Некоторые проблемы при формировании интереса студентов к изучению математики

Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса к ней. А интерес к ней – это мощная сила в обучении. Это сила,  которая заставляет учиться, заниматься исследовательской деятельностью, расширять свой кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_2.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые проблемы при формировании интереса студентов к изучению математики

ВасильеваЕ.К.,  преподаватель математики

Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса к ней. А интерес к ней – это мощная сила в обучении. Это сила,  которая заставляет учиться, заниматься исследовательской деятельностью, расширять свой кругозор.  При увлечении успешное решение математических задач  порождают положительные эмоции. Задача преподавателя: студентов занимающихся по принуждению, а именно студентов  которых «заставляют родители», или занимающихся из-за страха наказания или соблазна награды (оценки), заинтересовать и увлечь за получением положительных эмоций при успешном решении математических задач. И данный момент в работе преподавателя колледжа является самым сложным и трудно решаемой проблемой.

 Немаловажной причиной является несовершенство программ: в них слабо выражена профессиональная направленность, недостаточно нацелены на развитие интуиции, воображения. Имеется перекос в сторону обоснования абстрактных разделов математики в ущерб глубокому изучению основных разделов школьной математики, хотя бы таких, как проценты, пропорции. Учебные пособия переполнены второстепенным материалом, имеющим чисто теоретическое значение. В связи с этим преподавателю необходимо кроме основного материала  вклинить  историзма математики, практико-ориентированные задачи. Существенно повышает интерес к математике применение технологии гуманитаризации математики. Ведь  гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования  сгуманитарным, т.е. более понятным, близким студенту,  усиление  практического и прикладного аспектов в  её преподавании.  Это  означает,  что  в обучении математике акцент необходимо ставить на общее развитие студента,  а  именно на развитие логического  мышления,  математической  речи,  пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного.

 Второй немаловажный момент в развитии у студентов интереса к математике это доведение преподавания до «полезных результатов», т.е. ответить на вопрос любого студента «зачем мы изучаем математику, где она нам пригодится в  жизни». С логической точки зрения не следует преподавать какой-нибудь  раздел, если не предполагается ознакомить студентов с его главной сущностью или довести до уровня, начиная с которого этот разделдает хотя бы скромные результаты. Согласно рассуждению студентов, не следует преподавать математический анализ, если в программе нет понятия интеграла. Незачем изучать теорию вероятностей, если это изучение ограничится простейшими комбинаторными задачами и не дойдет до понятия случайной величины и до простейшей формы больших чисел и т.д.

Основным недостатком математической подготовки будущих специалистов является формализм в знаниях: не все умеют приводить примеры, применять соответствующую теорию к решению предложенных задач, выходить за рамки узкого круга стандартных задач, математических понятий или утверждений. Изучая впервые какой-нибудь раздел математики, студент не может получить о нем окончательное представление, которое на всю жизнь пребудет неизменным. Это представление будет пополняться подробностями и переосмысливаться. Поэтому преподаватель не должен ставить целью сообщить как можно больше деталей. Повторение, которым занят студент при  подготовке к экзаменам, существенно отличается от первого изучения, потому что здесь он знает заранее весь курс. Разные формулировки, особенно определения, не даются на всю жизнь, а входе изучения математики подвергаются обобщению.

 Следующая проблема в формировании интереса к математике у студентов считаю правильная и своевременная постановка проблемы. Бывает ясность на разных уровнях. Вначале темы есть ясность от недостатка понимания, когда студент «скользит»по поверхности, не замечая никаких проблем и никаких трудностей. Он вполне удовлетворен работой на уроке, ему все кажется вполне ясным и пропадает  всякий интерес к дальнейшему изучению темы. Задача преподавателя уловить момент, не упуская, и уточнить, что это «ясность» от недостаточного понимания темы. Всякое углубление в вопрос влечет за собой исчезновение первоначальной ясности. Появляются неразрешимые (на первый взгляд)вопросы, возникают противоречия и сомнения. Эта неясность – первый признак успеха в формировании интереса к теме.

