Статья на тему: "Специфика коммуникативных процессов в современном образовании" ИГСУ РАНХиГС, 2017 г.
Статья «Специфика коммуникативных процессов в современном образовании» опубликована в СБОРНИКЕ СТАТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ИГСУ РАНХиГС. (Сборник статей Международной научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты». Т. III. ‒ Москва : Проспект, 2017. ‒ 840 с.)
В сборнике опубликованы статьи участников Международной научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты», которая проводилась 19–20 мая 2016 года Институтом государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Специфика коммуникативных процессов в современном образовании
Образовательное пространство представляет собой систему коммуникативных отношений, характер которых определяется и процессами, происходящими в социокультурном пространстве, и изменениями в самой системе образования.
Трансформации, происходящие в последние десятилетия в социокультурном пространстве, связаны с системным кризисом в нашей стране, в основе которого находится разрушение традиционной системы ценностей – базиса одной из форм общественного сознания – морали. Ее фрагментация детерминировала многие кризисные явления политического и социально-экономического характера, которые, в свою очередь, сказались на изменениях, затронувших сферы культуры, науки, образования.
Сложившийся таким образом инновационный социокультурный контекст определил основные тенденции внутри самой системы образования в виде ее реформы, основными направлениями которой, повлиявшими на содержание коммуникативных процессов в образовании, на наш взгляд, являются коммерциализация образовательной системы, реорганизация социально-гуманитарного образования, компьютеризация образовательной среды.
Одна из основных наиболее заметных тенденций современного образования – его коммерциализация и формирование рынка образовательных услуг - является следствием перехода нашей страны в 90-е годы к обществу с рыночной экономикой. В течение переходного периода, длившегося несколько десятилетий, менялась система ценностей, а вместе с ней – и характер коммуникативных отношений. В контексте вновь сложившихся взаимоотношений как в социокультурном пространстве, так и в образовательной среде стали преобладать взаимоотношения между людьми, которые сводятся к системе координат «продавец-покупатель». Ценностной основой подобных коммуникативных отношений становятся экономическая выгода и расчет.[1]
Новые механизмы функционирования системы образования, основными характеристиками которой являются подушевое нормативное финансирование, самоокупаемость, самофинансирование, платные образовательные услуги, введение ЕГЭ и профильного обучения и т.п. выдвигают на первый план такие коммуникативно-деятельностные механизмы, как конкуренция, производство-потребление образовательных услуг, рейтинговое оценивание и.т.д.
Как в любом процессе, в этой тенденции есть свои положительные и отрицательные аспекты. С одной стороны, плюсом этих новаций является формирование конкурентной среды в образовательном пространстве, развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса.
С другой стороны, сформировавшийся аксиологический контекст новой образовательной парадигмы, базирующийся на прагматических ценностях, естественным образом отторгает ценностные смысловые элементы системы образования, опирающиеся на духовно-нравственные основания. На наш взгляд, процесс воспитания, который в Законе «Об образовании» определяется как «деятельность, направленная на развитие личности … на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей …» (Ст.2 п.2) с трудом вписывается в аксиологический контекст современной системы образования, поскольку на практике оказывается проблематичным ориентировать личность на развитие духовно-нравственных ценностей в условиях тотальной коммерциализации.
Так, подушевое нормативное финансирование общеобразовательных учреждений, утвердившее принцип «деньги следуют за учеником», оказывается тормозящим фактором, не позволяющим отчислять из учебных заведений слабо успевающих обучающихся. Воспитательное воздействие неудовлетворительных отметок на недобросовестных обучающихся, которое было эффективным стимулирующим средством обучения в прежней системе образования, в нынешней ситуации сводится к нулю. Это заметно снижает деятельностную мотивацию не только у самих обучающихся, но и у преподавателей, воспитательная роль которых в данной ситуации нивелируется. В целом такое положение вещей формализует процесс обучения, акцентируя внимание на количественных показателях образовательного процесса за счет снижения качества обучения.
К сожалению, и в самом понятии «качество образования», определяемом в законе «Об образовании в Российской Федерации» как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, …, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Ст.2 п.29) прослеживается преобладание внешней формы над содержанием, характерное для современной реформы образования в целом.
Еще одной важной тенденцией, существенно изменившей облик современного российского образования, его коммуникативную направленность, является реорганизация социально-гуманитарного знания.
