Рабочая программа по физике (технический профиль)
Рабочая программа по физике (технический профиль) разработана для профессий НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения с учетом требований ФГОС НПО к уровню подготовки выпускников. Программа рассчитана на 290 аудиторных часов, разработана на основе примерной программы по физике Пентин А.Ю., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_npo_dlya_em_i_np.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 50
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Физика
для профессий 140446.03Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
2011г.
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией преподавателей математических и общих естественнонаучных дисциплин Председатель_____________ Н.Г. Федоровых | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессиям 140446.03Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения Заместитель директора по учебно-методической работе______________ И.В. Микитенко |
Автор: Светлана Владимировна Ярошевская, преподаватель физики высшей категории
Рецензенты: Мария Владиславовна Богданова, преподаватель физики высшей категории, ГОУ СПО Железнодорожный колледж №52 г. Москвы;
Владимир Михайлович Прошин, преподаватель высшей категории общепрофессиональных дисциплин профессий технического профиля, к.т.н., доцент ГОУ СПО Политехнический колледж №50 г. Москвы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для профессий НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы дисциплины физика, автор: Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук, ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 и в соответствии с рабочим учебным планом колледжа.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования - технического.
При построении учебного процесса учитываются, требования ФГОС НПО профессий 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, которые предусматривают, что выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В данном курсе физики обучающимися приобретаются компетенции по четырём группам:
Самообразование:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Самоорганизация:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Информационные:
- скорость и точность сбора и обработки информации
- моделирование и визуализация процессов
- использование полученной информации при планировании и реализации своей деятельности
- структурирование имеющейся информации, представление её в различных формах и на различных носителях
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
В профильную составляющую данного курса физики входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы. Профессионально-значимые элементы в тексте выделены курсивом.
Рабочая программа по физике предусматривает реализацию межпредметных связей. Знания по физике необходимы обучающимся для изучения общепрофессиональных дисциплин. В соответствии с ФГОС НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям): Электротехника, Основы технической механики и слесарных работ, Материаловедение, а также междисциплинарных курсов (МДК): МДК.02.02. Контрольно-измерительные приборы и МДК.03.01. Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций. В соответствии с ФГОС НПО 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения: Основы электротехники и Основы электроники и цифровой схемотехники.
Дисциплина, МДК из ФГОС НПО | Знания, умения, практический опыт из ФГОС НПО | Модуль, блок рабочей программы по физике |
ФГОС НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) | ||
Электротехника | Уметь собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин Знать основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; типы и правила графического изображения и составления электрических схем; условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов виды и свойства электротехнических материалов; правила техники безопасности при работе с электрическими приборами способы экономии электроэнергии; | Модуль 3. Электродинамика Блок 2. Законы постоянного тока Модуль 4. Колебания и волны Блок 3. Электромагнитные колебания |
Основы технической механики и слесарных работ | Знать трение, его виды, роль трения в технике; виды износа и деформации деталей и узлов; | Модуль 2. Молекулярная физика. Термодинамика Блок 5. Свойства твердых тел |
Материаловедение | Знать основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов; способы термообработки и защиты металлов от коррозии | Модуль 2. Молекулярная физика. Термодинамика Блок 4. Свойства жидкостей Блок 5. Свойства твердых тел |
МДК.02.02. Контрольно-измерительные приборы | Знать общую классификацию измерительных приборов: схемы включения приборов в электрическую цепь; | Модуль 3. Электродинамика Блок 2. Законы постоянного тока |
МДК.03.01. Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций | Иметь практический опыт: выполнения работ по техническому обслуживанию (ТО) электрооборудования промышленных организаций: осветительных электроустановок, кабельных линий, воздушных линий, пускорегулирующей аппаратуры, трансформаторов и трансформаторных подстанций, электрических машин, распределительных устройств; | Модуль 3. Электродинамика Блок 5. Электромагнитная индукция Модуль 4. Колебания и волны Блок 3. Электромагнитные колебания |
ФГОС НПО 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения | ||
Основы электротехники | уметь: эксплуатировать электроизмерительные приборы; контролировать качество выполняемых работ; производить контроль различных параметров электрических приборов; работать с технической документацией; знать: основные законы электротехники: электрическое поле; электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока; расчет электрических цепей постоянного тока; магнитное поле, магнитные цепи, электромагнитную индукцию; электрические цепи переменного тока; основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока; общие сведения об электросвязи и радиосвязи; основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты | Модуль 3. Электродинамика Блок 1 Электрическое поле Блок 2 Законы постоянного тока Блок 3 Электрический ток в полупроводниках Блок 4 Магнитное поле Блок 5 Электромагнитная индукция Модуль 4 Колебания и волны Блок 3 Электромагнитные колебания Блок 4 Электромагнитные волны |
Основы электроники и цифровой схемотехники | уметь: идентифицировать полупроводниковые приборы и элементы системотехники и определять их параметры; знать: основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов; общие сведения о распространении радиоволн; принцип распространения сигналов в линиях связи; сведения о волоконно-оптических линиях; цифровые способы передачи информации; общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники); логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем; функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики); запоминающие устройства; цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи | Модуль 3. Электродинамика Блок 1 Электрическое поле Блок 2 Законы постоянного тока Блок 3 Электрический ток в полупроводниках Блок 4 Магнитное поле Блок 5 Электромагнитная индукция Модуль 4 Колебания и волны Блок 3 Электромагнитные колебания Блок 4 Электромагнитные волны |
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. На практических занятиях предусмотрено решение КИМов ЕГЭ, работа с текстами научно-технического содержания.
