Рабочая программа

Ковков Павел Николаевич

Рабочая программа по учебной дисциплине "Философия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

Приложение № ___

к образовательной программе

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»,

утверждённой приказом директора

№ ______ от _________ 201    г.

 г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.01 «Основы философии»

__________________________________________________________________

(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)

38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт (поотраслям)»______________________________________________________

(Профессия, специальность)

бухгалтер  __________________________________________________________________

(Квалификация)

очная

__________________________________________________________________

(Форма обучения)

                                                           

                                                               Нижневартовск

201    г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ  №69 от 05.02.2018 г.

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части профессионального цикла заочной формы обучения по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» в 4 семестре.

Составитель программы: Ковков Павел Николаевич

                             

Должность: преподаватель

Рассмотрена на заседании МО __________________________

«____» от ___________201    г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/________

Рекомендована к утверждению

 на заседании МС

«____» ___________201     г.

Протокол № ____


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 «Основы философии»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ  №69 от 05.02.2018 г. в 4 семестре. Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы 

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины «Основы философии» - вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • определения значения философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
  • определения соотношения для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
  • формулирования представления об истине и смысле жизни;
  • владения основными категориями и понятиями философии;
  • определения роли философии в жизни человека и общества;
  • владения основами философского учения о бытии;
  • владения сущностью процесса познания;
  • владения основами научной, философской и религиозной картин мира;
  • формирование личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • определения социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах

бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий  

Дисциплина «Основы философии» направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 8 часов, самостоятельной работы студентов 48 часов.

       2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

8

в том числе:

Лекционные занятия

8

Самостоятельная работа

48

Итоговая аттестация в форме   зачёта.

                

2.3. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

4 СЕМЕСТР

Раздел 1. Предмет философии и ее история

24

 Тема № 1.1.

Основные понятия и предмет философии.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

4

Становление философии из мифологии.

Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Основные понятия.

Предмет и определение философии.

Требования к изучаемой дисциплине.

2,3

1.1.1.Информационное (лекционное) занятие

Предмет и определение философии.  

1

1.1.2. Самостоятельная работа

Становление философии из мифологии.

1

1.1.3. Самостоятельная работа

Основные понятия философии. Работа с философским словарем

2

Тема №1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия.

6

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

Становление философии в Древней Греции.

Философия Древнего Рима.

Средневековая философия: патристика.

Средневековая философия: схоластика.

2,3

1.2.1. Самостоятельная работа

Предпосылки философии в Древнем Индии и Китае.

2

1.2.2.Информационное (лекционное) занятие

Философия в Древней Греции. 

1

1.2.3.Информационное (лекционное) занятие

Философия Древнего Рима.

1

1.2.4. Самостоятельная работа

Средневековая философия

1

1.2.5. Самостоятельная работа

Философия Средневековья: патристика и схоластика

1

Тема № 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени.

7

Содержание учебного материала 

Уровень освоения

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия.

Философия позитивизма и эволюционизма.

2,3

1.3.1. Самостоятельная работа

Гуманизм эпохи Возрождения.

1

1.3.2. Самостоятельная работа

Антропоцентризм эпохи Возрождения.

1

1.3.3. Самостоятельная работа

Особенности философии эпохи Возрождения

2

1.3.4. Самостоятельная работа

Философия Нового времени

1

1.3.5. Самостоятельная работа

Осбенности философии Нового Времени. Эмпиризм и рационализм. 

2

1.3.6. Информационное (лекционное) занятие

Немецкая классическая философия.

1

1.3.7. Самостоятельная работа

Философия позитивизма и эволюционизма.

1

Тема №1.4 Современная философия.

6

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея.

2,3

1.4.1. Информационное (лекционное) занятие

Основные направления философии ХХ века.

1

1.4.2. Самостоятельная работа

Современная философия. Тестовые задания.

1

1.4.3. Самостоятельная работа

Философия бессознательного.

1

1.4.4. Самостоятельная работа

Философия экзистенциализма и психоанализа.

1

1.4.5. Самостоятельная работа

Особенности русской философии

1

1.4.6. Самостоятельная работа

Характеристика русской философии

1

Раздел 2. Структура и основные

направления

философии

25

Тема № 2.1. Методы философии и ее структура. Онтология и гносеология.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

Основные картины мира философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др.

