Методическая разработка внеклассного мероприятия

Кулагина Ольга Семеновна

"Физический марафон" с использованием компьютерной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskiy_marafon.doc51.5 КБ
Office presentation icon fizicheskiy_marafon.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра

" ФИЗИЧЕСКИЙ МАРАФОН"

Цель игры: развитие познавательного интереса к физико-математическим  дисциплинам, профессиональная мотивация студентов первого курса специальностей технического профиля.

- Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые взрослые.

- Мы рады приветствовать вас сегодня в этом зале.

 В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее всё воплощается в нём.
Как тополь, вознёсся он гордой главой,
Умом одарённый и речью благой,
Вместилище духа и разума он –
Весь мир бессловесный ему подчинён.

- Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней игры «Интеллектуальный марафон»,

- А девизом – вольная интерпретация русской поговорки: “Плох тот студент, который не мечтает стать отличником!

- Физика! Какая ёмкость слова!
Физика! Для нас не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!

- Во всём мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.

- В нашей игре сегодня участвуют две команды.  Команда студентов 1 курса ГОУ СПО «СМТТ»  и команда студентов 1 курса ФГОУ СПО «СПТ».

-  Давайте поприветствуем их, попросим команды подняться на сцену и занять свои места. (команды поднимаются на сцену)

- Теперь давай представим  участникам игры и болельщикам жюри:

- Педагог-организатор 1 курса Молчанова Тамара Александровна,  

- заместитель директора по воспитательной работе Железников Владимир Борисович,

- председатель предметной цикловой комиссии отделения общеобразовательных дисциплин Штина Елена Евгеньевна.  

- Чтобы участники игры и болельщики ощущали накал страстей, мы просим жюри оценивать каждый конкурс по пятибалльной системе и отчитываться после каждого конкурса.

Представление команд.

- Сегодня многое предстоит сделать нашим игрокам, но сначала давайте с ними познакомимся. Первое слово хозяевам. (выступление команды «СМТТ»)

- А сейчас предоставим слово нашим гостям. (выступление команды «СПТ»)

- Пожалуйста, жюри, ваши оценки.

- Первый наш конкурс «Разминка»

- Каждой команде задается по десять вопросов, на которые надо ответить «Да» или «Нет».

- У каждого игрока по две карточки, одну из них он поднимает отвечая на вопрос, результат засчитывается по большинству.(если большинство членов команды, подняли карточку правильно, то команда получает очко)

Вопросы первой команде

1. Сила сообщает телу скорость.    (нет)

2. Через две точки можно провести одну прямую.     (да)

3. Единица измерения веса в системе СИ 1 Ньютон.    (да)    

4. Нормальное ускорение изменяет скорость по модулю.   (нет)

5. Направление действия силы всегда совпадает с направлением ускорения.   (да)

6. Вес тела всегда равен по модулю силе тяжести.    (нет)

7. Сила тока измеряется косвенным способом.    (нет)

8. Вектор перемещения никогда не совпадает с траекторией.    (нет)

9. Напряженность величина векторная.   (да)

10. Единица измерения электроемкости в системе СИ 1 фарад.    (да)

Вопросы второй команде

1. Силу трения измеряют спидометром.  (нет)

2. Сила сообщает телу ускорение.   (да)

3. Вес величина скалярная.    (нет)

4. Скорость тела можно измерить прямым и косвенным способом.     (да)

5. Единица измерения массы в системе СИ 1 грамм    (нет)

6. Сила реакции опоры не всегда равна по модулю силе тяжести.    (да)

7. Тангенциальное ускорение изменяет скорость только по модулю.   (да)

8. Направление действия силы всегда совпадает с направлением скорости.  (нет)

9. Напряжение величина векторная.     (нет)

10. Единица измерения заряда в системе СИ 1 Кулон.      (да)

- Давайте посмотрим, какие оценки поставили командам наше жюри.

- Ну, а я объявляю следующий конкурс «Пойми меня!».

- Я приглашаю от каждой команды по одному человеку, которые умеют передавать мысли на расстояние. В вашем распоряжении список из 8 физических терминов. Вы должны с помощью мимики и жестов  передать все слова по порядку своей команде.  

