Программа самообразования учителя физики и информатики

Программа профессионального самообразования расчитана на 3 года. Тема: " Использование ИКТ на уроках"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Криушинская средняя общеобразовательная школа »  

Программа

профессионального самообразования

учителя физики и информатики

Лисиной Ю.В.

Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках.

2011г.

с. Криуша

Актуальность

ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использование информации.

        Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно и порождала такое разнообразие подходов к изучению материала, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники ещё не знала.

Фактически мы можем говорить о том, что последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.

Очень важной задачей школы на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособного выпускника, владеющего новыми информационными технологиями.

Особое внимание в программе уделяется формированию практических навыков. В поддержку курса разработан комплект дидактического материала «Практикум» для проведения практических работ, который содержит как сформулированные задания, так и подробный комментарий (алгоритм) к выполнению работы. 

   Разработка урока с использованием компьютерных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы – облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так и в условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.

Это позволяет учащимся выполнять работу в собственном темпе, использовать наглядную справочную информацию и точно знать какой результат они должны получить после выполнения работы.

Контроль теоретических знаний предлагается осуществлять с помощью компьютерного тестирования.

Цели:

  1. профессиональный рост учителя
  2. совершенствование качества и эффективности обучения физики.
  3.  развитие творческого потенциала обучаемого, его способностей к коммуникативным действиям, умений экспериментально-исследовательской деятельности.
  4.  формирование представлений о процессе научного познания, развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики, развитие речи учащихся, познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
  5. научить школьников понимать явления, объяснять эти процессы с точки зрения физики;
  6. сформировать умения применять самостоятельно полученные знания на практике.

Задачи

  1. Стимулировать мыслительную деятельность, повышать познавательную интерес учащихся. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении физики.
  2. Расширение кругозора учащихся в понимании физических понятий и законов.
  3. Развитие знаний, умений и навыков при решении физических задач различного типа(качественные, графические, расчётные, экспериментальные и др.)
  4. Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.

5.Отобрать компьютерные программы, презентации, компьютерные тестирования  по физике по разным   темам.

Реализация программы рассчитана на три года (2011- 2014 гг)

Этапы  реализации программы

1  этап           2011 - 2012  учебный год – подборка и изучение  

                                                                                   материалов по теме;

2  этап           2012 – 2013 учебный год -   реализация практической части

                                                                      программы.

3  этап           2013 – 2014 учебный год – завершающий этап.  

Участники:

Учитель физики и информатики, учащиеся 7-11 классов.

Основные  направление работы

Основные

направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физики» и знакомиться с новыми технологиями в области предмета «Информатики»

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физике, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  физике  и информатике, методике  преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей.

5. Принимать  активное  участие  в  работе  районном МО  учителей  физики и информатики.

6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

9.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

10. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

11. Организовывать внеклассную  деятельность  по  предметам.

13. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-

педагогическое

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

Методическое

1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания.

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  физики.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

5. Проектировать  личную  методическую  веб-страницу (сайт).

8. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  информационных  технологий.

Эстетическое

1. Посещение  выставок, музеев, проведение  экскурсий.

2. Участвовать  в  смотрах  художественной  самодеятельности.

ИКТ

1. Пройти  курсы  повышения  квалификации  для  получения  пользовательских  навыков  работы  на  компьютере.

2. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

3. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

Охрана  здоровья

1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физики.

2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

3. Вести  здоровый  образ  жизни.

Предполагаемый  результат:

1 .Применение ИКТ на уроках физики, обмен опытом с коллегами.

2. Умение учащихся работать с различными заданиями на компьютере: заданиями на выбор правильного ответа; работать с материалами для презентации своих проектов.

3.Повышение  качества  преподаваемого предмета (повышение средний  балл  по предмету ;  отсутствие  неуспевающих).

4.Разработанные  программы  по  физике.

5.Проведенные  открытые  уроки.

6.Доклады  и  выступления.

7.Разработка  дидактических  материалов.

8.Разработка  и  проведение  уроков  с использование ЭОР.

9.Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

10.Личная  методическая  веб-страница.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

 

Согласована:

________________

Руководитель ШМО

естественнонаучного цикла

Лисина Ю.В.

Утверждаю

__________________________

Директор

МБОУ «Криушинская СОШ»

Севостьянов П.П.

