Презентация "Представление и передача информации "

Лучкова Ольга Константиновна

Презентация содержит методические указания для решения заданий №1, 7, 13, 15 КИМ ГИА раздела "Информационные процнссы. Представление и передача информации". Представленный материал может быть использован как для подготовки учащихся к сдаче ГИА по информатике и ИКТ, так и для изучения соответствующей темы по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kod_inform.pptx348.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА 9 класс Представление и передача информации Лучкова О.К., учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ №55» г. Саратов

Слайд 2

2

Слайд 3

Задания КИМ : 1 – кодирование текстовой информации; 7 – кодирование и декодирование информации; 13 – кодирование числовой информации; 15 – определение скорости передачи данных. 3

Слайд 4

Знать/Понимать: 1.2 единицы измерения количества и скорости передачи информации, принцип дискретного (цифрового) представления информации. Уметь: 2.1 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; 2.3 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации. Требования к уровню подготовки выпускников 4

Слайд 5

При подготовки к ГИА учащимся необходимо: разъяснить особенности формулировок заданий; познакомить с критериями, которыми руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий; рассмотреть самые распространенные ошибки; отработать навыки тестирования; научить распределять время на выполнение тестовых заданий; ознакомить, по каким темам больше всего вопросов в тестах. 5

Слайд 6

Задание №1 КИМ ГИА Кодирование текстовой информации 6

Слайд 7

Уровень сложности задания  базовый З адание с выбором ответа , подразумевает проверку знаний на уровне воспроизведения такого фундаменталь ного теоретического материала, как: – единицы измерения информации; – принципы кодирования информации. Максимальный балл за выполнение задания  1. Примерное время выполнения задания  3 мин. Характеристика задания 7

Слайд 8

Что нужно знать : все символы кодируются одинаковым числом бит (алфавитный подход) ; чаще всего используют кодировки, в которых на символ отводится 8 бит (8-битные) или 16 бит (16-битные); при измерении количества информации принимается, что в одном байте 8 бит, а в одном килобайте (1 Кбайт) – 1024= 2 10 байта, в одном мегабайте (1 Мбайт) – 1024 Кбайта ; после знака препинания внутри (не в конце!) текста ставится пробел; чтобы найти информационный объем текста I , нужно умножить количество символов N на число бит на символ K : I = N · K мощность алфавита M – это количество символов в этом алфавите; информационный вес символа ( K ) некоторого алфавита и мощность ( M ) этого алфавита связаны формулой : 8

Слайд 9

Задание 1. ( ИНФ-9_ДЕМОВЕРСИЯ 2013 ) Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 30 строк, в каждой строке 32 символа. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode , в которой каждый символ кодируется 16 битами. 1 ) 24 Кбайт 2 ) 30 Кбайт 3 ) 480 байт 4 ) 240 байт РЕШЕНИЕ: I = 16·30·32·2 байт = 2 4 ·30·2 5 ·2 байт = 30· 2 10 байт = 30 Кбайт ОТВЕТ: 2 I = N · K 9

Слайд 10

Задание 1. ( ИНФ-9_ДЕМОВЕРСИЯ 2011 ) В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите количество символов в сообщении, если информационный объем сообщения в этой кодировке равен 160 бит. 1) 10 2) 16 3) 20 4) 160 РЕШЕНИЕ: N = 160 бит/ 8 бит = 20 ОТВЕТ: 3 N = I / K 10

Слайд 11

Задание 1. Информационное сообщение объёмом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Каким количеством бит кодируется каждый символ этого сообщения? 1) 32 2) 16 3) 8 4) 4 РЕШЕНИЕ: ОТВЕТ: 4 K = I / N 11

Слайд 12

Задание 1. Алфавит некоторого языка состоит из 64 символов. Оцените информационный объем сообщения длиной в 120 символов. 1) 90 байт 2) 720 байт 3) 90 бит 4) 360 бит РЕШЕНИЕ: ОТВЕТ: 1 M = 2 K ; I = N · K 12 64 = 2 K  K = 6 бит I = 120  6 бит = 720 бит = 90 байт

Слайд 13

Задание 1. Информационный объем сообщения длиной в 24 символа составляет 12 байт. Определите, из какого максимального количества символов может состоять алфавит языка, на котором написано данное сообщение. 1) 4 2 ) 16 3 ) 32 4 ) 24 РЕШЕНИЕ: ОТВЕТ: 2 M = 2 K ; K = I / N 13

