АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Н. ТЭФФИ «БЛИН»)
В статье рассматривается обращение к особенностям речевого поведения персонажа художественного текста с целью развития коммуникативных и эстетических аспектов русской речевой культуры учащихся. Предлагается обобщающий, интегрированный урок русского языка, направленный не только на формирование языковой личности ребенка, но и на совершенствование навыков лингвистического анализа произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kalininoy_s._5bpo-ryal.docx | 140.58 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 811.161.1
ББК 81
С.А.Калинина , Л.А. Ротаряну
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический
государственный университет»,
г. Мурманск, Россия
АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Н. ТЭФФИ «БЛИН»)
Аннотация. В статье рассматривается обращение к особенностям речевого поведения персонажа художественного текста с целью развития коммуникативных и эстетических аспектов русской речевой культуры учащихся. Предлагается обобщающий, интегрированный урок русского языка, направленный не только на формирование языковой личности ребенка, но и на совершенствование навыков лингвистического анализа произведений.
Ключевые слова: речевое (коммуникативное) поведение, лингвистический анализ текста, коммуникативная компетенция.
S.A. Kalinina L.A. Rotarianu
ФГБОУ ВО Murmansk Arctic State University
Murmansk, Russia
ANALYSIS OF THE SPEECH BEHAVIOR OF CHARACTER AS A METHOD FOR FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSON (ON THE MATERIAL OF THE TELLING TEFFI “PANCAKE”)
Annotation. The article discusses the appeal to the features of the speech behavior of the character of the literary text in order to develop the communicative and aesthetic aspects of the Russian speech culture of students. A generalized, integrated lesson of the Russian language is proposed, aimed not only at the formation of the linguistic personality of the child, but also at improving the skills of linguistic analysis of works.
Key words: speech (communicative) behavior, linguistic analysis of the text, communicative competence.
В настоящее время специалисты в области лингвистики [1], [2], [3], [5] проявляют активный интерес к изучению автора и героя литературного произведения как форм реализации языковой личности. Системное обращение к комплексу наук, в центре изучения которых находится речевая деятельность человека, стало одним из главных принципов для авторов учебной литературы в современном мире. В современные программы по русскому языку для основной и старшей школы включены сведения из речеведения [6].
Это способствует формированию системных представлений учащихся об особенностях коммуникации в разных сферах жизни человека и развитию языковой личности каждого ребенка, а также служит основой для совершенствования навыков лингвистического анализа текста и создания собственных высказываний различного жанра и стиля.
Работа по изучению особенностей речевого (коммуникативного) поведения героев рассказов Тэффи может быть проведена с целью развития у учащихся русской речевой культуры в 10 классе, а особенно коммуникативных и эстетических аспектов. В соответствии с учебно-тематическим планированием по русскому языку по программе С. И. Львовой четыре часа отведено на знакомство детей с разделом «Основные условия эффективного общения». В содержание данного раздела входит анализ речевых ситуаций, позволяющий выявить нарушения основных пунктов успешного коммуникативного взаимодействия, причины коммуникативных неудач. Уделяется внимание основам редактирования, то есть умению вносить корректировки в те текстовые фрагменты, в которых допущены ошибки.
Использование в качестве дидактического материала не только специальных текстов и упражнений из учебника под редакцией С. И. Львовой [4], но и рассказов Тэффи [9] способствует формированию умений, связанных с анализом художественного текста. Поэтому был разработан и проведен обобщающий интегрированный урок русского языка для 10 класса на тему «Основные условия эффективной коммуникации».
Проведение данного урока отвечает требованиям федерального стандарта и соотносится с содержанием программ, обеспечивающим формирование коммуникативной компетенции
Цель данного урока - формулировка условий эффективного речевого взаимодействия с другими людьми. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с такими понятиями, как «коммуникативная ситуация», «коммуникативная цель», «коммуникативное поведение», «коммуникативная стратегия»;
- проанализировать речевую ситуацию, представленную в рассказе Тэффи «Блин»;
- отобрать фрагменты рассказа Тэффи «Блин», включающие диалоги, которые позволят судить о коммуникативном поведении персонажа художественного текста в процессе достижения цели;
- сделать выводы о том, как условия общения связаны с национальной спецификой.
Приведем описание основных этапов урока.
Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Чтобы эффективно выстраивать свое общение с людьми из разных социальных групп, нужно разбираться не только в теме взаимодействия, но и иметь представление о структуре подобного общения. Давайте вместе с вами попробуем разобраться с основными понятиями, которые являются актуальными в рамках коммуникации. На слайде отмечены ключевые понятия «коммуникативная ситуация», «коммуникативная цель», «коммуникативное поведение». Подберите к каждому понятию определение, записав рядом ключевые слова.
После того, как дети дают толкование значений, открывается следующий слайд с определениями. Детям предлагается сравнить свою точку зрения с научными определениями.
Учитель: Ваши мысли совпадают с мнением ученых. Я уже говорила сегодня, что умение грамотно строить свою речь в ситуации общения сравнивают с военной стратегией, поэтому необходимо познакомиться с таким понятием, как «коммуникативная стратегия». Коммуникативная стратегия или стратегия коммуникативного поведения – это определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели во время общения. А с помощью чего можно реализовать ту или иную стратегию? Это можно сделать с помощью мелких маневров, то есть тактик и коммуникативных ходов. Их много, но четких различий между ними нет.
Первичная проверка понимания
Учитель: Коммуникативное поведение человека формируется в течение всей жизни, и огромное влияние на данный процесс оказывает чтение книг, то есть главным источником знаний в области коммуникации становится литература. Ребята, я предлагаю вам сегодня познакомиться с рассказом автора, который является одним из самых известных писателей-сатириков Серебряного века. Перед вами фрагмент рассказа Надежды Тэффи «Блин». Мы не будем сразу читать рассказ полностью, а познакомимся с данным произведением по частям. Прочитайте, пожалуйста, первый фрагмент.
Детям дается время для прочтения первой части произведения до слова «помолчали».
Первичное закрепление
Учитель: ученые установили, что мозг человека решает задачи лучше, если проблема будет представлена в виде плана или схемы. После прочтения первого фрагмента рассказа хочу, чтобы вы описали речевую ситуацию из произведения Тэффи, опираясь на схему, которая представлена на слайде. Не забывайте, что адресат и адресант меняются местами, поэтому сначала опишите позицию русских, а затем точку зрения итальянцев.
Учитель предлагает несколько вопросов и заданий:
- Позиции итальянцев и русских расходятся, как мы понимаем. А в чем суть возникшего коммуникативного столкновения между представителями двух культур?
- Приведите конкретные примеры, связанные со стремлением убедить противоположную сторону в том, что жить лучше в том или ином месте.
- До определенного момента коммуникация между представителями двух разных национальностей напоминает своеобразную игру, обмен аргументами. Когда наступает момент непонимания?
- Для фиксации наших наблюдений за развитием сюжета и за коммуникативным поведением героев рассказа предлагаю постепенно заполнять небольшую таблицу.
Фрагмент рассказа Тэффи «Блин» | Коммуникативное поведение героев на данный момент (факты из текста) | Коммуникативное поведение героев в будущем (предположения) |
1 фрагмент | ||
2 фрагмент | ||
3 фрагмент |
- Вы познакомились с первым фрагментом рассказа Тэффи. Давайте обратим внимание на коммуникативное поведение итальянцев и русских, отметим, как они взаимодействуют сейчас (позиции героев) и наши предположения о дальнейшем развитии общения.
Учащиеся озвучивают свои предположения, а учитель кратко фиксирует их на доске.
- Хорошо, далее нам необходимо проверить свои предположения. Прочитайте, пожалуйста, второй фрагмент произведения.
Детям дается несколько минут для того, чтобы они познакомились со вторым фрагментом текста Тэффи до слов «жутко стало».
- Почему именно понятие «блин» оказывается таким сложным для понимания итальянцев? Найдите и зачитайте все текстовые фрагменты, в которых русские пытаются объяснить значение слова «блин».
- Оправдались ли наши ожидания? (Нет) Давайте кратко отметим особенности коммуникативного поведения героев на данный момент и наши предположения о дальнейшем развитии данного речевого конфликта?
Заполнение таблицы, чтение третьего фрагмента рассказа.
- Удается ли «человеку основательному, серьезному» донести до итальянцев смысл слова «блин»?
- Какой стиль речи использует учитель математики?
- А как бы вы сами объяснили значение слова «блин»?
- Если у человека возникают сложности при объяснении значения того или иного слова, то где он может найти его верное толкование?
- Обратимся снова к нашей таблице, чтобы отметить особенности коммуникативного поведения русских и итальянцев сейчас. Далее предположите, как могут отреагировать итальянцы на последнюю фразу русских, учитывая их предыдущие поведенческие реакции.
- Можно ли считать представленное речевое взаимодействие в рассказе успешным, эффективным?
- Была ли достигнута коммуникативная цель?
Контроль усвоения, коррекция
- Ребята, для выявления причины коммуникативных неудач в ситуации общения нам необходимо заполнить сравнительную таблицу.
Критерии оценивания коммуникативного поведения героев рассказа Тэффи «Блин» | Русские | Итальянцы |
Тип поведения героев: 1) ритуализированный (светский, этикетный); 2) непосредственный (живой, естественный). | ||
Речевая характеристика героев в большей степени представлена с помощью 1) диалогов, 2) монологов, 3) внутренних монологов. | ||
Герои представлены в обличение, гневный смех), 2) юмористическом свете (мягкое обличение). | ||
Тип сознания героев: 1) наивный, доверчивый; 2) умеющий подстраиваться. | ||
Выберите коммуникативные тактики, которые часто используются героями: 1) комплимент / лесть; 2) уговор / просьба / убеждение; 3) самопрезентация; 4)оскорбление/издевка/обвинение. |
Учащимся дается несколько минут для заполнения таблицы, затем следует обсуждение особенностей коммуникативного поведения русских и итальянцев.
После этого проводится рефлексия, в ходе которой ученики составляют памятку по успешному речевому взаимодействию.
***
1. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.
2. Ишмуратова С. Р. Функционально - коммуникативный анализ текста:речевое поведение [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С.10-13.
3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
4. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни). [Текст] / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2016.
5. Матвеева Т. В. Коммуникативная стратегия влияния на собеседника в аспекте культуры речи [Текст] / Т. В. Матвеева. // Вопросы культуры речи. – 2007. – № 9. – С. 110-127.
6. Рябухина Е. А. Речеведение в курсе русского языка для старшеклассников: методический аспект [Текст] / Е. А. Рябухина // Преподаватель 21 века – М., 2011 г. – С. 175 – 184.
9. Тэффи. Малое собрание сочинений [Текст] / Тэффи. – СПб.: Азбука, 2018. – 606 с.
ФИО студента Калинина Светлана Андреевна
Место учебы студента МАГУ, СГИ, 5БПО-РЯЛ
ФИО научного руководителя Ротаряну Любовь Анатольевна
Звание, должность научного руководителя доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и медиакоммуникаций
Место работы научного руководителя МАГУ, кафедра филологии и медиакоммуникаций
Электронная почта студента lola.sveta2009@yandex.ru
Электронная почта научного руководителя korenevaanast@mail.ru