Игра "Путешествие по стране математика"

Методическая разработка внеклассного занятия по математики. Занятие проводится в форме игры и предполагает участие студентов 1 курса обучения. Само путешествие проводится по станциям, где командам предоставляется возможность проявить свои знания по изучаемым предметам. В игре отражена связь математики с другими изучаемыми предметами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_8.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Не секрет, что математика является одним из самых трудных в освоении предметов. Зачастую, со словом «математика» у студентов появляется страх и нерешительность перед проведением, вычислительных действий и логических заключений, изучением и повторением пройденного материала. Поэтому, чтобы студент был готов применить свои силы, знания и умения, требуется кропотливая работа. И одним из методов воспитания положительного отношения к предмету является внеклассная работа по математике, проведение мероприятий, способствующих развитию интереса к математике.

Игра «Путешествие по стране Математики»  является одним из  средств эстетического воспитания во внеурочной работе по математике. Само название говорит о том, что  проведение такой игры-путешествия предполагает активное участие  всех обучающихся группы, их коллективно-творческую исследовательскую работу по применению знаний изучаемого предмета, расширение не только математических умений и навыков, но также познаний в области истории, химии, экономики, поисковую работу, связанную с принятием правильного решения. В игре отражена связь математики с кулинарией, основного предмета получаемой профессии.

Основная задача игры – развитие интереса учащихся к изучению математики, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе. Предлагаемая форма игры-путешествия может быть использована на первом курсе обучения и предполагает участие двух и более групп. В соответствии с конкретными условиями и личным вкусом преподаватель может использовать различные этапы проведения занятия.

Основная задача занятия – обмен опытом работы по воспитанию и развитию творческих способностей учащихся.

Цели: 

  • Побуждать положительные мотивы к изучению математики
  • Развивать интеллектуальную культуру средствами математики.
  • Воспитание самостоятельности в выборе правильного решения.
  • Развитие внимания, памяти, речи, быстроты реакции, логического мышления.
  •  Развитие творческих способностей.
  • Показать применение математики в различных областях жизни, с освоением будущей профессии

Оформление:

  • Презентации на экране.
  • Плакаты с изображением кофейной установки, батона колбасы и толстого человека.
  •  Плакат с изображением схемы маршрута путешествия.
  • Эмблемы команд.
  • Доклады обучающихся.

                    План проведения игры:

  1. Вступительное слово ведущего, знакомство с правилами игры.

Представление команд.

  1. Станция «Математическая». Участие в математическом спринте.
  2. Станция «Историческая». Домашнее задание.
  3.  Вагон СВ. Третий лишний.

 5. Станция «Сообразительная». Задачи из повседневной жизни.              «Кофейное топливо».  «Все на праздник колбасы!». «Расплата за лишний вес».

 6. Кафе «Минутка». Предоставление меню из 4-х блюд: салат    «Удивительный» с приправой «Мыслительная», суп-харчо – неправильно ответил – горячо, оладушки с о смекалкой, компот «Кто вперед?». Математические ребусы.

7. Станция «Логическая».Решение задач.

8. Станция «Академическая». Конкурс «академиков».

Веселая пауза «Математики шутят»

  1. Станция «Развлекательно-поэтическая». Математик-шоу.
  2. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.

ХОД ИГРЫ:

                                  На доске написан девиз игры:

                                  «Играй, дерзай, выигрывай!».

И высказывание    

                                «Я мыслю, следовательно, я                                                            существую»

                          Рене Декарт

1.Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы рады приветствовать вас в этом зале. Одни говорят, что математика – это скучный и неинтересный мир цифр, теорем, доказательств. Другие ищут в математике поэзию, красоту  и вдохновение. Математику часто называют «Царицей наук», потому что области ее применения безграничны. Без знаний математики немыслима жизнь любого из нас.            

И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Математика, побываем на разных станциях этой страны, сразимся в математических турнирах. Мы путешествуем с вами под девизом: «Играй, дерзай, выигрывай!». Я желаю вам новых побед, интересных решений и увлекательных путешествий. Работает с нами жюри, которое будет оценивать ваши результаты. Итак, мы начинаем.

Представление команд. Команды по очереди оглашают свое название, девиз, эмблему и приветствие команде соперников. Максимальное количество баллов – 3 балла. Критерии – соответствие тематике, информативность, организованность команды, яркость выступления, креативность.

