Семинарские занятия пофилософии
Предварительный просмотр:
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Т е м а 1 ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
1 Мировоззрение и его структура.
2 Предфилософские виды мировоззрения:
а) мифология;
б) религия.
3 Изменение предмета философии в ходе истории.
4 Основные аспекты философского знания. Методы и функции философии.
5 Структура философии (онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия).
6 Место и роль философии в культуре.
Тема первого семинара "Философия, ее специфика и место в культуре" является вводной и потому
предполагает раскрытие и усвоение базовых философских понятий, без которых дальнейшее изучение философии будет весьма затруднительным. Один из центральных терминов в ней – "мировоззрение".
Это широкое понятие, имеющее следующие структурные компоненты: познавательный, ценностно-
нормативный, эмоционально-волевой, практический. Их характеристика и даст в целом определение
термина "мировоззрение" и выявит его основные функции.
Следует заметить, что мировоззрение выступает на жизненно-практи-ческом и теоретическом и
уровне. Первый проявляется в виде мифологии и религии, потому необходимо показать специфику ми-
фологии и религии и определить функции, которые они выполняли на ранних этапах общественного
развития. Теоретический уровень мировоззрения представлен философией и наукой.
Третий вопрос семинарского занятия предполагает рассмотрение исторической перспективы предмета
философии, который в момент ее зарождения включал всю совокупность научных знаний, а затем по ме-
ре отделения конкретных наук сохранил лишь самые общие мировоззренческие вопросы.
Раскрывая четвертый вопрос плана, следует выявить специфику философии, показать ее отличие от
других видов мировоззрения и наук, охарактеризовать методы философского знания (базовыми из них
являются диалектика, метафизика, иррационализм, рационализм, сенсуализм) и определить функции, ко-
торые выполняет философия в современном обществе.
Пятый вопрос предполагает краткую характеристику основных разделов философии. Ответ на шес-
той вопрос имеет целью подведение итогов обсуждения заявленной темы. В данном случае возможна
дискуссия на тему "Философия: наука или мировоззрение?" Необходимо также определить соотно-
шение понятий "философия" и "культура".
Контрольные тесты
1 Философия представляет собой …
а) теоретический уровень мировоззрения,
б) методологию познания природы,
в) умение "припоминать" душой все то, что она знала до вопло-
щения в тело,
г) жизненно-практический уровень мировоззрения.
2 Синонимами практического уровня мировоззрения выступают понятия …
а) научное, теоретическое, интеллектуальное;
б) житейское, повседневное, ненаучное;
в) эстетическое, этическое, этническое;
г) онтологическое, гносеологическое, антропологическое.
3 Общим для философии и мифологии является то, что они …
а) олицетворяют природные и социальные явления в образах богов;
б) отражают в абстрактной форме предметы и явления действительности и связи между ними;
в) рассматривают всю совокупность вопросов о происхождении мира и человека, о месте чело-
века в мире;
г) с помощью обрядности культивируют чувства любви, доброты, сострадания, милосердия.
4 Философия переводится как …
а) мудрость, в) наука о морали,
б) любовь к мудрости, г) стремление к истине.
5 Философия как историческая форма мировоззрения сформировалась …
а) раньше мифологии, в) в 3 в. до н. э.,
б) позже мифологии, г) в 3 в. н. э. .
6 Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов наиболее характерно для …
а) философии, в) искусства,
б) науки, г) мифологии.
7 Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории
сущего:
а) аксиология, в) онтология,
б) историософия, г) диалектика.
8 Гносеология – это:
а) философское учение о наиболее общих связях и развитии бытия и познания;
б) раздел философии, изучающий возможности и проблемы познания;
в) философское направление, признающее первичность материи;
г) направление в теории познания, рассматривающее чувственный опыт главным источником
знания.
9 Мораль, нравственные идеи и принципы изучаются …
а) этикой, в) онтологией,
б) эстетикой, г) гносеологией.
