план урока по теме"Фазовые переходы" с презентацией
Материал содержит план-конспект урока, технологическую карту, презентацию и раздаточный материал к теме"Фазовые переходы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_fazovye_perehody.doc | 167.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 45 КБ |
fazovye_perehody_vosstanovlennyy_fayl.ppt | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока разработала Ленивкина Е.А., учитель физики МБОУ «Крупецкая СОШ».
Учебник: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. (базовый уровень).
Тема урока: Фазовые переходы.
Цели урока: - формирование у обучающихся понятия фазового перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое,
- развитие умений работать самостоятельно с текстом учебника, материалами СМИ и Интернета, умений извлекать из них необходимую информацию, совершать логические операции: сравнивать и обобщать; способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности средствами ИКТ;
- продолжить развитие общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
Тип урока: изучение нового материала.
Техническое оснащение урока: компьютер с мультимедийным проектором.
План-конспект урока
- Организационный момент (1 мин).
- учитель организует готовность класса и оборудования к уроку;
- организует быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок: на нем присутствуют гости. Давайте не будем смущаться и покажем все свои знания и умения. Порадуем гостей и друг друга хорошим уроком.
Древний мыслитель и философ Китая Конфуций утверждал, что (слайд 2)
Три пути ведут к познанию:
Путь размышления – это путь самый благородный,
Путь подражания – это путь самый легкий,
И путь опыта – это путь самый горький.
Сегодня на уроке нам предстоит пройти все эти пути и согласится, а может быть, засомневаться в истинности этого утверждения.
- Проверка домашнего задания (3 мин).
Учитель: К сегодняшнему уроку вы получили задание повторить тему «Состояния вещества» и систематизировать свои знания в виде таблицы «Агрегатные состояния вещества». Приготовьте свои таблицы для проверки. На экране вы видите таблицу (слайд №3).
Сравните свои записи, проанализируйте текст на наличие ошибок. Подкорректируйте свои записи простым карандашом и поставьте себе оценку самостоятельно. Будьте объективны к своим работам!
- Кто из вас выполнил домашнюю работу без ошибок?
- Кто допустил ошибки?
Сдайте домашние работы.
3 Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.(5 мин).
Учитель: Обратим внимание еще раз на таблицу «Агрегатные состояния вещества». В чем основное отличие агрегатных состояний вещества друг от друга? (Различное молекулярное строение.)
- Что написано на экране? (Вода, лед, пар) (слайд 4)
- Как вы думаете почему эти слова написаны вместе?
ПОО: Обозначают одно и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях.
Учитель: Сделаем выводы:
- В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях.
2. Вещество может переходить из одного агрегатного состояния в другое.
3. Переход из одного состояния вещества в другое называется фазовым переходом. (слайд 5)
- Ребята, скажите теперь: Какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
ПОО: Фазовые переходы. (слайд 6)
- С чем мы познакомимся на уроке?
- Познакомимся с понятием фазового перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое:
плавлением и отвердеванием, испарением и конденсацией.
- Чему мы научимся?
- Решать задачи по данной теме.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. (15 мин) (слайд 7)
Учитель: Ответьте на вопросы:
- Как называется процесс перехода из кристаллического состояния в жидкое? (Плавление)
- Как называется переход обратный плавлению? (Кристаллизация, отвердевание)
- Как называется процесс перехода из жидкого состояния в газообразное? (Парообразование)
- Как называется переход из газообразного состояния в жидкое? (Конденсация)
- Что обозначают буквы Q и знаки + и -?
- Какие переходы происходят с поглощением энергии? (Плавление, парообразование)
- Какие переходы происходят с выделением энергии? (Кристаллизация, конденсация)
- С изменением какого вида внутренней энергии связано выделение или поглощение энергии при фазовых переходах? (потенциальной энергии взаимодействия молекул)
Плавление и парообразование = > +Q
Кристаллизация, конденсация = > -Q
Вопрос 1. Задача № 20.6
Ответ: плавление происходит с поглощением энергии. +Q
Вопрос 2. Задача № 20.32
Ответ: 1- кристаллическое тело, tпл- определенное значение, зависит от рода вещества; 2- аморфное тело, не имеет определенной температуры плавления.
tпл= tкр
Температура постоянна в течение всего процесса плавления.
Учитель: Количество теплоты, необходимое для плавления или отвердевания вычисляется: ( слайд № 8)
Вопрос 3. Задача № 20.23.
Учитель: Теперь мы рассмотрим процессы парообразования и конденсации. (слайд №9)
ПАРООБРАЗОВАНИЕ
ИСПАРЕНИЕ КИПЕНИЕ
(парообразование со свободной поверхности жидкости) (парообразование по всему объему жидкости)
1. Испарение.
- При этом жидкость покидают более быстрые молекулы, обладающие большей скоростью.
При любой температуре в жидкости находятся такие молекулы, которые обладают достаточной кинетической энергией, чтобы преодолеть силы сцепления между молекулами и совершить работу выхода из жидкости.
Вопрос 4.
Что вы предпримите для скорейшего испарения данного количества жидкости?
- Для того чтобы полно ответить на этот вопрос, проведем несколько наблюдений. Разобьемся на группы по 2 человека. Каждая группа получит задание и сделает после наблюдения определенный вывод. Запишите его на листе с заданием, а затем сформулируйте для своих одноклассников. (Раздать листы наблюдений с заданиями).
Учитель: Теперь ответим на поставленный вопрос.
ПОО:
Скорость испарения жидкости зависит от: (слайд №10)
1) от рода вещества;
2) от площади поверхности испарения;
3) от температуры жидкости;
4) от скорости удаления паров от поверхности жидкости, т.е. от наличия ветра.
Учитель: Конденсация – процесс перехода из пара в жидкость. (слайд №11)
Хорошо известно, что если сосуд с жидкостью плотно закрыт, уровень жидкости в сосуде остается неизменным. Означает ли это, что процесс испарения в закрытом сосуде не идет? Дело в том, что процесс испарения в закрытом сосуде идет одновременно с процессом конденсации: из пара, находящегося над поверхностью жидкости, молекулы влетают обратно в жидкость.
Если уровень жидкости со временем не изменяется, это означает, что процессы испарения и конденсации идут с одинаковой скоростью: ежесекундно из жидкости вылетает в среднем столько же молекул, сколько и влетает в жидкость.
В таком случае говорят, что жидкость и пар находятся в динамическом равновесии.
Пар находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным паром.
Если процесс испарения идет быстрее, чем процесс конденсации, говорят, что над жидкостью находится ненасыщенный пар.
2.Кипение. (слайд №12)
Учитель: В жидкости всегда есть маленькие пузырьки воздуха. При кипении жидкость испаряется внутрь этих пузырьков, в результате чего пар внутри пузырьков становится насыщенным. Если давление насыщенного пара меньше давления внутри жидкости (для неглубоких сосудов оно практически равно атмосферному), пузырьки захлопываются. С ростом температуры жидкости давление насыщенного пара быстро увеличивается и при некоторой температуре выравнивается с внешним давлением. Пузырьки быстро растут, поднимаются вверх и лопаются на поверхности жидкости. Идет процесс кипения.
Температура при которой жидкость кипит называется температурой кипения. (tкипения воды= 1000С) (слайд №13)
Вопрос 5. задача №20.11
Как вызвать кипение воды, не нагревая ее?
ПОО: при кипении pнас=pвн... Температура кипения жидкости зависит от внешнего давления. Изменяя его мы сможем изменять температуру кипения жидкости.
Каким способом можно изменять давление над поверхностью жидкости? С помощью насоса или охлаждая пар над поверхностью жидкости (конденсируя пар).
Демонстрации:
- Демонстрация видеозаписи опыта с кипением воды при пониженном давлении. (слайд №14)
- Демонстрационный опыт с кипением воды при охлаждении пар над поверхностью жидкости.
Оборудование: Спиртовка, пробирка с водой, пробка, держатель для пробирки.
- Довести до кипения воду в пробирке.
- Закрыть пробирку плотно пробкой.
- Когда вода немного остынет, перевернем пробирку и начнем поливать дно пробирки холодной водой.
- Вода в пробирке закипит при температуре существенно ниже 1000С.
5. Закрепление нового материала при решении задач №20.41(устно), 20.43( на экране). (10 мин)
(слайд 15)
- Обобщение и систематизация новых знаний. (2 мин)
На опорном листе выполните задания!
(слайд №16)
На экране вы видите условное обозначение агрегатных состояний вещества. Зарисуйте схему в тетрадь, стрелками обозначьте направление фазовых переходов, подпишите их названия.
Проблемный вопрос: Возможны ли фазовые переходы между твердым телом и газообразным?
Ответ найдите в Интернете. Это тоже будет частью вашего домашнего задания.
Демонстрация творческого проекта «Удивительное вещество- вода».(Домашнее задание одного обучающегося.
3 мин)
7. Подведение итогов урока: оценивание работы обучающихся на уроке учителем и самими обучающимися.( 2 мин)
Оценочный лист:
-Я знаю ……. (слайд №17)
- Я умею ……
- Знаю, но не умею …..
Выполнены ли цели нашего урока?
С чем мы познакомились?
Чему научились?
8. Рефлексия. (2 мин)
Понравился ли вам урок?
Что было интересно?
Что хотите еще узнать?
- Домашнее задание. (1 мин)
Параграф №35, задачи № 20.42, 20.44, 20.51.
Проблемный вопрос: Возможны ли фазовые переходы между твердым телом и газообразным?
Проверочный тест на сайте: musoch50.narod.ru/faza/faza_1.htm – интерактивный тест по фазовым переходам.
АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА | ||||
Состояние вещества. | Расположение частиц. | Характер движения частиц. | Некоторые свойства. | Примеры (при 20 0 С) |
Задание 1.
В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором распределить каплю по всей поверхности стекла? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды.
Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой
Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором обдувать каплю вентилятором? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды.
Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой, воздуходувка.
Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором случае стекло предварительно нагреть? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды.
Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой, электрическая плитка.
Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
В течение какого времени произойдет испарение 1 капрли различных жидкостей (спирта и воды) с поверхности промокательной бумаги? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения жидкости.
Оборудование: промокательная бумага, пипетка, стакан с водой, сосуд со спиртом.
Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА | ||||
Состояние вещества. | Расположение частиц. | Характер движения частиц. | Некоторые свойства. | Примеры (при 20 0 С) |
Твердое. | Расстояния сравнимы с размерами частиц. Твердые тела имеют кристалличес- кую структуру. | Колебания около положения равновесия. | Сохраняют форму и объем. Упругость. Прочность. Твердость. | Графит, алмаз, медь, железо. |
Жидкое. | Расположены почти вплотную друг к другу.
| В основном колеб- лются около положе- ния равновесия, изредка перескакивая в другое. | Сохраняют объем, но не сохраняют форму. Мало сжимаемы. Текучи. | Бензин, спирт, ртуть, вода. |
Газообразное. | Расстояния много больше размеров частиц. Расположение совершенно хаотическое. | Хаотическое движе- ние с многочислен-ными столкновениями. Скорости сравнительно большие. | Не сохраняют ни форму, ни объем. Легко сжимаемы. Заполняют весь предоставленный им объем. | Кислород, азот. |
Г
Ж
Т
конденсация
конденсация
Испарение
Испарение
Ненасыщенный пар
Жидкость
Насыщенный пар
Жидкость
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Фазовые переходы»
Этап урока | Длительность этапа урока | Дидактические задачи этапа урока | Методы | Формы | Виды деятельности | |
учащихся | учителя | |||||
1. Организационный момент | 1 мин | Подготовка обучающихся к работе на уроке. | Быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока. | Организация готовности класса и оборудования к началу урока. | ||
2. Проверка выполнения домашнего задания. | 3 мин | Установление правильности и осознанности выполнении домашнего задания всеми обучающимися, выявления пробелов и их коррекция. | Графический метод контроля (проверка таблицы «Агрегатные состояния вещества»). | Индивидуальная. | 1 обучающийся делает проверку таблицы через компьютер, остальные сверяют домашние таблицы и исправляют ошибки. | Контролирует проверку домашнего задания обучающимися. |
3. Подготовка к активной учебно- познавательной деятельности. | 5 мин | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме «Фазовые переходы». | Словесный метод. | Фронтальная беседа. | Высказывают свои предположения по вопросу 1 и делают выводы. | Организует беседу, выдвигает проблему. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | 19 мин | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний по теме «Фазовые переходы». | Индуктивные методы, словесные, наглядные, практические. | Индивидуальные, фронтальные. | Участвуют в определении темы урока, постановке целей урока, выполняют фронтальные опыты. Решают задачи по данной теме. | Подводит обучающихся к выводу о теме и целях урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей, демонстрирует опыты, организует беседу. |
5. Закрепление новых знаний и умений. | 10 мин | Обеспечение усвоения новых знаний и способов решения задач на уровне применения в измененной ситуации. | Практические. | Индивидуальные. | Решают задачи, демонстрируют проект. | Организует обсуждения способов решения задач, проверку выполнения задач. |
6. Обобщение и систематизация знаний. | 2 мин | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме урока, выделение мировоззренческих проблем. | Графический метод контроля (схема). | Индивидуальные. | Отвечают на вопросы учителя и строят схему «Фазовые переходы». | Формулирует задание о построении схемы «Фазовые переходы». |
7. Подведение итогов занятия. | 2 мин | Дать анализ и оценки успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Словесный (полилог). | Фронтальная. | Отвечают на вопрос: Что мы узнали на уроке? | Дает анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся. |
8. Рефлексия. | 2 мин | Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). | Словесный, письменный. | Фронтальные и индивидуальные. | Осмысливают свои действия, дают самооценку. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебно-познавательной деятельности. |
9. Домашнее задание. | 1 мин | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей. | Словесный. | Записывают домашнее задание. | Дает комментарии к домашнему заданию. |
Комментарии
Елена Алексеевна! Очень
Елена Алексеевна! Очень замечательный урок! Спасибо Вам за творческие идеи! Желаю успехов!
Спасибо за урок! Творческих
Спасибо за урок! Творческих успехов!
Спасибо за урок! Творческих
Спасибо за урок! Творческих успехов!