Статья на тему: "Аксиологическое измерение современных коммуникативных процессов" опубликована в Вестнике Российского экономического Университета имени Г. В. Плеханова ВСТУПЛЕНИЕ. ПУТЬ В НАУКУ № 1 (13) 2016

Малашина Татьяна Ивановна

В статье показана направленность коммуникативных процессов, которая определяется их аксиологической составляющей. Анализируется специфика современных коммуникативных процессов, характеризующихся противоречивостью, ценностной неоднородностью, отчуждением человеко-образующих смыслов. Автор отмечает, что ценностно-смысловой аспект межкультурных коммуникаций необходимо формировать в соответствии с духовнонравственным развитием личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_ctatya_malashina_reu.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Аксиологическое измерение современных коммуникативных процессов

В статье показано, что направленность коммуникативных процессов определяется их аксиологической составляющей. Анализируется специфика современных коммуникативных процессов, характеризующихся противоречивостью, ценностной неоднородностью, отчуждением человекообразующих смыслов. Ценностно-смысловой аспект межкультурных коммуникаций необходимо формировать в соответствии с духовно-нравственным развитием личности.

Ключевые слова:  коммуникация, личность, ценности, идентичность, духовность, нравственность, образование.

The article shows that the focus of communicative processes is determined by their axiological component. The specific character of modern communicative processes characterized by their controversy, valuable heterogeneity, alienation of human-forming senses is analyzed in this article. Value-semantic aspect of intercultural communication should be formed in accordance with the moral development of the individual based.

Key words: communication, personality, values, identity, morality, education.

Современный мир изменчив, многообразен, сложен, инвариативен. Его многоликость отражается в разнохарактерных коммуникативных процессах, пронизывающих все сферы культурного измерения человеческой жизнедеятельности.

Человек, выступая субъектом коммуникативных процессов, представляет собой основной предмет изучения в контексте коммуникативной проблематики. На фоне постоянно меняющейся социокультурной среды, содержание которой определяется воздействием различных политических и культурных тенденций, влиянием инновационных технологий, связанных с развитием информационного общества, вопросы человеческого бытия, приобретая новые грани и оттенки, непрерывно актуализируются. Среди них – проблемы становления, формирования и самореализации личности, ее воспитания и образования, безопасности, - в целом, – выживания и полноценного существования в постоянно меняющемся мире.

Рассмотрение обозначенных проблем сквозь призму коммуникативных процессов неизбежно выдвигает на первый план обсуждение аксиологического аспекта коммуникативной деятельности индивида.

Аксилогическая составляющая коммуникативных процессов на разных уровнях социального воспроизводства является определяющим индикатором духовного состояния общества, позволяющим говорить о его жизнеспособности и направлениях будущего развития. Ценностный компонент коммуникативных отношений является производным от системы общественных ценностей, которые вырабатываются в процессе развития той или иной социокультурной формы и закрепляются в социальных нормах.

В переходные периоды развития общества может происходить трансформирование системы ценностных ориентиров. Такая ситуация в нашей стране наблюдалась более двух десятилетий назад. Она характеризовалась колоссальными по масштабности и глубине преобразованиями, затронувшими культурные основания российского общества.

Исторически культурное развитие определялось традиционными ценностями – универсалиями культуры, ставшими таковыми в результате многовековой «селекции» разнообразных социокультурных практик, складывающихся на основе опыта многих поколений людей. По мере возникновения культурные процессы «встраивались» в существующую систему культуры, дополняя и придавая ее развитию новые направления. Таким образом, в традиционной культуре основополагающие смыслы (ценности) являлись фактором, определяющим развитие коммуникативных процессов, а значит и общественного воспроизводства в целом.

Прежние механизмы наследования культурных норм и традиций, ценностных взглядов, оценок оказались разрушены вследствие деформации отечественной системы ценностных отношений под воздействием как внешних, так и внутренних факторов общественного развития.