10 Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и
основанный на этом учении метод творчески познающего мышления:
а) диалектика, в) антропология,
б) метафизика, г) аксиология.
1 Источники формирования и особенности философствования в Древней Индии.
2 Ортодоксальные философские системы Древней Индии (веданта, миманса, санкхья, йога, вай-
шешика, ньяя).
3 Неортодоксальные школы (буддизм, джайнизм, чарвака).
4 Особенности развития и связь философии и культуры в Древнем Китае.
5 Основные школы китайской философии и проблемы их размышлений (конфуцианство, даосизм,
моизм, легизм).
Первый вопрос предполагает характеристику основных источников древнеиндийской философии,
каковыми являются брахманизм, основывавшийся на Ведах, и эпические поэмы "Махабхарата" и "Ра-
маяна". Определение специфики древнеиндийских философско-религиозных учений заключается в вы-
явлении их общих идей, направленности, жизненных принципов и характера.
Ответы на второй и третий вопросы должны послужить подтверждением выявленных общих тен-
денций на конкретном материале. Характеристику каждой древнеиндийской школы можно осуществ-
лять по плану:
а) период существования и условия зарождения;
б) основатель и известные представители (краткие биографические сведения);
в) основные идеи (если возможно, то с выделением онтологических, гносеологических, философ-
ско-антропологических и социально-философ-ских компонентов);
г) значение для развития философии в целом.
Специфика китайской философии связана в большинстве случаев с ее практической направленно-
стью, так как философские идеи в Китае часто использовались в политической борьбе (в том числе и в
ХХ в.). Сквозь эту же призму следует рассматривать и связь философии и культуры в Китае, поскольку
произведения литературы и искусства в этой стране имеют глубокий философский подтекст.
Для раскрытия пятого вопроса можно воспользоваться планом, предложенным для характеристики
древнеиндийских философских школ.
Контрольные тесты
1 Основателем даосизма считается …
а) Конфуций, в) Мо Ди,
б) Лао Цзы, г) Мэн Цзы.
2 Как звали Будду до того, как он стал "пробужденным"?
а) Махавира Вардхамана Джина,
б) Тит Лукреций Кар,
в) Сидтхартха Гаутама Шакьямуни,
г) Абу-л-Валид Мухаммад ибн Рушд.
3 Принцип "не-деяния" в даосизме основан на том, что …
а) человек не способен познать великую связь вещей и любое его действие, стремление что-
либо изменить не имеет смысла, так как все возвращается в свою противоположность;
б) "жажда жизни" мешает человеку освободиться от привязанности к земным вещам и препят-
ствует достижению нирваны;
в) человек уже достиг совершенства и ему уже нечего в этом мире ни познавать, ни совершен-
ствовать;
г) все существующее в настоящем, все, что возникнет в будущем, абсолютно предопределено
волей Бога-Творца.
4 В каком варианте перечислены только философско-религиозные учения, возникшие в Древнем
Китае?
а) даосизм, джайнизм, легизм;
б) буддизм, конфуцианство, легизм;
в) конфуцианство, легизм, даосизм;
г) даосизм, локаята, йога.
5 Какое из перечисленных учений не является древнеиндийским по происхождению?
а) буддизм, в) джайнизм,
б) локаята, г) даосизм.
6 Буддизм возник в …
а) 6 в. н. э., в) 17 в. н. э.,
б) 6 в. до н. э., г) 3 в. до н. э. .
7 В "четырех благородных истинах" буддизма речь идет о …
а) препятствиях на пути истинного познания материального мира;
б) способах преодоления жажды жизни;
в) методах совершенствования общественной жизни;
г) структуре идеального государства.
8 Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?
а) жизнь – это страдание,
б) причина страданий – жажда жизни,
в) путь к нирване – жажда жизни,
г) у страдания есть причина.
9 Какие учения наиболее близки между собой?
