Методическая разработка открытого урока по физике по теме "Мощность" на I курсе (СПО)
Методическая разработка открытого урока по теме "Мощность" направлена на углубление знаний о мощности и механической работе, на развитие и совершенствование умений и навыков решения задач на применение знаний о работе и мощности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-moshchnost.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме «Мощность» на 1 курсе (НПО)
Тема урока: Мощность.
Цель урока: углубить знания о мощности и механической работе; развивать и совершенствовать умения и навыки решения задач на применение знаний о работе и мощности.
Образовательная: формирование знаний, умений и навыков при изучении темы «Мощность».
Развивающая: развитие и совершенствование знаний, умений и навыков при выполнение заданий, с использованием материала из ранее изученных тем.
Воспитательная: воспитание желания учиться, воспитание чувства ответственности и доверия, воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
Дидактическая задача: формирование новых знаний.
Оборудование: рабочие тетради, учебники, «Путевые листы», таблицы по теме «Мощность».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока.
- Постановка цели.
- Актуализация знаний.
- Введение новых знаний.
- Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Задание с самопроверкой: допишите формулы или необходимые условия.(5-7 мин)
1. mg =
2. A=
3. F трения =
4. A = 0
5. k | x | =
Задание учащиеся выполняют в тетрадях для самостоятельных работ.
Двое учащихся выполняют у доски.
После выполнения задания учитель проверяет выполненные задания на доске, а учащиеся в тетрадях. Каждый ученик выставляет себе оценку в соответствии с критерием. Оценки выставляются в журнал только после проверки учителем на следующем уроке.
Критерии оценок.
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 ошибки и более – 2
2. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Очень часто надо знать не только работу, но и время, в течение которого эта работа произведена. Поэтому нам необходимо ввести ещё одну величину-мощность.
Работа может быть совершена как за большой промежуток времени, так и за очень малый. На практике далеко не безразлично, быстро или медленно может быть выполнена работа. Временем, в течение которого совершается работа, определяют производительность любого двигателя. Очень большую работу может совершить и крошечный электромоторчик, но для этого понадобиться больше времени. Пример, гектар земли лошадь может вспахать за 10-12 часов, трактор же эту работу выполнит за 30-40 минут. Поэтому наряду с работой вводят величину, характеризующую быстроту, с которой она производиться, - МОЩНОСТЬ.
Записывают определение.
МОЩНОСТЬ-ФИЗ.ВЕЛИЧИНА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ БЫСТРОТУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
Мощностью называют отношение работы к интервалу времени , за который эта работа совершена.
Или, мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени.
Подставляя вместо работы её выражение
Получим
Т.о. мощность равна произведению модуля вектора силы на модуль вектора скорости и на косинус угла между направлениями этих векторов или скалярному произведению силы на скорость.
Мощность можно повысить как за счет увеличения действующих сил, так и за счет увеличения скорости движения.
Задача. Почему при подъёме автомобиля в гору или при движении по песку шофер включает первую скорость?
В системе СИ мощность выражают в ваттах (Вт). Мощность равна 1 Вт, если работа 1 Дж совершается за 1 с.
Более крупные единицы мощности
1 гВт (гектоватт) = 100 Вт
1 кВт (киловатт) = 1000 Вт
1 МВт (мегаватт) = 1000000 Вт.
Единица измерения мощности Вт названа в честь английского ученого Джеймса Уатта.
Сообщение учащегося о Дж.Уатте.
В системе СГС за единицу мощности принимается 1 эрг/с.
Установим связь с Вт:
1Вт = 10 эрг/с.
1 эрг/с = 10 Вт.
Эти единицы иногда ещё используются в биофизике.
Сообщение учащегося «Явление мощности в живой природе».
До сих пор ещё в технике применяют иногда старую внесистемную единицу мощности – лошадиную силу (л.с.):
1 л.с. = 735 Вт.
3. Закрепление нового материала.
Решение задач.
Первую задачу учитель разбирает на доске.
- Первый электродвигатель построенный академиком Б.С.Якоби в 1834г., равномерно поднимал (с помощью блока и нити) груз 50 Н на высоту 0,6 м за 2 с. Определите мощность этого двигателя.
- При скорости полёта 900 км/ч все 4 двигателя самолёта Ил-62 развивают мощность 30 МВт. Найдите силу тяги одного двигателя в этом режиме работы.
- Камень шлифовального станка имеет на рабочей поверхности скорость 30 м/с. Обрабатываемая деталь прижимается к камню с силой в 100 Н, коэффициент трения 0,2. Какова мощность двигателя станка?
Третья задача при условии, если остаётся время, выносится на самостоятельную работу.
4. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
45, 46, упр. 9 (3) стр. 128.
Более крупные единицы мощности
1 гВт (гектоватт) = 100 Вт
1 кВт (киловатт) = 1000 Вт
1 МВт (мегаватт) = 1000000 Вт
____________________________
Дополнительные единицы мощности
1 эрг/с = 10 Вт
1 л.с. = 735 Вт
Путевой лист по теме «Мощность»
Цель урока: углубить знания о механической работе и мощности; развивать и совершенствовать умения и навыки решения задач по данной теме.