- Указывать на предметы нельзя. Передача  проходит в полном молчании. Участники обеих команд записывают сообщения на листочке. Засчитывается  каждый верный ответ, если его не угадала команда соперников.        

  1. Список терминов

Окружность

Вектор

Расстояние

Катушка

Температура

Движение

Наклонная плоскость

Теплообмен

Прямая

Сила

Траектория

Конденсатор

Масса

Оси координат

Электрический ток

Работа

- Просим команды передать листочки с вашими ответами жюри, которое  оценит этот конкурс.

- Следующий конкурс капитанов. Я прошу капитанов команд подойти ко мне и получить задание. На листе бумаге изображены  электрические схемы, необходимо найди ошибки в них, и указать почему. 

- А пока они его выполняют, мы поиграем с болельщиками, поразгадываем загадки.

Далее предлагаем болельщикам разгадать загадки:

1. Живут два друга, глядят в два круга (глаза, очки)

2. Семь воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик - хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке? (все улетели)

3. Две в руках,
Две в ногах.
Не повалишься в снегах;
А пройдёшь ты без труда –
Только лягут два следа. (лыжи и лыжные палки)

4.  Что было завтра, а будет вчера? (сегодня)

5. Стоит поперек входа, одна рука в избе, другая на улице. (дверь)

6. Танцует крошка, а всего одна ножка? (юла, волчок)

- Капитаны справились со своим заданием, и я думаю надо устроить музыкальную паузу.  Выступает студентка группы 1М Сазонова Ольга

- Жюри оценило последний конкурс капитанов, и мы просим назвать промежуточный результат.

- А я предлагаю конкурс, который называется «Чёрный ящик» (на сцену выносится черный ящик, в котором находится предмет. По описанию ведущего команды отгадывают содержимое ящика.)

  1. Это физический прибор для улучшения чего то... Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника. У многих учителей нашей школы это есть, двое это имеют постоянно. Она полезна для имиджа. (Очки)
  2. История их изобретения насчитывает тысячу лет. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость назвать себя их изобретателем. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть такая вещь. Эта вещь идёт, не сходя с места. Эта вещь не имеет единственного числа. (Часы)
  3. Это геометрическая фигура, имеющая множество вершин. В современной нетрадиционной медицине ее используют для восстановления энергетического поля человека или прибора. Тысячи лет назад люди уже нашли ей применение. (пирамида)
  4. Это геометрическая фигура. Человек знакомится с ней в самом раннем детстве. В паре эти фигуры используются для медитации, в большом количестве для массажа. (шар)

- Следующий конкурс «Вопрос-ответ» очень сложный надо ответить на  десять вопросов по физике, по пять вопросов каждой команде.

- Прошу капитанов команд подойти ко мне, вы будете выбирать номера заданий.

- Время на обдумывание практически нет. На вопрос отвечаем чуть посовещавшись.

(Капитаны команд достают по очереди из мешка бочонки с номерами заданий и вопрос зачитывается  команде.)

Вопросы по физике.

  1. Можно ли в состоянии невесомости полить цветы, выливая воду из носика чайника?

(Нет, сила тяжести отсутствует)

  1. Положили на ладонь кусочек льда, пронаблюдайте за его плавлением. Отчего зависит время плавления?

(От температуры ладони, массы льдинки)

  1. Кто разбил яйцо в сказке о Курочке Рябе?

(Сила тяжести)

  1. Какая температура лужи, в которой плавает лёд весной?

(Температура лужи 00 С. Пока лёд не растает, температура воды не будет повышаться)

  1. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Почему это происходит?

(Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется. Маленькие капельки воды оседают на траве и листьях)

  1. Какая физическая величина указывает на наличие водяного пара в атмосфере?!

(Влажность)

  1. Обращали весной внимание на следы лыжника, который проходил здесь зимой? Почему они кажутся приподнятыми по отношению к окружающему снегу?

(Снег, где проходил лыжник будет плотным, поэтому будет таять медленнее, чем окружающий рыхлый снежный покров. Поэтому следы кажутся приподнятыми.)

  1. Детектив Шерлок Холмс пришёл в гости. Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами – с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: “А нож хозяин очень редко точит” Почему у него возникла эта мысль?

