Презентации к урокам, методические рекомендации
Презентация к теме "Введение в философию"
Презентация к теме "Античная философия"
Презентация к теме "Средневековая философия"
Презентация к теме "Философия эпохи Возрождения"
Презентация к теме "Философия эпохи Нового времени"
Презентация к теме "Отечественная философия"
Методические рекомендации по выполнению выпускных аттестационных работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_filosofiyu.ppt | 611 КБ |
filosofiya_epohi_antichnosti.ppt | 2.87 МБ |
filosofiya_epohi_srednevekovya.ppt | 2.57 МБ |
filosofiya_epohi_vozrozhdeniya.ppt | 1.36 МБ |
otechestvennaya_filosofiya.ppt | 1.88 МБ |
metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_var.pdf | 543.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Содержание понятия «философия» Функции философии Основные разделы философии Общее понятие диалектики Подходы к понятию «материя» Элементы структуры материи Понятие «бытие» в философии Основные формы бытия Запад и Восток как предмет философского анализа
Понятие философии φιλειν – любить σοφία – мудрость Пифагор ( VI в. до н.э.) Философия — учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философская теория - это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным фактором в его существовании.
Философия возникла в трех культурно развитых странах Греция Китай Индия
Философы о философии Пифагор : «Любовь к мудрости» Гераклит : «Философ – человек, занимающийся исследованиями» Платон : «Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия» Сократ : «Средство познания добра и зла» Аристотель : «Исследование причин и принципов вещей» Эпикур : «Путь достижения счастья посредством разума» Ф.Гегель: «Наука об абсолютном разуме, постигающем самого себя» Е.И.Рерих: «Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. средство духовного совершенствования человека и мира».
Философия – наука или нет? Философия - наука – наличие у ряда философских школ чётко выраженных признаков научности сформированы свои законы, категории и закономерности философия – «наука всех наук» Философия – не наука философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов
Направления развития философии Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному. Материализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному.
Функции философии
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения , теоретически оформленное , системно-рациональное мировоззрение. Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после мифологии , религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Вероятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны: • антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например, ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.; • дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.); • синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объективного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения; • связь с магией , что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях.
Основные разделы философии Философия Онтология (метафизика) Гносеология (эпистемология) Этика (аксиология) учение о бытии учение о знании учение о благе и ценностях
Основные разделы философии Онтология ( греч . όν , род. όντος , сущее, и λόγος , слово, понятие) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Метафизика ( греч . μετά τά φυσικά , то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».
Основные разделы философии Гносеология ( греч . γνώσις , знание, познание, и λόγος , слово, понятие) – теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности. Эпистемология ( греч . επιςτήμη , знание, и λόγος , слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.
Основные разделы философии Этика ( греч . ηθικ ά , от ηθικός , относящийся к нраву, характеру; лат . ethica ) – раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания. Аксиология ( греч . αξια , ценность, и λόγος , слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.
Три взгляда на предмет философии Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира Аристотель Рассел
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего, и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности Основные принципы диалектики Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Б лагодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю целесообразность. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
Подходы к понятию материя Материалистический подход , согласно которому материя есть основа бытия , а все иные бытийные формы – дух; человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие . Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение первичного идеального (абсолютного) духа независимо от всего сущего. Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще , она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа. Позитивистский – понятие «материи» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
ЭЛЕМЕНТЫ СТУКТУРЫ МАТЕРИИ Уровни неживой природы Уровни живой природы Уровни социума – Субмикроэлементарный – Микроэлементарный – адроны – Ядерный – Атомарный – Молекулярный – Уровень единичных вещей – Уровень макротел – Уровень планет – Уровень систем планет – Уровень галактик – Уровень систем галактик – Уровень метагалактик – Уровень Вселенной – Доклеточный (ДНК, РНК, белки) – Клеточный – Уровень многоклеточных организмов – Уровень видов – Уровень популяций – Биоценозы – Уровень биосферы в целом – Отдельный индивид – Семья – Группа – Коллективы разных уровней – Социальные группы – Этносы – Нации – Расы – Отдельные общества – Государства – Союзы государств – Человечество в целом
Понятие «бытие» в философии Онтология – один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия , а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия. Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, противоположное бытию.
Основные формы бытия Материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и внеиндивидуального духовного бытия. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире. Социальное бытие , которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества).
