Методическая разработка "Пределы функций"
Методическая разработка на тему "Пределы функций" предназначена для студентов 2 курса, по специальности "Сестринкое дело"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kurs_mateatika_urok.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Валуйский колледж
Методическая разработка
занятия по математики
на тему: «Пределы функций».
Выполнила:
преподаватель ВМУ
Яковлева Н.В.
Валуйки 2012г.
Содержание методической работы:
- Мотивация.
- Цели занятия.
- Межпредметные связи.
- Хронокарта.
- Ход занятия.
- Приложения.
Мотивация.
Изучение курса математики необходимо на первом году обучения в медицинском училище потому что, во – первых, на данном этапе происходит изучение различных предметов, в которых математика используется в виде различных формул и математических вычислений; во – вторых, потому, что на занятиях по специальным предметам студенты сталкиваются с необходимостью применения элементарных математических навыков для решения ситуационных задач, расчета дозы лекарственных средств и т. п..
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Пределы функций»,
- Формировать навыки решения пределов,
- Развивать логическое мышление, математическую зоркость.
Студент должен знать:
- Изученный материал по теме: «Пределы функций».
- определение функции;
- определение предела функции;
- свойства пределов функций и основные теоремы о пределах.
- формулы нахождения корней квадратных уравнений,
- правила умножения, деления, сложения и вычитания чисел с разными знаками,
- способы решения квадратных уравнений в зависимости от их вида,
Студент должен уметь:
- производить элементарные операции с функциями;
- находить область значений, область определений функций;
- строить графики функций;
- находить пределы функций.
- решать квадратные алгебраические уравнения;
- находить значение придела по заданному условию.
Оборудование: дидактический материал.
Время: 90 минут.
Место проведения: аудитория № 3
Тип занятия: практическое
Хронокарта.Этапы урока | время |
| 2 мин |
| 10 мин |
| 5 мин 5 мин |
| 35 мин |
| 25 мин |
| 5 мин |
| 3 мин |
Математику уже затем нужно знать,
что она ум в порядок приводит.
М.В. Ломоносов.
Ход занятия:
- Организация внимания учащихся.
- Проверка домашнего задания.
Вопросы для повторения теоретической части:
1.Дайте определение предела функции f(х) в точке хо.
2.Закончите формулировки перечисленных теорем о пределах:
Теорема 1. Предел постоянной равен ___________
Теорема 2. Предел алгебраической суммы конечного числа функций равен _
Теорема 3.Предел произведения двух функций равен _________
Теорема 4.Постоянный множитель можно _________
Теорема 5. Предел отношения двух функций равен ________ их пределов, если предел делителя ____
Теорема 6. Если функция имеет предел при х – хо, то
- Устные упражнения.
Как умножить числа с разными знаками?
-2*3
6*(-5)
Как умножить числа с отрицательными знаками?
-2*(-8)
-0,5*(-2)
Как сложить числа с разными знаками?
-3+8
-6+0,2
Как сложить два отрицательных числа?
-5+(-45)
-6-10
Выполнить действия:
4-2*8
9-4*(-2)*(-5)
- Повторение.
Определение 1. Квадратным уравнением называется уравнение вида
(1)
где - переменная; , , - действительные числа, причем .
Решение квадратного уравнения зависит от выражения . Выражение = , называется дискриминантом уравнения.
Теорема. Уравнение (1)
а) имеет два разных действительных корня , , если ;
б) имеет два равных действительных корня , если ;
в) не имеет действительных корней, если .
V. Отработка навыков решения
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПРЕДЕЛОВ ФУНКЦИЙ.
Пример №1 Вычисление пределов функций с помощью теорем о пределах.
Lim (4x2 – 6x +3)= lim4x2 – lim6x + lim3 =4limx2-6limx +3= 4 *22- 6 *2+3=7 x→2 x→2 x→2 x→2 x→2 x→2
Какие из перечисленных теорем здесь использованы?
Пример №2 lim(x2 –2x +5):(x2 +7)
x→1
Найдем величину предела знаменателя: lim( x2 +7)=lim x2 +lim7=1+7=8 ≠ 0
x→1 x→1 x→1
Так как знаменатель не равен 0, то применим теоремы о пределах и вычислим предел числителя (попробуйте самостоятельно, смотри пример №1). У вас получилось 0,5!
Вычисление пределов функций в тех случаях, когда непосредственное применение теорем о пределах не приводит к определенным результатам.
Часто бывает, что функция у=f(x) при х = хо не определена, но предел существует. В таком случае, для отыскания пределов нужно выполнить преобразование.
Напомним следующие теоремы алгебры:
а2 –в2 = (а - в)(а + в)
(а + в)2 = а2 + 2ав + в2
(а - в)2 = а2 - 2ав + в2
а3 – в3 = (а - в)( а2 + ав + в2)
а3 + в3 = (а + в)( а2 - ав + в2)
Разложение квадратного трехчлена на множители ах2 + вх + с = а(х-х1)(х-х2), где х1 и х2 корни уравнения ах2 + вх + с =0 , которые определяются по формуле:
-в +√в2-4ас
Х1 =
2а
-в - √в2-4ас
Х2 =
2а
Пример № 3 Вычислить предел lim (x2 –6x +8):(x - 4)
x→4
т.к. знаменатель дроби при х→4 обращается в ноль, то выполним преобразование числителя, разложив его на множители x2 –6x +8 = 0
D = 36-4*1*8 =4
Х1 = (6+2)/2 = 4
Х2 =(6-2)/2 = 2
lim (x2 –6x +8)/(x - 4) = lim (х-2)(x - 4)/ (х-4) = lim (х-2) = 2
x→4 x→4 x→4
Вычислить предел lim(x2 –4) / (x-2)
x-2
т.к. знаменатель дроби при Х=2 обращается в ноль, то преобразуем числитель дроби, разложив на множители Х-4 с помощью формулы разности квадратов
Х2-4=(х-2)(х+2)
lim(x2-4)=lim(x-2)(x+2)/(x-2)=lim(x+2)=2+2=4
x-2 x-2 x-2
Вычислить предел lim(x3-8)/(x-2)
x-2
т.к. знаменатель дроби при х=2 обращается в ноль, выполним преобразования числителя дроби с помощью формулы разности кубов
х3-8= (х-2)(х+2х+4)
lim(x3-8)/(x-2)=lim(x-2)(x+2x+4)/(x-2)=lim(x+2x+4)=2+2*2+4=10
x-2 x-2 x-2
УПРАЖНЕНИЯ
Вычислить предел функции в точке
1.lim (2x2 – 7x + 6) 1. lim(x2 – 25)/(x + 5) 1.lim(x3 +1)/(x + 1) 1.lim(x2+x-12)/(3x-9) x →3 x→-5 x→ -1 x→3
2. lim (9x2- 6x + 8) 2. lim(x2 – 1)/(x-1) 2.lim(x3 + 8)/(x + 2) 2.lim(x2-6x+8)/(x-2)
x→1 x→1 x→ -2 x→2
3. lim (5x2- 3x + 7) 3.lim(x2 – 9)/(x – 3) 3.lim(x3–1)/(x – 1) 3.lim(x2-4x-5)/(x+1)
x→1 x→3 x→1 x→ -1
4.lim (4x2 - 3x + 7) 4.lim(x2 –16)/(x + 4) 4.lim(x3 + 27)/(x +3) 4.lim(x2+2x-3)/(x-1)
x→0 x→ -4 x→ -3 x→1
VI. Самостоятельная работа
Вычислить предел функции в точке
5..lim(x2+2x – 4) 5. .lim(x2 –36)/(x + 6) 5.lim(x3-27)/(x –3) 5.lim(x2-3x-4)/(x+1)
x→0 x→ -6 x→3 x→ -1
6. lim(x2 –3x +3 ) 6. .lim(x2 –49)/(x - 7) 6.lim(x3 +64)/(x+4) 6.lim(x2-5x+6)/(x-2)
x→3 x→7 x→ -4 x→2
7. lim(x2 +2x –7) 7. .lim(x2 –64)/(x + 8) 7.lim(x3-64)/(x-4) 7.lim(x2-x-6)/(x+2)
x→1 x→ -8 x→ 4 x→ -2
8. lim(x2 –5x+1) 8.lim(x2 –81)/(x - 9) 8.lim(x3-125)/(x-5) 8.lim(x2+2x-8)/(x-2)
x→ -1 x→9 x→5 x→2
VII. Подведение итога занятия.
Над какой темой мы сегодня работали?
Что называется пределом функции?
Какие основные теоремы и свойства пределов функции мы сегодня повторили?
Домашнее задание:
- Лекция № 2