а) буддизм и конфуцианство, в) буддизм и джайнизм,
б) даосизм и джайнизм, г) даосизм и конфуцианство.
10 В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы …
а) происхождения и структуры бытия;
б) отношения к традициям;
в) добродетели, долга, чести, благородства;
г) управления государством.
Список литературы
1 Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.
2 Васильев Л.С. История религий Востока. (любое издание).
3 История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Фило-
софия древности и средневековья. М., 1985.
4 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. (любое издание)
5 Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.
Древнеиндийская философия
1 Бродов В.В. У истоков индийской философии. М., 1972.
2 Буддизм. Словарь. М., 1992.
3 Гусева Н.Р. Джайнизм. М., 1968.
4 Древнеиндийская философия. М., 1972.
5 История и культура древней Индии: Тексты. М., 1990.
6 Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.
7 Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия
джайнизма. М., 1994.
8 Рерих Е.И. Основы буддизма: Жизнь и учение Будды. СПб., 1992.
9 Упанишады. М., 1967.
10 Чаттопадхъяя Д. История индийской философии. М., 1996.
Древнекитайская философия
1 Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
2 История китайской философии: Пер. В.С. Таскина. М., 1989.
3 Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994
4 Лао-цзы. Дао Дэ цзин (Книга о Пути и Силе): Пер А. Кувшинова. М., 2001.
5 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001.
6 Малявин В. Конфуций. М., 1992.
7 Панферова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1993.
8 Переломов Л.С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998.
9 Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998.
Т е м а 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1 Зарождение философии в Древней Греции:
а) милетская школа, д) атомисты,
б) пифагорейцы, г) элеаты,
в) Гераклит, е) софисты.
2 Век классической философии:
а) учение Сократа,
б) философия Платона,
в) энциклопедизм Аристотеля.
3 Эллинистическо-римская философия:
а) кинизм, г) стоицизм,
б) скептицизм, д) неоплатонизм.
в) эпикуреизм,
Античная философия сыграла значительную роль в развитии не только философского знания, но и
культуры мировой цивилизации в целом. Это начало западной философии, практически всех ее после-
дующих школ, идей и представлений, категорий и проблем. Она прошла в своем становлении и разви-
тии три этапа, что и отражено в плане семинарского занятия.
Первые два этапа часто объединяют в один – эллинский – период, для которого характерны космо-
логизм (т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом), онтологизм (когда цен-
тральной философской темой является проблема бытия) и теоретико-познавательный и жизненный оп-
тимизм. Практически через все философские школы и учения, включенные в первый вопрос, прошел
вопрос о субстанции (т.е. первооснове мира) и на этом следует заострить особое внимание при их ха-
рактеристике. Второй крупномасштабной проблемой досократического периода были методологиче-
ские вопросы, содержащие разработку диалектики и метафизики как методов познания окружающего
мира.
Второй вопрос разделен на три подвопроса, каждый из которых предполагает рассмотрение взгля-
дов наиболее известных античных философов. При характеристике учения Сократа следует акцентиро-
вать внимание на двух проблемах: гносеологии, основанной на разработке метода "майевтика", и во-
просах этического плана. Центральными темами при обсуждении философии Платона должны стать
вопросы гносеологии, основанные на диалоге "Пещера"; онтологии, связанные с разделением реально-
сти на мир вещей и мир идей и учением о душе; государственного устройства, включающие классифи-
кацию современных Платону государств и учение об идеальном государстве. Энциклопедичность
взглядов Аристотеля следует показать на широте круга рассматриваемых им проблем: онтологического
плана (форма и материя, учение о четырех причинах всего существующего, учение о Боге, учение о ду-
ше), этики (учение о добродетели), человека ("политическое животное"), логики и др.