2.Ведущий: Ну а сейчас, дорогие друзья, мы занимаем места в нашем составе и отправляемся в путешествие на станцию «Математическая», где нас ждет много интересного и познавательного.

Станция «Математическая». Разминка перед стартом. Командам предлагается участвовать в математическом спринте. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Дополнительный балл получает команда, ответившая быстро и правильно на максимальное количество вопросов.

1. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (Номер поезда).

2. Кирпич весит 2 кг и еще треть своего веса. Сколько весит кирпич? (3 кг)

3. Летели 3 мухи. Когда они окажутся в одной плоскости? (они в 1 плоскости)

4. У какого овоща самые крупные поды? (тыква)

5. Что легче: 1/5 кг ваты или 1/5 железа? (одинаково)

6. Рабочие распилили бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

7. Считает весь век, а сам не человек. (Часы).

8. Какой многоугольник является высоким военным начальством в США? (Пентагон, форма пятиугольника).

9. В каком европейском городе есть улица Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника? (В столице Нидерландов Амстердаме).

10. Как называются цифры, употребляемые в десятичной системе счисления. (Арабские).

11. Сколько цифр в математике? (10).

12.Число П равно … (3,14).

13. Многогранник из Египта. (Пирамида).

14. Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга).

15. Спящий географический конус? (Вулкан).

16. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)

17. Назовите меру для лиха и изюма. (Фунт. Выражения: «фунт лиха» и «фунт изюма»).

18. Как называется перпендикуляр к рельсам? (Шпала.)

19. Какую формулу прославили Фанхио, Лауда, Сенна, Прост, Шумахер? (Автогонки «Формула–1».)

20. Название какого государства скрывается в математическом выражении А3? (Куб А – Куба.)

21. В каком европейском городе находится памятник нулю? (В центре Будапешта, столицы Венгрии. Это точка, от которой отсчитываются расстояния в Венгрии).

22. Среднее арифметическое женщины и рыбы (Русалка)

23. Среднее арифметическое мужчины и коня (Кентавр)

3. Станция «Историческая». 

Ведущий: Наш состав сделал остановку на станции «Историческая», название которой говорит само за себя. Назовите выдающихся ученых-математиков, которые внесли свои вклад в историю развития науки математики. (Ньютон, Лейбниц, Ковалевская, Пифагор и т.д.). А сейчас мы познакомимся с некоторыми из них поближе. Представители команд демонстрируют домашнее задание – выступают с докладом о биографии великих математиков и их вкладе в развитие математики.

4. Вагон СВ .Третий лишний.

Ведущий: Мы с вами покинули станцию и заняли свои места согласно купленным билетам. Часть наших ребят оказалась в вагоне СВ-повышенной комфортности. В каждом купе такого вагона всего два места. А желающих его занять – три. Поэтому, чтобы избежать недоразумений при контроле, вы должны ответить на вопрос, какое понятие является лишним, а помогут нам в этом  знания математики  и смекалка.

Вопросы:

  1. Стереометрия, алгебра, планиметрия.
  2. Скрещивающиеся, параллельные, пересекающиеся прямые.
  3. Цилиндр, параллелепипед, конус.
  4. Прямоугольник, ромб, треугольник.
  5. Высота, медиана, биссектриса.
  6. Прямая, точка, плоскость.
  7. Теорема, лемма, аксиома.
  8. Какая из фигур – лишняя?

  1. Радиан, градус, сантиметр.

    10.Логарифм, степень, корень.

    11. Длина, площадь, радиус.

    12. Сочетания, перестановки, расстановки.

    13. Объем, глубина, ширина.

    14.  Раскладка, меню, установка.

    15. Симметрия, вектор, парабола.

    16. Квадрат, корень, куб.

    17. Бифштекс, рассольник, салат.

    18. Россия, Казахстан, Польша.

     19. Овсянка, гречка, манка.

      20. Редис, арбуз, баклажан.

5. Станция «Сообразительная».

Ведущий: Итак, наше путешествие продолжается, и мы с вами на следующей остановке. Вашему вниманию предлагаются задачи, связанные с повседневной жизнью, которые подготовили члены каждой из команд заранее. Представители команд знакомят присутствующих с содержанием задач, комментируют ответы и дают правильное решение.

1 команда. Задача «Кофейное топливо».

