К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ «УЧЕНИК» И «ПЕДАГОГ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Статья опубликована в сборнике «Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки», Санкт-Петербург, 24 марта 2015 года.
В статье рассмотрено влияние существующих традиционных психических образов «Педагог» и «Ученик» на процесс внедрения инновационной парадигмы образования. Приведены обоснования необходимости специальных мероприятий по сопровождению внедрения новых стандартов работы педагога.
Thе article gives consideration to the influence of such well-known traditional mental models as "Teacher" and "student" on the process of implementation the innovative educational paradigm. It shows substantiation of necessity in special support measures of implementation the new standards of teacher's work.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Екатерина Александровна Скородумова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ «УЧЕНИК» И «ПЕДАГОГ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Аннотация: в статье рассмотрено влияние существующих традиционных психических образов «Педагог» и «Ученик» на процесс внедрения инновационной парадигмы образования. Приведены обоснования необходимости специальных мероприятий по сопровождению внедрения новых стандартов работы педагога.
Thе article gives consideration to the influence of such well-known traditional mental models as "Teacher" and "student" on the process of implementation the innovative educational paradigm. It shows substantiation of necessity in special support measures of implementation the new standards of teacher's work.
Образовательная парадигма представляет собой набор целевых ориентиров, которые влияют на выбор форм и методов педагогической работы, на модели отношений между участниками образовательного процесса.
Турчен Д.Н. предлагает условно разделить всё разнообразие образовательных парадигм на две группы: классическую и инновационную. Сосуществование этих моделей и постепенный переход от первой ко второй наблюдается с конца ХХ века.
Классическая парадигма, развивавшаяся с XVII века, ставила своей целью передачу практических знаний, умений, навыков от поколения к поколению. Важной задачей являлось распространение грамотности среди широкого круга населения, подготовка человека к определённому труду. В образовательном процессе акцент ставился на восприятии обучающимся готовой информации, которую транслировал педагог, основные усилия были направлены не на развитие личности, а на достижение учащимся необходимого уровня овладения знаниями. Такой подход соответствовал запросам индустриального общества.
Конец ХХ века характеризуется переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Изменения в социально-экономической сфере отразились на ценностных приоритетах, повлекших за собой появление инновационных парадигм в образовании. [4] Сегодня признано значимым личностное развитие, способность к самообразованию, к творческому поиску новых решений. Скорость изменений в современном мире диктует новые задачи при обучении: научить человека учиться, быстро адаптироваться, быть готовым учиться всю жизнь. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС и в «Законе об Образование» фиксируют необходимость перехода от классической парадигмы к инновационной.
Сложность перехода заключается не только в таких внешних факторах как обновление образовательной среды и программ обучения, но и в необходимости изменения отношения к ученику, учителю и родителю. Необходимо принятие нового понимания ролей в процессе познания.
Сегодня участники образовательного процесса часто сталкиваются с фрустрацией, разочарованием, связанным с несоответствием собственных взглядов на роль ученика и учителя современным требованиям. Большое значение в непринятии новаций играет расхождение желаемого и сложившегося психического образа педагога и ученика.
Такой образ рассматривается в литературе как «субъективное отражение объективного мира в сознании человека». [3]
Образы современных педагогов и родителей в основном формировались в рамках классической парадигмы. Исходя из этого, в традиционном сознании современного взрослого педагог - это носитель знаний, авторитет, в задачу которого входит довести знания до ученика до определённого уровня. Иллюстрацией этого образа могут служить фразы: «я говорю – ты слушаешь», «учитель всегда прав», «учителя надо уважать», «делай как я говорю».
Образ ученика в сознании многих людей сводится до «сосуда, который надо наполнить известными знаниями, для его же пользы». Именно так часто воспринимают учащихся и родители, и педагоги.
Как отмечает Завалова Н.Д: «Образ – цель действий, идеальный или мысленно представленный ее результат: то, чего нет еще реально, но что должно быть получено в итоге деятельности». [2]
Если говорить об образе идеального ученика в сознании педагога, то скорее всего это будет спокойный, послушный, внимательный ребёнок. Он усидчив, обладает хорошей памятью, подготовлен к школе, а его родители активно участвуют в процессе обучения. Исходя из этого образа, педагог планирует свою деятельность, стремясь приблизить учеников к нему.
Реформы образования трактуют идеал учащегося совсем иначе. Современный ученик предстаёт любознательным, открытым новому, самостоятельным человеком. Желаемый образ ученика за последние десятилетия изменился, но изменить шаблон образа в сознании людей непросто.
Влияние на человека существенного расхождения сложившегося психического образа с реальным, подробно описал Эрик Берн: «человек предпочитает чувствовать в соответствии с шаблонами и независимо от их отношения к действительности. Если же ему проходится изменить эти образы, человек становится мрачным и раздражительным, а иногда и психически больным». [1]
Исходя из этого можно предположить, что распространению инновационной парадигмы противостоят распространённые шаблонные образы, несоответствующие современным целям образования. Это своеобразный общественный защитный механизм, призванный дать время на обдумывание, взвешивание, отбор продуктивных идей.
Со стороны государства сделано много шагов, подробно демонстрирующих новые образы участников современного процесса образования. Создан федеральный стандарт образования, в котором расставлены приоритеты в пользу диалогового образования, субъект-субъектного отношения между педагогом и обучающимся. В профессиональном стандарте педагога одним из трудовых действий закреплено развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы.
Тем не менее до осознания изменений образов «педагог» и «ученик» на уровне личностей ещё очень далеко. Необходимы исследования существующих шаблонов психических образов в сознании педагогов и родителей. Если говорить не о формальной, а о реальной работе по ФГОС, необходимо помочь педагогам в создании новых образов учеников, мотивация к работе в соответствующем направлении.
Сегодня хорошо известны маркетинговые способы популяризации идей. Например, ролики и фильмы, рассчитанные на соответствующую целевую аудиторию, где современный педагог взаимодействует с учащимися в соответствии с инновационной парадигмой, могли бы ускорить создание новых соответствующих образов в сознании людей.
Степень влияния системы образования на формирование личности трудно переоценить. Перемена целевых ориентиров влечёт за собой необходимость пересмотра традиционных образов, это болезненный процесс, нуждающийся во всестороннем сопровождении. Необходимо изменить видение ребёнка не только на бумаге, необходимо изменить его в сознании родителей и педагогов. Только когда внутренние установки всех участников образовательного процесса будут соответствовать поставленным в нормативных документах целям, можно будет говорить о выздоровлении системы образования после необходимых реформ.
Список литературы
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых: Пер. с англ. А.И. Фёдорова. - СПб: МФИН, 1992. – 448 с.
- Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука 1986. – 173с
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328с
- Турчен Д.Н. Изменение образовательной парадигмы в ХХ - начале ХХI в. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №4.ГРНТИ: 14 — НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА, ВАК РФ: 13.00.00