Третий вопрос связан с эллинистическо-римским этапом развития античной философии, для кото-
рого характерно рассмотрение проблем субъективного мира личности и их синтез с идеями классиче-
ского периода и восточной философии. Это следует учитывать при анализе основных идей школ этого
периода, для которого можно воспользоваться планом, предложенным в методических рекомендациях
для темы 2.
Контрольные тесты
1 Единственным из перечисленных ниже античных философов, кого не интересовала проблема
происхождения и структуры бытия, был…
а) Платон, в) Фалес,
б) Аристотель, г) Сократ.
2 Какой античный философ предложил в качестве сущности и первоосновы всего сущего беспре-
дельное (апейрон)?
а) Пифагор, в) Анаксимандр,
б) Анаксимен, г) Зенон.
3 Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?
а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия),
б) атомы – мельчайшие неделимые частицы,
в) атомы делимы до бесконечности,
г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.
4 Какая черта была наиболее характерна для античной философии?
а) теоцентризм, в) пантеизм,
б) космологизм, г) эмпиризм.
5 Поиском первоосновы бытия, "праматерии", из которой произошло все сущее, в античной фило-
софии занимались …
а) Парменид, Платон, Аристотель;
б) Сократ, Протагор, Горгий;
в) Демокрит, Левкипп, Эпикур;
г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.
6 В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?
а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;
б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель;
в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;
г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.
7 По мнению Платона, душа человека после смерти тела …
а) переселяется в рай или ад;
б) переселяется в другое тело или попадает в "мир идей";
в) распадается на атомы;
г) переселяется в другое тело или достигает нирваны.
8 Кто из античных философов полагал, что огонь, вечно воспламеняющийся и угасающий, являет-
ся первоматерией?
а) Фалес__________, в) Гераклит,
б) Анаксимен, г) Парменид.
9 Аристотель утверждал, что …
а) форма превращает материю из возможности в действительность;
б) мир – это иллюзия (майя);
в) бытие есть, а небытия нет;
г) первичным является мир вечных сущностей – идей, а производным от них – многообразие
чувственно воспринимаемого мира.
10 Взгляды каких философов сходны между собой в понимании структуры бытия?
а) Сократа и Парменида, в) Платона и Аристотеля,
б) Демокрита и Левкиппа, г) Фалеса и Протагора.
Список литературы
1 Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. 3-е изд. М., 2003.
2 Богомолов А.С. Античная философия. М., 1976.
3 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр. М., 1988.
4 Гомперц Т. Греческие мыслители: Пер. с нем. СПб., 1999. Т. 1.
5 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
6 Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977.
7 Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.
8 История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Фило-
софия древности и средневековья. М., 1985.
9 Лосев А.Ф. История античной философии. В конспективном изложении. М., 1989.
10 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М., 1993.
11 Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.
12 Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1979.
13 Нерсесянц В.С. Античная философия. М., 1976.
14 Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.
15 Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой филосо-
фии: Учеб. пособие. М., 1996.
16 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию. М., 1972.
17 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.
Т е м а 4 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1 Основные черты христианского мировоззрения. Теоцентризм – системообразующий принцип
философии средневековья.
2 Патристика – первый этап развития философии в средние века:
а) апологетика (Тит Флавий Климент, Тертуллиан);
б) классическая патристика (Августин Блаженный).
3 Особенности средневековой схоластики:
а) спор об универсалиях (номиналисты, реалисты, концептуалисты);
б) философские системы Боэция, П. Абеляра, Фомы Аквинского;
4 Развитие философии в Византии.
5 Арабо-мусульманская философия (калам, суфизм, фалсафа).
Средневековая философия занимает длительный период времени, но, несмотря на это, на всем ее
пятнадцативековом этапе развития ей были присущи специфические черты, которые в основном соот-
носятся с принципом теоцентризма. В данном случае имеются в виду социальные условия формирова-
ния философского учения, его двойственный характер (теология и рационализм), дуалистичность ан-
тропологии (душа и тело человека), иррационализм гносеологии (способы познания были связаны с ве-
рой, интуицией, озарением). Сам принцип теоцентризма пронизывал онтологию через идею креациониз-
ма, антропологию – через идею антропоцентризма, гносеологию – через идею богоуподобления, филосо-
фию истории – через идеи провиденциализма и эсхатологии. Раскрытие этих понятий и даст в совокуп-
ности характеристику теоцентризма в целом.
Второй вопрос предполагает рассмотрение в развитии следующих проблем: тринитарной, соотно-
шения веры и разума, понимания истории как движения к определенной цели, свободы воли человека и
возможности спасения его души, зла в мире и его соотношения с божественной благодатью. Следует за-
метить, что у патристики был еще и третий этап развития, который логично рассмотреть подробнее в
рамках византийской философии.
Раскрывая третий вопрос, необходимо обратить внимание на смену акцентов в проблематике, зало-
женной еще в период патристики. Ярким примером в данном случае будет рассмотрение спора об уни-
версалиях. Если говорить об учениях Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского, то следует отметить их
роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соот-
ношения веры и разума, теологии и науки.
Ответ на четвертый вопрос может быть очень объемным по содержанию, и чтобы "не утонуть в мо-
ре имен и философских идей", следует сосредоточиться на рассмотрении особенностей византийской
философии и трех ее основных проблемах: идее творения, идее двоякого восприятия мира, идее духов-
ного содержания человека и связи в нем души и тела. Итог в данном вопросе можно подвести анализом
философской системы Иоанна Дамаскина.
Арабская философия, несмотря на свою специфику, достаточно близка западноевропейской, так как
имеет с ней одинаковые корни (философию античности). Ограничившись краткой характеристикой ка-
лама и суфизма, следует сосредоточить внимание на фалсафе и взглядах ее виднейших представителей
Аверроэса и Авиценны.
Контрольные тесты
1 В средневековой дискуссии о природе универсалий (общих понятий) философы разделились на
два направления:
а) эмпиризм и рационализм, б) материализм и идеализм,
в) монизм и дуализм, г) номинализм и реализм.
2 Какая черта наиболее характерна для философии средних веков?
а) пантеизм, в) космоцентризм,
б) антропоцентризм, г) теоцентризм.
3 Систематизатор средневековой схоластики –
а) Николай Кузанский, в) Фома Аквинский,
б) Эразм Роттердамский, г) Пьер Абеляр.
4 Тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату тео-
логии –
а) диалектика, в) схоластика,
б) метафизика, г) майевтика.
5 Взаимоотношения тела, духа и души в понимании средневековых философов:
а) дух подчиняется душе, душа – телу;
б) душа подчиняется телу, а тело – духу;
в) тело подчиняется душе, душа – духу;
г) тело подчиняется духу, а он – душе.
6 Креационизм средневековой философии проявлялся в идее …
а) откровения;
б) высшей предопределенности всего происходящего;
в) творения мира Богом;
г) одухотворенности природы.
7 Источниками философских учений Авиценны и Аверроэса были …
а) конфуцианство, христианство и идеи Платона;
б) буддизм, античное искусство и идеи Парменида;
в) ислам, античная философия и естественные науки;
г) медицина, астрономия и даосизм.
8 Для средневековой христианской философии были характерны …
а) дуализм, рационализм и космоцентризм;
б) антропоцентризм, материализм и механицизм;
в) теоцентризм, идеи творения и откровения;
г) гелиоцентризм, эмпиризм и метафизика.
9 Развернувшаяся в средневековой философии дискуссия между номиналистами и реалистами –
это спор о …
а) природе общих понятий, в) бессмертии души,
б) первоосновах бытия, г) смысле жизни.
10 Августин считал, что основой духовной жизни является воля, но не разум, поэтому его
учение можно назвать …
а) волюнтаризмом, в) релятивизмом,
б) атомизмом, г) эвдемонизмом.
Список литературы
1 Бретьес Б. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.
2 Великие мыслители Востока. М., 1998.
3 Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.
4 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
5 Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
6 Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.
7 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979.
8 Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1979.
9 Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна) М., 1985.
10 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
11 Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995.
12 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
13 Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний
мир – эпоха Просвещения / Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. С. 155–187.
14 Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.
15 Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.
Т е м а 5 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1 Проблемы человеческой индивидуальности:
а) Данте Алигьери, в) Батиста Альберти,
б) Франческо Петрарка, г) Пико делла Мирандола.
2 Становление __________новой картины мира:
а) Николай Кузанский, г) Джордано Бруно,
б) Леонардо да Винчи, д) Галилео Галилей.
в) Николай Коперник,
3 Проблемы человека и государства:
а) Никколо Макиавелли, в) Томас Мор,
б) Мишель Монтень, г) Томмазо Кампанелла.
Философия эпохи Возрождения знаменует собой новый этап в становлении мировоззрения. В це-
лом, проблематика, характерная для Средневековья, имела место и в этот период, но решалась она с
прямо противоположных позиций. Основополагающими принципами философского знания в ренес-
сансной традиции стали антропоцентризм, гуманизм, натурфилософская направленность, пантеизм.
Первый вопрос семинарского занятия предполагает рассмотрение двух взаимосвязанных проблем: с
одной стороны, шла критика старого способа мышления, особенно в плане анализа способностей и воз-
можностей человека, а с другой стороны, акцент делался на творческом, созидательном труде каждой
личности. Развитие взглядов именно в таком ракурсе прослеживается у четырех названных мыслителей.
Нелишними в данном случае будут краткие биографические сведения о каждом из них, так как они са-
ми являлись живым примером создаваемого ими идеала.
Раскрывая второй вопрос, следует учитывать полную смену представлений об окружающем мире.
Каждый из обозначенных ученых, философов и деятелей искусства привносил определенно новый эле-
мент в становление новой картины мира, которая развивалась от геоцентризма через гелиоцентризм к
современным представлениям об окружающем нас мире.
Третья часть семинара посвящена проблеме соотношения личности и государства. Она решалась
по-разному: одни мыслители, исследуя современные политические системы и деятельность человека в
них, закрепляли и обобщали полученные тенденции в своих трудах; другие, критикуя сложившееся по-
ложение вещей, разрабатывали проекты идеального устройства государства. Это и следует подчеркнуть
при анализе философских воззрений Н. Макиавелли, М. Монтеня, Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Контрольные тесты
1 Гуманизм эпохи Возрождения выражался в следующем положении:
а) человек ничего не может изменить в этом мире, поэтому ему следует изменить свое отноше-
ние к миру;
б) вся жизнь человека предопределена Божественным Провидением и не следует ему проти-
виться;
в) человек в своем творчестве подобен Богу, обладает свободой выбора, чтобы самому творить
свою судьбу и оценивается по степени реализации творческих способностей;
г) человек – не то, чем следует гордиться, а то, что необходимо превзойти, став Сверхчелове-
ком.
2 Натурфилософы эпохи Возрождения –
а) Мор, Кампанелла, Макиавелли;
б) Петрарка, Монтень, Парацельс;
в) Бруно, Галилей, Коперник;
г) Мирандола, Данте, Боэций.
3 Для натурфилософии Возрождения было характерно …
а) пантеистическое понимание Бога, как бы "растворенного" в природе;
б) понимание богов как более сильных соседей, регулирующих жизнь людей;
в) представление о Боге как о личности, сотворившей мир по своей воле;
г) восприятие богов как людей, поднявшихся на более высокий уровень бытия в результате
чреды перевоплощений.
4 Основополагающим принципом философии эпохи Возрождения был …
а) теоцентризм, в) космизм,
б) антропоцентризм, г) номинализм.