Как-то раз индийский химик М. Мисра заметил, что оставленный в чашке недопитый кофе через некоторое время затянулся радужной пленкой, похожей на нефтяную. Выяснилось, что это масло, содержащееся в зернах кофе. Вместе с японскими и американскими коллегами химику удалось выделить это масло из кофейной гущи и получить на его основе горючее для дизеля, которое оказалось вдвое дешевле бензина. Известно, что за день пилотная установка, перерабатывая 20-25 кг отходов молотого кофе, дает 4 л жидкого топлива.  Как много топлива можно было бы изготовить из отходов кофе, которого за год в мире потребляется более 7 млн. тонн, и сколько таких аппаратов потребовалось бы, чтобы выполнить всю работу за тот же период?

2 команда. Задача «Все на праздник колбасы!»

В ХI веке жители Кенигсберга на Новый год любили отмечать праздник длинной колбасы. Впервые он был устроен в 1520 г. Изготовленная мясниками колбаса имела длину всего 41 локоть. С каждым разом ее размер становился все больше и больше и в 1601 г. Достиг рекордных 1005 локтей! На изготовление гигантской колбасы пошел 81 свиной окорок потроха, 18 фунтов перца и другие специи. В начале праздника 103 подмастерья, выйдя с постоялого двора мясников, под музыку важно прошествовали с колбасой по городу (вернее по трем городам, из которых состоял в то время Кенигсберг), неся ее на плечах и раздавая по дороге как новогоднее украшение: герцогу и его советникам, трем бургомистрам, пивоварам, священникам…Закончилось шествие на постоялом дворе пекарей. В завершение праздника состоялись народные гуляния с поеданием остатка колбасы.

    В наше время мясники из разных стран соревнуются в производстве колбасы, чтобы только попасть в знаменитую Книгу рекордов Гиннеса. Самая большая –длиной более 600 м – свиная колбаса современности была изготовлена в 2005 г. В городе Льеж. Интересно, удалось ли бельгийским колбасных дел мастерам превзойти достижения прусских коллег?

3 команда. Задача «Расплата за лишний вес».

    Большинство американцев имеют избыточную массу тела. В среднем взрослый житель США весит на 14 кг больше нормы, подросток - на 3,6 кг, а ребенок – на 1,4 кг. Это приводит к проблемам со здоровьем, но и, например, к значительному перерасходу бензина при поездках. Подсчитано, что ежегодный общий автомобильный пробег населения США составляет 3 триллиона километров. Средний расход горючего на 1 кг груза – 0,0045 л на 100 км. Оцените, сколько литров бензина тратится каждый год на перевоз лишнего жира по дорогам США.

Ведущий: Мы продолжаем свой путь по стране математика, наш поезд идет без остановок. Ну, а мы с вами во время путешествия немного проголодались, поэтому я приглашаю вас в вагон-ресторан в кафе для восстановления сил и принятия новых решений.

6. Кафе «Минутка». Шеф-повар предлагает нам меню нашего кафе: салат «Витаминный» с приправой «Мыслительная», суп-харчо – неправильно ответил – горячо, оладушки со сметаной, замешанные на смекалке, компот «Кто вперед?». И для того, чтобы это отведать, вы должны постараться!

салат «Удивительный» с приправой «Мыслительная».

Задания:

Задачи со спичками.

  1. С помощью спичек записали неверное равенство:

Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.

   2. Из 12 спичек составили имя Толя. Переложите 1 спичку так, чтобы получилось женское имя.

  1. Сколько квадратов сложено из спичек?

Переложите 3 спички так, чтобы получилось три равных квадрата.

суп-харчо

Задания:

  1. Первую мы в школе изучаем,

В вычисленьях применяем

Ну а вторую исполнят нам два барабана

Иль каблуки отобьют её рьяно.             (Дробь)

2. Первую мы находим, вычисляем,

Много формул для неё мы знаем.

По второй прогуливаться рады,        (Площадь)

 надев на себя праздничные наряды.

3. Число я меньше десяти.

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.

  4.  С «К» - фигура без углов,

С «Д» - я руку тебе пожать готов.

оладушки с о смекалкой

Задания:

  1. Как называется показатель степени, в которую возводят основание? (Логарифм)
  2. Изобразите графически: а) Аксиому С3 стереометрии; б) 2 параллельные плоскости.
  3. Что больше: 3√27 или log327, Sin π\2 или cos0?(Равны).
  4. Имеются две  наклонные 10 см и 15 см. Чья проекция больше?(15см).
  5. Именем какого математика названы координаты в пространстве? (Декарт).                        2*1*
  6.     *8*4                       *    4*3

*    *16

                                      3*91       

            43*0

компот «Кто вперед?». Математические ребусы.

