Курение с точки зрения физики

Коломыцева Ольга Леонидовна

Внеклассное мероприятие о  вреде курения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurenie_s_tochki_zreniya_fiziki.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Краснянская  СОШ»

Методическая разработка:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физики»

Подготовила: учитель физики Коломыцева О.Л.

Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит от организации учебного процесса. А это значит, что я как педагог, психологи и родители должны сделать и делаем все возможное для успешного обучения детей и достижения ими высоких результатов в учебной деятельности.

По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

Почему именно школа и учитель должны взять на себя заботу о здоровье школьников?

  1. Во-первых: взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой, в том числе и за их здоровьем. А в школе обучающиеся проводят значительную часть времени.
  2. Во-вторых: большая часть всех воздействий на здоровье обучающихся осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.
  3. В-третьих: медицина, как правило, занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы профилактическая, т.е. сохранение и укрепление здоровья школьников.

Из всего выше сказанного следует вывод: учитель - один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении.

Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?". С точки зрения здоровьесбережения, можно ответить так: не наносить вреда здоровью участникам образовательного процесса - учащимся и педагогам. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать:

а) как качественную характеристику любой образовательной технологии, т.е. ее "сертификат безопасности для здоровья";

б) как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения;

в) как науку, искусство и обязанность обучать и воспитывать учащихся так, чтобы они не только сами смогли вырасти здоровыми и счастливыми, но и вырастить здоровыми и счастливыми своих детей.

Следуя принципам здоровьесбережения детей, я решаю на уроках физики такие проблемы, как:

а) снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

б) охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.) ;

в) формирование культуры здоровья учащихся.

Существует много секретов здоровьесберегающей технологии, главным из которых, как мне кажется, является секрет доброты, состоящий в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается.

Человек есть система, в высшей степени… сама себя

поддерживающая и даже

самосовершенствующаяся”.

И.П.Павлов.

И "доброжелательность", и "добродушие", и "добросердечность" - все, чего так не хватает в нашей современной жизни, происходит от корня "добро". На каждом своем уроке стараюсь видеть не массу, а каждого отдельного ученика, чтобы каждый из них почувствовал, что я, учитель, думаю и забочусь об их интересах, и сами стали дарить добро. Я стараюсь с первых минут урока, с приветствия создавать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу,  их активность на протяжении всего урока, в то же время надо  учитывать уровень   усталости детей, стараться  не причинить вред здоровью.

В связи с этим необходимо искать новые эффективные методы обучения, которые бы стимулировали  самостоятельное приобретение знаний учащимися,   активизировали бы мыслительные способности  школьников и помогали  сохранять здоровье.

Включение в уроки элементов  здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительным моментом  в проведении урока является применение разнообразных форм работы с учащимися.

Пример: « Курение с точки зрения физики»

Слайд 1,2

Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению путём разъяснения вреда, наносимого здоровью веществами, содержащимися в табачном дыме.

Слайд 3

Историческая справка

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двинулись к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это значение носит с тех пор один из Багамских островов. В числе подарков местные жители преподнесли Колумбу сушеные листья растения петум.Они курили эти листья, подсушенные на солнце и свёрнутые в трубочки.

В поисках золота Колумб направился дальше, к югу, и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и травой, употребляемой для курения, которую они называли сигаро. Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из неё три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел аварию вблизи острова Гаити. С помощью местных индейцев команда разобрала остов судна и построила форт «Новедад», что означало «Рождество». Колумб с частью экипажа отправился в Европу. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных

жителей. Какой притягательной оказалась сила табака… И растение, получившее название по имени провинции Тобаго на острове Гаити, начало своё «победоносное» шествие по странам и континентам. После второго похода Христофора Колумба (1493-1496гг.) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны, а в период Великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1595 году через Архангельск, а затем начал культивироваться на российской земле.

Вредные свойства табака до XIX века практически не были изучены, и врачи ничего не имели против курения. Привычка же эта подкреплялась мощной рекламой различного рода курительных трубок и другими принадлежностями курильщика.

Песня «О вреде курения»

Слайд 4 -

Физико – химический механизм курения

Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) курильщик всасывает в себя воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступает в легкие.

Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нём продуктов горения табака.

Содержание вредных веществ в табачном дыме зависит от вида табака, способов его предварительной обработки.

В состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущее каждому растению, и специфические, присущие только табачным листьям. Среди первой группы веществ можно назвать белки (около 10% от массы табака), углеводы        (до 20%), органические кислоты (около 10%). При сжигании табака образуются смолы (7-

14%) и испаряются эфирные масла         (около 1%) – они-то и придают специфический аромат. По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости общей массой табака 20 г образуется:0,0012 г синильной кислоты; 0,0012 г сероводорода; 0,622 г пиридиновых оснований; 0,18 г никотина; 0,64 г аммиака; 0,692 г оксида углерода и не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дёгтем. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе бензопирен, бензатрацен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и т.д. Все эти вещества оказывают вредное действие на наш организм.

При сжигании табака образуется дым, в котором множество вредных веществ, но самым вредными считаются никотин, угарный газ и табачные смолы.

Никотин – яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание. Он заставляет наше сердце биться быстрее, из-за чего оно быстро изнашивается.

Угарный газ – один из ядов содержащихся в табачном дыме. Он мешает организму получать кислород, столь необходимый для всех органов.

Табачные смолы – канцерогенные вещества, которые образуются при сгорании табака. Они загрязняют наши легкие и приводят к их заболеванию.

Токсичными составляющими табачного «коктейля» помимо никотина, оксида углерода и канцерогенных смол являются соединения азота, металлы (особенно тяжелые – ртуть, кадмий, никель, кобальт и др.) и радиоактивные вещества.

Тепловизор разоблачает и предупреждает

С помощью тепловизора было обнаружено, что присутствие никотина в крови заметно сужает сосуды, несущие теплую кровь. А чем меньше диаметр сосуда, тем с большим трудом и в меньшем количестве протекает через него кровь, а это в свою очередь вызывает меньший отток тепла. Значит «тепловой анализ» поверхности кожи курильщика выявит места сужения (заболевания) его кровеносных сосудов и предостережет от дальнейшего курения.

Видеоролик о вреде курения

Анкетирование на тему курение

В анкете присутствовал такой вопрос: «пытались ли вы бросить, сколько раз. И получалось ли у вас это сделать?»

Наибольший процент ребят ответили, что пытали, и много раз, но у них ничего не получалось. Да, бросить курить достаточно сложно, но решение это должно быть принято только тобой, ты должен решить твердо, что ты действительно хочешь бросить курить. Это мнение не может не кем быть навязано тебе.

Из беседы со школьной медсестрой

Просмотрев медицинские карточки учеников (курильщиков) 9-11 классов, явыявили, что у них  имеются довольно серьёзные хронические  заболевания связанные именно с курением.

  1. Заболевания желудочно-кишечного тракта –наблюдалось у 72%.
  2. Заболевания костной ткани – наблюдалось у 70%.
  3. Повреждение зубной эмали – наблюдалось у 86%.
  4. Сердечно - сосудистые заболевания – наблюдалось у 30%.
  5. Нарушение зрения – наблюдалось у 91%.
  6. Заболевание дыхательных путей – наблюдалось у 44%.

Учащиеся легко понимают, что благодаря диффузии табачный дым хорошо смешивается с воздухом и проникает всюду: в легкие, живые ткани, кровь, лимфу, мозг (после первой затяжки через 7 секунд никотин попадает в мозг).

Слайд    

Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зелёный цвет, а в дальнейшем на красный и желтый, это, в свою очередь, снижает быстроту реакций человека в среднем на 24%.

Слайд   Почему табачный дым голубой?

Обычно этот вопрос задают курящим. И они, как правило, на него ответить не могут. Тогда поясняю, что число частиц в дыме от одной выкуренной сигареты изменяется десятками и сотнями тысяч миллиардов, размеры частиц колеблются от 0,1 мкм до 1нм. Эти частицы рассеивают из падающего на них обычного (белого) света только волны голубых лучей, что придаёт клубам табачного дыма голубую окраску.