5 Мыслители итальянского Возрождения, создавшие утопические проекты переустройства обще-
ства –
а) Аврелий Августин, Пьер Абеляр; в) К. Маркс, Ф. Энгельс;
б) Т. Мор, Т. Кампанелла; г) софисты и Сократ.
6 Как назывались наиболее знаменитые произведения, в которых мыслители Возрождения вопло-
тили проекты переустройства общества?
а) "Капитал" и "Что делать?";
б) "Исповедь" и "В чем моя вера?";
в) "Утопия" и "Город Солнца";
г) "Левиафан" и " Государь".
7 Какие научные и технические открытия во многом определили характер философии Возрожде-
ния?
А. Изобретение радио; Б. Доказательство гелиоцентрического строения Вселенной; В. Открытие
Америки; Г. Изобретение ткацкого станка;
Д. Периодическая система Менделеева; Е. Теория естественного отбора Дарвина; Ж. Изобретение пе-
чатного станка. З. Открытие клеточного строения вещества; И. Закон сохранения и превращения энер-
гии; К. Изобретение колеса; Л. Освоение Сибири; М. Открытие радоактивности.
Варианты ответа:
а) А, Е, М, И; б) Б, В, Г, Ж;
в) Д, З, К, Л; г) А, Д, И, М.
8 Как Вы думаете, кому могут принадлежать следующие высказывания: "Люди скорее простят
вам смерть собственного отца, чем потерю имущества", "Каждым человеком, группой людей правит ча-
стный интерес", "Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной
она предоставляет нам самим"?
а) Данте, б) Макиавелли,
в) Мору, г) Бруно.
9 Стремясь построить новую жизненную философию, способную помочь человеку и в жизни, и в
смерти, М. де Монтень выдвинул идею о том, что…
а) добросовестно играя свою социальную роль, нужно не забывать о том, что это всего-навсего
роль, так как маску нельзя делать своей сущностью;
б) в жизни следует придерживаться принципа ахимсы – ненасилия;
в) для возвращения к Единому необходимо отстраниться от собственной чувственности;
г) следует овладеть природой и превратить природу из хаоса в космос.
10 Эпоха Возрождения опиралась на идеалы…
а) конфуцианства, в) античности,
б) буддизма, г) средневековья.
Список литературы
1 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
2 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
3 Горфункель А.Ф. Томмазо Кампанелла. М., 1969.
4 Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. М, 1980.
5 История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. М.,
1999.
6 Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.
7 Монтень М. Опыты. М., 1991.
8 Мор Т. Утопия. М., 1978.
9 Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1985.__
Т е м а 6 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII вв.)
1 Поиск нового метода познания:
а) эмпиризм Ф. Бэкона;
б) рационализм Р. Декарта;
в) сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка.
2 Спор о субстанциональности мира:
а) монизм Б. Спинозы;
б) дуализм Р. Декарта;
в) плюрализм Г. В. Лейбница.
3 Европейская философия XVIII в.:
а) субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма;
б) общие черты философии эпохи Просвещения.
Философия периода Нового времени продолжает тенденцию, намеченную в эпоху Возрождения. В
XVII – XVIII вв. на основе научной революции на одно из первых мест выходят гносеологические про-
блемы. Это и отражено в первом вопросе плана семинара. Анализируя философские воззрения Ф. Бэко-
на, следует обратить особое внимание на две ее части: критическую работу по перестройке здания нау-
ки (учение об идолах и критика схоластики), и позитивную деятельность – разработку опытно-
индуктивного метода познания (классификация видов опыта на плодоносные и светоносные и составле-
ние пяти видов таблиц). В противовес Ф. Бэкону Р. Декарт обосновал рационально-дедуктивный метод
познания (учение об интеллектуальной интуиции и трех правилах дедукции). Заключали этот гносеоло-
гический спор в Новое время воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка о чувствах как основе метода познания.
