Рабочая программа по физике (технический профиль)

Ярошевская Светлана Владимировна

 

Рабочая программа по физике (технический профиль) разработана для профессий НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и  230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения  с учетом требований ФГОС НПО к уровню подготовки выпускников. Программа рассчитана на 290 аудиторных часов, разработана на основе примерной программы по физике Пентин А.Ю.,  ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_npo_dlya_em_i_np.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 50

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Физика

для профессий 140446.03Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения          

                                 

2011г.


ОДОБРЕНА

предметной

(цикловой)

комиссией преподавателей

математических

и общих естественнонаучных

дисциплин

Председатель_____________

Н.Г. Федоровых

Составлена

 в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессиям 140446.03Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения         

Заместитель директора по учебно-методической  работе______________

И.В. Микитенко

Автор:  Светлана Владимировна Ярошевская, преподаватель физики высшей категории

Рецензенты: Мария Владиславовна Богданова, преподаватель физики высшей категории, ГОУ СПО Железнодорожный колледж №52 г. Москвы;

                       Владимир Михайлович Прошин, преподаватель высшей категории общепрофессиональных  дисциплин профессий технического профиля, к.т.н., доцент  ГОУ СПО Политехнический колледж №50 г. Москвы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана для профессий НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и  230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.          

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  примерной программы дисциплины физика, автор: Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук, ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 и в соответствии с рабочим учебным планом колледжа.

Согласно «Рекомендациям   по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования - технического. 

При построении учебного процесса учитываются, требования ФГОС НПО профессий 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, которые предусматривают, что выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять        поиск        информации,        необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Рабочая  программа  ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В данном курсе физики обучающимися приобретаются компетенции по четырём группам:

Самообразование:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Самоорганизация:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Информационные: 

  •  скорость и точность сбора и обработки информации 
  • моделирование и визуализация процессов
  •  использование полученной информации при планировании и      реализации своей деятельности
  • структурирование имеющейся информации, представление её в различных формах и на различных носителях

Коммуникативные:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

В профильную составляющую данного курса физики  входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы. Профессионально-значимые элементы в тексте выделены курсивом.

 Рабочая программа по физике предусматривает реализацию межпредметных связей. Знания по физике необходимы обучающимся для изучения общепрофессиональных дисциплин. В соответствии с ФГОС НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям): Электротехника, Основы технической механики и слесарных работ, Материаловедение, а также междисциплинарных курсов (МДК): МДК.02.02. Контрольно-измерительные приборы и МДК.03.01. Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций. В соответствии с ФГОС НПО 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения: Основы электротехники и Основы электроники и цифровой схемотехники.

Дисциплина, МДК   из ФГОС НПО

Знания, умения, практический опыт  из ФГОС НПО

Модуль, блок рабочей программы по физике

ФГОС НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Электротехника

Уметь

собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин

Знать

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов

виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

способы экономии электроэнергии;

Модуль 3.

Электродинамика

Блок 2. Законы постоянного тока

Модуль 4. Колебания и волны

Блок 3. Электромагнитные колебания

Основы технической механики и слесарных работ

Знать

трение, его виды, роль трения в технике;

виды износа и деформации деталей и узлов;

Модуль 2. Молекулярная физика. Термодинамика

Блок 5. Свойства твердых тел

Материаловедение

Знать

основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

способы термообработки и защиты металлов от коррозии        

Модуль 2. Молекулярная физика. Термодинамика

Блок 4. Свойства жидкостей

Блок 5. Свойства твердых тел

МДК.02.02. Контрольно-измерительные приборы

Знать

общую классификацию измерительных приборов:

схемы включения  приборов в электрическую цепь;

Модуль 3. Электродинамика

Блок 2. Законы постоянного тока

МДК.03.01.

Организация

технического

обслуживания

электрооборудования

промышленных

организаций

Иметь        практический опыт:

выполнения работ по техническому обслуживанию (ТО) электрооборудования промышленных организаций: осветительных электроустановок, кабельных линий, воздушных линий, пускорегулирующей аппаратуры, трансформаторов и трансформаторных подстанций, электрических машин, распределительных устройств;

Модуль 3. Электродинамика

Блок 5. Электромагнитная индукция

Модуль 4. Колебания и волны

Блок 3. Электромагнитные колебания

ФГОС НПО 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Основы электротехники 

уметь:

эксплуатировать электроизмерительные приборы;

контролировать качество  выполняемых работ;

производить контроль различных параметров электрических приборов;

работать с технической документацией;

знать:

основные законы  электротехники: электрическое поле;

электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока;

расчет электрических цепей постоянного тока;

магнитное поле, магнитные цепи, электромагнитную индукцию;

электрические цепи переменного тока;

основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока;

общие сведения об электросвязи и радиосвязи;

основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты

Модуль 3.

Электродинамика

Блок 1

Электрическое поле

Блок 2

Законы постоянного тока

Блок 3

Электрический ток в полупроводниках

Блок 4

Магнитное поле

Блок 5

Электромагнитная индукция

Модуль 4

Колебания и волны

Блок 3

Электромагнитные колебания

Блок 4

Электромагнитные волны

Основы электроники и цифровой схемотехники

уметь:

идентифицировать полупроводниковые приборы и элементы системотехники и определять их параметры;

знать:

основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;

общие сведения о распространении радиоволн;

принцип распространения сигналов в линиях связи;

сведения о волоконно-оптических линиях;

цифровые способы передачи информации;

общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);

логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;

функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);

запоминающие устройства;

цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи

Модуль 3.

Электродинамика

Блок 1

Электрическое поле

Блок 2

Законы постоянного тока

Блок 3

Электрический ток в полупроводниках

Блок 4

Магнитное поле

Блок 5

Электромагнитная индукция

Модуль 4

Колебания и волны

Блок 3

Электромагнитные колебания

Блок 4

Электромагнитные волны

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. На практических занятиях предусмотрено решение КИМов ЕГЭ, работа с текстами научно-технического содержания.

 С целью формирования познавательного интереса к физике и технике, в качестве дополнительного материала рассматриваются вопросы, связанные с развитием наиболее важных направлений научно-технического прогресса (механизации, автоматизации, энергетики, электрификации, приборостроения, создания новых материалов). Формирование политехнических знаний и умений обучающихся на уроках физики происходит постепенно в течение всего процесса обучения. Поэтому важно, чтобы существовала определенная система, в которой были бы взаимосвязаны разделы курса физики, направления технического прогресса и отдельные вопросы прикладной физики и техники (виды производств, типы машин и материалов, технические объекты и процессы). Подобная система с примерным прикладным материалом представлена в таблице.

Модули

Направления научно - технического прогресса

Вопросы прикладной физики и техники

Технические объекты и процессы

Виды производств, типы машин и материалов

Механика

Механизация производства

Виды передач, коробка передач. Подшипники. Подъемный кран. Транспортер. Гидромонитор. Гидравлический пресс. Корабль. Шлюз. Ветродвигатель. Часовой маятник

Строительные механизмы и машины. Транспорт. Гидравлические машины. Почвообрабатывающие и уборочные сельскохозяйственные машины. Гидро- и аэроэнергетика

Молекулярная физика. Термодинамика

Создание новых материалов с заданными свойствами. Теплоэнергетика и теплофикация

Термос. Водяное отопление. Литье металлов. Паровая и газовая турбины, двигатели внутреннего сгорания. Выращивание кристаллов. Прокат металлов. Нанотехнологии.

Тепловые машины. Теплоэнергетика и теплофикация городов. Термическая, термомеханическая обработка металлов и материалов, литье. Легирование, цементация. Дисперсные системы. Способы сохранения воды в почве. Теплоаккумуляция в тепличных хозяйствах. Наноматериалы.

Основы электродинамики, Колебания и волны, Оптика

Электроэнергетика, электрификация

Аккумулятор, гальванический элемент. Амперметр, вольтметр, омметр, ваттметр. Резисторы, лампа накаливания, паяльник, электромагнит, электромагнитное реле. Электродвигатель. Конденсаторы. Электронный диод, электронно-лучевая трубка, полупроводниковый диод, фоторезистор. Ламповый генератор, генератор переменного тока, трансформатор. Радиоприемник. Радиолокатор.

Производство, передача и использование электроэнергии в промышленности и сельском хозяйстве. Электротехнические материалы. Электролитический, электроискровой способы обработки металлов, дуговая сварка. Вакуумные и полупроводниковые приборы. ЛЭП. Радиотехника и электронно-вычислительная техника. Оптическая техника. Вакуумная и полупроводниковая техника. Спектроскопия

Строение атома и квантовая физика

Фотоэлектронная, лазерная техника. Ядерная энергетика

Фотоаппарат. Спектроскоп, спектрограф. Рентгеновская трубка. Фотоэлемент. Фотореле. Лазер. Пузырьковая камера. Ускоритель элементарных частиц. Ядерный реактор.