Строение философии и ее основные направления. Онтология учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.

Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология учение о познании.

Соотношение абсолютной и относительной истины.

Соотношение философской, религиозной и научной истин.

Методология научного познания.

2,3

11

2.1.1. Самостоятельная работа

Методы философии.

2

2.1.2. Самостоятельная работа

Методы философии. Логика

1

2.1.3. Самостоятельная работа

Структура философского знания.

2

2.1.4. Самостоятельная работа

Анализ этапов философии.

1

2.1.5. Самостоятельная работа

Сопоставление картин мира.

2

2.1.6. Самостоятельная работа

Онтология: учение о бытии.

2

2.1.7. Самостоятельная работа

Происхождение и устройство мира.

1

2.1.8. Самостоятельная работа

Пространство и время.

1

2.1.9. Самостоятельная работа

Современные онтологические представления.

1

2.1.10. Самостоятельная работа

Гносеология:  учение о познании.

1

2.1.11.Информационное (лекционное) занятие

Мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. 

1

Тема № 2.2.

 Этика и социальная философия

6

Содержание учебного материала

Уровень освоения

 Свобода и ответственность.

Этические проблемы, связанные с развитием и использованием

достижений науки, техники и технологий.

Влияние природы на общество.

Социальная структура общества.

Типы общества.

Формы развитие общества:

ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

2,3

2.2.1. Самостоятельная работа

Общезначимость этики.

1

2.2.2. Самостоятельная работа

Свобода и ответственность. Социальная философия.

1

2.2.3. Самостоятельная работа

Философия и глобальные проблемы.

1

2.2.4. Самостоятельная работа

Влияние природы на общество.

1

2.2.5. Самостоятельная работа

Социальная структура общества.

1

2.2.6. Самостоятельная работа

Этика и социальная философия. Тестовое задание.

1

Тема № 2.3.

Место философии в духовной культуре и ее значение

8

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

Структура философского творчества.

Типы философствования.

Философия и мировоззрение.

Философия и смысл жизни.

Философия как учение о целостной личности.

Роль философии в современном мире.

Будущее философии.

2,3

2.3.1. Самостоятельная работа

Философия как рациональная отрасль.

2

2.3.2. Самостоятельная работа

Сходство и различия: философия, искусство и религия.

2

2.3.3. Самостоятельная работа

Философия и мировоззрение.

1

2.3.4. Самостоятельная работа

Философия и смысл жизни.

1

2.3.5. Информационное (лекционное) занятие

Роль философии в современном мире.

1

2.3.6. Самостоятельная работа

Будущее философии.

1

2.3.7. Самостоятельная работа 

Структура философского творчества.

1

зачет

1

Всего:

Лекционных занятий:

Макс:

56

8

56

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

                

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

философии, или кабинета, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

  1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник/ О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова.-М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2018.-480с.
  2. Кохановский В.П. Основы философии: учебник/ В.П. Кохоновский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В.Жаров; под ред. В.П. Кохановского. – 16-е изд., стер. - Москва: Кнорус. 2018. – 230с.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные

направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кº». 2016. – 172 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.

2018. – 512 с.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

– М.: Мысль. 2011. – 574 с.

2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 2012. – 343

с.

3. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 2010. – 430 с.

Интернет-ресурсы

  1. _http://www.book.ru…………
  2.  http://www .biblio-online.ru
  3. http://www .znanium.com………

________________________________________

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы философии» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Итоговый контроль освоения обучающимися дисциплины «Основы философии» является зачет.    

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Разбирается в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Уметь определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков

Анализирует значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков

Уметь определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей

Критически оценивает соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей

Уметь сформулировать представление об истине и смысле жизни

Разбирается об истине и смысле жизни

Знать основные категории и понятия философии

Даёт характеристику основным категориям и понятиям философии

Знать роль философии в жизни человека и общества

Различает основные понятия роли философии в жизни человека и общества

Знать основы философского учения о бытии

Даёт характеристику основам философского учения о бытии

Знать сущность процесса познания

Понимает сущность процесса познания

Знать основы научной, философской и религиозной картин мира

Классифицирует основы научной, философской и религиозной картин мира

Знать условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Характеризует условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Знать о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Различает социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий



Предварительный просмотр:

Приложение № ___

к образовательной             программе  23.01.03 «Автомеханик»

утверждённой приказом директора

 № ___ от _________ 2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД. 06 «Основы безопасности жизнедеятельности»

(код, наименование дисциплины)

23.01.03 «Автомеханик»

(профессия/специальность)

Слесарь по ремонту автомобилей  Водитель автомобиля  Оператор заправочных станций

(Квалификация)

очная

(Форма обучения)

Нижневартовск, 2017

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе примерной рабочей программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессии  среднего профессионального образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 23.01.03 «Автомеханик». Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла студентам очной формы обучения по  профессии  23.01.03 «Автомеханик».

           Составитель  программы

Ковков П.Н.

           Должность                                                       преподаватель

Рассмотрена на заседании МК __________________________

«____» от ___________2017 г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/_________

Рекомендована к утверждению

 на заседании МС

«____» ___________2017 г.

Протокол № ____


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы безопасности жизнедеятельности»

  1. Область применения рабочей учебной программы:

Рабочая учебная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 «Автомеханик». 

  1.   Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» принадлежит образовательному циклу.                                                       

1.3.   Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам   освоения учебной дисциплины.

        Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  1. Повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
  2. Снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности общества и государства;
  3. Формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  4. Обеспечение профилактики асоциального поведения.  

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен уметь:

-предвидеть возникновение опасных и ЧС по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

-  применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- применять  медицинские знания и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен знать:

- о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной  социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

- основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

виды ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера, а также асоциального поведения;

 - правила   здорового образа жизни как  средства обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;

 - факторы, пагубно влияющие на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек;

- основные меры защиты и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- основы обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения воинской службы, уставные отношения, быт военнослужащих,  порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

- основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

         В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  108 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий)    72 часа, в том числе ПЗ 36 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 36 часа.


2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

72

в том числе:

     практические занятия  

36

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

Домашняя работа

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачёта.

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности

10

Тема 1.1.

Обеспечение

личной

безопасности и

сохранение

здоровья населения

Содержание учебного материала 

Уровень освоения

 

 Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Факторы, формирующие здоровье и факторы, разрушающие здоровье. Режим дня – планирование режима труда и отдыха. Физическая активность. Рациональное питание. Вредные  привычки  (употребление  алкоголя,   курение,  употребление  наркотиков)  и  их профилактика. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Инфекционные заболевания, заболевания передаваемые половым путем. Правила дорожного движения, права и обязанности пешеходов, водителей и пассажиров.

1

  Информационное (лекционное) занятие 1:

  Общее понятие о здоровье

2

Информационное (лекционное) занятие 2: 

  Вредные  привычки

2

Практическое занятие 1:

Моделирование социальных последствий употребления ПАВ.

1

Практическое занятие 2:

Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

1

  Информационное (лекционное) занятие 3: 

  Правила дорожного движения

1

 Информационное (лекционное) занятие 4: 

 Классификация и профилактика инфекционных заболеваний.

1

Практическое занятие 3:

  Изучение моделей поведения участников дорожного движения.        

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление кроссворда на тему: «ЗОЖ» (не менее 20 слов)

2

  1. Подготовка рефератов на тему: «Профилактика злоупотребления ПАВ»

2

  1. Подготовка к дискуссии на тему: «Факторы, влияющие на состояние здоровья»

1

Контрольная работа 1: «Факторы, влияющие на здоровье человека»

1

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности.

22

Тема 2.1.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характеров

Содержание учебного материала

Уровень освоения

 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров. Классификация ЧС.

2,3

 Информационное (лекционное) занятие 1:  

 Понятие и классификация ЧС природного характера.

2

 Информационное (лекционное) занятие 2: 

 Понятие и классификация ЧС техногенного характера.

1

 Информационное (лекционное) занятие 3: 

  Правила поведения населения в условиях ЧС природного и техногенного характеров.

