Повторительно - обобщающий урок по темам: «Основы МКТ», «Свойство газов».
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Основы МКТ», «Свойство газов».
Тип урока: « Урок-соревнование»
Цели урока: Образовательные: систематизировать знания учащихся по МКТ
на основе структуры физической теории; повторить основные
понятия и закономерности МКТ; закрепление навыков решения
задач (расчетных, качественных, экспериментальных).
Воспитательные: формирование навыков коллективной работы
и самостоятельности.
Развивающая: научить учащихся применять теоретические
знания на практике; продолжить работу над развитием речи;
научить слушать и оценивать ответ учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_sorevnovanie_osnovy_mkt.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая тема: «Свойство газов», «Основы МКТ».
Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по темам: «Основы МКТ»,
«Свойство газов».
Тип урока: « Урок-соревнование»
Цели урока: Образовательные: систематизировать знания учащихся по МКТ
на основе структуры физической теории; повторить основные
понятия и закономерности МКТ; закрепление навыков решения
задач (расчетных, качественных, экспериментальных).
Воспитательные: формирование навыков коллективной работы
и самостоятельности.
Развивающая: научить учащихся применять теоретические
знания на практике; продолжить работу над развитием речи;
научить слушать и оценивать ответ учащихся.
Оборудование: карточки к уроку; формулы к стенду «Сегодня на уроке»;
сигнальные карточки, таблица «Построение структуры МКТ;
и дополнительно: стеклянная пластина, подвешенная на
резиновом шнуре, емкость с водой, штатив.
Межпредметные связи: 1. математика: «Свойство пропорции»; «Решение
уравнений», «Свойства степени».
2. история: «Античная эпоха в истории человечества».
Ход урока:
I. Организационный момент:
1. Проверка отсутствующих и готовность к уроку
2. Прием творческих домашних заданий:
II. Экспресс-контроль на личное первенство (учитель зачитывает вопросы, а учащиеся отвечают).
2). Обобщаем знания по изученной теме:
То, что утверждали античные философы более 2000 лет назад, дошли до нас благодаря поэту Титу Лукрецию Кару. На уроках «Всеобщей истории» вы слышали об этом человеке, когда изучали тему: «Античная эпоха в истории человечества». Он писал:
… Выслушай то, что скажу, и ты сам несомненно признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем…
… Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами.
… Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…
… И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет,
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Как и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
- Сегодня, мы с вами, подведем итог построения структуры молекулярно-кинетической теории.
Мы знаем, что в ядро теории входят: законы, принципы, положения, постулаты, фундаментальные постоянные. А следствием служат частные законы: уравнение состояния идеального газа, уравнение Менделеева - Клапейрона, газовые законы.
Построение структуры молекулярно-кинетической теории.
I.
II.
Вопрос: Какие основные положения молекулярно-кинетической теории помогают вспомнить это стихотворение?
Ответы: 1). Все тела состоят из частиц (молекул), между которыми есть
промежутки;
2). (молекулы) частицы хаотически движутся;
3). частицы (молекулы) взаимодействуют друг с другом
(притягиваются или отталкиваются, в зависимости от расстояния
между частицами).
Вопрос: Какое уравнение лежит в основе молекулярно-кинетической
теории?
Найти его на стенде и прочитать!
Ответ: Основное уравнение молекулярно-кинетической теории:
Вопрос: Какая формула связывает температуру и среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул?
Ответ:
Вопрос: О каких постоянных необходимо помнить.
Ответ: Постоянная Больцмана:
Число Авогадро:
Вопрос: Как связано давление с концентрацией и абсолютно температурой.
Какая это формула?
Ответ: Эту связь между давлением, концентрацией и абсолютной температурой описывает уравнение состояния идеального газа.
Вопрос: В каком виде надо запомнить уравнение Менделеева-Клапейрона?
Ответ:
Вопрос: Для какой массы газа формула справедлива?
Ответ: Формула справедлива для произвольной массы.
Кто дополнить? Зная количество вещества
Вопрос: Вспомним газовые законы.
а) 1. Какой это закон?
2.Прочитайте закон?
Ответ: 1. Это закон Бойля-Мариотта.