Фотоэлектронная техника. Ядерная энергетика. Метод меченых атомов и источники излучений

Все модули

Автоматизация

Датчики. Реле. Усилители

Все виды производств. Исполнительные механизмы, замкнутые и разомкнутые автоматы

Рабочая программа по физике имеет блочно-модульную структуру, рассчитана на аудиторные занятия, в том числе 14%  часов  отводится на лабораторные занятия. Распределение времени по модулям и темам представлено в тематическом плане дисциплины. Обучающий модуль представляет собой автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

•  точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

•  банк информации: собственно учебный материал;

•  методическое руководство по достижению целей;

•  практические занятия по формированию необходимых умений;

•  контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

 Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей обучающимся возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

  • информационный блок;
  •  тестово-информационный (проверка усвоенного);
  • коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);
  •  проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
  •   блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Такое построение учебного процесса позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.

В содержании по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Они должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.

Рабочая программа по физике реализуется при проведении учебных занятий, виды которых определены Положением об учреждении начального профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521): урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа и др.  При реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой.  В организации учебного процесса предпочтение отдается групповой форме проведения занятий.

 С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений в рабочей программе предусмотрены часы, отводимые на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся в объёме 50% от часов аудиторных занятий. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся проведено в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. №16-52-138ин/16-13 (Д) «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО» и с использованием Методических рекомендаций УМЦ ПО города Москвы «Виды и формы самостоятельной работы студентов ГОУ СПО по дисциплине «Математика»-М:УМЦ ПО ДОМ, 2010. Виды самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся приведены в отдельном разделе рабочей программы. Условия заданий, формы внеаудиторной самостоятельной работы и время, отводимое на её выполнение являются дифференцированными и личностно-ориентированными.

В отличие от примерной программы раздел «Электродинамика» разбит на 3 модуля: «Основы электродинамики», «Колебания и волны», «Оптика». В модуле «Колебания и волны» изучаются как механические, так и электромагнитные колебания с целью проведения аналогии. Увеличено количество часов на Модуль 2 «Молекулярная физика. Термодинамика» и Модуль 4 «Строение атома и квантовая физика» т.к. предусмотрено углубленное изучение профессионально значимых элементов. Увеличение часов на Модуль 7 «Эволюция Вселенной» продиктовано необходимостью расширения кругозора обучающихся. Лабораторные работы проводятся рассредоточено, в рамках каждого модуля, т.к. предусматривается проведение виртуальных лабораторных работ в компьютерном классе.

 Промежуточная аттестация проводится в виде  контрольной  работы, итоговая  аттестация – в виде  экзамена.


Тематический план

Наименование модулей и блоков

Макс. учеб.   нагрузка обучаю-щегося, час

   

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоя-тельная работа обучаю-щегося

Всего

В том числе лаборатор-ные работы

Практи-ческие занятия

1 курс

Введение

3

2

1

Модуль 1 

Механика

75

50

8

25

 Блок 1

Кинематика

16

Блок 2

Законы механики Ньютона

14

Блок 3

Законы сохранения в механике

20

Модуль 2

Молекулярная физика.

Термодинамика

90

60

6

30

Блок 1

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

12

Блок 2

Свойства паров

8

Блок 3

Свойства жидкостей

6

Блок 4

Свойства твердых тел

16

Блок 5

Основы термодинамики

18

Модуль 3

Основы электродинамики

88

58

12

30

Блок 1

Электрическое поле

16

Блок 2

Законы постоянного тока

12

Блок 3

Электрический ток в полупроводниках

6

Блок 4

Магнитное поле

10

Блок 5

Электромагнитная индукция

14

Модуль 4

Колебания и волны

72

48

4

24

Блок 1

Механические колебания

12

Блок 2

Упругие волны

12

Блок 3

Электромагнитные колебания

14

Блок 4

Электромагнитные волны

10

Контрольная работа

2

2

Итого за 1 курс

330

220

30

110

2 курс

Модуль 5 

Оптика

33

22

11

Блок 1

Природа света

10

6

Блок 2

Волновые свойства света

12

Модуль 6

Строение атома и квантовая физика

54

36

4

18

Блок 1

Квантовая физика

12

Блок 2

Физика атома

12

Блок 3

Физика атомного ядра

12

Модуль 7

Эволюция Вселенной

18

12

6

Блок 1

Строение и развитие Вселенной

6

Блок 2

Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

6

Итого за 2 курс

105

70

10

35

Итого за весь период обучения

435

290

40

145


Введение

Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

Модуль 1. МЕХАНИКА

Обучающийся должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса;

уметь:

  • описывать движение
  • приводить примеры практического использования законов механики;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.