Слайд 14

Тренировочная работа №2 (МИОО, 31.01.2013) Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза: Пушкин – это наше всё! Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти. 1) 22 бита 2) 88 байт 3) 44 байт 4) 176 бит РЕШЕНИЕ: ОТВЕТ: 4 I = N · K I =2 2 · 8 бит = 1 76 бит 14

Слайд 15

Задание №13 КИМ ГИА Кодирование числовой информации 15

Слайд 16

Уровень сложности задания  базовый З адание с краткой формой ответа , подразумевающее самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов. Задание, проверяющее сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации. Максимальный балл за выполнение задания  1 Примерное время выполнения задания  3 мин. Характеристика задания 16

Слайд 17

КОДИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Что нужно знать : алфавит цифр различных систем счисления ; представление чисел в различных системах счисления; перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления; перевод чисел машинных систем счисления в десятичные. 17

Слайд 18

Задание 13. ( ДЕМОВЕРСИЯ 2013) Переведите двоичное число 1101100 в десятичную систему счисления: Ответ: ________________. 108 1101100 2 =1·2 6 +1·2 5 +0·2 4 +1·2 3 +1·2 2 +0·2 1 +0·2 0 = =64+32+8+4=108 РЕШЕНИЕ: 18

Слайд 19

Задание 13. (МИОО 2011-2012) Запишите десятичное число 75 в двоичной системе счисления. В ответе укажите это число. Ответ: ________________. 1001011 75=64+8+2+1=1·2 6 +0·2 5 +0·2 4 +1·2 3 +0·2 2 +1·2 1 +1·2 0 = =1001011 2 РЕШЕНИЕ: 19

Слайд 20

Тренировочная работа №2 (МИОО, 31.01.2013) Переведите число 245 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц. Ответ: ________________. 6 245 = 128 + 64 + 32 + 16 + 4 + 1 = = 1·2 7 +1·2 6 +1·2 5 +1·2 4 +0·2 3 +1·2 2 +0·2 1 +1·2 0 = = 11110101 2 РЕШЕНИЕ: 20

Слайд 21

Тренировочная работа №2 (МИОО, 31.01.2013) Переведите число 143 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько значащих нулей содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество нулей. Ответ: ________________. 3 143 = 128 + 8 + 4 + 2 + 1 = = 1·2 7 +0·2 6 +0·2 5 +0·2 4 +1·2 3 +1·2 2 +1·2 1 +1·2 0 = = 10001111 2 РЕШЕНИЕ: 21

Слайд 22

Задание 13. Дано: a = DD 16 и b=337 8 . Какое из чисел с , записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству a < c < b ? 1) 11011010 2 2) 1111110 2 3) 11011111 2 4) 11011110 2 Ответ: _____. 4 a = DD 16 = 13·16 1 +13·16 0 =208+13=221 b=337 8 = 3·8 2 +3·8 1 +7·8 0 =223; с=222 переведем в двоичную систему счисления с : 222=128+64+16+8+4+2= =1·2 7 +1·2 6 +0·2 5 +1·2 4 +1·2 3 +1·2 2 +1·2 1 +0·2 0 =11011110 2 РЕШЕНИЕ: 22

Слайд 23

Задание 13. Дано А=66 10 , В=69 10 . Какое из чисел С , записанных в двоичной форме, отвечает условию А<С<В ? 1) 1000010; 2) 1000110; 3) 1000011; 4) 1001000. Ответ: ___. 3 переведем в двоичную: 67=64+2+1=1·2 6 +0·2 5 +0·2 4 +0·2 3 +0·2 2 +1·2 1 +1·2 0 =1000011 2 68 =64+4=1·2 6 +0·2 5 +0·2 4 +0·2 3 +1·2 2 +0·2 1 +0·2 0 =1000100 2 РЕШЕНИЕ: 23

Слайд 24

Задание №7 КИМ ГИА Кодирование и декодирование информации 24

Слайд 25

Уровень сложности задания  базовый З адание с краткой формой ответа , подразумевающее самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов. Задание, проверяющее сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации. Максимальный балл за выполнение задания  1 Примерное время выполнения задания  4 мин. Характеристика задания 25

