Урок по теме "Расстояние от точки до плоскости"
Открытый урок по геометрии в 10 классе. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rasstoyanie_ot_tochki_do_ploskosti_buslaevaeya.doc | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Буслаева Е. Я.
Школа: МОУ «СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района Саратовской области»
Предмет: Геометрия
Учебный план: 4 часа в неделю (2 ч.- алгебра и начала анализа, 2 ч.- геометрия)
Класс: 10
Тема: Расстояние от точки до плоскости.
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
Образовательная: обобщить, систематизировать изученное по данной теме;
Развивающая: развивать логическое мышление, продолжать формирование математической речи и
графической культуры, вырабатывать умение анализировать и обобщать;
Воспитательная: приучать к эстетическому оформлению записей и выполнению чертежей,
прививать самостоятельность и трудолюбие.
План урока:
1 этап: Организационный (1 мин);
2 этап: Постановка цели (1 мин);
3 этап: Воспроизведение и коррекция опорных знаний (5 мин);
4 этап: Обобщение, систематизация понятий, выполнение практических заданий (12 мин);
5 этап: Усвоение основных теорий на основе систематизации знаний (10мин);
6 этап: Оперирование ЗУН-ми в стандартной и нестандартной ситуациях (12 мин);
7 этап: Подведение итогов и формулировка выводов (3 мин);
8этап: Домашнее задание и его инструктаж. (1 мин).
Конспект урока:
Этапы | Содержание урока | Время (мин) | Деятельность | |||
Учителя | Учащихся | |||||
6. | Решим задачу на применение данного метода В кубе АВСДА1В1С1Д1 через середину рёбер ДС и ВС и вершину Д1 построено сечение. Ребро куба равно 5 см. О – точка пересечения диагоналей АС и ДВ. Найдите расстояние от точки О до плоскости сечения, если известно, что расстояние от вершины А до плоскости сечения равно 5 см. Решение задачи см.в приложении 2 Самостоятельное решение задач (класс разбивается на две группы) Задача (для группы 1)
Задача (для группы 2) Дан куб АВСДА1В1С1Д1 .Найдите расстояние от вершины А до плоскости, проходящей через вершины А1, В, Д, если расстояние от вершины С до этой плоскости равно а. Решения задач см.в приложении 3 | 12 | Совместно с учащимися выбирает метод решения задачи. Следит за грамотным решением и записями на доске. По необходимости учитель даёт консультации учащимся в группах, направляя их на верное решение. Если есть время, то решения можно обсудить между группами. Если времени нет, то решение можно проверить, показав его на экране через медиопроектор или кодоскоп | После устного обсуждения решения, один из учащихся оформляет решение на доске, остальные учащиеся записывают решение в тетрадь. Обсуждают решение задачи внутри группы и записывают готовое решение. |
Этапы | Содержание урока | Время (мин) | Деятельность | |
Учителя | Учащихся | |||
7. 8. | Решение стереометрических задач требует от учащихся хороших теоретических знаний, умений применять их на практике. Это требует внимания, трудолюбия, сообразительности. Мы сегодня повторили материал по теме «Расстояние от точки до плоскости». Все хорошо поработали, молодцы ребята! Чтобы прочнее закрепить знания по данной теме, необходимо ещё раз повторить данный материал. | 3 1 | Выставляются оценки отдельным учащимся Учитель объявляет домашнее задание: §2 пп.19-21 | Учащиеся записывают домашнее задание |
Приложение 1
Приложение 2
Задача. В кубе АВСДА1В1С1Д1 через середину рёбер ДС и ВС и вершину Д1 построено сечение. Ребро куба равно 5 см.
О – точка пересечения диагоналей АС и ДВ. Найдите расстояние от точки О до плоскости сечения, если известно, что расстояние от вершины А до плоскости сечения равно 5 см.
Дано:
АВСДА1В1С1Д1- куб с ребром 5 см;
О – точка пересечения диагоналей АС и ДВ;
N, M – середины рёбер ДС,ВС соответственно;
ρ (А, (МNД1))=АК= 5 см.
Найти:
ρ (О, (МNД1))= ?
Решение:
Обозначим плоскость сечения МNД1 через
АВС – прямоугольный => АС2= 52+52=50; АС = 5 ∙ см;
О – точка пересечения диагоналей АС и ДВ => АО = ОС = 2,5 ∙ см;
N, M – середины рёбер ДС,ВС соответственно => МN – средняя линия ДСВ.
По теореме Фалеса ОЕ = ЕС= ∙ АС= ∙ см; АЕ = АО+ОЕ = 3,75 ∙ см.
Используя формулу, вытекающую из подобия треугольников, найдём расстояние от точки О до плоскости сечения
= ; ρ(О,β) = = = = = 1 см.
Ответ: ρ (О, (МNД1))= 1 см.
Приложение 3
Задача (для группы 1)
В прямоугольном треугольнике катет равен а, противоположный угол равен 60º. Через гипотенузу проведена плоскость, составляющая с плоскостью треугольника угол в 45º.Найдите расстояние от вершины прямого угла до плоскости.
Дано: АВС –прямоугольный (ےС=90º), СВ = а ; ے САВ=60º , ے СДС1=45º, СС1┴ α
Найти: СС1
Решение: Из условия следует, что угол СВА равен 30º. По теореме о трёх перпендикулярах СД ┴ АВ => CДВ- прямоугольный с углом 30º и гипотенузой СВ=а, тогда катет СД= а / 2.
ДСС1-прямоугольный, значит СС1= СД · Sin 45º= а / 2 · / 2=
Задача (для группы 2)
Дан куб АВСДА1В1С1Д1 .Найдите расстояние от вершины А до плоскости, проходящей через вершины А1, В, Д, если расстояние от вершины С до этой плоскости равно а.
Решение: диагонали ВД и АС пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, т.е. АО=ОС, тогда из подобия треугольников следует ρ(А, (А1ВД)) = ρ(С, (А1ВД)) = а