Повторительно - обобщающий урок по темам: «Основы МКТ», «Свойство газов».

Грицан Светлана Александровна

 Повторительно-обобщающий урок по темам: «Основы МКТ»,  «Свойство газов».

Тип урока:   « Урок-соревнование»

Цели урока: Образовательные: систематизировать знания учащихся по МКТ

                      на  основе  структуры физической теории; повторить основные

                      понятия и закономерности МКТ; закрепление навыков решения

                      задач (расчетных, качественных, экспериментальных).

                      Воспитательные: формирование навыков коллективной работы

                      и самостоятельности.

                      Развивающая:       научить  учащихся  применять  теоретические

                      знания   на   практике;   продолжить  работу над развитием речи;

                      научить слушать и оценивать ответ учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_sorevnovanie_osnovy_mkt.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Общая тема: «Свойство газов», «Основы МКТ».

Тема урока:  Повторительно-обобщающий урок по темам: «Основы МКТ»,

                                                            «Свойство газов».

Тип урока:   « Урок-соревнование»

Цели урока: Образовательные: систематизировать знания учащихся по МКТ

                      на  основе  структуры физической теории; повторить основные

                      понятия и закономерности МКТ; закрепление навыков решения

                      задач (расчетных, качественных, экспериментальных).

                      Воспитательные: формирование навыков коллективной работы

                      и самостоятельности.

                      Развивающая:       научить  учащихся  применять  теоретические

                      знания   на   практике;   продолжить  работу над развитием речи;

                      научить слушать и оценивать ответ учащихся.

Оборудование: карточки к уроку; формулы к стенду «Сегодня на уроке»;

                          сигнальные карточки, таблица «Построение структуры МКТ;

                          и дополнительно: стеклянная пластина, подвешенная на

                          резиновом шнуре, емкость с водой, штатив.

Межпредметные связи: 1. математика: «Свойство пропорции»; «Решение

                                           уравнений», «Свойства степени».

                                       2. история: «Античная эпоха в истории человечества».

Ход урока:

I. Организационный момент:

1. Проверка отсутствующих и готовность к уроку

2. Прием творческих домашних заданий:

II. Экспресс-контроль на личное первенство (учитель зачитывает вопросы, а учащиеся отвечают).

2). Обобщаем знания по изученной теме:

То, что утверждали античные философы более 2000 лет назад, дошли до нас благодаря поэту Титу Лукрецию Кару. На уроках «Всеобщей истории» вы слышали об этом человеке, когда изучали тему: «Античная эпоха в истории человечества». Он писал:

… Выслушай то, что скажу, и ты сам несомненно признаешь,

Что существуют тела, которых мы видеть не можем…

      … Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами.

      … Далее, запахи мы обоняем различного рода,

           Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…

      … И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

           Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет,

           Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

           Как и не видно того, как она исчезает от зноя.

           Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

           Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

  1. Сегодня, мы с вами, подведем итог построения структуры молекулярно-кинетической теории.

Мы знаем, что в ядро теории входят: законы, принципы, положения, постулаты, фундаментальные постоянные. А следствием служат частные законы: уравнение состояния идеального  газа, уравнение Менделеева - Клапейрона, газовые законы.

Построение структуры молекулярно-кинетической теории.

 

         I.

  II.

 Вопрос:  Какие основные положения молекулярно-кинетической теории помогают вспомнить это стихотворение?

Ответы:  1). Все   тела   состоят  из  частиц  (молекул),  между  которыми есть

                    промежутки;

               2). (молекулы) частицы хаотически движутся;

               3). частицы (молекулы) взаимодействуют друг с другом

                    (притягиваются или отталкиваются, в зависимости от расстояния

                    между частицами).

Вопрос:      Какое уравнение лежит в основе молекулярно-кинетической

                    теории?  

                    Найти его на стенде и прочитать!

Ответ: Основное уравнение молекулярно-кинетической теории:

Вопрос: Какая формула связывает температуру и среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул?                  

Ответ:                   

Вопрос: О каких постоянных необходимо помнить.                      

Ответ:  Постоянная Больцмана:                                                                                                                                         

Число Авогадро:

Вопрос: Как связано давление с концентрацией и абсолютно температурой.  

              Какая это формула?

Ответ: Эту связь между давлением, концентрацией и абсолютной температурой описывает уравнение состояния идеального газа.

 Вопрос: В каком виде надо запомнить уравнение Менделеева-Клапейрона?

                       

Ответ:    

                     

Вопрос:  Для какой массы газа формула справедлива?

Ответ: Формула справедлива для произвольной массы.

                                                                        

Кто дополнить?  Зная количество вещества  

                                                                

Вопрос: Вспомним газовые законы.

