Конспект урока по физике в 8 классе по теме "Кипение.Удельная теплота парообразования".
Данныйматериал содержит конспект и презентацию и поможет подготовиться к уроку по изучению нового материала по теме "Кипение.Удельная теплота парообразования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kipenie._udelnaya_teplota_paroobrazovaniya.docx | 228.01 КБ |
kipenie._udelnaya_teplota_paroobrazovaniya.pptx | 112.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Кипение. Удельная теплота парообразования"
Цели урока.
Образовательные: создать условия для понимания учащимися следующих вопросов: что такое кипение, от чего зависит температура кипения, при каких условиях возможен процесс кипения, как можно рассчитать количество теплоты необходимое для кипения вещества.
Развивающие: содействовать развитию внимания, наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к мнению других, умений слушать, вести диалог.
Оборудование:
- Стакан с водой, колба с водой, колба со спиртом, спиртовка, термометр со шкалой до 100°С, штатив.
- Листки бумаги размер 10x10 см с начерченными ступеньками.
- Компьютер, мультимедиа.
Ход урока
I. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Мы с Вами разобрали различные процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Давайте посмотрим с вами один опыт.
Просмотр задачи «Пограничное кипение».
Объясните наблюдаемое явление.
Учащиеся предлагают способы объяснения опыта, представленного в задаче. Чтобы выяснить, правильны ли данные вами объяснения, предлагаю более подробно познакомиться с таким явлением как кипение.
На какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить предложенные гипотезы.
Совместно с учащимися формулируются вопросы к уроку.
Вопросы
- Что такое кипение?
- При каких условиях возможен процесс кипения?
- Какие факторы влияют на протекание процесса кипения?
- Одинаковы ли условия для разных веществ?
- Можно ли рассчитать энергию, необходимую для кипения?
II. Повторение пройденного материала.
Чтобы ответить на данные вопросы, нам надо вспомнить, что мы уже знаем.
- Перемещая объекты, составьте схему переходов вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Один ученик выполняет задание, остальные проверяют.
Дайте определение каждого из процессов.
Учащиеся дают определения.
К какому переходу относится кипение?
Учащиеся совместно с учителем формулируют: кипение – переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (подчеркнутое записывается на доске)
- Следующее задание. Лед, взятый при температуре -10°С, был нагрет до температуры плавления и расплавлен. Образовавшаяся вода нагрета до +10°С. Отобразите процессы на графике.
На доске один из учащихся чертит график, остальные проверяют правильность чертежа.
Какому процессу соответствует горизонтальный участок графика? В чем особенности процесса плавления?
Плавление. Протекает при постоянной температуре, с поглощением энергии.
- Выберите процессы, протекающие с выделением или поглощением энергии и расположите их названия в таблице.
Один ученик выполняет задание, остальные проверяют.
Как вы думаете, а процесс кипения будет идти с получением или выделением энергии?
Учащиеся отвечают на вопрос, приводят аргументы.
Кипение протекает при получении веществом энергии (подчеркнутое записывается на доске).
Давайте посмотрим, чем отличается процесс кипения от уже известных нам процессов.
III. Введение нового материала.
- Опыт1. Наблюдение кипения воды, постоянства температуры в процессе кипения.
Какой можно сделать вывод?
В процессе кипения температура не меняется (подчеркнутое записывается на доске)
Итак, кипение всегда сопровождается образованием пузырьков пара по всему объему жидкости, внутрь которых жидкость испаряется. Запишем определение:
Кипение – это интенсивное испарение жидкости, происходящее по всему ее объему внутрь образующихся при этом пузырьков пара.
Пузырьки пара в кипящей жидкости быстро увеличивают свои размеры. Почему пузырьки пара поднимаются вверх?
Сила Архимеда выталкивает пузырьки пара вверх, т.к. плотность пара меньше плотности воды.
Пузырьки всплывают на поверхность и лопаются. С этим связано бурление жидкости.
- Одинакова ли температура кипения для разных веществ?
Опыт 2. Кипение спирта.
Нет, для воды 100°С, для спирта 78°С. У каждого вещества своя температура кипения. Температуры кипения некоторых веществ даны в таблице учебника стр.45 [2]. Может ли температура кипения быть отрицательной?
Да, для веществ, находящихся при нормальных условиях в газообразном состоянии, температура кипения меньше нуля по шкале Цельсия.
- Может ли вода кипеть при более низкой температуре?
От чего зависит температура кипения?
Ответы учащихся: от внешнего давления.
Кипение жидкости начинается при такой температуре, при которой давление насыщенного пара внутри пузырька примерно равно внешнему давлению: p ? pвнешнее
Следовательно, чем выше внешнее давление, тем выше температура кипения.
Кроме того, при наличии в жидкости пылинок, пузырьков растворенных газов и других частиц – центров парообразования, кипение начинается при более низкой температуре.
Запишем: температура кипения зависит от рода вещества, давления и наличия примесей.
- Подведем предварительный итог, используя краткую запись на доске .
- Мы с вами уже сказали, что для кипения вещество должно получать энергию. Как рассчитать необходимое количество теплоты? Давайте вспомним как рассчитывается количество теплоты, необходимое для плавления и нагревания вещества, выделяемое при сгорании. Как процессы плавления и нагревания отражаются на графике.
Исправьте ошибки, перемещая различные объекты
- Какой из процессов больше всего похож на процесс кипения?
Учащиеся аргументировано отвечают на вопрос – плавление.
Используя аналогию, напишите формулу для расчета количества теплоты, необходимого для кипения вещества, нарисуйте график кипения.
- Давайте проверим то, что у нас получилось.
- Пришло время вернуться к задаче, показанной в начале урока. «Пограничное кипение» - ответ.
IV. Подведение итогов.
1.Рефлексия.
1.1. Все ли вопросы темы мы разобрали?
1.2. Линейка успеха. У вас на столах лежат листки бумаги со ступеньками. Внизу ступенек написано слово «не понял». Первая ступенька – «немного понял», вторая – «понял», третья – «хорошо понял», четвертая – «отлично понял».
Поставьте любой знак рядом со ступенькой, наиболее точно, по – вашему мнению, отражающую степень вашего понимания материала урока.
V. Домашнее задание.
§ 18, 20 [2], сочинение на тему «История моего знакомства с кипением».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы к уроку: 1. Что такое кипение ? 2. При каких условиях возможен процесс кипения? 3. Какие факторы влияют на протекание процесса кипения? 4. Одинаковы ли условия кипения для разных веществ? 5. Можно ли рассчитать энергию , необходимую для кипения?
Жидкое состояние Твёрдое состояние Газообразное состояние Конденсация Кристаллизация Парообразование Плавление Составьте схему фазовых переходов
Выделение энергии Поглощение энергии Охлаждение Нагревание Кристаллизация Плавление Конденсация Парообразование Заполни таблицу
Испарение внутрь пузырьков пара по всему объёму жидкости. Увеличение давления внутри пузырьков. Равенство давления насыщенного пара в пузырьках и внешнего давления. Сила Архимеда выталкивает пузырьки пара Кипение
Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при поглощении энергии. Определение
Исправь ошибки, перемещая различные объекты. Нагревание Горение Плавление Q= λ m Q= cm ∆t Q= qm
Удельная теплота парообразования. Кипение Q=Lm
Дано Решите задачу. m= 35 кг Q=1025 Дж L = ? Дж/кг Решение Q=Lm L=Q/m L=1 0 25 Дж/35 кг ≈28 Дж/кг Ответ ¦ ≈28 Дж/кг
Не понял Немного понял Понял Хорошо понял Отлично понял Лестница успеха ν ν