Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ПО ДИСЦИПЛИНЕ "Основы этики".
Автор: Белоконь Юлия Петровна, преподаватель общих гуманитарных социально- экономических дисциплин, высшая квалификационная категория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_zo_osnovy_etiki_belokon_yu.p.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
и контрольные задания
для студентов заочного отделения
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"Основы этики"
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
(35.02.07, 35.02.08,09.02.05,23.02.03,08.02.08,40.02.01,38.02.01, 21,02.05)
ст. Брюховецкая, 2018
Общие положения.
Целями освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы этики
являются:
формирование представлений о развитии этики, ее структуре и главных проблемах на различных этапах ее становления, формирования культуры поведения.
Главной задачей данной дисциплины является:
создание в каждом человеке определенной теоретической базы, которая поможет ему решать проблемы морального характера, планировать свое будущее, думать о том, какую профессию выбрать, каждый человек неизбежно сталкивается с вопросом о смысле жизни, размышляет о том, как прожили жизнь другие люди, оценивает собственные перспективы. Этические знания необходимы молодым специалистам для того, чтобы создать положительное мнение о себе во всех формах общения, быть культурным, воспитанным, интеллигентным человеком, владеть правилами этикета, которые помогут будущим специалистам развить лидерские качества, заслужить авторитет. Дисциплина «Основы этики» базируется на правовом, экологическом, экономическом, духовно-нравственном воспитании личности
Студент должен знать:
- о предмете и объекте этического знания, не только как о научной дисциплине, но и жизненно-важном элементе в воспитании человека и формировании его как личности;
- о теории этики, истории развития этических знаний, трудах выдающихся мыслителей;
- основах деловой этики и этикета, правилах поведения за столом, стиле в одежде, ведении деловых переговоров, тактике общения с коллегами, культуре проведения досуга;
- эстетике движений, а также классического танца;
- определения основных терминов по всему курсу дисциплины;
- значимость и полезность владения информацией, которая окажет положительное воздействие на профессиональную деятельность и управление людьми в трудовом коллективе, в быту, в межличностном общении.
Студент должен уметь:
- использовать полученные этические навыки в своей профессиональной деятельности, в быту, уметь танцевать вальс.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Заочное отделение
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 6 |
в том числе: | |
Установочное занятие | 2 |
Обзорные занятия | 4 |
практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): | 48 |
В том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка рефератов, создание электронных презентаций по разделам и темам дисциплины, составление опорного конспекта, подготовка учебных проектов. | 48 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
- Социально- экономических дисциплин. Основы философии.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, методические пособия, учебники, курсы лекций, плакаты.
Технические средства обучения: доска, компьютер, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная:
1. А.В.Разин «Основы этики» ИД «Форум» 2010г.
2. И.Н Кузнецов «Деловая этика и деловой этикет» ИД «Феникс» , 2007г.
3. Н.С. Ефимов «Психология общения», ИД «Форум»-ИНФА-М, 2012г.
Дополнительная:
И.Ю. Медаков «Практикум по философии» Москва, «Форум»,2012.
В.А. Канке «Основы философии» М. Логос, 2006г.
Большаков. Основы философских знаний, М., 2006г.
А. Радугин. Философия, М., 2007г.
А.А. Горелов «Основы философии» М. Академа, 2005г.
О.Шпенглер. Закат Эвропы, М., 2005г.
Л.Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы, М. 2007г.
Диалог цивилизаций: Восток-Запад, ж. Вопросы философии, № 6, 2005.
Б.В. Марков. Человек в истории. Философия истории. (Социально-политический журнал, № 6, 2001г.
Н.В. Алексеев Христоматия по философии М. 2006г.
К.Х. Момджян. Социум. Общество. История. М.. 2003г..
И.Ф. Кефели. Судьбы культуры ХХ века. Социально-политический журнал, № 5,6, 2004г.
Философский энциклопедический словарь, М., 2003г.
Презентации, фото и видеофильмы.
.
Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ. 07 ОСНОВЫ ЭТИКИ (заочное обучение)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов по программе з/о | Установочные занятия | Обзорные лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. История этики | Предмет и объект этического знания, исторические этапы развития этики. | 18 | 2 | - | 16 | |
Раздел 2. Деловая этика | Понятия о служебной этике, внешнем виде делового человека, правилах этикета в обществе. | 18 | 4 | - | 14 | |
Раздел 3. Эстетика движений | История возникновения танца, Венский вальс и фигурный вальс. | 18 | - | - | 18 | |
| Итого: | 54 | 2 | 4 | - | 48 |
Содержание дисциплины.
Введение.
- Предмет и объем этического знания», этика как система идей, уровни этического знания, прикладная этика, мораль профессионала, проблема возникновения морали в теоретической этике, совесть и справедливость как первые элементы нравственного самосознания, трудовая кооперация как фактор развития сознания и нравственного мышления, язык, мышление как интерпретация мира, экзогамный запрет, достоинство человека и развитие цивилизации.
История этики
- Античная этика: мифологическое мышление и первые элементы нравственного самосознания, человек как мера всех вещей, психологический подход к пониманию морали, онтологизация морали в концепциях Сократа и Платона, этика Аристотеля, позднеантичные этические учения;
- Этика средневекового общества: нравственные добродетели в средневековом обществе, человек в христианской моральной доктрине;
- Возрождение и Реформация;
- Этические теории Нового времени: особенности этических концепций 17-18 веков;
- Этические доктрины Канта, Гегеля, Фейрбаха.
Теоретическая этика.
- Моральные нормы и ценности: способы обоснования морали, утилитаризм, абсолютизм, конвенционализм, натурализм, космизм, социальный детерминизм, этика долга и добродетелей;
- Категории морального сознания: добро, зло , долг, стыд и совесть, честь и достоинство, любовь, свобода и ответственность, справедливость, счастье;
- Гуманизм.
Деловая этика
- Служебная этика: профессиональная этика, профессионально-правовая культура, этикетные ситуации;
- Этикет делового человека: внешний вид мужчины и женщины, жесты и движения;
- Организация деловых приемов: поведение за столом, навыки сервировки, пользование столовыми приборами;
- Этикет телефонных переговоров;
- Оценка персонала
Контрольная работа
Контрольная работа состоит из трех вопросов. Выбор варианта осуществляется по таблице, представленной ниже.
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
0 | 1, 89, 36 | 11, 22, 59 | 21, 63, 3 | 31, 59, 90 | 41, 80, 5 | 51, 10, 90 | 61, 20, 8 | 71, 30, 9 | 81, 50, 19 | 91, 40, 1 |
1 | 92, 39, 2 | 82, 49 18 | 72, 29, 8 | 62, 19, 45 | 52, 9, 91 | 42, 79, 7 | 32, 89, 58 | 22, 62, 90 | 12, 58, 69 | 2, 88, 29 |
2 | 91, 38, 3 | 83, 48, 17 | 73, 28, 7 | 63, 18, 88 | 53, 8, 92 | 43, 78, 13 | 33, 88, 60 | 23, 61, 8 | 13, 57 , 18 | 3, 87, 20 |
3 | 4, 86, 27 | 14, 56, 37 | 24, 65, 78 | 34, 17, 56 | 9, 77, 14 | 54, 70, 91 | 64, 17, 82 | 74, 12, 16 | 84, 47, 10 | 91, 37, 4 |
4 | 90, 35, 5 | 85, 46, 15 | 75, 26, 55 | 66, 16, 88 | 55, 6, 64 | 45, 76, 15 | 35, 86, 57 | 25, 66, 6 | 15, 55, 78 | 5, 85, 56 |
5 | 6, 84, 25 | 16, 44, 86 | 26, 54, 7 | 36, 85, 8 | 46, 74, 9 | 56, 8, 70 | 66, 13, 44 | 79, 22, 2 | 80, 41, 1 | 46, 37, 4 |
6 | 31, 83, 11 | 32, 84, 16 | 33, 85, 17 | 34, 86, 18 | 36, 88, 19 | 37, 89, 20 | 76, 14, 49 | 68, 26, 48, | 63, 24, 47, | 62, 23, 46 |
7 | 8, 82, 33 | 18, 52, 91 | 28, 67, 34 | 48, 73, 11 | 57, 3, 90 | 68, 13, 13, | 78, 23, 2 | 88, 43, 12 | 78, 33, 8 | 10, 73, 21 |
8 | 9, 51, 92 | 19, 51, 72 | 29, 82, 69 | 39, 82, 51 | 49, 72, 19 | 59, 2, 16 | 69, 12, 32 | 79, 22, 1 | 89, 42, 11 | 59, 32, 9 |
9 | 10, 91, 33 | 20, 60, 11 | 30, 71, 10 | 40, 81, 53 | 50, 71, 12, | 60, 1, 85 | 80, 20, 11 | 90, 41, 20 | 91, 31, 15 | 70, 11, 31 |
Например, если студент Петров К. имеет шифр 156, то он отвечает на вопросы: 66, 13, 44.
Контрольная работа должна быть написана разборчиво и аккуратно. Представлена в установленный срок. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы. Рекомендации по выбору литературы и пособий дает преподаватель на установочных занятиях.
Вопросы для контрольной работы и дифференцированного зачета по ОГСЭ.07 Основы этики.
1.Этикет и его виды.
2. Определение «этикетной ситуации».
3. Виды деловых приемов.
4. Подготовка деловых приемов.
5. Служебная этика.
6. Этическая подготовка руководителя.
7. Понятие делового этикета.
8. Понятие «профессионализм».
9. Этикет телефонного разговора.
10. Деловой этикет в различных странах..
11. Внешний вид делового человека
12. Профессиональная этика, ее категории.
13. Функции мировоззренческих категорий.
14. Культура общения. Манеры и такт.
15. Этика – как наука.
16. Стиль и собственный имидж.
17. Место темперамента в характере человека.
18. Имидж руководителя.
19. Оценка персонала.
20. Приказ и просьба.
21. Критика и этика.
22. Профессионально – правовая культура.
23. Внешний вид делового мужчины.
24. Внешний вид деловой женщины.
25.К какому периоду развития общества можно отнести возникновение развитого самосознания.
26.Что свидетельствует об элементах нравственного сознания в первобытном обществе.
27.С чем связаны первые представления о справедливости.
28.Какова роль трудовой взаимопомощи в развитии нравственного сознания.
29. Как человек первобытного общества интерпретирует мир, каковы его нравственные отношения с другими людьми и миром в целом.
30. Почему человек воспринимает мир как несовершенный, как он противостоит этому несовершенству.
31. Какие решения предлагались теоретиками морали для объяснения экзогамного запрета.
32. Что свидетельствует о стремлении человека к утверждению своего достоинства в условиях первобытного и раннеклассового общества.
33. За что Кант критиковал предшествующие ему моральные теории.
34. Что такое «категорический императив», какие его формулировки вы можете привести.
35.Что для Канта важнее: мотив или результат поступка.
36.Какой общественный идеал предлагает Кант, какова его концепция истории.
37. Как, согласно Канту, проявляется единство нравственного и эстетического.
38. Какие исторические этапы в развитии нравственного сознания выделяет Гегель.
39. В чем Гегель видит разницу между моралью и нравственностью.
40.Почему мораль у Гегеля относительна, а у Канта – абсолютна.
41.Что общего у Гегеля и Маркса в решении нравственных вопросов в чем различие.
42.В чем Фейербах видит недостатки этики Канта и Гегеля.
43. В чем сложность теоретического определения гуманизма.
44. Каковы достижения практического гуманизма, становятся ли наши нравы лучше.
45.Какие течения современной гуманистической мысли вы можете назвать
46.Чем ситуативная этика отличается от традиционных моральных теорий
47.Почему Сартр считал свою теорию гуманистической.
48. Как Э.Фромм различал способы жизни, ориентированные на бытие и обладание .
- Предмет и объем этического знания», этика как система идей.
- Уровни этического знания.
- Прикладная этика.
- Мораль профессионала, проблема возникновения морали в теоретической этике.
- Совесть и справедливость как первые элементы нравственного самосознания.
- Трудовая кооперация как фактор развития сознания и нравственного мышления.
- Язык, мышление как интерпретация мира.
- Экзогамный запрет.
- Достоинство человека и развитие цивилизации.
- Античная этика.
- Мифологическое мышление и первые элементы нравственного самосознания.
- Человек как мера всех вещей.
- Психологический подход к пониманию морали.
- Онтологизация морали в концепциях Сократа и Платона.
- Этика Аристотеля.
- Позднеантичные этические учения.
- Этика средневекового общества
- Нравственные добродетели в средневековом обществе.
- Человек в христианской моральной доктрине.
- Возрождение и Реформация.
- Этические теории Нового времени.
- Особенности этических концепций 17-18 веков.
- Этические доктрины Канта.
- Этические доктрины Гегеля.
- Этические доктрины Фейрбаха.
- Моральные нормы и ценности.
- Способы обоснования морали.
- Утилитаризм.
- Абсолютизм.
- Конвенционализм.
- Натурализм.
- Космизм.
- Социальный детерминизм,
- этика долга и добродетелей.
- Категории морального сознания.
- Добро и зло.
- Долг.
- Стыд и совесть.
- Честь и достоинство.
- Любовь.
- Свобода и ответственность,
- Справедливость.
- Счастье.
- Гуманизм.