Ведущий: Ребусы – это своеобразная загадка. Слова из этих загадок изображены при помощи букв и цифр. Нужно как можно скорее расшифровать ребус, чтобы отведать наш компот. За отгаданный ребус вы получите 1 балл. Итак, начали!

Задания:

1. 100смО    (Метро).

2. 560:14 к   (Сороконожка)

3. 2 фин                        (Парафин)

4.У 1 (Укол)

5.Гx100 (Cтог)

6.2шют  (Парашют).

7. (ле)2           (Параллелепипед)

     Шют=л                т=д

 

7. Станция «Логическая»

Ведущий: Итак, друзья, мы с вами отведав блюд и не заметили, как впереди у нас следующая остановка. На ней мы с вами будем решать логические задачи. Условие задач получают ваши начальники составов, а решать вы будете всей командой. Время решения ограничено. За правильное решение команда получает 4 балла.

Капитаны получают задание, и команда приступает к работе. По сигналу все сдают свои работы.

Задания:

 1 команда:

1..Студенты 3 курса на праздник выпекают бисквитное пирожное. Они украсили четвертую часть всех пирожных шоколадом. Третью часть от остальных пирожных они украсили орехами. Половину оставшихся пирожных они украсили фруктами и на остальные 15 пирожных они положили взбитые сливки. Сколько всего пирожных испекли будущие кондитеры?

(a) 50 пир.; (б) 56 пир.;   (в) 60 пир.;   (г) 62 пир.;   (д) 68 пир.;   (е) 70 пир.

Ответ: 60 пирожных.

2. В меню маленького ресторана имеются три супа : грибной суп, мясной суп, и фруктовый суп; четыре вторых блюда : фрикадельки и спагетти, макароны и гусь, вегетарианские котлетки, и запеченный цыпленок. два десерта : блинчики и сладкие каштаны в шоколаде и глазури.

Сколько разных вариантов обедов из трех блюд Вы можете составить, имея такой выбор, если Вы хотите заказать суп, второе блюдо и десерт?

(a) 1;   (б) 3;   (в) 6;   (г) 8;   (д) 12;   (е) 24;  

Ответ: 24

2 команда:

1.На вечеринку пришло 13 пар. Каждый мужчина пожал руку всем, кроме своей собственной жены. Но женщины не пожимали руки друг другу. Найдите, сколько всего было рукопожатий. Чему равна сумма цифр этого числа?

(a) 5;   (б) 7;   (в) 9;   (г) 10;   (д) 12;   (е) 14

Ответ: 12.

 2. Одно и двугорбые верблюды пересекают пустыню. У всех у них 14 горбов и 40 ног. На каждом втором двугорбом верблюд сидит погонщик. Сколько всего погонщиков путешествуют вместе с верблюдами?

(a) 1 погонщик; (б) 2 погонщика;   (в) 3 погонщика;   (г) 4 погонщика;   (д) 5 погонщиков.

 Ответ: 2.

Ведущий: Наше путешествие продолжается. Мы с вами проехали большую часть маршрута и прибыли на следующую станцию. Нам предстоит выбрать «академиков» наших команд. Приглашаются капитаны для участия в следующем конкурсе.

8.Станция «Академическая». Выбор «академиков».

Задания:

Капитан 1 команды. 1. Какое число больше -992 или - 993 (Первое)

2. В записи какого логарифма не пишут основания   (десятичного, натурального).

3.  Вычислить площадь прямоугольника со сторонами √2 и√18 см

4. Решить уравнение: х6+ х4+ х2=3 (1,-1)

5. . Три карандаша и четыре ручки стоят 25 рублей; 2 карандаша и 2 ручки стоят 14 руб.  Сколько стоит один карандаш? (3 рубля)

Капитан 2 команды 1. Сколько корней имеет уравнение х2= -25 (нет корней)

  1. Какое свойство степени используют при возведении степени в степень? (Основание оставляют, показатели перемножают)
  2. Вычислить: 3√100◦3√10

4. Решить уравнение: х6+ х4+ х2=3  (1,-1)

.5.  Между числами 5…4…6…3 поставили знаки +,*,-, использовав их по одному разу. В результате получили одно из чисел: 9.15,19. Какое?

