Применение педагогических технологий на уроках математики
Доклад, представленный на педагогическом совете вКалужском колледже' экономики и технологий. Обмен педагогическим опытом по проведению уроков математики с использованием игровых ситуаций на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_novykh_pedagogicheskikh_tekhnologii.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Подготовила:
преподаватель
Рыбалко И.А.
Cкажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму
(Древняя китайская мудрость).
Современные педагогические технологии напрямую связаны с гуманизацией образования.
Педагогическая технология(технология от греческого «techne» - искусство. Мастерство и умение и «logos» -наука – исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса.
Образовательной технологией можно назвать специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на достижение запланированных целей образования, т.е. технологии учебного процесса.
Использование игр и игровой форм в учебной деятельности
В своей педагогической деятельности я уже много лет применяю методику А.А.Окунева использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Это предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощенности учащихся на уроке. Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит учащегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением, и трудом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Цели:
- Повысить интерес к предмету;
- индивидуализировать и коллективизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;
- Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах;
- активизировать познавательную деятельность учащихся
Виды игровых форм, применяемых мной на уроках математики:
- Короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработки навыка и т.д.- игры по определенным правилам - игры-соревнования). Особенно эффективны короткие игры во время проведения устного счета. Сюжет игры подсказывается ее названием: «Лучший по профессии», «Поражение цели», «Тайны тригонометрического двора» и т.д.
В качестве примера приведу использование индивидуального математического лото при проведении самостоятельной работы по теме «Функции». Каждый учащийся получает конверт, в котором находится одна большая карта с заданиями и набор маленьких карточек с ответами. Маленьких карточек больше, чем заданий, что исключает подбор учащимися слов. Учащийся выполняет задание на карте, среди маленьких находит ответ и накрывает его лицевой стороной вниз. Если примеры решены правильно, то появляется зашифрованное слово. Проходя по рядам, можно легко определить результат работы по составленному слову.
Задания карточки:
- Определить нули функции у = (х+6)(х-4)
- Дана функция у = 2х2 – 5х + 7. Найти у(-1)
- Составить функцию, обратную данной у = 6х – 4.
- Дана функция у = f(x), где
f(x) = 3, если х <0
х2, если 0≤х≤ 1
х + 3, если х >1.
Найти f(⅓).
- Вычислить lim (x-3)/x2 – 9.
После решения будет выложен ответ СИНУС
- Игровые оболочки
(представление всего урока в виде целостной игры – например, путешествие в страну «Стереометрия», где на протяжении всего урока учащиеся проходят путь сказочных героев, преодолевая препятствия, сражаясь с видимыми и невидимыми врагами, побеждая их, одновременно усваивая новые понятия и свойства, игра «Звездный час», «Кто хочет стать отличником?», игра «Поле чудес», игры по станциям, игры-путешествия и т.д..)
- Театрализованные представления, сценки, исполнение частушек, сложение песен и стихов, посвященных какому-либо понятию математики. Очень часто на уроках использую сценки суда над известными учеными – Ньютоном, Ферма, Коши и др.
Приведу пример использование сценки «Суд над Ньютоном», которая применяется на уроке по теме «Производная» в приветствии одной из команд.
Судья: Встать! Суд идет! Госпожа присяжные, сегодня нам предстоит выслушать очень серьезное дело. Обвиняется Исаак Ньютон за то, что он, будучи в состоянии алкогольного опьянения приступил к рассмотрению нового понятия – понятия производной. Математик сочинил столько формул и доказал столько теорем, что мы до сих пор ломаем голову над их применением. Одна биография показывает о его криминальном прошлом. Обвинение, попрошу вашего свидетеля.
Прокурор: Спасибо, ваша честь. Наш первый свидетель – жена подсудимого.
Жена: В среду вечером Исаак вернулся в 20.00. обычно, он приходит в 19 часов. Ну, я сразу поняла, что он пьяный. Я говорю ему:»Прибей полку наверх, а он мне, погоди, у меня мысли идут» Я убедилась, что он пьян.
