статьи по компьютерной графике

http://www.technologies.su  – Информационные технологии: виды, структура, применение.

http://www.shool.yandex.ru  – Энциклопедии и словари, каталог подобранных сайтов, новости науки, тесты.

http://www.edu.ru  – Российское образование: Федеральный портал.

http://www.office.microsoft.com/ru-ru/training - изучение приложений Office при помощи учебных курсов для самостоятельного обучения и видеозаписей.

8. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 

При освоении дисциплины для проведения практических занятий необходимы персональные компьютеры с набором стандартного программного обеспечения.

УМК по дисциплине в электронном виде находится в библиотеке и кафедры математической физики МПГУ, и может быть использован для самостоятельной работы.

9. Методические рекомендации для преподавателей

Согласно существующему государственному образовательному стандарту специальности и других нормативных документов целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и лабораторных занятий.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.

Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Её цель — формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

логичность, четкость и ясность в изложении материала;

возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Лабораторные работы сопровождают и поддерживают лекционный курс.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность — главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

10. Методические указания для студентов

Зачет — форма проверки усвоения студентом учебного материала лекционных курсов, практических и семинарских занятий, выполнения студентом лабораторных работ, курсовых работ, а также форма проверки прохождения учебной, учебно-исследовательской, педагогической и стажерской практик и выполнения в процессе этих практик всех заданий в соответствии с утвержденными программами. Зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.

Вопросы к зачету

  1. Информатика как естественно-фундаментальная наука. Основные этапы развития вычислительной техники.
  2. Создание, редактирование, сохранение и распечатка текста в среде текстового редактора.
  3. Общая схема компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
  4. Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие, разрядность, объем памяти и др.).
  5. Элементы логики в информатике.
  6. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, CD-ROM диски, магнитооптические диски и пр.) и их основные характеристики.
  7. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме, записи на естественном языке или записи на языке Pascal 7.0.
  8. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.
  9. Создание, преобразование, сохранение, распечатка рисунка в среде графического редактора.
  10. Файловая система. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Операции с папками и файлами.
  11. Решение задачи на построение графика функции в среде Pascal 7.0.
  12. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике.
  13. Решение задачи на упорядочивание данных в среде электронной таблицы.
  14. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые схемы управления, назначение обратной связи.
  15. Графический редактор. Назначение и основные возможности.
  16. Разработка алгоритма или программы для решения задачи, содержащей команду повторения (оператор цикла) в среде Pascal ABC.
  17. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.
  18. Разработка алгоритма или программы для решения задачи, содержащей команды ветвления (операторы ветвления) в среде Pascal ABC.
  19. Классификация моделей. Информационные модели.
  20. Решение расчетной задачи с использованием математических функций при записи арифметического выражения в среде Pascal ABC.

  1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности.
  2. Линейная» алгоритмическая структура. Команда присваивания.
  3. Моделирование как метод познания.
  4. Информационные модели.
  5. Основные этапы компьютерное моделирование.
  6. Защиты информационной среды.
  7. Алгоритмическая структура «ветвления». Команда ветвления.
  8. Алгоритмическая структура «цикл». Команда повторения.
  9. Исполнители команд: робот, автомат, человек, компьютер. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
  10. Технология решения задач с помощью компьютера (моделирование, формализация, алгоритмизация, программирование, компьютерный эксперимент). Показать на примере задачи (математической, физической или др.).
  11. Решение задачи на определение объема информации, преобразование единиц измерения количества информации.
  12. Способы передачи информации. Организация и структура локальных и глобальных компьютерных сетей.
  13. Решение задач на представление чисел в десятичной, двоичной и других системах счисления.
  14. Понятие массив и операции над элементом массива в среде Pascal ABC.
  15. Практическое задание вычислить среднее арифметическое всех нечетных элементов двумерного массива.
  16. Стандартные  возможности  пользователя  при работе  в  открытых  информационных сетях.
  17. Классификация  информационных систем (ИС).
  18. Классификация  пакетов  прикладных  программ.
  19. Защита информации в информационных системах.
  20. Состав и структура баз данных.
  21. Система  управления  базами  данных.
  22. Администрация  банка данных.
  23. Понятие распределенной  базы  данных,  распределенной  обработки  информации.  


11. Аннотация рабочей программы дисциплины (см. Приложение).

Авторы:         _Мирзоев__М. С. доцент, к.п.н., Воронко Т. А. доцент, к.п.н

                                    ФИО, должность, ученое звание

                

Программа одобрена на заседании кафедры математической физики

от «___»_______________г.,  протокол № _____________

Зав. кафедрой

_______________

«___» ________________г.

Согласовано:

Специалист по УМР

___________________

«___» ________________г.


Аннотация рабочей программы дисциплины

_________ИНФОРМАТИКА__________

(наименование)

1. Цель дисциплины: изучение закономерности протекании информационных процессов в системы различной природы, методы, технологии и их автоматизированной обработки с помощью компьютеров с учётом взаимосвязи информатики, информационных и коммуникационных технологий с другими учебными дисциплинами для дальнейшего применения современных ИКТ в учебном процессе и в профессиональной деятельности.

___________________________________________________________

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части общепрофессионального цикла

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-2.(коды)

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:
  • назначение и устройство персонального компьютера (ПК);
  • файловую структуру и основные форматы файлов ПК;
  • основные прикладные программы, устанавливаемые на ПК;
  • методы защиты информации при работе с ПК.
  • Уметь:
  • работать с графической оболочкой ОС Windows;
  • создавать и редактировать документы различного уровня сложности в редакторе Microsoft Word;
  • создавать и редактировать электронные таблицы в среде Microsoft Excel;
  • создавать и редактировать презентации в среде Microsoft Power Point;
  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
  • Владеть:
  • основными методами, способами и средствами получения, сохранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  •  базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа).
  2. Семестры: 4
  3. Основные разделы дисциплины:

1. Базовые понятия информатики

2. Компьютерные системы

3. Аппаратная конфигурация ПК

4. Программная конфигурация ПК

5. Работа с операционной системой Windows 2007.

6. Работа с основными офисными программами.

 Авторы: _Мирзоев__М.С., доцент, к.п.н.

                                    ФИО, должность, ученое звание

                Воронько Т.А., доцент, к.п.н.