Запад и Восток как предмет философского анализа ЗАПАД ВОСТОК Специфика образования государства Государство возникает как следствие выделения человеческой индивидуальности (появление частной собственности), то есть государству предшествовало появление человеческой свободы, следовательно, идея значимости личности. Потребность в государстве возникала раньше проявления свободы индивидуальности. Государство – ответ на конкретные природные условия, которые требовали жесткого объединения, следовательно, идея абсолютного единства, отрицание индивидуальности и свободы. Социодинамика развития Подвижность, постоянный поиск нового, неравномерность. Стабильность и статичность. Отношение философии и религии Противопоставление. В философии рационально-научное объяснение жизни. Органическое единство, в философии вопросы религиозно-нравственного толка (добро и зло). Отношение к природе Создание техники и технологий, которые опосредуют отношения с природой. Стремление к гармонии, развитие естественным способом. Особенности менталитета Нацеленность вовне, динамизм ориентации на ценности технического развития. Погруженность во внутренний мир человека, отказ от разрушения старого и т.п.
Значение философии Философия истории исходит из того, что история имеет свои собственные законы функционирования, что она непрерывно развивается, изменяется, имеет определенный характер, что прошлое и настоящее неразрывно связаны, что человек выступает связующим звеном всех исторических этапов. Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Основной вопрос философии Милетская школа: проблема первоначала Фалес: вода как первоначало всего сущего Анаксимен: воздух как первоначало Гераклит Эфесский: мир как вечное становление Элейская школа Античный атомизм Принцип детерминзма Пифагорейская школа Софисты Философия Сократа Философия Платона Философия Аристотеля Условия, способствующие появлению феномена античной философии
ОСНОВНОЙ ВОПРОС АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ВСЕХ ВЕЩЕЙ? (Что есть истинное бытие?) ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ: ФАЛЕС, ПИФАГОР, АНАКСИМЕН, АНАКСИМАНДР,ГЕРАКЛИТ, ПАРМЕНИД, ДЕМОКРИТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ И ДР. Основной вопрос: что первично?
Милетская школа Проблема единого первоначала Милет Основной вывод - взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало. Миле́тская школа — первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете , древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э.
Основатели милетской школы Проблема единого первоначала Фалес (ок. 6 40 -5 62 ) Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540) Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)
Милетская школа Проблема первоначала (архе) Арх é ( греч . αρχή , лат . principium ) – термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах); начало как зачин или причину чего-либо; начало как начальство (власть); в специфически философском употреблении – онтологическое начало (первоначало) или начало познания (гносеологический принцип).
Милетская школа Проблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Анаксимандр Апейрон (беспредельное, нечто среднее между водой и воздухом) Анаксимен Воздух
Милетская школа Проблема первоначала (архе) Аристотель. «Метафизика». ... большинство первых философов считало началом < ... > то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; < ... > ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется.
Фалес Вода как первоначало всего сущего Аристотель. «Метафизика» Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода. Из воды все происходит и в воду все превращается.
Анаксимен Воздух как первоначало Ипполит «Опровержение всех ересей». Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет < ... > Сгущаясь и разрежаясь, [ воздух ] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [ природе ] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями.
Гераклит Проблема изменчивости Милет Эфес
Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Гераклит (ок. 540 – 480гг. до н.э.) Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим. Мир как вечное становление
Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Элейская школа Иллюзорность изменчивости Милет Эфес Элея
Элейская школа Иллюзорность изменчивости Парменид (род. 540/539) Зенон (ок. 490 - 430)
Элейская школа Иллюзорность изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Элеаты Мир как вечное становление Мир как вечное неизменное бытие Гераклит
Пример. Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в пространстве (иначе её нет вообще). Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, и это верно для любого места её траектории. Она занимает в пространстве место, равное её размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).
Античный атомизм Обоснование материализма Левкипп (500? - 440?) Демокрит (ок. 460-370) Эпикур (341-271) Тит Лукреций Кар (ок. 99-55) Ранние атомисты ( V-IV в. до н.э.) Эпикурейцы ( IV-I в. до н.э.)
Понятие атома Аристотель. «О возникновении и уничтожении». Элеаты полагали, бытие едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение невозможно, если нет отдельно существующей пустоты,и, с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет. Атомы – всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носятся вверх и вниз…или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и, таким образом, они производят все прочие [ сложные ] тела, и наши тела, и их состояния и ощущения.
Пифагорейская школа Основатель - Пифагор Из поздней информации вырисовывается величественная картина пифагорейского «общего товарищества» как научно-философского и этико-политического сообщества единомышленников В Кротоне и в других городах «Великой Эллады» пифагорейцы приходят к власти, но в следствии противостояния некого Килона и его сторонников союз погибает в результате пожара
Ценностные основы пифагорейцев Прекрасное и благопристойное Выгодное и полезное Приятное Иерархия ценностей
Софи́сты Софи́сты — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления Протагор (ок. 490 д420 до н.э.) Горгий ( 483 до н. э. - 380 г. до н. э.) Гиппий (жил около 400 года до н. э.) Продик (ок. 465 до н. э.- ок. 395 до н. э.) Антифонт ( V в. до н. э.) Ликофрон (320-е годы до н. э. - середина III века до н. э) Фрасимах (ок. 459-400 гг. до н.э.) Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями
Софистические позиции вне человеческого сознания ничего не существует нет ничего раз и навсегда данного что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим , то, значит, оно является вредным и плохим в действительности вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека окружающий мир относителен объективное познание недостижимо существует только мир мнения
Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. Философия Сократа (470/469 - 399 гг.)
Философия Платона ( 428 или 427 до н. э. - 348 или 347 до н. э. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя - Аристокл. Произведения - трилогии: «Государство», «Тимей» и «Критий»; «Законы», «Минос» и «Послезаконие»; «Критон», «Федон» и «Письма» «Мир – это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим» Идеи – основа всего мира.
Диалектика Платона По Платону существуют два мира: Мир идей (эйдосов ) - это особый мир поверх физического космоса, представляющий собой иерархически организованную реальность, наивысшей идеей которой является идея Блага. С точки зрения Платона, соединяясь с материей, вечные, совершенные и некогда единые идеи расщепляются на множество предметов. Тот мир, который мы наблюдаем вокруг себя, - всего лишь жалкая копия некоего абсолютно-истинного бытия, недоступного для наших чувств. Мир вещей - копии вечных идей. То, что нас окружает, учил великий философ (тот, несказанной красоты лебедь, что взмыл в подзвёздные выси с колен Сократа в одном из его снов), не есть истинный мир, а только бледное отражение сверхопытного, лишь интуитивно постигаемого мира идей: «Все идеи вечны, умственны и чужды страдания... в природе занимают место образцов, а всё остальное сходствует с ними, будучи их подобием».
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ (384-322 д.н.э.) Аристотель разделил философию на три вида: Теоретическую Практическую Поэтическую Что есть материя? По Аристотелю, материя-это потенция, ограниченная формой (медный шар-это медь , ограниченная шарообразностью)
Из всех реально существующих видов государственного устройства Аристотель считает предпочтительным (но не идеальным!) политию. Он определяет ее как смешение олигархии и демократии. Принимаются во внимание позитивные черты олигархии и демократии и отметаются их недостатки, поскольку при смешении они уничтожат друг друга. Из олигархии заимствуется сама идея осуществления власти людьми достаточно состоятельными. Состоятельный человек политически, как правило, независим. Есть также некоторая надежда, что он не будет так же бессовестно использовать полученную власть для самообогащения, как это обычно делают выскочки из бедноты. Из демократии заимствуется идея многочисленности правящих и участия граждан в их избрании. Социальной опорой политии должен являться средний класс. Представители среднего класса больше повинуются доводам разума, чем страстям, порождаемым жадностью или, напротив, чувством своей приниженности. Они могут выступать удачливыми посредниками в конфликтах богатых и неимущих, от которых не гарантировано ни одно государство. Итак, полития — предпочтительная из всех реально существующих форма правления. Полития
Условия, способствовавшие появлению феномена античной философии Географически-климатические - размещение Волконского полуострова, где начиналось развитие античной философии, на пересечении трех континентов (Европа, Азия, Африка) благоприятный климат, наличие различных природных зон (горы, долины, реки, морские заливы), что, впрочем, создавало эффект своеобразной естественной лаборатории для испытания человеческой сообразительности, разумности и активности. Культурно-исторические - Древняя Греция находилась в интенсивных контактах с древними цивилизациями, обращалась к их достижений и умела их оценить, переосмыслить и использовать. Социальные - высокий уровень развития социальных отношений и деятельности, разнообразие направлений жизнедеятельности; существование полисной (небольшие города-государства) формы организации жизни и интенсивные контакты между полисами; демократический уклад жизни в большинстве полисов, что способствовало общению между людьми, культивирование навыков формирования ясных, выразительных мыслей, их аргументации и доказательству (в демократичных полисах важнейшие государственные решения принимались на общем собрании, где все законные граждане имели право высказать свою позицию). Относительная ясность античной мифологии и ее близость к человеку. Талантливость, активность и подвижность древних греков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средневековая философия Особенности Средневекового периода Ранняя христианская философия Августин Аврелий Фома Аквинский Пьер Абеляр Патристика Проблема теодицеи в период развития патристики Схоластика Проблемы веры и разума в схоластике Доказательства бытия Бога в эпоху Средневековья Проблема Универсалий Догматы Средневековой философии
Особенности Средневекового периода Средневековье "наследует" культуру античности, "сохраняет" её традиции и нормы. Средневековье, развивая свою историческую культурную традицию, избирательно относится к культуре античности, в том числе и культуре римской цивилизации. Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Представление о Боге как Личности и Творце. Философия – «Служанка религии». В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей.
Основные положения средневековой философии Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования: - Первый из них - древнегреческая философия , прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. - Второй источник - Священное писание (религиозные иудейские и христианские книги, составляющие Библию), повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии "
Ранняя христианская философия Аврелий Августин (354-430гг.) ( Крупнейший христианский мыслитель периода патристики и наиболее выдающийся отец церкви Патристика (от лат. pater - отец) - общее название литературы, написанной отцами церкви. Христианская философия = основные догматы религии + достижения античной философии 1 основы христианских догматов с образование единой и сильной церкви 2 разработка догматики и философии, в частности в творчестве Августина
Аврелий Августин (Блаженный) ( Св. Августин ) По Августину, все сущее, есть благо. Бог - есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.
Аврелий Августин Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе Аврелий Августин Этим предложением начинается «Исповедь», в которой он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, до тех пор, пока не обрел покой души - в христианстве. Августин сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Августин заложил основы новой христианской философии.
Фома Аквинский (1225 – 1274гг.) характерная черта XIII века - медленное, но неуклонное нарастание разложение феодализма, формирование зачатков нового, капиталистического строя. в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!" В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой - исключительно Бог как "первопричина" вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии. В соответствии с этими требованиями Аквинский вырабатывает теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки.
Теоретические принципы Фомы Аквинского Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки - чувственный опыт и разум Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее принципов. Воля человека только стремится к познанию. Свобода выбора человека основана на суждении ума. Цель деятельности человека - познание. Достижение счастья есть результат деятельности ума.
Пьер Абеляр (1075-1142гг.) самый значительный представитель Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении "История моих бедствий". Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.
Пьер Абеляр (1075-1142гг.) В произведении "Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия. Только философия может достичь истины; она направляется естественным законом, который свободен от всевозможных священных авторитетов. В следовании естественному закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они - лишь ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все люди, - совести.
Иоанн Дуне Скот (ок. 1265 - 1308) «Бог является разумом и волей, для него характерны вечность, бесконечность, всесилие, вездесущность, правдивость, справедливость, милосердие, провидение - во все это необходимо верить, но доказать этого нельзя. Нельзя также доказать бессмертие души, сотворение души Богом, продемонстрировать участие Бога в деятельности сотворенного».
Патристика - (от греч. pater, или лат. pater – отец) – термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 – 8 в., отцов церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен четвертый – одобрение церкви). Б. Гоццоли. Видение св. Августина. В. Васнецов. Православные епископы.
Проблема теодицеи в период развития патристики Теодицея ( греч . θεός , бог, δίκη , справедливость) – букв ., «оправдание Бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия. Лейбниц Эпикур Цицерон Августин
Проблема теодицеи Если Бог всеблаг и всемогущ, почему в мире столько зла? или может уничтожить зло, но не желает этого – или желает уничтожить зло, но не может (не в силах) – тогда Он не всеблаг; тогда Он не всемогущ. Выходит, что Бог Поскольку как то, так и другое противоречит понятию Бога, приходится отрицать либо бытие Бога, либо реальность зла.
Три варианта теодицеи Зло не есть что-то самосущее, а представляет собой просто отсутствие (недостаток) блага. Так называемые «недостатки» способствуют высшему благу, мнение же о реальности зла есть следствие абсолютизации частной точки зрения. Добро, творимое свободно, выше добра, творимого по необходимости, зло же есть результат злоупотребления человеком свободной волей. Никакого зла на самом деле нет. Сотворённый Богом мир есть лучший из возможных. Почему же Бог допускает недостаток блага? Зачем же Бог сотворил мир, если творение не может быть совершенным?
Схоластика – способ мышления, оторванный от фактов, наблюдений, опыта, основывающийся на некритическом следовании авторитетам Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего блага». Пётр Ломбардский. Сентенции. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Основные сочинения Пьер Абеляр Фома Аквинский Ансельм Кентерберийский Дунс Скот
Схоластика ( IX-XVI вв.) Л. Синьорелли. «Учители Церкви». Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. На этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля
Проблема веры и разума в схоластике Ансельм Кентерберийский. «Монологион». Схоластика стремится ответить и на центральный вопрос философской мысли всего Средневековья – соотношение истин веры и разума. Осмысление этой проблемы привело к формированию 3-х позиций в оценке статуса и роли философии. Во-первых, в ранней христианской патристике декларировалась абсолютная несовместимость религиозной веры с идеями человеческого разума. Во-вторых, в период развития схоластики предпринимаются попытки гармонично совместить религию и философию, подчинив последнюю авторитету Священного писания («верую, дабы понимать» (Ансельм Кантерберийский). В-третьих, в поздней средневековой схоластике проявилось стремление представить философию как независимую от религии область человеческого познания. Философия призвана обосновывать религиозные догматы, переводить их на понятийный язык, подвергать логическому анализу («понимаю, дабы верить» (Пьер Абеляр).
Доказательства бытия Бога в эпоху Средневековья Онтологическое доказательство Бог как абсолютно совершенная сущность Космологическое доказательство Телеологическое доказательство Бог как первопричина (причина всех причин) Бог как разумный устроитель мира
Проблема универсалий Реализм и номинализм Номинализм ( лат . nomen , имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм ( лат . realis , действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).
Проблема универсалий (пример) Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу. – Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.
Догматы Средневековой философии Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения : Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творением. Согласно догмату откровения : мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ Основные направления философии эпохи Возрождения Антропоцентризм Основные черты эпохи Возрождения Основные черты натурфилософии Создание новой картины мира Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Н.Макиавелли, М.Лютер Социалистическо-утопическое направление Реформация Секуляризация. Эразм Ротердамский Историческое значение философии эпохи Возрождения
Основные направления философии Возрождения гуманистическое неоплатоническое натурфилософское реформационное политическое социалистическо-утопическое
Основные направления философии Возрождения Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее;подлинная философия должна стать наукой о человеке;заложил основы личностного самосознания Возрождения.
Антропоцентризм Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.
Основные черты натурфилософии Основные черты натурфилософии: обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.
Основные черты натурфилософии Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания , медицины, математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.
Создание новой картины мира Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Первый этап развития эпохи Возрождения У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием.
Второй этап развития эпохи Возрождения Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 - 1464), Марсилио Фичино (1422 - 1495), Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Пьетро Помпонацци (1462 - 1525), Пико делла Мирандола (1463 -1494), Эразм Роттердамский (1469 - 1536), Николо Макиавелли (1469 - 1527), Николай Коперник (1473 - 1543), Томас Мор (1479 - 1535) и др.
Третий этап развития эпохи Возрождения Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой.
Антропоцентризм – особенность эпохи Возрождения Антропоцентризм (от греч. anthropos человек, kentron центр) позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания, Гуманизм (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного гуманизма восходят к эпохе Возрождения (1516 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали.
Эстетизм эпохи Возрождения Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.
Николай Кузанский (1401 – 1464) Выдающийся деятель католической церкви, кардинал Германии. Основные труды: «Знающее незнание», «Об учёном незнании». Пантеизм Н.Кузанского «Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности». Человека Н.Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всём, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и её предел. Он – целое, а Вселенная - часть. Мир как бы «свёртывается» в Боге и Бог ещё «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473 – 1543) Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира. По духу его работа пифагорейская; солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая существования бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали ближайший советник папы Пия II, кардинал, учёный, философ Николай Кузанский и один из величайших гениев эпохи Возрождения Джордано Бруно.
Джордано Бруно (1548 -1600) Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре. Солнце - центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Галилео Галилей (1564 – 1642) Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки. ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.
Николо Макиавелли (1469 – 1527) Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Николо Макиавелли, социалистическо-утопическое направление. Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством; методы влияния на людей; приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.
Николо Макиавелли (1469 – 1527) Итальянский философ Н.Макиавелли был одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.
Трактат Н.Макиавелли «Государь» В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но, кто проявляет щедрость, вредит самому себе. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – всё это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.