Слайд 26

КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Что нужно знать : кодирование – это перевод информации с одного языка на другой (запись в другой системе символов, в другом алфавите); обычно кодированием называют перевод информации с «человеческого» языка на формальный, например, в двоичный код, а декодированием – обратный переход; один символ исходного сообщения может заменяться одним символом нового кода или несколькими символами, а может быть и наоборот – несколько символов исходного сообщения заменяются одним символом в новом коде кодирование может быть равномерное и неравномерное . 26

Слайд 27

КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице. Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может – «ЭЛЯ», а может – «ВААВВВ». Даны четыре шифровки: 3135420 1331320 2102030 2033510 Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа . 27

Слайд 28

РЕШЕНИЕ: Даны четыре шифровки: 3135420 1331320 2102030 2033510 Найдите шифровку, которая расшифровывается единственным способом и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа . 3135420 : 3_1_3_5_4_20 31_3_5_4_20 1331320 : 1_3_3_1_3_20 13_3_13_20 2102030 : 2_10_20_30 21_0_20_30 2033510 : 20_3_3_5_3_10 20_33_5_3_10 28

Слайд 29

КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы из приведённого фрагмента кодовой таблицы: Расшифруйте сообщение 110101210102 . А Б В Г Д Е Ж 10 110 12 122 0 22 102 29

Слайд 30

БАВА 102 БАВ 10102 БА 1210102 Б 101210102 110101210102 РЕШЕНИЕ: А Б В Г Д Е Ж 10 110 12 122 0 22 102 БАВАЖ ОТВЕТ: БАВАЖ 30

Слайд 31

КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы из приведённого фрагмента кодовой таблицы: Определите, какие буквы в сообщении 101212210102 повторяются. Если таких букв несколько, запишите их подряд, без пробелов, запятых и других разделительных знаков. А Б В Г Д Е Ж 10 110 12 122 0 22 102 31

Слайд 32

АВГА 102 АВГ 10102 АВВ 210102 101212210102 АВ 12210102 РЕШЕНИЕ: А Б В Г Д Е Ж 10 110 12 122 0 22 102 ОТВЕТ: А А 1212210102 АВГАЖ 32

Слайд 33

КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Пять букв латинского алфавита закодированы кодами разной длины: Определите, какой набор букв закодирован строкой 1000110110110 , если известно, что все буквы в последовательности разные. а) CBADE б) CADEB в) CAEBD г) CBAED А B C D E 001 10 100 110 01 33

Слайд 34

CAEB 110 CAE 10110 CA 0110110 C 0110110110 1000110110110 РЕШЕНИЕ: CAEBD ОТВЕТ: CAEBD А B C D E 011 10 100 110 01 а) CBADE б) CADEB в) CAEBD г) CBAED 34

Слайд 35

КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Пять букв латинского алфавита закодированы кодами разной длины: Из четырех полученных сообщений в этой кодировке, только одно прошло без ошибки и может быть корректно декодировано. Найдите его: 1) 110100000100110011 3) 111010000010010011 2) 110100001001100111 4) 110110000100110010 B K A P Д 00 0 1 1 0 1 001 10 35

Слайд 36

КАВ 00100110011 КА 00000100110011 КАВР 00110011 К 0100000100110011 110100000100110011 РЕШЕНИЕ: КАВРР 10011 36 110100000100110011 B K A P Д 00 0 1 1 0 1 001 10 КАВРРД 011 КАВРРДД 1

Слайд 37

КАВАРД 0111 КАВ 01001100111 КА 00001001100111 КАВА 001100111 К 0100001001100111 110100001001100111 РЕШЕНИЕ: КАВАР 100111 ОТВЕТ: 2) 110100001001100111 37 110100001001100111 B K A P Д 00 0 1 1 0 1 001 10 КАВАРДА 11 КАВАРДАК

Слайд 38

38 Чтобы защититься от помех при передаче информации, каждый бит передают три раза подряд. Если даже один раз произойдет сбой, то всё равно два оставшихся дадут возможность понять передачу, то есть последовательность бит 000 001 010 100 означает все равно 0 , а последовательность 111 110 101 011 соответственно 1 . Первые восемь букв латинского алфавита кодированы тремя битами, соответствующими их порядковым номерам в алфавите: A – 1 , B – 2 , C – 3 , D – 4 , E – 5 , F – 6 , G – 7 , H – 8. Сообщение пришло с допустимыми помехами и выглядит так: 000110011001100110111101100101001111 Расшифруйте это сообщение. Получившееся у вас слово это: 1) BACH; 2) CADE; 3) HACH; 4) CAFE.