а)                                                           1. Какой это закон?

                                                         2.Прочитайте закон?

 

Ответ:  1. Это закон Бойля-Мариотта.

             2. Для газа данной массы произведение давления газа на его объем

                 постоянно, если температура газа не меняется.

б)          

  1. Какой это закон?
  2. Сформулируйте его.


                                                                                                       

Ответ: 1. Закон Гей-Люссака.

            2. Для газа данной массы отношение объема к температуре

                постоянно, если давление газа не меняется.

в)          

1. Какой это закон?

2. Прочитайте закон.

Ответ:

1. Это закон Шарля.

2. Для газа данной массы отношение давления к температуре постоянно, если объем не меняется.

Подводя итог, я могу выделить учащихся, которые твердо усвоили тему.

III. Следующим этапом нашего урока будет «Трудный подъем».

 Здесь предстоит решать задачи.

№ 1         Какова средняя квадратическая скорость движения молекул газа,

(457 Р.)     имеющего массу  6 кг и занимающего объем 5 м³ при давлении

                2*105 Па?

Ответ: 700 .

№ 2.  Чему равна средняя кинетическая энергия хаотического поступательного движения молекул газа при температуре 127°С.

Ответ: 8,28 * 10 -21 Дж.

№ 3.  Какое давление будет оказывать газ на стенки цилиндра при температуре 700 К и концентрации молекул 2,7*1026 м-3?

Ответ: 2608,2 * 10 3 Па.

IV Анализируя этапы урока «Экспресс-конкурс на личное первенство» и «Трудный подъем», можно создать команду: «Знатоков». В нее войдут лучшие учащиеся:

Прошу занять места. Эти ребята будут приходить на помощь в случае неверных ответов или молчания.

Проведем конкурс: «Кто быстрее?», в котором будут участвовать три команды: изотерма, изобара, изохора.

Ответив на один вопрос, команда может заработать 5 баллов.

За нарушение дисциплины команде будут заданы «штрафные задачи»

1. Определить основную физическую величину, входящую в формулу основного уравнения молекулярно-кинетической теории газа?

 

                                                                        I                           II                          III

                                                                       m0 - ?                   n - ?                    - ?

2. Какое значение температуры по шкале Цельсия

                                                            I –  100  К

    соответствует температуре          II  – 200 К  по абсолютной шкале?

                                                            III – 300 К

Ответ:  Т=t+273=>t=T-273

             t=100-273=-173°C;             t=200-273=-73°C;               t=300-273=27°C

3. График какого изопроцесса изображен на рисунке?

I.р1 Па                                           II р1 Па                                             III V1 м³                                                                                

p2                                                                                  p1                                                                       V 1                          

                         

                         

p1                                                                                  p2                                                                       V2

Ответ: изотерма                                изохора                                    изобара

Верно ли неравенство                       Верно ли V2>V1  и почему?              Верно ли p2 >p1     

Т21   и  почему?                                                                                             и почему?

Ответ: т.к. при V=соnst  p2>p1?         Ответ: Закон Бойля-Мариотта       Ответ: Закон Бойля-    

то при повышении температуры   устанавливает между давлением  Мариотта устан.

давление газа                                  и температурой обратно пропор-   между давлением   и  

увеличивается =>   Т21                     циональную зависимость.              температурой обратно

                                                         Поэтому: V2>V1т.к. p1>p2                       пропорциональную              

                                              зависимость.Поэтому:

                                               V2>V1т.к. p2>p1

4. Почему в области низких температур график изопроцессов вычерчивается пунктиром?

Ответ: Все газы при сильном охлаждении превращаются в жидкость, а к жидкости уравнение состояние не применению, поэтому в области низких температур  график вычерчивается пунктиром.

5. Решить задачу: (дополнительно)

I. № 512; II. №523; III. № 522

«Штрафные задачи»

  1. Как движется молекула газа в сосуде?

Ответ: по ломаной линии.

  1. Почему меняются скорости молекул газа, заключенного в сосуд?

Ответ: Огромное число молекул газа движется беспорядочно, сталкиваясь друг с другом и со стенками сосуда.

  1. Определите цену деления шкалы термометра (рис.) и какую температуру он показывает?
  2. Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов становится слабо надутым.  Почему?

Ответ: Молекулы водорода проникают через промежутки между частицами резины.

  1. Стеклянную пластинку подвешенную на резиновом шнуре, опустим до соприкосновения с поверхностью воды. Почему при подъеме пластинки шнур растягивается?

Ответ: Потому, что между молекулами воды и частицами стекла существует сила взаимного притяжения.

IV. Подведение итогов: Лучшим учащимся значки «ЮФ» (юный физик).

V. Домашнее задание: решить задачу № 511