(Если нож тупой, то он оказывает меньшее давление. И на срезе сыра остаются рваные широкие следы.)

  1. Что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнины? Почему?

(Пригорки, так, как они более обдуваемы тёплым весенним воздухом, чем ровное место)

  1. Почему весной снег вокруг стволов деревьев тает быстрее?

(Ствол дерева тёмный, он нагревается и излучает много тепла)

- Жюри оценивает конкурс.

- А теперь давайте посмотрим, как участники нашей игры справятся с практическим конструкторским заданием:. Я предлагаю капитанам команд подойти и выбрать команде практическое задание.

-  Задание заключается в том, чтобы собрать действующую электрическую цепь, удовлетворяющую условиям задачи. Для этого ребятам представляется лист бумаги, карандаш, различные элементы электрической цепи.

- Время пошло, действуйте.

Конструкторское задание №1:

Составьте электрическую схему освещения помещения. Схема должна обеспечить выполнение таких условий: помещению дают свет две лампы с отдельным включением, при перегорании или выключении одной лампы остальные не гаснут, существует общее отключение цепи от источника тока при коротком замыкании; источник тока – гальванический элемент. Из имеющихся приборов соберите электрическую цепь по разработанной схеме.

Конструкторское задание №2:

Составьте электрическую схему, по которой можно собрать установку для освещения помещения. Учтите при этом следующее: источник тока – гальванический элемент; при сгорании одной лампы остальные тоже должны прекратить работу; необходимо предусмотреть возможность плавного регулирования накала лампы и обеспечить включение и выключение ламп. Из имеющихся приборов соберите электрическую цепь по разработанной конструкторами схеме.

- А пока мы представляем вашему вниманию песню.

- Жюри оценивает практическое задание команд.

- И наконец последний конкурс «Гонка за лидером».

- Внимание участники игры, вы за определенное время должны ответить как можно на большее количество вопросов. (время фиксируется с помощью электронного секундомера)

- Поэтому, если ответ не знаете, говорите «дальше» или «следующий»

Вопросы для первой команды:

1.Единица измерения объема в системе СИ. м3.

2.Какая зависимость между давлением  и температурой в законе Шарля?  Прямая

3.Как зависит давление от объема? обратно.    

4.Прибор для измерения давления. Манометр.

5.Единица измерения энергии. Джоуль.

6.Каким термометром ртутным или спиртовым измеряют температуру на крайнем севере? спиртовым.

7.Чему равна постоянная Авогадро?  6,02 10 23 моль-1.

8.Каким прибором измеряют абсолютную температуру? термометр.

9.Какая физическая величина является мерой средней кинетической энергией движения молекул? температура.

10.Какой изопроцесс имеет графиком гиперболу? изотермический

11.Единица измерения тока в системе СИ. Ампер.

12.Какая зависимость между током и напряжением в законе Ома для участка цепи? Обратная.

13.Как зависит сопротивление от длины проводника? Прямолинейно.

14.Прибор для измерения напряжения. Вольтметр.

15.Единица измерения энергии. Джоуль.

16.Как подключается амперметр? Последовательно.

17.Чему равен заряд электрона? –1,6 10 -19 Кл.

18.Как соединить три лампы накаливания, чтобы уменьшить их общее сопротивление? Параллельно.

19.Какая физическая величина остается неизменной при последовательном соединении? Сила тока.

20.Какое действие тока используется при работе микроволновой печи?

                                                                                                Тепловое.

  1.  Сколько полных недель в году? (52)
  2.  Сколько лет спала Спящая Красавица из сказки Шарля Перро? (100)
  3.  Сколько насчитывается чудес света? (7)
  4. Наименьшее натуральное число. (1)
  5. Сколько десятков получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)
  6. Как назвать одним словом сумму длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
  7. Кому принадлежат эти строки: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? (Ломоносов)
  8. Как увеличить число 66 в 1,5 раза, не делая над ним никаких арифметических действий? (Перевернуть)
  9.   Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11, т.е. все, кроме февраля)
  10.  Есть у растения и уравнения? (корень)

Вопросы для второй команды:

1.Единица измерения плотности. Кг/м3.