Блок 1. Кинематика. Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Блок 2. Законы механики Ньютона. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Блок 3. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Прикладные задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Невесомость.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Самостоятельная работа №1.

Модуль 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.  ТЕРМОДИНАМИКА

Обучающийся должен:

Знать/понимать

  • смысл понятия вещество
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;
  • смысл  законов  термодинамики

уметь:

  • описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел; иметь представление о нанотехнологиях;
  • приводить примеры практического использования законов термодинамики

Блок 1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Изопроцессы.

Блок 2. Свойства паров.  Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Блок 3. Свойства жидкостей. Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Энергия поверхностного слоя жидкости. Капиллярные явления.

Блок 4. Свойства твердых тел. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Виды деформаций. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Блок 5.  Основы термодинамики. Внутренняя энергия и работа газа. Адиабатный процесс. Уравнение теплового баланса. Теплоемкость.

 Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изотермический и изобарный процессы.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Самостоятельная работа №2.

Модуль 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Обучающийся должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электромагнитное поле;
  • смысл физической величины элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов сохранения электрического заряда, электромагнитной индукции;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, применения нанотехнологий;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.

Блок 1. Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.

Блок 2.  Законы постоянного тока. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.

Блок 3.  Электрический ток в полупроводниках. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Блок 4.  Магнитное поле. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции магнитного поля. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Блок 5.  Электромагнитная индукция. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.  Правило Ленца.  Самоиндукция. Индуктивность.

Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.  

Собственная и примесная проводимости полупроводников.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Электродвигатель.

Электроизмерительные приборы.

Электромагнитная индукция.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Работа электрогенератора.

Трансформатор.

Лабораторные работы

         

Самостоятельная работа №3.

Модуль 4.  КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Обучающийся должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий: электромагнитные колебания и волны, электромагнитное поле;
  • смысл физической величины скорость электромагнитной волны;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; 
  • приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

Блок  1. Механические колебания. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

 Блок 2. Упругие волны Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Блок 3. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. 

Блок 4. Электромагнитные волны. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Открытый колебательный контур. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Применение электромагнитных волн.

Демонстрации

Свободные и вынужденные колебания.

Резонанс.

Образование и распространение волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Излучение и прием и передача электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Лабораторные работы

Самостоятельная работа №4.

Модуль 5. ОПТИКА

Обучающийся должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий: электромагнитное излучение;
  • смысл физической величины разрешающая способность оптических приборов;
  • смысл физических законов отражения и преломления света.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства света;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.

Блок 1. Природа света. Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Блок 2. Волновые свойства света. Интерференция и дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.

Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Поляризация света.

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.

Оптические приборы

Лабораторные работы

Самостоятельная работа №5.

Модуль 6. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Обучающийся должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий: волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл закона фотоэффекта;
  • приводить примеры практического использования физических знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

уметь:

  • описывать и объяснять излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.

Блок 1. Квантовая физика. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Типы фотоэлементов.

Блок 2. Физика атома. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Блок 3. Физика атомного ядра. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.  

Демонстрации

Фотоэффект.

Излучение лазера.

Линейчатые спектры различных веществ.

Счетчик ионизирующих излучений.

Самостоятельная работа №6.

Модуль 7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Обучающийся должен:

Знать/понимать

  • смысл понятий: планета, звезда, галактика, Вселенная;

         уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

Блок 1. Строение и развитие Вселенной. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Строение и происхождение галактик. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной.

Блок 2. Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Энергия Солнца.

Образование планетных систем. Солнечная система. Происхождение Солнечной системы.

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.

Самостоятельная работа №7.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Основная

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля – М.: Образовательно-издательский  центр «Академия», 2010. – 448 с.
  2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – 14-е изд., стер. – М.: Издательский  центр «Академия», 2011. – 464 с.
  3. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева.-5-е изд., стер. – М.: Издательский  центр «Академия», 2011. – 363 с.

