"Глобальные проблемы"

Анастасия Евгеньевна Державина
Сообщение по теме социальной философии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_filosofiya.globalnye_problemy.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

По Философии

На тему: Социальная философия. Глобальные проблемы современности.

Выполнила:

студентка Державина А. Е.

.Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Изучением глобальных проблем заняты не только биологи, экологи, но и экономисты, политики, учёные в самых разнообразных видах наук, а также философы. Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет изучить их всесторонне, отыскать первоначальные причины, рассмотреть проблемы во взаимосвязи с различными аспектами существования человека, а также донести информацию для общества.

Проблемы называются глобальными, если они имеют следующие свойства: -взаимосвязаны между собой;

- носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или большинства) человечества;

- угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью всей цивилизации);

-требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества; нуждаются в срочном неотложном решении

 Во многих трудах учёных имеется ещё одна классификация глобальных проблем. Она выглядит следующим образом :

-традиционные - это те проблемы, которые стали называться глобальными на момент появления этого термина, в 1970-х - 1980-х гг. (предотвращения ядерной войны)

-новые - это проблемы, которые получили статус глобальных сравнительно недавно, в последние 10 - 15 лет;

-нарождающиеся - это проблемы, которые ещё не получили официального статуса глобальных проблем, но это не уменьшает их значимости и серьёзности

Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем Будущее человечества во многом зависит от тех условий, в котором развиваются все взаимоотношения общества. Во многих своих трудах и исследованиях философы и учёные обращают внимание на то, что умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Мало того, это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам животных. Им удается каким-то образом предугадать смерть своих хозяев, стихийные бедствия и другие перемены в окружающем их мире.

Человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем ещё множества нереализованных идей и не внедрённых в практику технологий.

Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь. Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, т.к. благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования. Подводя итог о вариантах прогнозирования будущего в условиях существования глобальных проблем, следует отметить, что чем больше человечество стремится заглянуть в него, тем меньше вероятность угадывания ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более - отдаленного.

Однако практически все философы отмечают, что проблемы как существуют в настоящее время, так и будут существовать в будущем, только они преобразуются. Особое внимание в прогнозировании будущего философы уделяют изучению развития преступности, роста населения и продовольственной проблеме. Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение Как было обозначено в предыдущей части работы, основная глобальная проблема, волнующая философов - это рост населения и продовольственный кризис. Ещё в 18 веке Томас Мальтус в своей книге «Эссе о принципах народонаселения» предостерёг современников, что поскольку число людей, живущих на Земле постоянно растет, то способность планеты обеспечивать их рано или поздно будет исчерпана . Можно сказать, что Мальтус рассуждал логично. Человечество в то время росло со скоростью геометрической прогрессии. При таком росте население должно было рано или поздно превысить любое сколь угодно большое число. Несмотря на мрачные пророчества Мальтуса, подкрепленные логическими рассуждениями, ни один из ресурсов на планете к началу 21-го века не оказался исчерпанным. Увеличивается численность людей на планете, растет их средняя продолжительность жизни. Это свидетельствует о том, что в целом состояние человека разумного как биологического вида, удовлетворительно.

Такое следствие можно вывести на основе классического эволюционного учения, созданного английским биологом Чарлзом Дарвиным.

Согласно ему, есть только один объективный и абсолютный критерий процветания вида -увеличение его численности. Однако, благоприятное состояние человечества может смениться неблагоприятным. Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся всё более вероятными. Абстрактная охрана природы должна сменяться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования. Любая деятельность человека так или иначе влияет на природу.

Некоторые из форм воздействия человека на природу - например, связанные с добычей нефти, использованием ядерной энергии - порой приобретают катастрофический характер. Однако отдаленные и окончательные последствия экологических катастроф подчас оказываются неожиданными, по крайней мере для тех, кто опирается на упрощенные представления о законах экологии.

В настоящее время основными направлениями разработок путей решения всех учёных в области экологии являются :

-обеспечение мер устойчивого природопользования; -

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

-сохранение и восстановление природной среды.

