Дискурс, равноценный диалог и структурно-аналитический подход в решении актуальных проблем образования, науки и культуры

Доклад на заседании круглого стола «Искусство, наука, образование: актуальные вопросы современности и перспективы развития» в рамках Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия – 2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизиции» (тематическая секция «Культура и искусство в современном мире»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskurs_i_dialog_v_obrazovanii-.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСКУРС, РАВНОЦЕННЫЙ ДИАЛОГ И СТРУКТУРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ

ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Доклад Лазарева Арсения Иннокентьевича на заседании круглого стола «Искусство, наука, образование: актуальные вопросы современности и перспективы развития» в рамках Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия – 2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизиции» (тематическая секция «Культура и искусство в современном мире»).

Многие проблемы взаимодействия социальных институтов в России связаны с дискурсом социальных отношений. Мы живем в достаточно непростую эпоху постмодернизма, когда происходит изменение устойчивых парадигм образования, науки и культуры, которые успешно функционировали длительное время.

Сейчас меняются ценности, подходы, методы взаимодействия субъектов социальных отношений, происходят изменения в использовании практически во всех отраслях экономики информационно-коммуникационных технологий, которые уже очень прочно вошли в жизнь практически каждого человека как неотъемлемая часть его профессиональной и личной деятельности. Меняется также ценностная картина мира представителей поколения юношей и девушек, родившихся уже в этом веке и являющиеся в настоящий момент основной категорией обучающихся на всех уровнях образования.

Как я сказал ранее, тон всей структуре отношений между людьми (в обществе, социальных группах, коллективе, семье) задает именно дискурс. Он и есть основа формирования социальных связей, определяющая межличностное взаимодействие людей.

Сейчас, имея наработанный годами опыт отечественной системы образования, а также знания о достижениях зарубежной педагогической науки, мы, как мне кажется, должны в нашей профессиональной деятельности исходить из субъект-субъектного подхода. Данный подход подразумевает полноту мнений и представлений о каком-либо явлении, учет различных профессиональных позиций специалистов, уважение к личности собеседника, даже имеющего противоположные убеждения. И только на основе равноценного диалога могут появится идеи, которые приведут людей разных формаций к совместному творческому решению.

Дискурс определяет содержание сознания и бессознательного субъекта и структуру его отношений через устную и письменную речь. Наше поведение тесно детерминировано со всеми существующими социальными институтами. Французский философ и психоаналитик Жак Лакан, последователь Зигмунда Фрейда, определял четыре формы дискурса, но мы обозначим актуальные для нашего разговора только два из них: господский и академический. В данном случае, речь пойдет не в целом о дискурсах, а о конкретном вопросе: «Каким образом мы можем формировать свое представление о каком-либо феномене?»

Господский дискурс представлен единственно правильным мнением, формируемым мэтрами политики и управления, без возможности какого-либо постороннего, отличного от официального курса, мнения или убеждения.

Академический дискурс ориентирован на ценность знаний и структурно-аналитического подхода, постановку точной цели, задач, объекта и предмета изучаемого явления, планирования этапов исследования, с применением научно-обоснованных методологии и методов исследования.

И мне видеться, что необходимо придерживаться академического дискурса в профессиональной среде, когда мы формируем свое представление об определенной проблеме средствами анализа данной проблемы, ориентированном на многоаспектном раскрытии темы, а не на идеологических догмах и эмоционально-окрашенных чувствах.

То есть, подводя итоги, я вижу четыре важных аспекта: дискурс, анализ ситуации, равноценный диалог и субъект-субъектный подход в решении актуальных проблем науки, образования и культуры.

Благодарю за внимание, уважаемые коллеги!