До недавнего времени самым ядовитым компонентом табака считался никотин. Но исследования последнего времени позволили отобрать у него пальму первенства и передать её радиоактивным веществам, которые табак в большом количестве «улавливает» из почвы, воды и воздуха, особенно там, где отмечается повышенный фон радиации.

Многие химические элементы вообще, и радионуклиды в частности, при попадании в организм извне распределяются в нём не равномерно, а сосредотачиваются в отдельных органах в следствии предопределённых генетикой биохимических процессов. Например, в щитовидной железе накапливается йод, в печени- кобальт, цезий и плутоний, в яичниках – калий, кобальт и цезий, в лёгких – полоний, радон и плутоний, в почках – цезий, в костной ткани – стронций и радий. Всё это приводит к тяжелым болезням, а иногда даже к смерти.

 «Рентгеновские лучи»

Если взять два рентгеновских снимка лёгочной ткани (курящего и не курящего человека) и сравнить их, то можно увидеть, что легкие курящего человека забиты различными инородными частицами. В то время как у не курящего человека ничего подобного не наблюдается.

Слайд Фильтр не поможет

Констатируя факт, что все химические элементы и радиоактивные вещества содержащиеся в табачном дыме, скапливаются во внутренних органах и задерживаются там на многие месяцы и годы, и чем больше стаж курильщика, тем больше накапливается изотопов.

Также установлено, что сигареты с фильтром радиоактивных изотопов не задерживают.

Видеоролик

Слайд  Влияние курения на деторождение

Многочисленные наблюдения специалистов свидетельствуют о том, что курение мужчины в соответственные для деторождения периоды не оказывает существенного влияния на рост плода, но является основной причиной развития различных аномалий, включая внутренние и внешние уродства. У детей курящих отцов они встречаются в 5 раз чаще.

Курящая женщина ещё во время беременности одновременно с продуктами питания передаёт ребёнку и продукты курения, причём в высоких концентрациях. Скорость их поступления (угарный газ, никотин, канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы) превосходит скорость нейтрализации и выделения, а это значит, что чужеродные продукты накапливаются в организме ребёнка. И у ребёнка постепенно развивается и прогрессирует хроническая табачная интоксикация (кислородное голодание).

Девушки, запомните, в результате радиоактивных превращений, происходит повреждение наследственных структур!

Никотин проникает через плаценту и выделяется с женским молоком, в связи, с чем его применение может представлять опасность для плода или ребёнка. Девушек следует проинформировать о необходимости предпринять попытку отказа от курения без никотин - заместительной терапии в случае безуспешности таких попыток решение о проведении терапии принимается после сопоставления возможного положительного эффекта и потенциального вред.

Никотин в не значительном количестве попадает в грудное молоко даже при приёме в терапевтических дозах, что может негативно сказаться на здоровье ребёнка. Лабораторные анализы показывают, что в 1л молока курящей матери может содержаться до 0,5 мг. никотина. Смертельная же доза никотина для младенца первых месяцев жизни 1 мг.

Вывод:

  1. Курение вызывает рак лёгких!
  2. Вредная привычка курить может привести к потере конечностей!
  3. Курение способствует развитию онкологических заболеваний таких органов, как горло, трахея, поджелудочная железа!
  4. Именно никотин становиться в 80% причиной инфаркта миокарда в молодом возрасте!
  5. Курение сужает просвет кровеносных сосудов!
  6. Курящие гораздо чаще болеют ОРЗ, бронхитом, эмфиземой лёгких!
  7. Курение вызывает старение кожи!
  8. Курение вызывает разрушение зубов и нарушение зрения.
  9. Курение сокращает нашу жизнь на 10-15 лет.
  10. Курение загрязняет окружающую среду.
  11. Курение влияет на деторождаемость.

Мультфильм «Медведь и трубка»