На фоне мировых глобализационных процессов, революции в области компьютерных технологий, усиливающегося влияния Интернета в 90-х годах прошлого века произошли кардинальные изменения экономических и политических основ нашего общества. В результате взаимовлияния этих тенденций в корне изменилась природа взаимодействия всех уровней отечественного общественного воспроизводства, что привело к формированию нового социокультурного пространства. Вновь сложившиеся социальные условия поставили перед человеком множество проблем, которые на протяжении нескольких десятилетий не теряют своей актуальности, и требуют своего решения.

Наиболее важная из них – определение личностной аксиологической идентичности в крайне неоднородном в смысловом отношении окружающем пространстве, по-другому - согласование индивидуального мировоззрения с общей картиной мира на основе ценностных представлений.

В контексте решения этой задачи рассмотрим, как наиболее значимые общественные тенденции, определяющие развитие социокультурного пространства в течение последних двух десятилетий, влияют на динамику ценностных представлений в мировоззрении отдельной личности.

Под воздействием глобализационных процессов современное социокультурное пространство стало представлять собой чрезвычайно пеструю картину, сложенную из множества культурных традиций, нравов, обычаев, ценностных представлений. Эта множественность предстает в сознании человека как бессистемная эклектичность, продиктованная семантикой постмодерна, отвергающей принцип системности, а следовательно, иерархичности, соподчиненности и единства культурных смыслов. В связи с этим А.В. Костина отмечает, что основной идеей постмодерна является «разрушение универсальности», «отказ от какого-либо единого начала … и в познании, и в культуре, и в человеческом мире… Само же понятие истины как принципа соответствия знания объективному состоянию мира теперь оказывается размытым и несвоевременным, неактуальным». [1, с. 171] Отсюда следует вывод о релятивизме ценностных представлений в сознании современного человека, доминантой его картины мира становится мысль том, что все относительно и все возможно.

Глобализационные процессы многоаспектны, в основе их находятся не только  культурные, но и политические, экономические тенденции. Наиболее заметными из них выступают сегодня либерализация и ее атрибут - рыночная экономика, обладающие специфической системой ценностных представлений, включающей такие понятия, как демократизация, различные виды свобод, автономия и самоценность индивида, права человека, плюрализм форм собственности.

Со времени становления в нашей стране общества с рыночной экономикой, утверждающего ценности либерализма, начался отсчет переходного периода, принявшего характер непрерывных общественных преобразований. Перманентная природа этих процессов определяется аксиологическим кризисом, порожденным конфликтом между прежней системой ценностных отношений и новыми ценностно-смысловыми основаниями, свойственными либерализму. Как отмечает Т.В. Панфилова, «такие либеральные ценности, как демократия, свобода, права человека из ценностей человеческих превратились в ценности глобализации, ибо сегодня они работают на дальнейшую глобализацию, идеологически подкрепляя ее». [2, с. 27]  Распространение этих ценностей сопровождается утверждением общества с «истинно универсальной культурой потребления» [3, с. 141], что, по словам В.М. Межуева, сводит характер взаимоотношений между людьми к системе координат «продавец-покупатель» и – дополним - «производитель-потребитель». «Отношения между ними строятся здесь на основе экономической выгоды и расчета, что прямо не совпадает с отношением людей внутри культуры – между творцами и их публикой». [4, с. 80]

Гедонизм, прагматический интерес, коммерческий успех в таком обществе – главные мотивы человеческой деятельности. Под воздействием массовой культуры, распространяющейся посредством схем упрощенной рациональности, деятельность во всех сферах общества приобретает упрощенный и в то же время утилитарный характер. Это в свою очередь оборачивается поверхностным освоением ценностей и норм культуры. В результате побудительными мотивами деятельности современного субъекта зачастую оказываются удовлетворение своих первичных потребностей и извлечение прибыли.

В такой системе координат  ценностный мир человека сужается, в нем трудно найти основания для укоренения духовно-нравственных начал.

Заметное влияние на динамику ценностных предпочтений личности оказывают информационные технологии.

Интернетизация вносит свой вклад в технизацию и обезличивание жизненного пространства человека, «перемещая» жизненный мир субъекта из реальной действительности в иные (игровые, виртуальные) пространства.

В связи с этим меняется мироощущение и восприятие индивидом окружающего мира. Академик В.С. Степин отметил, что информационные потоки, обрушивающиеся на человека через экранные формы коммуникации, ориентируют его на «развлечение, на поверхностное отношение к миру» [5, с. 306]

Вместе с тем увлечение виртуальными играми вытесняет межличностное общение. Происходит один из эффектов разорванной коммуникации». [6, С. 29]

Виртуальные формы общения видоизменяют не только механизмы  коммуникативных процессов, но и их аксиологическую составляющую.

В массе информационных потоков, обрушивающихся на современного человека, происходит нивелирование смыслового содержания. Духовные ценности, нравственные предпочтения оказываются категориями, экономически и технологически плохо совместимыми с информационными параметрами. В этой связи С.В. Лещев и Н.Б. Миронова определяют информационную аксиологию как блиц-эстетику: «Скорость, помноженная на красоту, вытесняет добро, этику вообще из любого общения. И этому причина – смена церемонии интерфейсом» [7, с. 106].

Виртуальная среда оказывается «всеядной» в ценностно-смыловом отношении и содержит крайне противоречивую информацию, как полезную для человека, так и представляющую собой информационные угрозы для нравственности и психического здоровья общества. Особенно не защищенной от воздействия агрессивной информационной среды оказывается молодежь, ценностные взгляды которой находятся в процессе формирования.

В связи с этим процессы личностной идентификации усложняются. Молодым людям сложно в такой ситуации сформулировать для себя жизненные цели, сделать правильный выбор в ценностных предпочтениях, выработать определенные стратегии на будущее.

В описанных условиях только формирование внутренней культуры человека, системы его ценностных представлений на духовно-нравственной основе, вовлечение индивида в общественно-полезные практики сможет стать превентивным средством его самозащиты от воздействия агрессивной информационной среды.

Анализ обозначенных тенденций свидетельствует о перманентном кризисе ценностных оснований отечественного общественного развития, приведшим,  в свою очередь,  к кризису идентичности на всех уровнях общественного воспроизводства – от личностного до социального (о последнем говорит отсутствие  в течение нескольких десятилетий в российском государстве национальной идеи). Первым шагом на этом пути должно стать стремление общества к идеалу единения на основе уважения к отечественной истории и культуре, традициям и ценностям прошлого. «Возврат к духовным измерениям современной цивилизации предполагает признание суверенности и ценности Иного - природной реальности, другого человека, иной культуры и системы ценностей…С Иным возможны диалог, коммуникация, в ходе которых меняется каждый участник, но не нажим, не давление» [8, С.604].

Это актуализирует роль духовно-нравственных начал в культуре и в отдельной личности. Именно духовная направленность деятельности современного субъекта способна упорядочить существующий хаос, сделать социальную практику практикой социокультурной. Разумеется, речь идет не столько о романтическом противопоставлении духовного и материального и превознесении только духовного, сколько о соразмерности их. Без этого человек может деградировать как нравственное существо.

Таким образом, социокультурная практика должна складываться из представления о сопряженности ценностно-преобразующей деятельности субъекта, как определяющего начала социальной природы общественных отношений, и его творческих способностей как базовых элементов культурной составляющей общественного воспроизводства. Отсюда целостный взгляд на природу социокультурного пространства предполагает принцип взаимообусловленности и взаимодополнительности элементов культурного и социального пространств.

[1] См. об этом Костина А.В. Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы. // Религия, культура, образование. 2009. №4. С. 171.

[2] Панфилова Т.В. Ценности глобализированного мира. // Философия и общество. №2 2014. С. 27

[3] Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С.141.

[4] Межуев В.М. Государство и культура. Право и культура: монография под общ. ред Егорова В.К., Тихомирова Ю.А., Астафьевой О.Н..-М., Изд-во РАГС, 2009. - С. 80.

[5] См.: Степин В.С. Наука и образование в контексте современных цивилизационных изменений // Безопасность Евразии. – 2001. – № 3. – С. 305.

[6] К мобильному обществу: утопии и реальность / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. С.29.

[7] Лещев С.В., Миронова Н.Б. Коммуникациональное действие глобализационных процессов // Эпоха глобальных перемен. М.: МГИДА. 2004. С. 106.

[8] Митрошенков О.А. Философия: Учебник под ред. Проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. С.604.