Активные методы обучения физике
Здесь вы можете познакомиться с активными методами обучения физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya_fizike.docx | 55.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения физике
Метод (в самом общем значении) – это способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и ученика, в результате которой учащиеся усваивают определённые знания, умения и навыки и формируется мировоззрение.
Методы обучения определяют наиболее рациональные способы взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения. Из них выделяются активные методы обучения школьников.
Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Активные методы обучения в России получили широкое развитие в 1970-х гг. все методы группового активного обучения основаны на дискуссии.
Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследования проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя собеседнику, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. Также дискуссия представляет собой групповое обсуждение какого-либо вопроса, проводимое с той или иной целью: обмен информацией, согласование мнений, выработка решений. Оптимальным количеством участников дискуссии считается 12-14 человек.
Выделяют несколько групповых методов активного обучения (3,с.92).
- Анализ конкретных ситуаций. Этот метод имеет следующие особенности: проблема точно не сформулирована, мало информации, она не определена, существует много вариантов решений. Анализ конкретных ситуаций может проводиться с помощью текста, видео- или кинофрагмента, разыгрывания ролей.
- Мозговой штурм. Это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности и продуктивности. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. После того как собран банк идей, из их общего числа отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Для проведения мозгового штурма создаются две группы:
- Участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
- Члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. Виды мозгового штурма: письменный, индивидуальный, обратный (50,с.13).
- Игротехника. Этот метод представляет собой совокупность игровых средств. Выделяют следующие виды игротехники:
- Ролевую игру – в игре воспроизводятся только отношения между людьми;
- Игру-тренажёр – в игре воспроизводятся технологические компоненты.
- Деловая игра. Это способ определения оптимального решения каких-либо задач путём имитации или моделирования хозяйственной ситуации, а также правил поведения участников.
В зависимости от типа человеческой практики в игре и целей участников выделяют несколько видов деловых игр:
- Учебные;
- Исследовательские;
- Управленческие;
- Аттестационные.
Результат влияния деловых игр на учащего показан на схеме 5.
Активные методы и приёмы обучения показаны на схеме 6.
Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель предметник создаёт культ своего предмета. Интересы школьников нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире и разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области искусства, игр, спорта, конструирования т.д.
Именно поэтому интерес к знаниям на каждом уроке и, в частности на уроках физики, нельзя привить приказом. Надо стараться воспитать у учащихся интерес к физике за счёт уже имеющихся у них интересов к другим областям деятельности. Тогда и к физике будет проявляться интерес не как к «самому любимому предмету» (что невозможно для всего класса, и не нужно), а как уважение к науке, лежащей в основе научно-технического прогресса и помогающей объяснить многие окружающие нас явления и факты. Интерес – вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души! (4,с.369) И этот огонь учитель должен поддерживать, используя на уроках и внеурочных мероприятиях активные методы и приёмы обучения.