С целью формирования познавательного интереса к физике и технике, в качестве дополнительного материала рассматриваются вопросы, связанные с развитием наиболее важных направлений научно-технического прогресса (механизации, автоматизации, энергетики, электрификации, приборостроения, создания новых материалов). Формирование политехнических знаний и умений обучающихся на уроках физики происходит постепенно в течение всего процесса обучения. Поэтому важно, чтобы существовала определенная система, в которой были бы взаимосвязаны разделы курса физики, направления технического прогресса и отдельные вопросы прикладной физики и техники (виды производств, типы машин и материалов, технические объекты и процессы). Подобная система с примерным прикладным материалом представлена в таблице.
Модули | Направления научно - технического прогресса | Вопросы прикладной физики и техники | |
Технические объекты и процессы | Виды производств, типы машин и материалов | ||
Механика | Механизация производства | Виды передач, коробка передач. Подшипники. Подъемный кран. Транспортер. Гидромонитор. Гидравлический пресс. Корабль. Шлюз. Ветродвигатель. Часовой маятник | Строительные механизмы и машины. Транспорт. Гидравлические машины. Почвообрабатывающие и уборочные сельскохозяйственные машины. Гидро- и аэроэнергетика |
Молекулярная физика. Термодинамика | Создание новых материалов с заданными свойствами. Теплоэнергетика и теплофикация | Термос. Водяное отопление. Литье металлов. Паровая и газовая турбины, двигатели внутреннего сгорания. Выращивание кристаллов. Прокат металлов. Нанотехнологии. | Тепловые машины. Теплоэнергетика и теплофикация городов. Термическая, термомеханическая обработка металлов и материалов, литье. Легирование, цементация. Дисперсные системы. Способы сохранения воды в почве. Теплоаккумуляция в тепличных хозяйствах. Наноматериалы. |
Основы электродинамики, Колебания и волны, Оптика | Электроэнергетика, электрификация | Аккумулятор, гальванический элемент. Амперметр, вольтметр, омметр, ваттметр. Резисторы, лампа накаливания, паяльник, электромагнит, электромагнитное реле. Электродвигатель. Конденсаторы. Электронный диод, электронно-лучевая трубка, полупроводниковый диод, фоторезистор. Ламповый генератор, генератор переменного тока, трансформатор. Радиоприемник. Радиолокатор. | Производство, передача и использование электроэнергии в промышленности и сельском хозяйстве. Электротехнические материалы. Электролитический, электроискровой способы обработки металлов, дуговая сварка. Вакуумные и полупроводниковые приборы. ЛЭП. Радиотехника и электронно-вычислительная техника. Оптическая техника. Вакуумная и полупроводниковая техника. Спектроскопия |
Строение атома и квантовая физика | Фотоэлектронная, лазерная техника. Ядерная энергетика | Фотоаппарат. Спектроскоп, спектрограф. Рентгеновская трубка. Фотоэлемент. Фотореле. Лазер. Пузырьковая камера. Ускоритель элементарных частиц. Ядерный реактор. | Фотоэлектронная техника. Ядерная энергетика. Метод меченых атомов и источники излучений |
Все модули | Автоматизация | Датчики. Реле. Усилители | Все виды производств. Исполнительные механизмы, замкнутые и разомкнутые автоматы |
Рабочая программа по физике имеет блочно-модульную структуру, рассчитана на аудиторные занятия, в том числе 14% часов отводится на лабораторные занятия. Распределение времени по модулям и темам представлено в тематическом плане дисциплины. Обучающий модуль представляет собой автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей обучающимся возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
- информационный блок;
- тестово-информационный (проверка усвоенного);
- коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);
- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
- блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Такое построение учебного процесса позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.