Адвокат: Протестую, Ваша честь! Обвинения свидетеля не обоснованы.
Судья: Протест принят!
Жена: Ну и ладно. Заперся у себя в кабинете и сидел всю ночь.
Судья: Вопросы есть? Вопросов нет. Защита, ваш свидетель.
Адвокат: Вызывается профессор математических наук.
Свидетель: Если бы этот умнейший человек не доказал бы своих теорем и не занялся бы исследованием касательной к графику функции, мы и будущее поколение не смогли бы постигнуть понятие производной, которое применяется почти во всех областях нашей жизни.
Адвокат: А вы наблюдали когда-нибудь за подсудимым влечение к алкоголю?
Свидетель: Что Вы! У него же язва, ему нельзя!
Судья: Вопросы есть? Вопросов нет! Я считаю, что свидетелей достаточно. Присяжные, у вас есть время посовещаться.
Присяжные посовещались и решили:
Исаак Ньютон помилован, но прибейте дома полку!
Судья: заседание окончено, все свободны.
- Индивидуальные настольные игры:
математическое лото, работа с шифровками – ребусы, кроссворды, головоломки, причем большая часть этих игр придумана самими учащимися. Настольная игра является средством умственного развития, т.к. активизирует различные умственные процессы. Чтобы понять и усвоить правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить речь преподавателя. Решение самих задач требует сосредоточенности и мыслительной деятельности, выполнение сравнения и обобщения показывает. Предлагая учащимся дидактическую игру, необходимо четко формулировать ее правила. А содержание делать доступным пониманию. Очень часто в устных упражнениях применяю игру «Расшифруй слово», связанную непосредственно с профессиональной деятельностью. Зашифрованные слова представляют собой название блюд кухни разных стран и народов, с некоторыми из которых ребята знакомятся впервые. На дом предлагаю задание самостоятельно составить кроссворд, составленных их основных понятий темы.
- Проведение мини-сочинений.
(В основном работа задается на дом).
Предлагается сочинить сказку, действующими лицами которой были бы некоторые математические понятия или рассказ о профессиональной деятельности, в которой применяются те же самые понятия. Задания вызывают интерес особенно у «слабых» учащихся. Дают им возможность проявления своих творческих способностей, веры в свои силы.
Результативность
Практика свидетельствует, что уроки математики по игровой методике существенно позволяют повышать интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, формулы, а самое главное – раскрепощают учащегося, его мышление. Облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания, повышается уровень мотивации при обучении, улучшается обратная связь с учениками. Кроме того, игры имеют здоровье сберегательную направленность: снимают напряженность умственного труда, повышают работоспособность на уроке. Игровые моменты способствуют положительной мотивации. Нечего скрывать, что к нам в лицей идут учащиеся со средними и низкими способностями, имеющими большие пробелы в знаниях. Поэтому для того, чтобы ликвидировать огромные пробелы, необходима большая и кропотливая работа по их устранению. Именно игровые ситуации на уроках оказывают неоценимую помощь в их устранении. Например, многие учащиеся допускают ошибки при применении распределительного закона умножения для раскрытия скобок, а если мы обратимся к их будущей профессии повара, которому необходимо приготовить блюдо? Умножили на одно слагаемое – пол блюда готово. Представляете своего клиента, который заказал это блюдо? 2(гарнир + жаркое) =2гарнира+2жаркого. Ребятам эта ситуация хорошо запоминается. И в последствии, видя ошибку у своего одногруппника, они непременно скажут: «горе-повар, кому-то жаркого не досталось!». Аналогично, при переносе слагаемых в уравнении из одной части в другую, ребята нередко допускают ошибки. Им предлагается представить, что переход числа из одной части в другую, значит, перейти границу, а при переходе через границу, необходимо сменить паспорт. А паспорт числа – это его знак. Что произойдет с числом, отправляющимся за границу? И в последствии такие учащиеся практически забудут об этой проблеме.