Безусловно, онтологические проблемы не остались за пределами внимания философов этого време-
ни. Следует заметить, что спор о субстанции получил в этот период свой законченный вид и впоследст-
вии занимал мало места в философской проблематике. Это и следует определить при рассмотрении вто-
рого вопроса.
XVIII в. стал своеобразным подведением итогов предыдущего развития философии. Сенсуализм в
воззрениях Дж. Беркли и Д. Юма получил свою крайнюю форму и выразился в субъективном идеализме
(концепция репрезентативного мышления, ассоциации идей). Философы эпохи Просвещения провели ос-
новательную критику не только старого способа мышления, но и существующего в этот период феода-
лизма. Они внесли огромный вклад в становление идей правового государства и гражданского общества.
На этом и следует сделать акцент при анализе третьего вопроса.
Контрольные тесты
1 Учение о множественности субстанций – монад создал …
а) Г.В. Лейбниц, в) Р. Декарт,
б) Ф. Бэкон, г) Б. Спиноза.
2 Материализм европейской философии XVII – XVIII вв. может быть охарактеризован как …
а) диалектический и материалистический;
б) антропоцентрический и утопический;
в) натуралистический и органицистский;
г) метафизический и механистический.
3 Для философии Нового времени было характерно понимание мира как …
а) механизма, приведенного в движение Главным Механиком – Богом;
б) организма, проходящего стадии "рождение", "расцвет", "упадок";
в) огня, вечно воспламеняющегося и угасающего;
г) хрупкого сосуда, которым нельзя манипулировать.
4 Бэкон Ф. разработал концепцию …
а) четырех благородных истин; в) трех законов диалектики;
б) четырех идолов познания; г) двух первоначал бытия.
5 В философии Просвещения разрабатывались главным образом проблемы …
а) метода познания; в) социально- политические;
б) структуры бытия; г) эволюции природы.
6 Знаменитое выражение Декарта, своеобразный лозунг рационализма:
а) "Познай самого себя!"
б) "Знание – сила!"
в) "Мыслю, следовательно, существую"
г) "Жизнь – это страдание".
7 Спиноза Б. утверждал, что …
а) материальная и духовная субстанции производны от Бога;
б) существует множество субстанций – монад;
в) есть только единая субстанция – Бог, неотделимая от природы;
г) существует мир непознаваемых "вещей в себе" и познаваемых чувствами "явлений".
8 Родоначальником английского эмпиризма Нового времени был …
а) Ф. Бэкон, в) Дж. Беркли,
б) Р. Бэкон, г) Д. Юм.
9 Индуктивный метод познания, предложенный Ф. Бэконом, состоит в следующем:
а) всякое познание должно опираться на опыт и продвигаться от изучения единичных фактов к
общим понятиям;
б) понять единичное можно лишь через соотношение его с другими сущностями, следуя прежде
всего законам формальной логики;
в) познание возможно как мистическое Богопознание, откровение, озарение;
г) решающую роль в познании играет разум, получающий знание, обладающее достоверностью;
путь познания – от общих положений к частным, конкретным.
10 Мыслители Просвещения –
а) Вольтер, Руссо, Дидро;
б) Ламетри, Гольбах, Гельвеций;
в) Мор, Кампанелла, Макиавелли;
г) Локк, Гоббс, Спиноза.
Список литературы
1 Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVII – нач. XVIII
вв.) М., 1965.
2 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) М., 1985.
3 Заиченко Г. Локк. М., 1988.
4 Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М.,
1986.
5 Лазарев А.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.
6 Матвиевская Г.П. Рене Декарт. М., 1976.
7 Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII – XVIII вв. М., 1969.
8 Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.
9 Соколов В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. М., 1984.
10 Шашкевич П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.
Эпоха просвещения
1 Акимова А.А. Дидро. М., 1963.
2 Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.
3 Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения. М., 1965.
4 Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.
5 Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1973.
6 Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир –
эпоха Просвещения // Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. С. 301–326.