Пока капитаны выполняют задание, проводится веселая пауза «Математики шутят»

1. Как-то немецкий математик Гаусс в дискуссии с итальянским химиком Амедео Авогадро о сущности научных законов сказал, что такие законы существуют только в математике, а химия не может почитаться за науку. На это Авогадро ответил, что может сжечь 2 литра водорода в 1 литре кислорода и получить 2 литра водяного пара. «Вот видите!» Если химия захочет, то 2+1 окажется равно 2. А что скажет на это ваша математика?

2. Старые математики не умирают, они только теряют некоторые из своих функций.

9. Станция «Развлекательно-поэтическая». Математик-шоу.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, и мы находимся на конечной станции нашего маршрута. Жюри подводит итоги нашего путешествия, а мы с вами становимся участниками математик-шоу.

  1. Реклама математических терминов.
  2. Частушки, стихи, песни, посвященные математике
  3. Исполнение номеров художественной самодеятельности.

10. Ведущий: Ну, вот и незаметно пролетело время, и наше путешествие по стране Математика закончилось. Математику называют царицей наук и это справедливо. В какую бы область нашей жизни мы не заглянули, везде нужны знания по математике, особенно вам, будущим профессионалам своего кулинарного дела. Сегодня вы были активны, смело боролись за победу. Впереди у нас новые увлекательные путешествия по необъятной и удивительной стране математики. Пытаясь решить задачу разными способами, находя для себя новые пути, вы научитесь лучше решать задачи – не только математические, но и все, которые ставит жизнь.

Поэтому мы не прощаемся, а говорим: «До новых встреч!».

    Подведение итогов, награждение команд. Приз «Лучшему математику»

                                       ПРИЛОЖЕНИЕ

Ответы на задачи

«Кофейное топливо»

    Согласно подсчетам, за один год из отходов кофе можно было бы изготовить до 1,4 млрд. литров жидкого топлива. Для этого потребовалось бы примерно 960 000 установок по их переработке.

«Все на праздник колбасы!»

    Прусский локоть равнялся примерно 67 см.  Значит, сделанная мясниками Кенигсберга свиная колбаса достигала в длину 673 м, то есть значительно превосходила по размеру аналогичную колбасу, изготовленную в Льеже в  наши дни, хотя и имела более рыхлую консистенцию. Так что ее по праву можно было занести в Книгу рекордов Гинесса.

«Расплата за лишний вес»

    Как показывает расчет, каждый лишний килограмм приводит к расходу 144 млн литров бензина. Общий его годовой перерасход составит не менее 2 млрд. литров и не более 8 млрд. при условии, что в автомобиле находятся один или четыре взрослых соответственно.

    Более точную, «усредненную» оценку можно получить, рассматривая такие типичные ситуации: в машине либо взрослый с двумя детьми, либо два взрослых. В таком случае на перевоз лишних килограммов ежегодно тратится от 2,7 до 4 млрд. литров бензина.

 

«Задачи со спичками»

1.

         

 

2.

3.

Кафе «Минутка». Оладушки со смекалкой

                                              2618

6.     3874                       +     473

+   516

                                       3091       

            4390

Примечание.

Открытое внеклассное мероприятие игра  «Путешествие по стране Математика» был проведен среди обучающихся 1 курса кулинарного отделения-группы К 11,к 12, К 13 группе К-32. Ребята активно участвовали в проведении занятия, охотно отвечали на предложенные вопросы, с интересом выполняли предложенные им задания. Представители всех групп хорошо справились с домашним заданием и с уверенностью отвечали на вопросы оппонентов.С большим интересом участвовали в тех этапах игры, которые были связаны с будущей профессиональной деятельностью. Ход проведения занятия показал, что данная форма проведения чрезвычайно эффективна и дает необходимый настрой  на положительное отношение к обучению, сплачивает ребят в группе, дает им почувствовать свою индивидуальность, неповторимость каждого в отдельности. Завершение игры аплодисментами ребят показало, что игра обучающимся очень понравилась. Что поставленные  педагогом цели были выполнены

                                              Литература:

  1. Журнал «Математика в школе»  №1-6 2011г.

  1. Журнал «Воспитание школьников» № 1 2011г.

  1. А.Н.Колмогоров Алгебра и начала анализа 10-11 класс

            Москва, Просвещение, 2007г

  1. Приложение к газете 1 сентября 2011 год.

        5. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. М. 1961.

        6.Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа                                               по математике в 5-11 классах. Волгоград. 2006.

        7. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007.