Рабочая программа по философии
Содержание учебного материала, количество часов на освоение, форма контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ogse_01_osnovy_filosofii_verno.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для всех специальностей СПО
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ по специальностям:
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол от «09» июня 2015 г.
Председатель МС ________ С.А. Блохина
Составители: Пивоварова О.Н, преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»;
Пантюшенкова Л.И., преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по всем специальностям.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО
Для специальностей 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для специальности: 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | – |
практические занятия | – |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | 34 | |||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Становление философии из мифологии. | 6 | 2, 3 | |
2 | Предмет и определение философии. | |||
3 | Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | |||
Самостоятельная работа студентов: 1. Подготовить сообщение: «Основные вопросы философии в трудах древних философов» 2. Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвность» | 2 | |||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). | 8 | 3 | |
2 | Становление философии в Древней Греции | |||
3 | Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | |||
4 | Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика | |||
Самостоятельная работа студентов:
| 4 | |||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | 8 6 | ||
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. | 2 | ||
2 | Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания | |||
3 | Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | |||
Самостоятельная работа студентов:
| 2 | |||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 6 4 | ||
1 | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. | 3 | ||
2 | Особенности русской философии. Русская идея. | |||
Самостоятельная работа студентов:
| 2 | |||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 38 | |||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | 12 8 | ||
1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. | 2, 3 | ||
2 | Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). | |||
3 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. | |||
4 | Строение философии и ее основные направления | |||
Самостоятельная работа студентов:
| 4 | |||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 12 6 | ||
1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. | 2,3 | ||
2 | Современные онтологические представления. | |||
3 | Пространство, время, причинность, целесообразность. | |||
4 | Гносеология – учение о познании. | |||
5 | Соотношение абсолютной и относительной истины. | |||
6 | Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | |||
Самостоятельная работа студентов:
| 6 | |||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 8 6 | ||
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | 2,3 | ||
2 | Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности | |||
Самостоятельная работа студентов:
| 2 | |||
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | 6 4 | 2,3 | |
1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. | |||
2 | Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | |||
Самостоятельная работа: Подготовить план-конспект «Сходство философии от искусства, религии, науки и идеологии». Подготовить сообщение: «Роль философии в современном мире», «Будущее философии» | 2 | |||
Всего: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
- Горелов А.А. Основы философии: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / А.А. Горелов. - 13-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 320с. - (Среднее профессиональное образование)
Дополнительная литература:
- Балашов Л.Е. Философия: Учебник / Л.Е.Балашов.-3-еизд., испр. и доп. – М.: Изд. торг.коп. Дашков и К, 2008. – 612с.
- Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. – М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2008. – 368с.
Дополнительные оригинальные тексты
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
- Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
- Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
- Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
- Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
- Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
- www.alleg.ru/edu/philos1.htm.ru
- wikipedia.org/wiki/Философия
- www.diplom-inet.ru/resursfilos
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения студентами практических заданий, индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка |