Разработка урока по теме: "Операторы ввода данных DATА и READ".
ТЕМА: «Операторы ввода данных DATА и READ».
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение табулированию функции с помощью циклического алгоритма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме: «Операторы ввода данных DATА и READ». | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Хадеева Валентина Александровна, учитель информатики и ИКТ.
МОУ СОШ №22 города Волгодонска.
Разработка урока по информатике (вариативность применения данного материала зависит от профессионализма учителя, класс выбирается учителем в соответствии с изучаемым материалом программы по предмету).
ТЕМА: «Операторы ввода данных DATА и READ».
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение табулированию функции с помощью циклического алгоритма.
Задачи урока:
- повторить циклический алгоритм и дать понятие об операторах ввода данных DATА и READ;
- закрепить навыки составления программ с циклами;
- совершенствовать самостоятельность в работе при решении задач.
Опорные знания:
- циклическая структура алгоритма;
- операторы цикла;
- математические функции.
Программное обеспечение:
язык программирования QBASIC
ХОД УРОКА:
- Организационный момент, целевые установки. Приветствие.
Проверить готовность класса к уроку. Сказать о порядке и
последовательности работы на уроке.
- Разминка (на доске блок – схема).
- Перед вами алгоритм, выраженный
блок – схемой.
- А что называется алгоритмом?
(учащиеся дают определение)
- Определите результат вычислений
для следующих чисел:
Даны числа:
_________________________________
Результат:
- Какую закономерность мы
видим при вычислении?
(повторение «+10»)
- Какой это алгоритм?
(циклический)
- Повторение пройденного материала. (Опрос учащихся)
- Что такое «циклический алгоритм»?
Циклический алгоритм – АЛГОРИТМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ
МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ДЕЙСТВИЯ
(одних и тех же операций) НАД НОВЫМИ ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ.
- Где в жизни мы можем наблюдать цикличность (повторение)?
Дни недели, времена года, смена дня и ночи, смена месяцев в году и т.д.
- Какую структуру имеет цикл?
Структура цикла: НАЧАЛО ЦИКЛА
< ТЕЛО ЦИКЛА >
КОНЕЦ ЦИКЛА
- Какие операторы цикла вы знаете?
Операторы цикла: FOR ... TO ... STEP ...
< ТЕЛО ЦИКЛА >
NEXT
- Как графически обозначают цикл?
ГРАФИЧЕСКИЙ БЛОК (цикл):
- Сообщение новой темы.
- Раньше мы использовали операторы цикла при составлении простых программ для вычисления последовательности чисел. Сегодня мы используем знание операторов цикла для вывода на экран значений функции и аргумента в виде таблицы двумя способами:
а) когда шаг известен; б) когда шаг не известен.
- Итак, тема урока: «Табулирование функции».
- Объяснение нового материала.
- Затабулировать функцию – это значит вывести на экран значения функции и аргумента в виде таблицы.
Рассмотрим на примере решения задачи №1.
Один ученик у доски (разбор с объяснением, обратить внимание на правильность написания функции в QBASICе).
Задача №1.
Составить программу вывода на экран значений функции Y =f(x), для соответствующих значений аргумента х, использовать цикл.
Дано: Y=2x + 1 на отрезке X є [0; 2,5]
∆Χ=0,5 (приращение аргумента – шаг)
РЕШЕНИЕ:
10 CLS
20 FOR Х = 0 TO 2.5 STEP 0.5
30 Y = 2*Х + 1
40 PRINT Х, Y
50 NEXT
60 END
- В этой задаче известно приращение аргумента – шаг. / ∆Χ=0,5 /
Но есть задачи, которые не решить таким образом, так как нельзя определить шаг. В этих случаях применяют следующие операторы: (запись в тетрадь)
Общий вид:
n DATA C1, C2, … (список значений)
n READ X1, X2, … (список переменных)
Работа оператора:
Последовательно каждой величине Х оператора READ присваивается
значение С из оператора DATA.
Рассмотрим пример:
10 DАТА 0.1, 20, «МИР»
20 READ A, B%, C$
Вопрос: Что произойдет после выполнения операторов?
Результат: А = 0,1 В% = 20 С$ = «МИР»
Особенности записи и размещения операторов:
1) Тип величины С должен соответствовать типу величины Х.
2) Оператор DATA обычно помещается в начале программы.
Он должен быть единственным в строке.
Оператор READ может находиться в любом месте программы.
3) Допускается использование нескольких операторов DATA (READ).
Они работают так же, как один оператор с общим списком.
- Закрепление нового материала.
(Решение задачи у доски с объяснением учителя).
Задача №2.
Составить программу вывода на экран таблицы значений функции Y =f(x), для соответствующих значений аргумента х, использовать цикл.
Дано: Y = x/x^2+1+ ln|x|,
где x = 2,1; -1,41; 0,45; 0,216; 4,57; -1,753; 2,087
Шаг неизвестен, но известно семь значений.
РЕШЕНИЕ:
10 CLS
20 DATA 2.1, -1.41, 0.45, 0.216, 4.57, -1.753, 2.087
30 FOR I = 1 TO 7
40 READ x
50 y = x/(x^2+1) + log (ABS (x))
60 PRINT x, y
70 NEXT
80 END
Задача №3.
Составить программу вывода на экран таблицы значений функции Y =f(x), для соответствующих значений аргумента х, использовать цикл.
Дано: Y=√x*cos²x
X є [1; 4,6]
∆Χ=0,35 (приращение аргумента – шаг)
РЕШЕНИЕ:
- Составим программу:
(один ученик у ПК, все самостоятельно работают в тетрадях)
10 CLS
20 FOR Х = 1 TO 4.6 STEP 0.35
30 Y = SQR (Х)*(COS (Х))^2
40 PRINT Х, Y
50 NEXT
60 END
/ Коллективная проверка, исправление ошибок. /
- Какие операторы применяем для решения задачи? Почему?
Проверяем результат программы и сверяем текст программы
(проверка правильности записи функции.)
- Домашнее задание.
Задача №3.
Составить программу вывода на экран таблицы значений функции Y =f(x), для соответствующих значений аргумента х, использовать цикл.
Дано: Y = |x| * (SIN (Х))^2
где x = 2,11; -1,21; 0,415; 0,216; 4,7; -1,53; 2,87;4, 51
Шаг неизвестен, но известно восемь значений.
- Итог урока.
- Итак, какие операторы могут располагаться в программе
при табулировании функции?
/ Операторы цикла и операторы ввода данных DATА и READ./
- Что значит «затабулировать функцию»?
/Это значит вывести на экран значения функции и аргумента в виде таблицы./
Выставление оценок активным учащимся.
НАЧАЛО
ВВОД ЧИСЛА
> 100
ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТА
КОНЕЦ
+ 10
- 50
+ 25
100
8
60
75
55
53