Дополнительная

  1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
  2. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
  3. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  4. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  5. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
  6. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
  7. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
  8. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
  9. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Ред. кол. Д.М. Алексеев, А.М. Бонч-Бруевич, А.С. Боровик-Романов и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1984. – 944 с.

                               Для преподавателя

  1. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Краткий курс теоретической физики. В двух томах. — М.: Наука, 1969. — Т. I. Механика. Электродинамика. — 272 с.
  2.   Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Краткий курс теоретической физики. В двух томах. — М.: Наука, 1972. — Т. II. Квантовая механика. — 368 с.
  3. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.  
  4. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  5. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
  6. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
  7. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
  8. О.М. Шведова «Виды и формы самостоятельной работы студентов ГОУ СПО по дисциплине «Математика»-М:УМЦ ПО ДОМ, 2010.

              Цифровые образовательные ресурсы

  1. 1С: Образовательная коллекция. Открытая физика 1.1
  2. 1С: Физика, 10-11 класс. Подготовка к ЕГЭ
  3. 1С: Репетитор.  Физика (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, электромагнитные волны и оптики, теории относительности и квантовой физики).

Нормативные документы

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004. 

Методическое письмо Министерства образования и науки Российской федерации «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

Примерная программа дисциплины физика, автор: Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук, ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

ФГОС НПО по профессиям 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения

 «Рекомендации   по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)

Приложение 2  к Письму Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24.06.97 № 12-52-89 ин/12-23 « Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям   образования».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. №16-52-138ин/16-13 (Д) О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО

Положение об учреждении начального профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521)

Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (Исх. N 03-417 от 01.04.2005 г. О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений)

Средства обучения и оборудование

Оборудованное место преподавателя:

  • компьютер
  • проектор
  • интерактивная доска 

Объекты и средства материально-технического обеспечения

  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • Печатные пособия
  • Цифровые образовательные ресурсы
  •  Экранно-звуковые пособия
  •  Технические средства обучения (средства ИКТ)
  • Лабораторное оборудование
  • Оборудование общего назначения
  • Оборудование для практикума
  • Система средств измерения
  • Демонстрационное оборудование по механике
  • Тематические наборы
  • Отдельные приборы и дополнительное оборудование
  • Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике
  • Демонстрационное оборудование по электродинамике
  • Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике


Перечень лабораторных занятий

Модуль

Тема лабораторной работы

Кол-во часов

1. Механика

№1 Наблюдение за виртуальными моделями по кинематике

2

 №2 Изучение движения тела с постоянным ускорением

2

№3 Наблюдение изменения веса

2

№4 Проверка выполнения закона сохранения импульса

2

2. Молекулярная физика.

Термодинамика

№5   Изучение модели идеального газа

2

№6  Наблюдение явления диффузии и броуновского движения

2

№ 7 Наблюдение изопроцессов в газах

2

3. Электродинамика

№8 Изучение расположения силовых линий электрического поля  точечных зарядов

2

№9 Изучение  расположения силовых  линий плоского конденсатора

2

№10 Построение цепи постоянного  тока

2

№11 Наблюдение явления э/м индукции. Опыт Фарадея.

2

№12 Изучение зависимости периода свободных колебаний от индуктивности катушки и емкости конденсатора в колебательном контуре.

2

№13  Изучение работы генератора переменного тока

2

4. Колебания и волны

№14  Изучение свободных колебаний маятника

2

№15 Изучение свойств поперечных и продольных волн

2

5. Оптика

№19  Изучение законов отражения и преломления света

2

№16  Изучение хода лучей в тонкой линзе

2

№17 Изучение интерференционных картин

2

6. Строение атома и квантовая физика

№19 Изучение явления фотоэффекта

2

№20 Изучение зависимости  энергии связи от массового числа

2

Итого:

40


Виды самостоятельной работы обучающихся

Модуль

Кол-во часов

Вид работы

Формы контроля

1. Механика

26

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

2. Молекулярная физика.

Термодинамика

30

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

3. Электродинамика

30

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

4.Колебания и волны

24

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

5.Оптика

11

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

6. Строение атома и квантовая физика

18

Составление таблицы «Система знаний»

Решение разноуровневых задач

Поиск информации научно-технического содержания

Отчет о лабораторной работе

Проверка преподавателем

Письменная работа

Выступление на занятии

Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием

Защита лабораторной работы

7. Эволюция Вселенной

6

Реферат

Поиск информации научно-технического содержания

Проверка преподавателем

Выступление на занятии. Ответы на вопросы