НОВЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Все большую популярность среди ученых-педагогов и учителей приобретает развивающее личностно ориентированное обучение. И вот почему. Многим становится ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_sovershenstvovaniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Дунай В.Л.

НОВЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

МКОУ Средняя образовательная школа №2,

Россия, г. Изобильный, ул. Промышленная

Развитие современной школы наметило новые подходы к организации учебного процесса. В последние десятилетия в связи с развитием проблемно-поисковых методов в школе ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материала и его прочного запоминания [1-10].

Все большую популярность среди ученых-педагогов и учителей приобретает развивающее личностно ориентированное обучение. И вот почему. Многим становится ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика — научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развились из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.

В связи с возрастанием значения физики для естествознания и для развития техники знания физики становятся необходимыми каждому человеку современного общества. Сказанным объясняется то большое внимание, которое уделяется в советской школе изучению физики.

Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность, увеличивая свою власть над природой. Все это имеет важное значение для формирования у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, научной картины мира.

В число важнейших заповедей, образующих основу новой системы обучения, входят: обязательная разработка для каждого занятия совокупности мер, обеспечивающих возникновение у учащихся желания познать новое (мотивация учебной работы), такая организация учебных занятий, которая базируется на личной познавательной активности школьников (реализация деятельностного подхода), учет психических особенностей разных групп учеников: строения нервной системы (темперамента и др.), преимущественного развития правого или левого полушарий головного мозга, типа ведущего сенсорного канала, обеспечивающего получение максимума информации о внешнем мире.

В процессе изучения материала очень важно, чтобы учащиеся выдвигали гипотезы, обращались к своему практическому опыту и черпали из него примеры, делали выводы из фактов, проводили сравнение, вели теоретические рассуждения, опираясь на свои знания, и выводили формулы, обращались к учебнику и знаниям по математике, осмысливали свой путь познания, пройденный на уроке, суммировали знания, приобретенные за время занятия. Их участие в работе должно быть плодотворным, активным и разнообразным, что важно для получения прочных и осознанных представлений, поддержания интереса.

Литература:

1. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения и формирования компетенций у студентов ВПО / Безгина Ю.А., Черницова М.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 19. – №1. С. 61-65.

2. Инновационные образовательные технологии для подготовки абитуриентов по физике / Дунай В.Л., Безгина Ю.А. // В сборнике: применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК: II Международная научно-практическая конференция. – 2012. – С. 24-29.

3. Инновационные технологии в современном процессе обучения / Волосова Е.В., Безгина Ю.А., Шипуля А.Н., Пашкова Е.В. // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. – 2013. С. 35-38.

4. Использование ИКТ в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин / Волосова Е.В., Безгина Ю.А., Пашкова Е.В., Шипуля А.Н. // Сборник научных трудов Sworld. – 2014. – Т. 14. – №1. – С. 41-45.

5. Место и роль музея в культурно-образовательном пространстве вуза /Шматько О.Н. // Вестник АПК Ставрополья. 2014. – №2(14). – С. 252-255.

6. Нестандартные учебные занятия как движущий фактор эволюции учебного процесса / Черницова М.А., Безгина Ю.А., Погарская Н.В., Францева Н.Н., Волосова Е.В. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 255.

7. Организация и контроль самостоятельной работы студентов / Скрипкин В.С., Капустина Е.И., Орлянская И.А., Капустин И.В., Безгина Ю.А. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С. 346.

8.Технология формирования профессионально-речевой культуры / Зорина Е.Б. – Ставрополь, 2005.

9. Формирование патриотических и профессионально-ориентированных компетенций студентов-первокурсников в свете дисциплины «Введение в специальность» / Есаулко А.Н., Мазницына Л.В., Безгина Ю.А., Стукало В.А., Балацкий М.Ю., Трубачева Л.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №6. – С. 350.

10. Эффективность нестандартных форм проведения занятий для усвоения учебного материала / Черницова М.А., Безгина Ю.А., Погарская Н.В., Францева Н.Н., Волосова Е.В. // В сборнике: Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК. – 2013. – С. 264-268.