Этот процесс начался с сокращения количества бюджетных мест в классических отечественных университетах по таким направлениям подготовки, как «История», «Философия», «Филология», следствием чего явилась структурная перестройка гуманитарных кафедр. В ряде случаев их объединили с другими направлениями гуманитарной подготовки, в отдельных учебных заведениях произошла их ликвидация. Это неизбежно повлекло за собой сокращение преподавательского состава, уменьшение количества часов их учебной нагрузки.
На фоне стимулирования со стороны государства интереса к инженерным специальностям престижность гуманитарного образования среди выпускников средних образовательных учреждений заметно снизилась.
Представители научно-педагогического сообщества в последние годы постоянно отмечают общий низкий уровень подготовки и выпускников, в том числе и тех, которые поступают в ВУЗы на гуманитарные специальности. Установка молодых людей на быстрый успех, поверхностное и формальное отношение к труду оборачиваются для них нежеланием заниматься трудоемкой рутинной учебной работой, в том числе анализировать тексты, дифференцировать в них главные и второстепенные мысли. Все это оборачивается для подрастающего поколения сужением литературного и культурного кругозора и как результат - низким пороговым уровнем знаний в целом.
Отчасти эту ситуацию усугубляет компьютеризация образовательного пространства, на основе которой существенно изменился характер коммуникативных отношений в современном образовательном пространстве.
Учитывая системный эффект от коммерциализации и компьютеризации образования, можно отметить, что наиболее заметные изменения коснулись коммуникативного уровня взаимоотношений между преподавателем и обучающимся. На последний план передвинулась личностная составляющая этих взаимоотношений. Воспитательное культурообразующее воздействие уникальных черт характера, интеллекта, внутренней культуры преподавателя стало вторичным, поскольку в рамках коммерциализации образования преподаватель стал восприниматься как субъект, осуществляющий образовательные услуги и предоставляющий продукт для потребления – знания, а обучающийся стал рассматриваться как потребитель образовательных услуг.
Появление новых форм учебных занятий на основе развития компьютерных технологий (дистанционное, сетевое обучение и т.д.) еще более усилило процесс вытеснения из педагогики личностного воздействия преподавателя на обучаемого. На фоне сужения социально-гуманитарного знания, о котором говорилось выше, эта тенденция в контексте нынешнего образования приобрела тотальный характер. Компьютерные технологии выполняют опосредованно-дистанцирующую роль между субъектами общения и на других коммуникативных уровнях образовательного пространства: личность – социокультурная среда; личность – текст; личность - коллектив; личность – личность (автокоммуникация).
В контексте новой образовательной парадигмы особенно возросла роль коммуникативной самоактуализации на уровне атокоммуникации. Это обусловлено не только названными выше тенденциями коммерциализации и компьютеризации образования, но и направленностью инновационного учебно-воспитательного процесса на компетентностный или профессионально ориентированный подход, предполагающий во-первых, овладение обучающимися комплексом личностных качеств, позволяющих реализовать себя в профессиональной деятельности и объективно оценивать себя с точки зрения деятельностных навыков; во-вторых, соединение требований образования и жизненных реалий, позволяющее оценивать качество достижений обучающихся и качество получаемого образования. Так в рамках компетентностного подхода возрастает роль различных методов самовоспитания личности: саморазвития, самообразования, самосовершенствования, самоконтроля, которые способствуют развитию творческого потенциала личности.
При этом и сама система образования, как указывалось выше, под воздействием процессов коммерциализации в условиях ослабления паттерналиского отношения к ней со стороны государства вынуждена перестраиваться на самостоятельные механизмы экономического существования в виде самоокупаемости, самофинансирования, для чего должна проводить самообследование различных аспектов своей деятельности, давать им самооценку и т.д.
Таким образом, в сложившихся условиях актуализируется роль автокоммуникации субъектов образовательного пространства. С одной стороны, это способствует развитию конкуренции, выявлению новых эвристических возможностей образовательной среды. С другой - важно учитывать, что эти новации могут приобрести положительную социальную направленность только при условии формирования их на основе духовно-нравственных начал, которые в силу разных причин сегодня значительно ослаблены.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что преобладающими инновационными чертами коммуникативных процессов в современной образовательной парадигме являются экономикоцентричность, прагматичность, формализация, обезличивание, индивидуализация, вытеснение духовно-нравственного потенциала коммуникации. Все это свидетельствует о необходимости преодоления наметившейся односторонности технократического мышления путем сохранения и развития духовно-нравственных ценностей, составляющих сердцевину социально-гуманитарного образования и основу социального развития в целом.
[1] См. об этом: Межуев В.М. Государство и культура. //право и культура: монография / под общ. ред. В.К. Егорова, Ю.А.Тихомирова, О.Н. Астафьевой. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – С.80.