2.Какая зависимость между объемом и температурой в законе Гей-Люссака? Прямая.

3.Как зависит плотность от объема? Обратно.

4.Прибор для измерения плотности. Ариометр.

5.Единица измерения работы. Джоуль.

6.Каким термометром измеряют температуру кипения воды? ртутным.

7.Чему равна постоянная Больцмана?  1,38 10 -23 Дж/К.

8.Каким прибором измеряют массу вещества?  весы

9.Какая физическая величина остается неизменной при изобарном процессе? давление.

10.Какой изопроцесс имеет графиком прямую перпендикулярную оси температур? изотермический.

11.Единица измерения напряжения. Вольт.

12.Какая зависимость между силой тока и напряжением? Прямая.

13.Как зависит сопротивление от площади поперечного сечения проводника? Обратная.

14.Прибор для измерения силы тока. Амперметр.

15.Единица измерения работы. Джоуль.

16.Как подключается вольтметр в электрическую цепь? Параллельно.

17.Чему равен заряд протона? + 1,6 10 -19 Кл.

18.Как соединить два резистора, чтобы увеличить их сопротивление?

                                                                                        Последовательно.

19.Какая физическая величина остается неизменной при параллельном соединение? Напряжение.

20.Какое действие тока используется при работе пылесоса? Магнитное.

  1.  Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  2.  Сколько пар ног у насекомых? (3)
  3.  Сколько мишек на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»? (4)
  4. Что тяжелее: 1 центнер кирпичей или 1 ц целлофановых шариков? (Одинаково)
  5. Число разрядов в классе? (3)
  6. Что больше: сумма всех цифр или их произведение? (Сумма, произведение равно 0)
  7. Как называются стороны прямоугольного треугольника? (Катеты и гипотенуза)
  8. Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир)
  9.  Сколько орехов в пустом стакане? (0)
  10.  В семье 5 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько детей в семье. (6)

- Итак закончился наш последний конкурс. Просим жюри подвести итоги  всей сегодняшней игры.

- Мне приятно было  сегодня общаться с активными, творческими студентами. Да, в каких-то вопросах вы ошибались, но это подтолкнет вас в дальнейшем к более тщательному изучению физики.

Происходит процедура награждения команды победителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуально-познавательная игра «ФИЗИЧЕСКИЙ МАРАФОН» Студенты и преподаватели ГОУ СПО «СМТТ» приветствуют всех присутствующих в зале!

Слайд 2

Эпиграф Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины, До оснований, до корней, до сердцевины.

Слайд 3

Приветствие команд

Слайд 4

1 конкурс. Разминка «ДА!» или «НЕТ!»

Слайд 5

2 конкурс. Пойми меня С помощью мимики и жестов передать все слова по порядку своей команде.

Слайд 6

3 конкурс. Битва капитанов.

Слайд 7

Конкурс для болельщиков. Отгадай загадку 1. Я подмышкой посижу И что делать укажу. Или разрешу гулять Или уложу в кровать. 2. Две сестры качались Правды добивались. А когда добились То остановились.

Слайд 8

3. Сначала — блеск, за блеском — треск, за треском плеск. Что это? 4. То как арбузы, велики То, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, Но могут массу определить.

Слайд 9

5. Чудо-птица, алый хвост, п олетела в стаю звезд. 6. Ежедневно в семь утра , я трещу «Вставать пора». 7. Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет, тогда заревет. Что это такое? 8. Цветное коромысло , н ад лесом повисло. 9. Что с земли не поднимешь?

Слайд 10

4 конкурс. Черный ящик. очки

Слайд 11

4 конкурс. Черный ящик.

Слайд 12

4 конкурс. Черный ящик. очки

Слайд 13

4 конкурс. Черный ящик.

Слайд 14

5 конкурс. Вопрос - ответ.

Слайд 15

5 конкурс. Конструкторское задание Необходимо собрать электрическую цепь, удовлетворяющуюю условию задания.

Слайд 16

Музыкальная пауза

Слайд 17

6 конкурс. «Гонка за лидером». Участники игры за одну минуту должны ответить как можно на большее количество вопросов.

Слайд 18

Подведение итогов. Спасибо за игру