1

 Практическое занятие 1:

 Отработка навыков экстренной эвакуации из здания при пожаре  

2

 Практическое занятие 2:        

Организация эвакуации при стихийных бедствиях  

1

Практическое занятие 3:

 Оказание первой помощи пострадавшим во время стихийных бедствий  

1

Практическое занятие 4:

 Изучение классификации транспортных аварий          

2

Практическое занятие 5:

 Изучение классификации аварий на производственных объектах  

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «ЧС природного и техногенного характеров»

4

Тема 2.2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

(РСЧС)

.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от ЧС силы и средства ликвидации ЧС

2

Информационное (лекционное) занятие.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

2 

Самостоятельная работа обучающихся

1. Проработка конспектов: Работа с информационными источниками: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

1

2. Подготовка презентации: Основные задачи РСЧС.

2

Тема 2.3

Организация гражданской обороны

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакуационных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.

2

 

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2

2. Ядерное и химическое оружие

1

3. Биологическое оружие.

1

Практическое занятие 4:

Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК)

3

Самостоятельная работа обучающихся  

 

1. Обоснование опасности поражающих факторов ядерного оружия

1

2. Изучение порядка эвакуации населения в мирное и военное время.

1

3. Изучение порядка эвакуации населения в мирное и военное время.

1

4.Работа с информационными источниками: Федеральный закон от 21 декабря 1994 №68 ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

1

Контрольная работа 2: «Структура и задачи РСЧС»

1

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

30

Тема 3.1. История

создания

Вооруженных

Сил России.

Содержание учебного материала: 

Уровень освоения

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.        

2

Информационное (лекционное) занятие.  

 История создания ВС России         

2

 Практическое занятие:

 Военные реформы в России

2

Самостоятельная работа обучающихся  

Важнейшие реформы  в истории России

2

Тема 3.2.

Организационная

структура Вооруженных   Сил

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Сухопутные войска. Рода войск

2

2. Военно – воздушные силы. Рода войск

1

3. Военно-морской флот

1

Практическое занятие :

Сборка/разборка АКМ 74

Подготовка презентации: Рода войск.

4

Самостоятельная работа обучающихся  

Изучение ФЗ №53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе»

6

Тема 3.3.

Воинская обязанность.

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Соблюдение норм международного гуманитарного права.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Подготовка граждан к прохождению ВС

1

2. Призыв на военную службу

1

Практическое занятие:

Строевая подготовка

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение Устава внутренней службы  

4

Тема 3.4.

Военнослужащий

- защитник своего

Отечества. Офицерские кадры.

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Основные   качества  личности  военнослужащего:   любовь  к  Родине,   высокая   воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Основные  виды  военных  образовательных  учреждений профессионального  образования. Правила  приема   граждан   в   военные   образовательные  учреждения   профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Альтернативная ВС

1

2. Качества личности военнослужащего

1

3  Военные образовательные учр-я России

1

Практическое занятие:

Огневая подготовка

4

Тема 3.5. Боевые

Традиции Вооруженных

Сил России.

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Ритуалы ВС РФ

1

2. Дни воинской славы России

2

Практическое занятие:

Сборка/разборка АКМ

2

Самостоятельная работа: Составить конспект по теме: Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

4

Раздел 4. Основы медицинских знаний

10

Содержание учебного материала: 

Уровень усвоения

Тема 4.1 Основы

медицинских

знаний и здорового образа жизни

 

Социальная роль женщины в современном обществе. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

3

Информационные (лекционные) занятия.  

  1. Социальная роль женщины в современном обществе.

1

  1. Репродуктивное здоровье женщины и мужчины

1

        Практические занятия:

 1 ПМП при кровотечениях

1

 2 ПМП при остановке сердца

1

 3 ПМП при отравлениях

1

 4 ПМП при переломах конечностей

1

 5 ПМП при ушибах и вывихах

1

 6  ПМП при ожогах

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1 Доврачебная реанимация

2

2 Виды кровотечений

1

3 Диагностика переломов конечностей

1

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО

108

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Материально-техническое  обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности     жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Технические средства обучения:

-        проектор и компьютер, интерактивная доска.

3.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий. Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

 Основные источники:

  1. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских          знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл. - М., 2009.
  2. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2011.
  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А. Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. — 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 351 с.
  4. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. - М., 2011.

Дополнительные источники:

  1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об    альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993—2007.
  2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические       рекомендации. 10 кл. - М., 2009.
  3. Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2002.
  4. Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.
  5. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М.,   2002.
  6. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 5.
  7. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. - 2-е изд., доп. - М., 2003.
  8. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.
  9. Конституция Российской  Федерации(действующая редакция).
  10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. -  2010. - № 3.