2. Для газа данной массы произведение давления газа на его объем
постоянно, если температура газа не меняется.
б)
- Какой это закон?
- Сформулируйте его.
Ответ: 1. Закон Гей-Люссака.
2. Для газа данной массы отношение объема к температуре
постоянно, если давление газа не меняется.
в)
1. Какой это закон?
2. Прочитайте закон.
Ответ:
1. Это закон Шарля.
2. Для газа данной массы отношение давления к температуре постоянно, если объем не меняется.
Подводя итог, я могу выделить учащихся, которые твердо усвоили тему.
III. Следующим этапом нашего урока будет «Трудный подъем».
Здесь предстоит решать задачи.
№ 1 Какова средняя квадратическая скорость движения молекул газа,
(457 Р.) имеющего массу 6 кг и занимающего объем 5 м³ при давлении
2*105 Па?
Ответ: 700 .
№ 2. Чему равна средняя кинетическая энергия хаотического поступательного движения молекул газа при температуре 127°С.
Ответ: 8,28 * 10 -21 Дж.
№ 3. Какое давление будет оказывать газ на стенки цилиндра при температуре 700 К и концентрации молекул 2,7*1026 м-3?
Ответ: 2608,2 * 10 3 Па.
IV Анализируя этапы урока «Экспресс-конкурс на личное первенство» и «Трудный подъем», можно создать команду: «Знатоков». В нее войдут лучшие учащиеся:
Прошу занять места. Эти ребята будут приходить на помощь в случае неверных ответов или молчания.
Проведем конкурс: «Кто быстрее?», в котором будут участвовать три команды: изотерма, изобара, изохора.
Ответив на один вопрос, команда может заработать 5 баллов.
За нарушение дисциплины команде будут заданы «штрафные задачи»
1. Определить основную физическую величину, входящую в формулу основного уравнения молекулярно-кинетической теории газа?
I II III
m0 - ? n - ? - ?
2. Какое значение температуры по шкале Цельсия
I – 100 К
соответствует температуре II – 200 К по абсолютной шкале?
III – 300 К
Ответ: Т=t+273=>t=T-273
t=100-273=-173°C; t=200-273=-73°C; t=300-273=27°C
3. График какого изопроцесса изображен на рисунке?
I.р1 Па II р1 Па III V1 м³
p2 p1 V 1
p1 p2 V2
Ответ: изотерма изохора изобара
Верно ли неравенство Верно ли V2>V1 и почему? Верно ли p2 >p1
Т2>Т1 и почему? и почему?
Ответ: т.к. при V=соnst p2>p1? Ответ: Закон Бойля-Мариотта Ответ: Закон Бойля-
то при повышении температуры устанавливает между давлением Мариотта устан.
давление газа и температурой обратно пропор- между давлением и
увеличивается => Т2>Т1 циональную зависимость. температурой обратно
Поэтому: V2>V1т.к. p1>p2 пропорциональную
зависимость.Поэтому:
V2>V1т.к. p2>p1
4. Почему в области низких температур график изопроцессов вычерчивается пунктиром?
Ответ: Все газы при сильном охлаждении превращаются в жидкость, а к жидкости уравнение состояние не применению, поэтому в области низких температур график вычерчивается пунктиром.
5. Решить задачу: (дополнительно)
I. № 512; II. №523; III. № 522
«Штрафные задачи»
- Как движется молекула газа в сосуде?
Ответ: по ломаной линии.
- Почему меняются скорости молекул газа, заключенного в сосуд?
Ответ: Огромное число молекул газа движется беспорядочно, сталкиваясь друг с другом и со стенками сосуда.
- Определите цену деления шкалы термометра (рис.) и какую температуру он показывает?
- Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов становится слабо надутым. Почему?
Ответ: Молекулы водорода проникают через промежутки между частицами резины.
- Стеклянную пластинку подвешенную на резиновом шнуре, опустим до соприкосновения с поверхностью воды. Почему при подъеме пластинки шнур растягивается?
Ответ: Потому, что между молекулами воды и частицами стекла существует сила взаимного притяжения.
IV. Подведение итогов: Лучшим учащимся значки «ЮФ» (юный физик).
V. Домашнее задание: решить задачу № 511