Мартин Лютер (1483 – 1546) Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. автор 95 тезисов против индульгенций общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшения влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; требовал освободить культуру и образование от засилья католических догм.
Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томас Мор «Утопия» Тамамзо Кампанелла «Город Солнца» не существует частной собственности; всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; первичной ячейкой общества является «трудовая семья»; мужчины и женщины имеют равные права отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь людей регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.
Реформация Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско- католической церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны. Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.
Основные тезисы Реформации Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап. Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос
Секуляризация. Эразм Роттердамский (1469-1536) Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация. В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явились труды Эразма Роттердамского – крупнейшего учёного, которого называют христианским гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы.
Историческое значение философии эпохи Возрождения Возрождение стало подготовкой к Новому времени. Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству. Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Начало отечественной философии ( XIX – XX в.) Основные проблемы отечественной философии Основные черты русской философии Этапы развития русской философии Чаадаев П.Я. Философические письма Славянофильство. Хомяков А.С. Народничество Философия Всеединства. В.С.Соловьев Религиозная философия. Н.А.Бердяев Космизм.Н.Ф.Федоров
Отечественная философия ( XIX – XX вв.) Собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» (1830г.) Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России – высылку большевиками в 1922 г. последних представителей «старорежимной» философской школы.
Основная проблематика отечественной философии : Проблема человека; Космизм; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России между Востоком или Западом – специфическая проблема русской философии ; Проблема власти и государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего; Проблема творчества.
Основные черты русской философии: По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу. Софиология - учение о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) – представители: С. Булгаков, В.Соловьев, П. Флоренский Соборность , Интуитивизм , Метафизичность , Реалистичность (онтологизм) Религиозность , Нравственность
Этапы развития русской философии Славянофильство и западничество Народничество Философия всеединства Религиозная философия – Софиология Космизм Славянофильство и западничество Славянофилы: А.С. Хомяков И.В. Киреевский К.С. Аксаков Ю. Самарин
Чаадаев П.Я. (1794 - 1856) «Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические письма» «Апология сумасшедшего» Его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов. Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества , которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). «Смысл России - быть уроком всему человечеству»
Философические письма (1829-1831гг.) Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Автор выразил сожаление по поводу «отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии». Дает начало философскому осмыслению проблемы Отмечает значимость католической церкви, оставаясь православным. Николай I, после прочтения «Писем»: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал был закрыт, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Проходил ежедневное! освидетельствование, находясь под домашним арестом. Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят в 1837, под условием, чтобы он «не смел ничего писать».
Славянофилы утверждали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития . неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общин ы (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности) отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков
Хомяков А.С. (1804 - 1860) особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православияОсновной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен)Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм
Народничество (1860 - 1910 гг.) Представители: А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский А. Григорьев Н.Н. Страхов П. Лавров Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективные условия: слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Герцен Александр Иванович (1812-1870 гг.) - основатель движения народничества
Философия всеединства Представители: Владимир Соловьев, Сергей и Евгений Трубецкие, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Лев Карсавин, Семен Франк. Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле. Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. Владимир Соловьев (1853 – 1900)
Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека; В гносеологическом отношении - это «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию. В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.
Павел Флоренский (1882 - 1917) «Столп и утверждение истины» Снятие противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром Михаил Нестеров. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков . Масло. 1917
Религиозная философия Сергей Булгаков Василий Розанов (религиозно-философское общество) Дмитрий Мережковский (русский символизм) Николай Бердяев («Философия свободы», «Смысл творчества») Успенский собор Московского Кремля
Николай Бердяев (1874-1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм творчества - свобода. ввел и развил понятия: царство духа, царство природы, объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы, трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Космизм Представители: Н.Ф. Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В.И. Вернадский (1863-1945) А.Л.Чижевский (1897-1964) Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной.
Николай Федорович Федоров (1829 – 1903) Философия «общего дела» Воскрешение предков – патрификация Его осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому ими можно заселить другие планеты. Замысел освоения космического пространства Проект «регуляции природы»
Заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Считал себя глубоко верующим христианином: главное в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью; эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Предвидел то, что в будущем стали называть «экологическими глобальными проблемами»; выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы (смерчам, ураганам, засухам, наводнениям) Философские идеи Н.Ф. Федорова
Неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений. Н.Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. Основу жизненной позиции составляла заповедь преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». В св. Троице усматривал корень грядущего бессмертия человека. Философские идеи Н.Ф. Федорова
Вывод: 1. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. 2. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма-ленинизма.