Один из мотивов к повышению интереса к изучению математики это принцип посильных трудностей. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у студентов привычки работать с напряжением и преодолевать трудности. Для эффективного осуществления формирования интереса надо учитывать особенности мышления каждого студента, свойства его памяти, характера. Студент, будучи не в силах овладеть материалом, заменяет его видимостью: зазубривает недостаточно понятный материал, что делает «знания» неприменимыми, непрочными, бесполезными. Или студент ищет обходные пути - это шпаргалки, списывание и т.д.  В итоге обучение не достигает цели и наносит студенту только моральный ущерб.Теряется всякий интерес к предмету или даже отвращение к нему. Студент начинает прогуливать, пропадает всякое желание дальнейшего образования. Задача преподавателя «увидеть и услышать» вовремя проблемы студента и помочьв преодолении трудностей. А именно, предлагая посильные задания, заинтересовав его тем, что он тоже может решить некоторые задачи. Сложность в работе преподавателя в том, что обучение то групповое- коллективное. В каждой группе встречаются студенты различного уровня. Требования, предъявляемые к группе в целом, должны быть посильными (но не слишком легки) для подавляющего большинства. Однако найдутся некоторые студенты, для которых эти общие требования тяжелы, а также и такие, для которых они очень легки. Задача преподавателя - держать в поле зрения и слабых и сильных - всех посильно загружая. По-моему, в данном случае нельзя требовать от преподавателя одинаковых результатов, для него важнее добиваться наилучших результатов, которые возможны в данной ситуации.

        Возникновение желания у студента к самообучению, к самообразованию, к самостоятельной  добыче знаний возможно лишь при наличии серьезного интереса к предмету, увлечения, переходящего в познавательную потребность приобретать сверхпрограммные знания в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Самообучение студента можно квалифицировать на аудиторные и внеаудиторные.  От преподавателя требуется формирование навыков самообучения на аудиторных занятиях. На уроке всегда есть задача, сводящаяся именно к формированию этих навыков и меняющаяся в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. Вдругом - в формировании критического отношения студентов к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания преподавателя требует проблема воспитания у студентов веры в свои способности. Известно, что многие студенты просто боятся приступать к задачам, алгоритм решения которых им неизвестен. Новая проблема не всегда вызывает только интерес. Порой проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таких случаях нужны задачи, я так называю,  «переходного характера», которая на первый взгляд кажется простой, а на самом деле требует нестандартного подхода.

Наиболее эффективно и результативно развитие интереса с эффектом самообразования проявляется при составлении математических задач преподавателем и студентами, где отражается систематическое применение материалов по специальности, элементов производственного процесса.  Целесообразно давать студентам задания на составление задач, связанных с той или другой специальностью, чтобы при их решении нужно было использовать изучаемый на уроках материал. Например, предлагаются для групп  специальности “товароведение и экспертиза товаров” задачи на нахождение процентного содержания вещества, расчет наибольшего и наименьшего значения количества материала. Для групп  специальности “экономика и бухгалтерский учет” предлагаются задачи на определение величины дохода и возвращаемого займа, расчет прибыли, общей суммы дохода предприятия и т. д. После решения подобных задач студенты более подробно узнают об особенностях и значимости выбранной профессии, о трудностях в работе, об оплате. Так, в идеальном случае, студент по требованию преподавателя составляет и решает задачу под его контролем. Но, самостоятельное, творческое составление математических задач достигается постепенным овладением всего процесса составления в ходе выполнения специальных заданий. Обсуждение ошибок  проходит интереснее, так как при этом уже решаются «новые» задачи.

            Задача формирования интереса к изучению математики заключается в воспитании личности студента. Организация на разных этапах урока ситуаций и элементов по привитию интереса к дисциплине  формируют такие качества, как честность и требовательность к себе, умение разумно организовывать свой труд. В целом, интерес к математическому образованию занимает одно из ведущих мест в перечне специальных качеств, которыми должен обладать бухгалтер, товаровед, технолог. Будущий специалист должен в стенах колледжа научиться составлению и применению алгоритмов решения математических задач. Тем самым отнюдь не принижается творческая линия в математике и не становится менее значительным как науки и как дисциплины в дело становления характера, мышления, а также общей культуры будущего специалиста.