Слайд 39

011 001 110 101 000 110 011 001 100 110 111 101 100 101 001 111 A B C D E F G H 1 2 3 4 5 6 7 8 001 010 011 100 101 110 111 39 Последовательность бит 000 001 010 100 означает 0 , а последовательность 111 110 101 011 соответственно 1 . 000 1000 1) BACH 2) CADE 3) HACH 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 0 1 4) CAFE C A F E

Слайд 40

Задание №15 КИМ ГИА Определение скорости передачи данных 40

Слайд 41

Уровень сложности задания  повышенный З адание с краткой формой ответа , подразумевающее самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов. Задание, проверяющее сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации. Максимальный балл за выполнение задания  1 Примерное время выполнения задания  4 мин. Характеристика задания 41

Слайд 42

Что нужно знать : любой канал связи имеет ограниченную пропускную способность (скорость передачи информации), это число ограничивается свойствами аппаратуры и самой линии (кабеля); объем переданной информации вычисляется по формуле I = v · t , где v – пропускная способность канала (измеряется в битах в секунду или подобных единицах), а t – время передачи ( измеряется в секундах ) . 42

Слайд 43

Задание 15 43 Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/ c . Передача файла через данное соединение заняла 8 секунд. Определите размер файла в Кбайтах . РЕШЕНИЕ: I = v · t ОТВЕТ: 500

Слайд 44

44 Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/с. Сколько времени (в секундах) займет передача файла объемом 625 Кбайт по этому каналу? РЕШЕНИЕ: I = v · t ОТВЕТ: 40 Приведем единицы измерения к единой системе, а числовые величины выразим через степень двойки: I = 6 25 Кбайт = 625 · 2 10 · 2 3 бит v = 12 8000 бит/сек = 2 7 · 1000 бит/сек

Слайд 45

Демоверсия 2013 45 Файл размером 64 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256 бит в секунду. В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.

Слайд 46

РЕШЕНИЕ: 46 I = v · t I 1 = v 1 · t 1 I 2 = v 2 · t 2

Слайд 47

47 РЕШЕНИЕ: Приведем единицы измерения к единой системе, а числовые величины выразим через степень двойки: I 1 = 64 Кбайт = 2 6 · 2 10 · 2 3 бит v 1 = 1024 бит/сек = 2 10 бит/сек v 2 = 256 бит/сек = 2 8 бит/сек Переведем в указанную размерность I 2 = 2 21 бит = 2 8 · 2 10 · 2 3 бит = 2 8 Кбайт = 256 Кбайт ОТВЕТ: 256

Слайд 48

Тренировочная работа №2 (МИОО, 31.01.2013) 48 Файл размером 3 Мбайта передаётся через некоторое соединение за 60 секунд. Определите размер файла (в Кбайтах ), который можно передать через это же соединение за 20 секунд. В ответе укажите одно число- размер файла в Кбайтах . Единицы измерения писать не нужно.

Слайд 49

РЕШЕНИЕ: 49 I = v · t I 1 = v 1 · t 1 I 2 = v 2 · t 2

Слайд 50

50 РЕШЕНИЕ: Приведем единицы измерения к единой системе, а числовые величины выразим через степень двойки: I 1 = 3 Мбайт = 3 · 2 20 · 2 3 бит Переведем в указанную размерность I 2 = 2 23 бит = 2 10 · 2 10 · 2 3 бит = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт ОТВЕТ: 1024

Слайд 51

Источники ГИА-2013 : Информатика : 9-й класс : Тренировочные варианты экзаменационных работ / Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов ГИА 2012. Информатика: Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / С.М. Авдошин , Р.3. Ахметсафина , О.В. Максименкова Тренировочные и диагностические работы МИОО 2010-2011 гг. http://kpolyakov.narod.ru – Сайт К.Полякова. http://www.videouroki.net/ – Видеоуроки в Интернет для учителей и школьников. http://informatiky.jimdo.com – сайт для учителей информатики 51