Значительное место вопросам состояния окружающей среды уделяется следующим задачам:

- оценке реального состояния всех загрязненных территорий и рассмотрение этого уровня в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба;

-разработка нормативов качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий; решение вопросов охраны окружающей необходимо учесть в новых образовательных стандартах;

-качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий.

 Ещё одна серьёзная проблема - это проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете.

Она предполагает спектр дочерних проблем:

- недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды, обуздание гонки вооружений;

- запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п. Широкий спектр угроз безопасности, причем как на национальном, так и на международном уровнях, сохраняется и в наши дни. Ядерной войны пока не было. Однако, человечество уже испытало на себе реальную опасность военного и мирного атома. Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв атомной бомбы на Урале в ходе войсковых учений, последствия испытания ядерного оружия, аварии на атомном кладбище в Кыштыме, на атомных станциях Тримайл-Айленд (США) и Чернобыльской показали, какую разрушительную мощь имеет атомная энергия.

Несколько упрощая картину, можно сказать, что основных глобальных итогов ядерной войны будет два.

1.Первый - в результате взрыва в атмосферу поднимутся миллионы тонн пылевых частиц. В результате сначала наступит ядерная ночь, потом - ядерная зима. Это произойдет в результате того, что частицы пыли резко сократят поступление солнечной энергии на поверхность Земного шара и освещенность будет меньше, чем при безлунной ночи, а средняя температура упадет на несколько десятков градусов.

В течении двух - трех месяцев пыль будет оседать, и выпадение такого количества пыли само по себе приведет к разрушению природных комплексов, промышленных объектов, городов.

Резкое снижение поступления солнечной энергии приведет к гибели многих биологических видов или резкому снижению их численности. Часть биологических видов может погибнуть или резко сократиться в численности от облучения.

Разрушатся устоявшиеся взаимоотношения между животными, растениями, микроорганизмами. Это окончательно разрушит человеческую цивилизацию, сделает проблематичным выживания человека если не как биологического вида, то как социального существа.

Экономика будущего - это, прежде всего, экономика сбалансированная, соблюдающая внешние пределы роста. Для достижения этой сбалансированности философами мира предлагалось множество различных концепций

Для экономики будущего будут характерны новые формы институционального поведения человека, получат приоритет принципиально новые ценности. Некоторые глобальные проблемы становятся новыми и дают достаточное количество тем для размышлений философам всего мира.

Философы в настоящее время изучают взаимосвязь данной проблемы с социальным положением населения, с их образом жизни, с психологическим внушением внешних факторов.

Ещё одна модная проблема, которая становится глобальной - Интернет и зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр населения уже не одного поколения.

Также философы изучают причины возникновения данной проблемы, опасности её развития.

К традиционным глобальным проблемам относятся и вредные привычки. Проблема наркомании, например, в России связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им. Наряду с наркоманией, существуют более «безобидные» проблемы, которые просто уничтожают человека медленнее, но, тем не менее, так же неотвратимо. К числу вторых можно отнести пьянство, которое глубоко укоренилось в России, а также табакокурение, сквернословие и др. Алкоголизм имеет не только внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческий кризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снять стресс через отключение сознания, но и социальные.

В целом практически все философы склоняются к тому, что призывают людей к немедленным действиям, во-первых, по приоритетным направлениям проблем и, во-вторых, в ситуациях, требующих срочного реагирования.

Таких направлений и ситуаций выделяют три:

-конверсия военной экономики;

-проблемы энергетики и потепления климата на Земле;

-проблемы мирового развития, включая вопросы бедности и неравенства стран, а также неудачные попытки найти эффективное решение проблемы внешнего долга третьего мира.

По каждому направлению предлагается проведение конкретных теоретических исследований, создание структур, осуществляющих контроль за принятием решений и их реализацией. Безусловно, предлагаемые меры философов по преодолению глобальных проблем должны распространяться на все человечество. Именно этой задаче и отвечает глобальный подход ученых к мировой проблематике. Для достижения реальных результатов по улучшению глобальной ситуации человечество должно быть солидарно в своем стремлении сделать что-либо во имя общего блага.