Интернет-ресурсы

  1. Безопасность жизнедеятельности. Форма доступа
    http: //www.
    aIIegd.ru/edu/saf.htm
  2. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций. Крюков Р.Ф. Форма доступа http: //www. knigafound.ru/books/52234 21.      
  3. Безопасность. Образование. Человек. Форма доступа http: //www. bezopasnost.edu 66/ru/

4.    КОНТРОЛЬ    И    ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТОВ    ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знает и может сформулировать правила поведения в случае возникновения ЧС природного и техногенного характеров.

формулирует правила поведения в случае возникновения ЧС природного и техногенного характеров.

Знает и может сформулировать основные положения закона о защите населения и территорий при возникновении ЧС

формулирует основные положения закона о защите населения и территорий при возникновении ЧС

Знает виды ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера, а также асоциального поведения

Имеет четкую гражданскую позицию о неприемлемости и отрицании любого проявления экстремизма и терроризма

Знает о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной  социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора

Четко формулирует основные задачи РСЧС

Знает основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз

Четко формулирует основные задачи РСЧС

Знает виды ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера, а также асоциального поведения;

воспроизводит контактные телефоны служб экстренного реагирования

Знает правила   здорового образа жизни как  средства обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

четко формулирует основные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье мужчины и женщины;  пользуется противогазом, самостоятельно изготавливать ВМП, знает правила пребывания в ПРУ.

Знает  распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

Четко формулирует основные задачи РСЧС, умеет предвидеть возникновение опасных ситуаций.

Знает  факторы, пагубно влияющие на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек

информирован о пагубном воздействии табака, алкоголя и ПАВ на организм человека. Стремится вести здоровый образ жизни

Знает основные меры защиты и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

Умеет пользоваться, ссылается на нормативно-правовые акты, в том числе на ФЗ №53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе»

Знает основы обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения воинской службы, уставные отношения, быт военнослужащих,  порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

Ссылается на нормативно-правовые акты, в том числе на ФЗ №53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе»

Знает основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

воспроизводит основные права и обязанности допризывников, лиц, несущих военную службу

        



Предварительный просмотр:

Приложение № ___

к образовательной             программе  23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» утверждённой приказом директора

 № ___ от _________ 2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД. 06 «Основы безопасности жизнедеятельности»

(код, наименование дисциплины)

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

(профессия/специальность)

техник

(Квалификация)

очная

(Форма обучения)

Нижневартовск, 2017

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе примерной рабочей программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессии  среднего профессионального образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла студентам очной формы обучения по  профессии  23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в 1, 2 семестрах.

           Составитель  программы

Ковков П.Н.

           Должность                                                       преподаватель

Рассмотрена на заседании МК __________________________

«____» от ___________2017 г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/_________

Рекомендована к утверждению

 на заседании МС

«____» ___________2017 г.

Протокол № ____


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы безопасности жизнедеятельности»

  1. Область применения рабочей учебной программы:

Рабочая учебная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». 

  1.   Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» принадлежит образовательному циклу.                                                       

1.3.   Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам   освоения учебной дисциплины.

        Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  1. Повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
  2. Снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности общества и государства;
  3. Формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  4. Обеспечение профилактики асоциального поведения.  

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен уметь:

-предвидеть возникновение опасных и ЧС по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

-  применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- применять  медицинские знания и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен знать:

- о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной  социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

- основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

виды ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера, а также асоциального поведения;

 - правила   здорового образа жизни как  средства обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;

 - факторы, пагубно влияющие на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек;

- основные меры защиты и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- основы обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения воинской службы, уставные отношения, быт военнослужащих,  порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

- основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

         В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  105 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий)    70 часов, в том числе ПЗ 36 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 35 часов.


2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

70

в том числе:

     практические занятия  

36

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

Домашняя работа

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачёта.

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности

10

Тема 1.1.

Обеспечение

личной

безопасности и

сохранение

здоровья населения

Содержание учебного материала 

Уровень освоения

 

 Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Факторы, формирующие здоровье и факторы, разрушающие здоровье. Режим дня – планирование режима труда и отдыха. Физическая активность. Рациональное питание. Вредные  привычки  (употребление  алкоголя,   курение,  употребление  наркотиков)  и  их профилактика. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Инфекционные заболевания, заболевания передаваемые половым путем. Правила дорожного движения, права и обязанности пешеходов, водителей и пассажиров.

