Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Человек.Общество.Государство." 10 класс

Мокина Елена Васильевна

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Человек.Общество.Государство." расчитана для 10 класса.

Срок реализации  - 1 год.Программа включает 34 часа.

Элективный курс значительно углубляет знания учащихся 10 класса по  таким разделам обществознания,  как "Теория познания", "Деятельность", "Мировоззрение", "Материальное и духовное производство", "Свобода", "Прогресс и регресс" и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 г. Томска

Согласовано                                                                Утверждаю

на заседании                                                                директор

методического совета                                                МАОУ СОШ №32 г. Томска

протокол №_____ от                                                        _______ М.Н. Крюкова

«_____»___________ 2019г.                                        «_____»________ 2019 г.

Рабочая программа

Элективного курса по обществознанию

«Человек. Общество. Государство»

Класс:10(универсальная группа)

(срок реализации: 1 год)

Количество часов: 34

Разработчик программы:

Мокина Елена Васильевна

Томск – 2019

Пояснительная записка

        Данная программа элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Государство» предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа. Срок проведения в учебном году – 1 год.

        Цели и задачи:

  1. Расширение знаний учащихся 10 класса по обществознанию (блок «Человек. Деятельность. Познание. Политика»)
  2. Развитие положительной мотивации изучения предмета.
  3. Формирование активной гражданской позиции.
  4. Подготовка к выбору будущей профессии

Особенности элективного курса

        Данный курс расширяет и углубляет правовое образование, которое получают учащиеся 10 класса на уроках обществознания.

Курс способствует развитию творческих способностей учащихся, готовит их к взрослой жизни.

  1. Планируемые результаты освоения элективного курса

Школьники применяют знания, полученные на занятиях в решении практических задач, получают сведения об основном понятийном аппарате обществознания.  Учатся искусству ведения дискуссий, работе с документами, оформляют творческие исследовательские работы.

Личностные

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Характеристика содержания

Деятельность в жизни человека и общества

5

Общество и общественные отношения; взаимосвязь общества и природы; общество, как система; биосоциальная сущность человека

Деятельность человека

6

Сущность и структура деятельности, ее многообразие; общение и коммуникация; социальные последствия девиантного поведения

Познание как деятельность

8

Познавательная деятельность человека; чувственное и рациональное познание; из истории философии; методы научного исследования; виды познания; самопознание

Деятельность и духовный мир человека

5

Сохранение и распространение духовных ценностей; мировоззрение, менталитет; нравственная оценка деятельности

Трудовая деятельность

5

Взаимосвязь материального и духовного производства; изобретательская деятельность; проблема гуманизации труда

Социально-политическая деятельность и развитие общества

5

Прогресс, регресс; свобода и необходимость деятельность человека; противоречивость прогресса; исторический процесс и его участники; политические средства и цели

ИТОГО

34 часа

Тема

Количество часов

1

Понятие общества в узком и широком смысле слова

1

2

Семинар «Сферы общественной жизни»

1

3

Общество - саморазвивающаяся система

1

4

Практикум «Роль индивида в обществе»

1

5

Формирование личности

1

6

Дебаты «Деятельность, как способ человеческого бытия»

1

7

Особенности творческой деятельности

1

8

Мотивация деятельности

1

9

Специфика видов деятельности

1

10

Многообразие видов общения

1

11

Последствия отклоняющегося поведения

1

12

Диспут «Познаваем ли мир»

1

13

Критерии истины

1

14

Истины абсолютные и относительные

1

15

Научное мышление современного человека

1

16

Многообразие путей познания

1

17

Паранаука. Искусство

1

18

Особые методы познания гуманитарных наук

1

19

Творческая работа. Самопознание и его формы

1

20

Проблема сохранения и распространения духовных ценностей

1

21

Типы мировоззрения

1

22

Моральная оценка

1

23

Убеждение и вера

1

24

Творческая работа. Менталитет народов России

1

25

Сущность материального производства.

1

26

Сущность духовного производства

1

27

Образ современного работника

1

28

Защита прав изобретателя

1

29

Проблема гуманизации труда

1

30

Прогресс. Регресс.

1

31

Границы свободы человека и общества

1

32

Роль личности в истории

1

33

Диспут «Цель оправдывает средства»

1

34

Итоговая творческая работа «Противоречивость общественного прогресса»

1