Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 9 класс
Программа предназначена для 9 класса, включает в себя 68 часов.
Курс внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности".
Элементы учебного материала можно использовать на уроках обществознания в качестве модулей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gram._9_klass_2020.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от «__»_______. № __ | ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от «__»_______. № __ | УТВЕРЖДЕНО приказ МАОУ СОШ №32 г. Томска от «__»_______. № __ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
9 класс (68 часов )
Составитель:
Мокина Елена Васильевна,
учитель истории и обществознания
2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсии.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и дискуссии;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
9 класс (68 часов)
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Раздел 12. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 13 Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 14. Риски в мире денег (7 часов).
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 15. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов).
Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 16. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
ЛИТЕРАТУРА
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. Орг. – М.: ВАКО, 2018. – 352 с. – (учимся разумному поведению);
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Архипов А.П. Финансовая грамотность: Модуль «Страхование».— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для учителя (включает 2 части: общие положения (цели обучения, особенности курса, формы уроков и формы оценки) и методическое описание различных вариантов организации занятий, предполагающих их вариативность).— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Календарно - тематическое планирование
Первое полугодие
№ п/п | Название темы |
Название раздела (количество часов) | |
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа) | |
1. | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». |
2. | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». |
3. | Практическая работа «Сетка принятия решения». |
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа) | |
4. | Познавательная беседа «Частная собственность». |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». |
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа) | |
6. | Познавательная беседа «Единоличное владение». |
7. | Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». |
8. | Ролевая игра «Акционерное общество». |
9. | Мини-проект «Организация фирмы». |
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов) | |
10. | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». |
11. | Решение практических задач «Организация фирмы». |
12. | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». |
13. | Творческое задание «Реклама». |
14. | Ролевая игра «Работа фирмы». |
15. | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». |
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа) | |
16. | Работа с документами «Права потребителя». |
17. | Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». |
18. | Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». |
19. | Конкурс на самое экономное использование ресурсов. |
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа) | |
20. | Аналитическая работа «Закон спроса». |
21. | Решение экономических задач «Кривая спроса». |
22. | Практическая работа «Закон предложения». |
23. | Решение экономических задач «Кривая предложения». |
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа) | |
24. | Познавательная беседа «Рыночное равновесие». |
25. | Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». |
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа) | |
26. | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». |
27. | Практическая работа «Заем, виды займов». |
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа) | |
28. | Деловая игра «Работа банка». |
29. | Деловая игра «Я хочу взять кредит». |
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа) | |
30. | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». |
31. | Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». |
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа) | |
32. | Деловая игра |
33-34. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |
Второе полугодие
Название раздела (количество часов) | |
Раздел 12. Управление денежными средствами семьи (8 часов) | |
Происхождение денег | |
1. | Дискуссия «Деньги: что это такое?» |
2. | Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» |
Источники денежных средств семьи | |
3. | Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» |
4. | Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» |
Контроль семейных расходов | |
5. | Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» |
Построение семейного бюджета | |
6. | Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» |
7-8. | Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» |
Раздел 13. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов) | |
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | |
9. | Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» |
10. | Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» |
Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | |
11. | Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» |
12. | Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» |
13-14. | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). |
Раздел 14. Риски в мире денег (7 часов) | |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | |
15. | Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». |
16. | Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». |
17. | Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» |
Риски в мире денег | |
18. | Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» |
19. | Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» |
20-21. | Осуществление проектной работы. |
Раздел 15. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов) | |
Банки и их роль в жизни семьи | |
22. | Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» |
23. | Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» |
Собственный бизнес | |
24.. | Выступления учащихся «Что такое бизнес?» |
25. | Мини-проект «Как создать свое дело?» |
Валюта в современном мире | |
26. | Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» |
27. | Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» |
28-29. | Осуществление проектной работы. |
Раздел 16. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) | |
Налоги и их роль в жизни семьи | |
30. | Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» |
31. | Работа с документами «Какие налоги мы платим?» |
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | |
32. | Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» |
33-34. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |