Активные методы обучения физике

Авдеева Елена Ивановна

Здесь вы можете познакомиться с активными методами обучения физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya_fizike.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения физике

Метод (в самом общем значении) – это способ достижения цели, определённым  образом упорядоченная деятельность.

Методы  обучения – это способы совместной деятельности учителя и ученика, в результате которой учащиеся усваивают определённые знания, умения и навыки и формируется мировоззрение.

Методы обучения определяют наиболее рациональные способы взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения. Из них выделяются активные методы обучения школьников.

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Активные методы обучения в России получили широкое развитие в 1970-х гг. все методы группового активного обучения основаны на дискуссии.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследования проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя собеседнику, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. Также дискуссия представляет собой групповое обсуждение какого-либо вопроса, проводимое с той или иной целью: обмен информацией, согласование мнений, выработка решений. Оптимальным количеством участников дискуссии считается 12-14 человек.

Выделяют несколько групповых методов активного обучения (3,с.92).

  1. Анализ конкретных ситуаций. Этот метод имеет следующие особенности: проблема точно не сформулирована, мало информации, она не определена, существует много вариантов решений.  Анализ конкретных ситуаций может проводиться с помощью текста, видео- или кинофрагмента, разыгрывания ролей.
  2. Мозговой штурм. Это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности и продуктивности. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. После того как собран банк идей, из их общего числа отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Для проведения мозгового штурма создаются две группы:

  • Участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • Члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. Виды мозгового штурма: письменный, индивидуальный, обратный (50,с.13).
  1. Игротехника.  Этот метод представляет собой совокупность игровых средств. Выделяют следующие виды игротехники:
  • Ролевую игру – в игре воспроизводятся только отношения между людьми;
  • Игру-тренажёр – в игре воспроизводятся технологические компоненты.
  1. Деловая игра. Это способ определения оптимального решения каких-либо задач путём имитации или моделирования хозяйственной ситуации, а также правил поведения участников.

В зависимости от типа человеческой практики в игре и целей участников выделяют несколько видов деловых игр:

  • Учебные;
  • Исследовательские;
  • Управленческие;
  • Аттестационные.

Результат влияния деловых игр  на учащего  показан на схеме 5.

Активные методы и приёмы обучения показаны на схеме 6.

Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель предметник создаёт культ своего предмета. Интересы школьников нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире и разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области искусства, игр, спорта, конструирования т.д.

 Именно поэтому интерес к знаниям на каждом уроке и, в частности на уроках физики, нельзя привить приказом. Надо стараться воспитать у учащихся интерес к физике за счёт уже имеющихся у них интересов к другим областям деятельности. Тогда и к физике будет проявляться интерес не как к «самому любимому предмету» (что невозможно для всего класса, и не нужно), а как уважение к науке, лежащей в основе научно-технического прогресса и помогающей объяснить многие окружающие нас явления и факты. Интерес – вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души! (4,с.369)  И этот огонь учитель должен поддерживать, используя на уроках и внеурочных мероприятиях активные методы и приёмы обучения.