1

  Информационное (лекционное) занятие 1:

  Общее понятие о здоровье

2

Информационное (лекционное) занятие 2: 

  Вредные  привычки

2

Практическое занятие 1:

Моделирование социальных последствий употребления ПАВ.

1

Практическое занятие 2:

Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

1

  Информационное (лекционное) занятие 3: 

  Правила дорожного движения

1

 Информационное (лекционное) занятие 4: 

 Классификация и профилактика инфекционных заболеваний.

1

Практическое занятие 3:

  Изучение моделей поведения участников дорожного движения.        

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление кроссворда на тему: «ЗОЖ» (не менее 20 слов)

2

  1. Подготовка рефератов на тему: «Профилактика злоупотребления ПАВ»

2

  1. Подготовка к дискуссии на тему: «Факторы, влияющие на состояние здоровья»

2

Контрольная работа 1: «Факторы, влияющие на здоровье человека»

1

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности.

24

Тема 2.1.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характеров

Содержание учебного материала

Уровень освоения

 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров. Классификация ЧС.

2,3

 Информационное (лекционное) занятие 1:  

 Понятие и классификация ЧС природного характера.

2

 Информационное (лекционное) занятие 2: 

 Понятие и классификация ЧС техногенного характера.

1

 Информационное (лекционное) занятие 3: 

  Правила поведения населения в условиях ЧС природного и техногенного характеров.

1

 Практическое занятие 1:

 Отработка навыков экстренной эвакуации из здания при пожаре  

2

 Практическое занятие 2:        

Организация эвакуации при стихийных бедствиях  

1

Практическое занятие 3:

 Оказание первой помощи пострадавшим во время стихийных бедствий  

1

Практическое занятие 4:

 Изучение классификации транспортных аварий          

2

Практическое занятие 5:

 Изучение классификации аварий на производственных объектах  

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на тему: «ЧС природного и техногенного характеров»

4

Тема 2.2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

(РСЧС)

.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от ЧС силы и средства ликвидации ЧС

2

Информационное (лекционное) занятие.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

2 

Самостоятельная работа обучающихся

1. Проработка конспектов: Работа с информационными источниками: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

1

2. Подготовка презентации: Основные задачи РСЧС.

2

Тема 2.3

Организация гражданской обороны

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакуационных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.

2

 

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2

2. Ядерное и химическое оружие

1

3. Биологическое оружие.

1

Практическое занятие 4:

Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК)

5

Самостоятельная работа обучающихся  

 

1. Обоснование опасности поражающих факторов ядерного оружия

1

2. Изучение порядка эвакуации населения в мирное и военное время.

1

3. Изучение порядка эвакуации населения в мирное и военное время.

1

4.Работа с информационными источниками: Федеральный закон от 21 декабря 1994 №68 ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

1

Контрольная работа 2: «Структура и задачи РСЧС»

1

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

26

Тема 3.1. История

создания

Вооруженных

Сил России.

Содержание учебного материала: 

Уровень освоения

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.        

2

Информационное (лекционное) занятие.  

 История создания ВС России         

1

 Практическое занятие:

 Военные реформы в России

1

Самостоятельная работа обучающихся  

Важнейшие реформы  в истории России

2

Тема 3.2.

Организационная

структура Вооруженных   Сил

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Сухопутные войска. Рода войск

2

2. Военно – воздушные силы.

1

3. Военно-морской флот

1

Практическое занятие :

Сборка/разборка АКМ 74

Подготовка презентации: Рода войск.

2

Самостоятельная работа обучающихся  

Изучение ФЗ №53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе»

4

Тема 3.3.

Воинская обязанность.

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Соблюдение норм международного гуманитарного права.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Подготовка граждан к прохождению ВС

1

2. Призыв на военную службу

1

Практическое занятие:

Строевая подготовка

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение Устава внутренней службы  

4

Тема 3.4.

Военнослужащий

- защитник своего

Отечества. Офицерские кадры.