1 этап.
Задание с самопроверкой: допишите формулы или необходимые условия.
- mg =
- A =
- F трения =
- A = 0
- k |x| =
2 этап.
Формирование понятия мощности.
1. Рассказ учителя.
Основные формулы, единицы измерения.
2. Сообщение учащегося: «Дж.Уатт».
3. Сообщение учащегося: «Примеры мощности в живой природе».
3 этап.
Решение задач.
- Первый электродвигатель, построенный академиком Б.С.Якоби в 1834 г., равномерно поднимал (с помощью блока и нити) груз 50 Н на высоту 0,6 м. за 2 с.. Определите мощность этого двигателя.
- При скорости пролета 900 км/ч все 4 двигателя самолёта Ил – 62 развивают мощность 30 МВт. Найдите силу тяги одного двигателя в этом режиме работы.
- Камень шлифовального станка имеет на рабочей поверхности скорость 30 м/с. Обрабатываемая деталь прижимается к камню с силой в 100 Н, коэффициент трения 0,2. Какова мощность двигателя станка?
4 этап.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5 этап. Домашнее задание: 45, 46; упр. 9 (3)
Самоанализ урока (физика) по теме «Мощность»
Группа № 13
В группе – 29 человек
Присутствовало на занятии – 27 человек
Имеют уровень учебных возможностей:
- высокий («4», «5») –
- средний («4», «3») –
- низкий («3», «2») –
В целом группа со средним уровнем обученности.
По тематическому планированию данный урок 34.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: углубить знания о мощности и механической работе; развивать и совершенствовать умения и навыки решения задач на применение знаний о работе и мощности.
Образовательная: формирование знаний, умений и навыков при изучении темы «Мощность».
Развивающая: развитие и совершенствование знаний, умений и навыков при выполнение заданий, с использованием материала из ранее изученных тем.
Воспитательная: воспитание желания учиться, воспитание чувства ответственности и доверия, воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
Дидактическая задача: формирование новых знаний
Структура урока.
- Постановка цели.
- Актуализация знаний.
- Введение новых знаний в систему знаний учащихся (изучение нового материала).
- Закрепление нового материала (решение задач).
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Все этапы урока были отображены на путевом листе по теме «Мощность», с соответствующими заданиями.
На первом этапе урока предлагалось в качестве актуализации знаний задание с самопроверкой. Необходимо было дописать формулы или условия. Всего было 5 заданий на 5 минут. Двое учащихся выполняли у доски. После выполнения учитель и учащийся-эксперт, выбранный учителем, проверяют задания на доске, все остальные в тетрадях. Каждый учащийся выставляет себе оценку. На следующем уроке, после проверки тетрадей учителем, оценки будут прокомментированы и согласуются преподавателем с учащимися и выставляются в журнал.
Ошибки и недочеты, допущенные на данном этапе: преподавателем недостаточно хорошо проконтролирована самостоятельность выполнения задания учащимися.
Установленные критерии оценок по заданию:
0 ошибок – «5».
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2».
После проверки были получены следующие результаты:
«5» - 15
«4» - 11
«3» - 1
«2» - 0
КЗ составило 96%.
Второй этап урока – изучение нового материала.
Материал по новой теме был изложен доступно; мощность охарактеризована как физическая величина, выведена формула для расчета мощности, единицы её измерения. Учащимся сделано сообщение о Дж.Уатте. Установлена межпредметная связь физики с биологией. Из биофизики приведены примеры мощности в живой природе. Изучение нового материала прошло в форме диалога преподавателя с учащимися, где последние были довольно активны.
Ошибки и недочеты, допущенные на данном этапе:
- было потеряно время от урока при приведении примеров мощности в природе и технике,
- нет должной наглядности в подготовленных пособиях,
- не прослежена связь данной темы с профессией учащихся.
На закрепление нового материала (решение задач) было отведено слишком мало времени, т.к. оно было упущено при объяснении нового материала, в результате из предложенных трёх задач была решена одна.
Домашнее задание было задано в ходе изучения нового материала.
Оценки за урок были выставлены пятерым учащимся: двоим, выполнявшим задания первого этапа у доски, учащемуся-эксперту, двум учащимся, сделавшим сообщения. Но преподавателем не были прокомментированы оценки за сообщения.
Итоги урока были подведены учащимися, что настраивает их на осознанное восприятие нового материала, на более серьёзное отношение к теме, на выделение непонятных моментов в ходе урока. Учитель же как бы получает установку, на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Выводы по уроку.
- обстановка на уроке спокойная, учащиеся выполняют все требования преподавателя, довольно внимательны;
- в ходе изучения нового материала учащиеся легко вступают в беседу с преподавателем;
- цели, стоящие перед уроком были достигнуты:
- учащиеся углубили (данная тема была частично рассмотрена в основной школе) и расширили знания о мощности как физической величине;
- узнали и сравнили мощности в живой природе и технике.