Статья ВРЕМЯ КАК МНОГОГРАННАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Время. Что мы знаем о нем? Какое оно для нас?, Какое оно для других? А что о нём говорили философы? Как сопоставляли с категорией бытия? Эти и многие другие вопросы кратко освещены в представленной ниже статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассуждения о времени с философской точки зрения | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. А. МИТЯЕВА
ВРЕМЯ КАК МНОГОГРАННАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Время — одна из наиболее сложных категорий человеческого бытия и сознания. Необходимо выявить причины разрозненности знаний в области временного континуума:
- отсутствие отдельной науки и как следствие — общепринятого категориального аппарата;
- многообразие точечных исследований обсуждения к контексте философии, математики, физики, естествознания и искусства (музыки) и междисциплинарных исследований между вышеперечисленными науками.
Они выявляют простоту отношений к данной категории (время — широко употребляемое понятие, которое кажется простым и близким) или узкоспециализированную направленность исследований, в который используется спектр специфических знаний.
Возникновение интереса к проблеме времени сопоставимо с появлением первого человека на Земле («все что движется, изменяется, живет, действует и мыслит — все в той или иной форме связано со временем»[1]). Изучение данной категории в срезе спектра наук выявляет разноплановость, многогранность и масштабность знаний о времени сегодня.
В разные эпохи, любая проблема первостепенно становилась предметом философии. Категория времени не является исключением, поэтому на наш взгляд, обращение к истории философии, как к науке в которой, в определенной степени получили отражение многочисленные исследования вопроса категории времени, является приоритетным.
Область философской мысли отражает:
- определение сущности и генезиса времени;
- выявление связей с иными категориями бытия (например: движение, материя, пространство.);
- сопряжение категории времени с первоосновами научного знания.
В срезе рассмотрения философской мысли, претворяются фундаментальные идеи зарубежных (Аристотель, Платон, Аврелий Августин, Г. Лейбниц, И. Кант, Ф. Брентано, А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), и отечественных философов (Н. Лосский, Н. Бердяев, А. Лосев). Они способствуют выявлению взаимосвязей феномена времени с человеческой субъективностью. В центре внимания находится задача исследования отношений, существующих между внутренним миром субъекта и миром внешним, с точки зрения временных зависимостей, имеющих место в этих «мирах».
Для системности и порядка понимания категории «время» у вышеперечисленных философов (которыми не исчерпывается весь спектр знаний), на наш взгляд представляется возможным сформулировать основной тезис каждого из них и представить наглядно в виде таблицы.
Таблица 1. Зарубежные философы
Аристотель | Время и движение, время и душа. |
Платон | Время как категория космическая. |
Августин Аврелий | Время сквозь призму индивидуальной души. |
Лейбниц Г. | Время — относительное и субъективное. |
Кант И. | Время — априорная форма внутреннего чувства. |
Брентано Ф. | Время – психические и физические феномены. |
Бергсон А. | Время и длительность, время и интуиция. |
Гуссерль Э. | Время и феноменология. |
Хайдеггер М. | Время и бытие. |
Таблица 2. Отечественные философы
Лосский Н. О. | Время — форма событий. |
Бердяев Н. А. | Время — продукт объективизации, происходящей с субъектом. |
Лосев А. Ф. | Время — пространственно-подвижное «качество». |
Тезисное изложение мысли философов подчеркивает разобщенность взглядов и дает спектральную оценку на категорию «времени». Хронологический порядок исследований показывает, как осмысление времени переходило от объективного восприятия к субъективному (направленность исследований сменялась от космоценрической модели к антропоцентрической).
Классическая наука рассматривает категорию «время» как любое другое природное явление. Научный подход позволяет ставить вопрос о реальном, естественном источнике времени и пространства, и их конкретных средств: длительности и делимости, обратимости и необратимости.
Роль времени в музыке основополагающая, в любом виде музыкальной деятельности (композитор, исполнитель, слушатель) происходит «работа со временем» и любая музыкальная интонация соотносится со структурами времени. Движение (темповые отношения) в музыке передается расчленением во времени (метрическая пульсация) непрерывно текущего звучания на отдельные, связанные друг с другом элементы (ритмические рисунки).