Использование современных информационных технологий на уроках математики
Развитие современного общества требует от человека информационно-коммуникативной компетенции. Наступила эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии занимают одно из ведущих мест.
Использование современных информационных технологий и традиционных методических приемов позволяет достичь целей:
- Активизировать познавательную деятельность, повысить качество успеваемости;
- Повысить инициативность учащихся на уроке;
- Повысить уровень комфортности на уроке;
- Развивать информационное мышление, формировать информационно-коммуникативную компетенцию.
При размещении в классе мультимедийного проектора предоставляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую в сравнении с другими средствами обучения реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в педагогических технологиях. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача эффективной поддержки игровых форм урока.
Уроки-презентации можно проводить по любой теме. Детям, не привыкшим работать с учебником, такой вид наглядности позволяет научиться концентрировать внимание на определенном объекте.
Время использования проекта ограничено нормами и требованиями, по этой причине использую на некоторых этапах урока – во время устного счета, объяснении нового материала. А также очень эффективна проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу. Мною составляются тесты, которые, как и вся презентация используются в программе Power Point. Такая реализация контроля знаний выходит на получение быстрой обратной связи о знаниях и умениях учащихся. Помогает скорректировать дальнейшую работу по устранению ошибок и недопонимания по теме. Применяю презентации при изучении функций и их свойств. На первых уроках использую презентацию «Понятие функции», где даю определение функции, раскрываю основные свойства и повторяю свойства и графики изученных ранее функций.
Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата при минимальных затратах времени на обучение.
Использование презентационных материалов на уроке математики помогает:
- рационализировать формы преподнесения информации(экономии времени на уроке);
- повысить степень наглядности;
- получить быструю обратную связь;
- отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;
- создать эмоциональное отношение к учебной информации;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса
Известно, что учащиеся проявляют больший интерес, когда при объяснении нового материала применяется презентация. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды, отвечают на вопросы. Во время любой презентации дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Презентации по математике помогают развитию познавательной деятельности, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, снимает утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности урока математики.
В качестве примера использования презентации на уроке математики предлагаю разработку урока по теме: »Применение производной к исследованию функций и построению графиков», которая показывает все преимущества использования мультимедиа на уроках.
В заключении хотелось бы сказать следующее. Я провела эксперимент с двумя параллельными группами одного отделения (кулинарного). В одной из групп уроки проводились по традиционным методам, использовались стандартные технологии. В другой группе я применяла игровые формы проведения уроков математики, использовала нестандартные приемы и методы обучения. Через 2 года к концу обучения провела итоговую контрольную работу. Результат оказался прогнозируемым – лучшие работы были у учащихся той группы, где применялись нестандартные методы, игровые приемы и применялись новые педагогические технологии. Таким образом, практика показала необходимость и эффективность применения новых педагогических технологий на уроках математики.
Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется
Каждой встрече с ними, тогда и дети будут
Спешить в школу и от всего сердца радоваться
Каждой встрече со своим педагогом.
(Ш.А.Амонашвили)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М. 1996. – 136 с.
- Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общ. Ред. О.Л. Жук. – Минск, 2007. – 192 с.
- Запрудский, Н..И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2003. – 288 с.
- Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск, 2008. – 316с.
- Запрудский, Н.И. Компетентностный подход и возможности его реализации на старшей ступени школы / Н.И. Запрудский //Столичное образование сегодня. – 2006. – №2 – С. 13-19.
- Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Мн.: Белорусскийверасень, 2005. – 196 с.
- Кашлев, С.С.Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев. - Минск: Университетское, 2000. - 95с.
- Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Педагогика, 1998. – 198 с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.
- Чернобровкина, Г.П. Использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса / Г.П. Чернобровкина // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - № 5с. - 46 – 53