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Основные   качества  личности  военнослужащего:   любовь  к  Родине,   высокая   воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Основные  виды  военных  образовательных  учреждений профессионального  образования. Правила  приема   граждан   в   военные   образовательные  учреждения   профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Альтернативная ВС

1

2. Качества личности военнослужащего

1

3  Военные образовательные учр-я России

1

Практическое занятие:

Огневая подготовка

2

Тема 3.5. Боевые

Традиции Вооруженных

Сил России.

Содержание учебного материала:

Уровень освоения

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.

2

Информационные (лекционные) занятия.  

1. Ритуалы ВС РФ

1

2. Дни воинской славы России

1

Практическое занятие:

Сборка/разборка АКМ

5

Самостоятельная работа: Составить конспект по теме: Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

4

Раздел 4. Основы медицинских знаний

10

Содержание учебного материала: 

Уровень усвоения

Тема 4.1 Основы

медицинских

знаний и здорового образа жизни

 

Социальная роль женщины в современном обществе. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

3

Информационные (лекционные) занятия.  

  1. Социальная роль женщины в современном обществе.

1

  1. Репродуктивное здоровье женщины и мужчины

1

        Практические занятия:

 1 ПМП при кровотечениях

1

 2 ПМП при остановке сердца

1

 3 ПМП при отравлениях

1

 4 ПМП при переломах конечностей

1

 5 ПМП при ушибах и вывихах

1

 6  ПМП при ожогах

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1 Доврачебная реанимация

2

2 Виды кровотечений

1

3 Диагностика переломов конечностей

1

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО

105

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Материально-техническое  обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности     жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Технические средства обучения:

-        проектор и компьютер, интерактивная доска.

3.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий. Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

 Основные источники:

  1. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских          знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл. - М., 2009.
  2. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2011.
  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А. Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. — 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 351 с.
  4. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. - М., 2011.

Дополнительные источники:

  1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об    альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993—2007.
  2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические       рекомендации. 10 кл. - М., 2009.
  3. Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2002.
  4. Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.
  5. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М.,   2002.
  6. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 5.
  7. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. - 2-е изд., доп. - М., 2003.
  8. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.
  9. Конституция Российской  Федерации(действующая редакция).
  10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. -  2010. - № 3.

Интернет-ресурсы

  1. Безопасность жизнедеятельности. Форма доступа
    http: //www.
    aIIegd.ru/edu/saf.htm
  2. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций. Крюков Р.Ф. Форма доступа http: //www. knigafound.ru/books/52234 21.      
  3. Безопасность. Образование. Человек. Форма доступа http: //www. bezopasnost.edu 66/ru/

4.    КОНТРОЛЬ    И    ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТОВ    ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знает и может сформулировать правила поведения в случае возникновения ЧС природного и техногенного характеров.

формулирует правила поведения в случае возникновения ЧС природного и техногенного характеров.

Знает и может сформулировать основные положения закона о защите населения и территорий при возникновении ЧС

формулирует основные положения закона о защите населения и территорий при возникновении ЧС

Знает виды ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера, а также асоциального поведения

Имеет четкую гражданскую позицию о неприемлемости и отрицании любого проявления экстремизма и терроризма

Знает о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной  социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора

Четко формулирует основные задачи РСЧС

Знает основы государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз

Четко формулирует основные задачи РСЧС

Знает виды ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера, а также асоциального поведения;

воспроизводит контактные телефоны служб экстренного реагирования

Знает правила   здорового образа жизни как  средства обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

четко формулирует основные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье мужчины и женщины;  пользуется противогазом, самостоятельно изготавливать ВМП, знает правила пребывания в ПРУ.

Знает  распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

Четко формулирует основные задачи РСЧС, умеет предвидеть возникновение опасных ситуаций.

Знает  факторы, пагубно влияющие на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек

информирован о пагубном воздействии табака, алкоголя и ПАВ на организм человека. Стремится вести здоровый образ жизни

Знает основные меры защиты и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

Умеет пользоваться, ссылается на нормативно-правовые акты, в том числе на ФЗ №53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе»

Знает основы обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения воинской службы, уставные отношения, быт военнослужащих,  порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

Ссылается на нормативно-правовые акты, в том числе на ФЗ №53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе»

Знает основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

воспроизводит основные права и обязанности допризывников, лиц, несущих военную службу