В музыкальном искусстве организующим (временным) началом являются категории темпа, метра и ритма. Детальная разработка, систематическое и последовательное изучение этих категорий в музыкальной науке представлена в работах следующих авторов: В. Холопова «Музыкальный ритм. Очерк», Е. Назайкинский «О музыкальном темпе», М. Харлап «Ритм и метр в музыке устной традиции». Менее детально (в связи с другим объектом исследования), но в тесной взаимосвязи, к этой проблеме обращались: Б. Асафьев, С. Беляева-Экземплярская, В. Васина-Гроссман, Т. Лазутина, Л. Мазель, В. Цуккерман, А. Сохор, С. Скребков, Е. Ручьевская, В. Медушевский. Музыкальная наука раскрывает данные категории в исторических и стилевых аспектах.
Область музыкальной психологии отображает проблемы времени в качестве способности (чувства) и исследует и изучает практическое применение и способы научения. К этому вопросу обращались следующие авторы: Б. Теплов, А. Готсдинер, К. Тарасова, Л. Бочкарев М. Старчеус, Д. Кирнарская. Рассмотрим подробнее вклад каждого автора и специфику их работ.
Фундаментальным и первым трудом в этой области явилась работа Б. Теплова «Психология музыкальных способностей», в которой автор дает название («чувство музыкального ритма») и определение способности ощущать, воспринимать время в музыке и классифицирует ее наряду с основными музыкальными способностями.
В свою очередь К. Тарасова, опираясь на исследование Б. Теплова, дает поурочную разработку воспитания метроритмического чувства, посредством усвоения основополагающих модусов на уроке музыки в общеобразовательной школе. Этот эксперимент дал практическое основание для дальнейшего исследования проблемы.
М. Старчеус в своей работе «Слух музыканта» выявляет тесную взаимосвязь чувства ритма, чувства метра, чувства темпа; определяет три уровня чувства ритма: перцептивный (дифференциация), репродуктивный (воспроизведение), креативный (субъектное отношение).
Д. Кирнарская в работе «Музыкальные способности» соотносит чувство ритма с движениями (природа ритма основывается на слухо-двигательной координации); соотносит значимость категорий ритма, метра и темпа между собой (чувство темпа является «следствием высокоразвитого чувства ритма»); выявляет, что чувство ритма бессознательно и рефлекторно; давая иную классификацию музыкальных способностей, нежели у Б. Теплова определяет свою (чувство ритма первично по отношению ко всем музыкальным способностям) позицию в ней чувства музыкального ритма.
Данная статья опирается на имена отечественных и зарубежных философов (Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев; Аристотель, Платон, Августин Аврелий, Г. Лейбниц, И. Кант, Ф. Брентано, А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), которые внесли наиболее значимый вклад к раскрытию сущности времени и дали понимание на соотношения времени и чего-либо (движения, души, интуиции, восприятия и т. д.).
В свою очередь, в статье представлен практический опыт применения «временного континуума» путем обобщения в музыкальном искусстве. Определяя значение сущности времени сквозь призму изучения категорий темпа, метра и ритма, в лице таких ученых как: В. Холопова, Е. Назайкинский, М. Харлап, Б. Асафьев, С. Беляева-Экземплярская, В. Васина-Гроссман, Т. Лазутина, Л. Мазель, В. Цуккерман, А. Сохор, С. Скребков, Е. Ручьевская, В. Медушевский; и к формированию метрорического чувства как музыкальной способности у музыкантов-исполнителей (к этому вопросу обращались следующие авторы: Б. Теплов, А. Готсдинер, К. Тарасова, Л. Бочкарев М. Старчеус, Д. Кирнарская).
Философское осмысление понимания времени обеспечивает фундамент для воспитания чувства времени в практической деятельности (например, музыкальной). Любая грань изучения категории «время» (философия, естествознание, физика, музыка или другие виды искусств) к настоящему моменту имеют широкий спектр знаний, но актуальность исследования не исчерпывается, потому что при наличии фундаментальных знаний остается круг неизученных или нераскрытых систематично и последовательно проблем.
[1] Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. М., 2007. С. 5.