                                                                                                                     

Программа

профессионального самообразования

учителя физики

МБОУ «Криушинская СОШ»

Лисиной Ю.В.

на 2014 -2017 уч.г.

Тема: «Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся».

2014г.

с. Криуша

Актуальность

Современный урок – это, прежде всего урок,
на котором учитель умело, использует все возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.

Конаржевский Ю.А.

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице Д.А.Медведева указало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.

Использование инновационных технологий позволяет  повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания учащимися на уроке  с использованием инновационных технологий были результатом их собственных поисков.

Говоря о конкретном опыте внедрения  и использования инноваций в работе учителя физики  необходимо, прежде всего, отметить, что сравнительно успешному осуществлению этого процесса способствует самосовершенствование учителя в различных сферах образования, это использование новых информационных технологий в процесс обучения, использование локальной сети на уроках, использование на уроках интерактивной доски, создание персонального сайта учителя. Все эти факторы должны используются в педагогической практике.

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении физике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением инновационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъективные” отношения. Учитель должен выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Таким образом, современный уровень развития инновационных технологий позволяет значительно увеличить комфортность образовательной среды, повысить эффективность использования учебного времени на уроке, повысить качества знаний учащихся.

Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:  

  1. Внедрение инновационных технологий и методик в преподавание физики.
  2. Формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Физика».
  3. Активизация  познавательной деятельности учащегося в процессе обучения физики.
  4. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.
  5. Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить.
  6. Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.
  7. Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.

Реализация программы рассчитана на три года (2014 – 2017 уч.г.)

Этапы  реализации программы

1  этап           2014 - 2015  учебный год – инновационные          

                                                                     технологии (изучение);

2  этап           2015 – 2016 учебный год -   реализация практической части

                                                                      программы (применение

                                                                      инновационных технологий на  

                                                                      уроках физики)

3  этап           2016 – 2017 учебный год –  завершающий этап.  

Участники:

 Учитель физики

 Учащиеся 7-11 классов.

Основные  направление работы

Основные

направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физики»

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физике, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  физике и методике  преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей.

5. Принимать  активное  участие  в  работе ШМО и РМО  учителей  физики.

6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

9.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

10. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

11. Организовывать внеклассную  деятельность  по  предметам.

13. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-  педагогическое

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

Методическое

1. Знакомиться  с  инновационными технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  физики.

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  физики.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

5. Продолжить проектирование  личного веб-сайта.

8. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  инновационных  технологий.

Эстетическое

1. Посещение  выставок, музеев, проведение  экскурсий.

2. Участвовать  в  смотрах  художественной  самодеятельности.

ИКТ

1. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

2. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

Охрана  здоровья

1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физики.

2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

3. Вести  здоровый  образ  жизни.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 60%; участие в конкурсах – не менее 50%);
  • разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением инновационных технологий;
  • разработка дидактических материалов, тестов, создание электронных комплектов педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях ШМО и РМО, участие в методических советах, обобщение опыта.

                                                                           ПЛАН РАБОТЫ

Разделы плана

Содержание деятельности

Сроки

Форма

результатов

1

Изучение психолого-педагогической, методической литературы

1.Чтение научно-методического литературы

2. Обзор в Интернете информации по физике, педагогике, психологии, инновационным технологиям

Систематически

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

2

Разработка программно-методического обеспечения

-научно-методическая работа

1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

 В течение

    года

Программы и

учебно-тематические

планы.

3

Изучение инновационных технологий (проблемное обучение проектного  обучения информационно-коммуникационных технологий.

1.Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).

2. Разработка пакета

материала в электронном виде.

В течение

    года

Конспекты

  уроков.

Методико-дидактические

материалы.

4

Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы

1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района

2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом

3. Общение с коллегами в школе, районе

В течение года, по плану МО

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

5

Самообобщение

опыта

1. Разработка конспектов уроков

2.Разработка индивидуальных дифференцируемых  заданий для учащихся.

3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов

4.Разработка комплекта олимпиада задач

5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах

В течение года, по плану МО

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

6

Повышение квалификации

1. Посещение уроков своих коллег.

2. Прохождение предметных курсов по физике и информатике, в том числе и дистанционных

В течение года