В содержании по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Они должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.
Рабочая программа по физике реализуется при проведении учебных занятий, виды которых определены Положением об учреждении начального профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521): урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа и др. При реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой. В организации учебного процесса предпочтение отдается групповой форме проведения занятий.
С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений в рабочей программе предусмотрены часы, отводимые на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся в объёме 50% от часов аудиторных занятий. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся проведено в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. №16-52-138ин/16-13 (Д) «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО» и с использованием Методических рекомендаций УМЦ ПО города Москвы «Виды и формы самостоятельной работы студентов ГОУ СПО по дисциплине «Математика»-М:УМЦ ПО ДОМ, 2010. Виды самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся приведены в отдельном разделе рабочей программы. Условия заданий, формы внеаудиторной самостоятельной работы и время, отводимое на её выполнение являются дифференцированными и личностно-ориентированными.
В отличие от примерной программы раздел «Электродинамика» разбит на 3 модуля: «Основы электродинамики», «Колебания и волны», «Оптика». В модуле «Колебания и волны» изучаются как механические, так и электромагнитные колебания с целью проведения аналогии. Увеличено количество часов на Модуль 2 «Молекулярная физика. Термодинамика» и Модуль 4 «Строение атома и квантовая физика» т.к. предусмотрено углубленное изучение профессионально значимых элементов. Увеличение часов на Модуль 7 «Эволюция Вселенной» продиктовано необходимостью расширения кругозора обучающихся. Лабораторные работы проводятся рассредоточено, в рамках каждого модуля, т.к. предусматривается проведение виртуальных лабораторных работ в компьютерном классе.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы, итоговая аттестация – в виде экзамена.
Тематический план
Наименование модулей и блоков | Макс. учеб. нагрузка обучаю-щегося, час
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоя-тельная работа обучаю-щегося | |||
Всего | В том числе лаборатор-ные работы | Практи-ческие занятия | ||||
1 курс | ||||||
Введение | 3 | 2 | 1 | |||
Модуль 1 | Механика | 75 | 50 | 8 | 25 | |
Блок 1 | Кинематика | 16 | ||||
Блок 2 | Законы механики Ньютона | 14 | ||||
Блок 3 | Законы сохранения в механике | 20 | ||||
Модуль 2 | Молекулярная физика. Термодинамика | 90 | 60 | 6 | 30 | |
Блок 1 | Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. | 12 | ||||
Блок 2 | Свойства паров | 8 | ||||
Блок 3 | Свойства жидкостей | 6 | ||||
Блок 4 | Свойства твердых тел | 16 | ||||
Блок 5 | Основы термодинамики | 18 | ||||
Модуль 3 | Основы электродинамики | 88 | 58 | 12 | 30 | |
Блок 1 | Электрическое поле | 16 | ||||
Блок 2 | Законы постоянного тока | 12 | ||||
Блок 3 | Электрический ток в полупроводниках | 6 | ||||
Блок 4 | Магнитное поле | 10 | ||||
Блок 5 | Электромагнитная индукция | 14 | ||||
Модуль 4 | Колебания и волны | 72 | 48 | 4 | 24 | |
Блок 1 | Механические колебания | 12 | ||||
Блок 2 | Упругие волны | 12 | ||||
Блок 3 | Электромагнитные колебания | 14 | ||||
Блок 4 | Электромагнитные волны | 10 | ||||
Контрольная работа | 2 | 2 | ||||
Итого за 1 курс | 330 | 220 | 30 | 110 | ||
2 курс | ||||||
Модуль 5 | Оптика | 33 | 22 | 11 | ||
Блок 1 | Природа света | 10 | 6 | |||
Блок 2 | Волновые свойства света | 12 | ||||
Модуль 6 | Строение атома и квантовая физика | 54 | 36 | 4 | 18 | |
Блок 1 | Квантовая физика | 12 | ||||
Блок 2 | Физика атома | 12 | ||||
Блок 3 | Физика атомного ядра | 12 | ||||
Модуль 7 | Эволюция Вселенной | 18 | 12 | 6 | ||
Блок 1 | Строение и развитие Вселенной | 6 | ||||
Блок 2 | Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | 6 | ||||
Итого за 2 курс | 105 | 70 | 10 | 35 | ||
Итого за весь период обучения | 435 | 290 | 40 | 145 |
Введение
Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
Модуль 1. МЕХАНИКА
Обучающийся должен:
Знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса;
уметь:
- описывать движение
- приводить примеры практического использования законов механики;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
Блок 1. Кинематика. Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Блок 2. Законы механики Ньютона. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Блок 3. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Прикладные задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа №1.
Модуль 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
Обучающийся должен:
Знать/понимать
- смысл понятия вещество
- смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;
- смысл законов термодинамики
уметь:
- описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел; иметь представление о нанотехнологиях;
- приводить примеры практического использования законов термодинамики
Блок 1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Изопроцессы.
Блок 2. Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Блок 3. Свойства жидкостей. Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Энергия поверхностного слоя жидкости. Капиллярные явления.
Блок 4. Свойства твердых тел. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Виды деформаций. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
Блок 5. Основы термодинамики. Внутренняя энергия и работа газа. Адиабатный процесс. Уравнение теплового баланса. Теплоемкость.
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изотермический и изобарный процессы.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа №2.
Модуль 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
Обучающийся должен:
Знать/понимать
- смысл понятий: взаимодействие, электромагнитное поле;
- смысл физической величины элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов сохранения электрического заряда, электромагнитной индукции;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, применения нанотехнологий;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
Блок 1. Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
Блок 2. Законы постоянного тока. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
Блок 3. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Блок 4. Магнитное поле. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции магнитного поля. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
Блок 5. Электромагнитная индукция. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимости полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа №3.
Модуль 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Обучающийся должен:
Знать/понимать
- смысл понятий: электромагнитные колебания и волны, электромагнитное поле;
- смысл физической величины скорость электромагнитной волны;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
- приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Блок 1. Механические колебания. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
Блок 2. Упругие волны Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Блок 3. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
Блок 4. Электромагнитные волны. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Открытый колебательный контур. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Применение электромагнитных волн.
Демонстрации
Свободные и вынужденные колебания.
Резонанс.
Образование и распространение волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Излучение и прием и передача электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа №4.
Модуль 5. ОПТИКА
Обучающийся должен:
Знать/понимать
- смысл понятий: электромагнитное излучение;
- смысл физической величины разрешающая способность оптических приборов;
- смысл физических законов отражения и преломления света.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства света;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
Блок 1. Природа света. Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Блок 2. Волновые свойства света. Интерференция и дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
Демонстрации
Интерференция света.
Дифракция света.
Поляризация света.
Законы отражения и преломления света.
Полное внутреннее отражение.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Оптические приборы
Лабораторные работы
Самостоятельная работа №5.
Модуль 6. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Обучающийся должен:
Знать/понимать
- смысл понятий: волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл закона фотоэффекта;
- приводить примеры практического использования физических знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
уметь:
- описывать и объяснять излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
Блок 1. Квантовая физика. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Типы фотоэлементов.
Блок 2. Физика атома. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Блок 3. Физика атомного ядра. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ.
Счетчик ионизирующих излучений.
Самостоятельная работа №6.
Модуль 7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Обучающийся должен:
Знать/понимать
- смысл понятий: планета, звезда, галактика, Вселенная;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
Блок 1. Строение и развитие Вселенной. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Строение и происхождение галактик. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной.
Блок 2. Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Энергия Солнца.
Образование планетных систем. Солнечная система. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Самостоятельная работа №7.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Основная
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.
- Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – 14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с.
- Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева.-5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 363 с.
Дополнительная
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
- Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
- Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
- Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Ред. кол. Д.М. Алексеев, А.М. Бонч-Бруевич, А.С. Боровик-Романов и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1984. – 944 с.
Для преподавателя
- Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Краткий курс теоретической физики. В двух томах. — М.: Наука, 1969. — Т. I. Механика. Электродинамика. — 272 с.
- Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Краткий курс теоретической физики. В двух томах. — М.: Наука, 1972. — Т. II. Квантовая механика. — 368 с.
- Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
- Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
- Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
- Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
- О.М. Шведова «Виды и формы самостоятельной работы студентов ГОУ СПО по дисциплине «Математика»-М:УМЦ ПО ДОМ, 2010.
Цифровые образовательные ресурсы
- 1С: Образовательная коллекция. Открытая физика 1.1
- 1С: Физика, 10-11 класс. Подготовка к ЕГЭ
- 1С: Репетитор. Физика (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, электромагнитные волны и оптики, теории относительности и квантовой физики).
Нормативные документы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Методическое письмо Министерства образования и науки Российской федерации «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
Примерная программа дисциплины физика, автор: Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук, ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008
ФГОС НПО по профессиям 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
«Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)
Приложение 2 к Письму Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24.06.97 № 12-52-89 ин/12-23 « Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям образования».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. №16-52-138ин/16-13 (Д) О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО
Положение об учреждении начального профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521)
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (Исх. N 03-417 от 01.04.2005 г. О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений)
Средства обучения и оборудование
Оборудованное место преподавателя:
- компьютер
- проектор
- интерактивная доска
Объекты и средства материально-технического обеспечения
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Печатные пособия
- Цифровые образовательные ресурсы
- Экранно-звуковые пособия
- Технические средства обучения (средства ИКТ)
- Лабораторное оборудование
- Оборудование общего назначения
- Оборудование для практикума
- Система средств измерения
- Демонстрационное оборудование по механике
- Тематические наборы
- Отдельные приборы и дополнительное оборудование
- Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике
- Демонстрационное оборудование по электродинамике
- Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике
Перечень лабораторных занятий
Модуль | Тема лабораторной работы | Кол-во часов |
1. Механика | №1 Наблюдение за виртуальными моделями по кинематике | 2 |
№2 Изучение движения тела с постоянным ускорением | 2 | |
№3 Наблюдение изменения веса | 2 | |
№4 Проверка выполнения закона сохранения импульса | 2 | |
2. Молекулярная физика. Термодинамика | №5 Изучение модели идеального газа | 2 |
№6 Наблюдение явления диффузии и броуновского движения | 2 | |
№ 7 Наблюдение изопроцессов в газах | 2 | |
3. Электродинамика | №8 Изучение расположения силовых линий электрического поля точечных зарядов | 2 |
№9 Изучение расположения силовых линий плоского конденсатора | 2 | |
№10 Построение цепи постоянного тока | 2 | |
№11 Наблюдение явления э/м индукции. Опыт Фарадея. | 2 | |
№12 Изучение зависимости периода свободных колебаний от индуктивности катушки и емкости конденсатора в колебательном контуре. | 2 | |
№13 Изучение работы генератора переменного тока | 2 | |
4. Колебания и волны | №14 Изучение свободных колебаний маятника | 2 |
№15 Изучение свойств поперечных и продольных волн | 2 | |
5. Оптика | №19 Изучение законов отражения и преломления света | 2 |
№16 Изучение хода лучей в тонкой линзе | 2 | |
№17 Изучение интерференционных картин | 2 | |
6. Строение атома и квантовая физика | №19 Изучение явления фотоэффекта | 2 |
№20 Изучение зависимости энергии связи от массового числа | 2 | |
Итого: | 40 |
Виды самостоятельной работы обучающихся
Модуль | Кол-во часов | Вид работы | Формы контроля |
1. Механика | 26 | Составление таблицы «Система знаний» Решение разноуровневых задач Поиск информации научно-технического содержания Отчет о лабораторной работе | Проверка преподавателем Письменная работа Выступление на занятии Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием Защита лабораторной работы |
2. Молекулярная физика. Термодинамика | 30 | Составление таблицы «Система знаний» Решение разноуровневых задач Поиск информации научно-технического содержания Отчет о лабораторной работе | Проверка преподавателем Письменная работа Выступление на занятии Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием Защита лабораторной работы |
3. Электродинамика | 30 | Составление таблицы «Система знаний» Решение разноуровневых задач Поиск информации научно-технического содержания Отчет о лабораторной работе | Проверка преподавателем Письменная работа Выступление на занятии Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием Защита лабораторной работы |
4.Колебания и волны | 24 | Составление таблицы «Система знаний» Решение разноуровневых задач Поиск информации научно-технического содержания Отчет о лабораторной работе | Проверка преподавателем Письменная работа Выступление на занятии Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием Защита лабораторной работы |
5.Оптика | 11 | Составление таблицы «Система знаний» Решение разноуровневых задач Поиск информации научно-технического содержания Отчет о лабораторной работе | Проверка преподавателем Письменная работа Выступление на занятии Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием Защита лабораторной работы |
6. Строение атома и квантовая физика | 18 | Составление таблицы «Система знаний» Решение разноуровневых задач Поиск информации научно-технического содержания Отчет о лабораторной работе | Проверка преподавателем Письменная работа Выступление на занятии Ответы на вопросы к тексту с техническим содержанием Защита лабораторной работы |
7. Эволюция Вселенной | 6 | Реферат Поиск информации научно-технического содержания | Проверка преподавателем Выступление на занятии. Ответы на вопросы |