методические указания и задания для выполнения домашней контрольной работы по дисциплине "Основы философии"
Данный материал содержит комплекс разноплановых заданий для выполнения домащней контрольной работы по дисциплине "основы философии" для студентов заочного отделения с пояснениями и рекомендациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.ukazaniya_osnovy_filosofii_zaochnoe.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Белгородский ОПС
НОУ СПО Старооскольский кооперативный техникум
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Старый Оскол
2011 г.
Задания домашней контрольной работы составлены
И.П. Ждановой - преподавателем, НОУ СПО Старооскольский кооперативныйтехникум.
Рецензенты:
Татарченкова О.И. - преподаватель экономических дисциплин НОУ СПО СКТ;
Шкуридина Л.И. - преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГОУ СПО Старооскольский геологоразведочный техникум.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических и гуманитарных дисциплин
Протокол №____ от _______________
УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УР
Мелиховой Л.Ю.
«___»_________________2011 г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, человека и направлена на развитие у студентов навыков самостоятельного мышления, выработку собственной системы ценностей, сообразной с общечеловеческой, осознанного мировоззрения.
Целью изучения дисциплины «Основы философии» является приобретение системы теоретических знаний о философии, о философских, научных, религиозных картинах мира, о смысле человеческого бытия, о соотношении материальных и духовных ценностей, о свободе и ее границе в рамках общества, о многообразии проблем глобального характера и стратегии дальнейшего развития человечества.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
• определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
• сформулировать представление об истине и смысле жизни;
• определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков
Должен знать:
• основные категории и понятия философии;
• роль философии в жизни человека и общества;
• основы философского учения о бытии;
• сущность процесса познания;
• основы научной, философской и религиозной картин мира;
• об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Для успешного изучения материала курса необходима систематическая самостоятельная работа с учебной литературой.
В соответствии с учебными планами специальностей среднего профессионального образования, по которым ведется подготовка в учебных заведениях потребительской кооперации, по итогам изучения курса студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу и сдают экзамен.
Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела студента-заочника.
В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера личного дела студента, а по горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, соответствующие последней цифре номера личного дела.
Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами заданий контрольной работы. Например, шифр студента-заочника МЗ-035-2011: число 2011 означает год зачисления в учебное заведение; число 035 - номер личного дела, где две последние цифры 35 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 3-ей строки по вертикали и 5-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами заданий контрольной работы (5, 14, 36).
Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета. Студент должен повторно выполнить контрольную работу в соответствии с вариантом.
В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знания программного материала, умение анализировать, обобщать изученный материал и увязать его с современными условиями Российского общества. Работа должна быть логичной, аргументированной и включать при необходимости дополнительный материал.
Контрольная работа выполняется в тетради, страницы которой нумеруются. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4-5 см, а в конце тетради - 2-3 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателем (вложенные листы должны быть закреплены).
В связи с достаточно активным использованием студентами персональных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.
Работа выполняется в формате А4 стандартным 14-м шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое — 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2,5 см; нумерация страниц - без черточек в правом нижнем углу.
При оформлении контрольной работы на обложку тетради наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением. На бланке указываются следующие реквизиты: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.
Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком. Перед каждым ответом следует писать номер задания и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 24 страницы рукописного или 12 страниц машинописного текста.
В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.), затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.
На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.
По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.
Цикловые комиссии образовательных учреждений при необходимости могут вносить обоснованные изменения и дополнения в задания контрольной работы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1. Философия, её предмет и роль.
Тема 1.1 Предмет философии
Тема 1.2 Основные проблемы философии.
Раздел 2. Историко-философское введение.
Тема 2.1 Основные этапы развития философии. Тема 2.2. Русская философия.
Раздел 3. Систематический курс.
Тема 3.1 Категория бытия в философии.
Тема 3.2. Философские идеи развития.
Тема 3.3. Проблема познания в философии. „
Тема 3.4. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
Тема 3.5. Современный этап развития науки.
Тема 3.6. Человек как главная философская проблема.
Тема 3.7. Культура и цивилизация.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники
- Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии. М., Гардарики, 2006
- Бабаев Ю.В. Основы философии.Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
- Волкогонова О.Д.,Сидорова Н.М. Основы философии. М.,ИЗ «Форум» -Инфра-М., 2010
- Горелов А.А. Основы философии.М., Академа, 2006
- Губин В.Д. Основы философии. М., Гардарики, 2008
- Кохановский В.П. и др. Основы философии.Ростов-на-Дону, Феникс, 2010
- Сычев А.А.Основы философия. М., Альфа-М-Инфра-М, 2008
- Хрестоматия по философии. Под ред.В.П.Кохановского, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
Интернет-ресурсы:
- Образовательные сайты (гуманитарные, общественные дисциплины)
- Электронные учебные пособия
1.Учебники на портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование» - Философия. Электронный учебник под ред. Н.С.Кирабаева. - http://www. humanities.edu.ru/philosohhy
2.Федеральный фонд учебных курсов. Философия.-http://www.ido.edu .ru..
3.Философия: электронный учебник / Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков. М., Кнорус, 2009
4.Философия Древней Греции. – Видеосерия «В кругу великих имен» - Нью Медиа Дженерейшен, М., 2008
- Энциклопедические интернет словари:
- Образовательные контрольно-измерительные Интернет-ресурсы:
- Материалы сайта Федерального Интернет - экзамена
Дополнительная литература
- Алексеев П.В. История философии. М., Проспект, 2006
- Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. М., Вече, 2001
- Балашов Л.Е. Занимательная философия. М., Дашков и К, 2005
- Гусев Д.А. Философия. М., Гардарики, 2008
- История мировой философии. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. М., АСТ-Астрель – Хранитель, 2008
- История философии. Под ред. В.П.Кохановского, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., Владос, 2007
- Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., Инфра-М, 2005
- Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Философия. Курс интенсивной подготовки. Минск, Тетра-Системс, 2007
- Татаркевич В. История философии.Античная и средневековая философия. Пермь,Изд-во Перм.ун-та, 2000
- Философский энциклопедический словарь, Под ред. Е.Губского, М., Инфра-М, 2007
- Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., Высшая школа, 2003
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Б А | Последняя цифра номера личного дела | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Предпоследняя цифра номера личного дела | 0 | 1 21 36 | 2 22 37 | 3 23 32 | 4 24 38 | 5 25 39 | 6 26 30 | 7 19 31 | 8 28 35 | 9 29 37 | 10 29 32 |
1 | 11 26 30 | 12 23 31 | 13 24 32 | 14 24 36 | 15 29 34 | 16 28 34 | 17 33 40 | 18 27 35 | 19 29 37 | 20 21 38 | |
2 | 21 25 39 | 2 23 40 | 22 28 31 | 2 20 32 | 4 16 33 | 5 17 34 | 6 18 35 | 7 19 21 | 8 25 38 | 9 23 39 | |
3 | 10 11 22 | 11 15 25 | 1 15 28 | 3 12 24 | 4 13 30 | 5 14 36 | 6 26 37 | 7 27 38 | 8 28 39 | 9 26 40 | |
4 | 20 5 31 | 2 26 37 | 4 16 27 | 8 12 32 | 9 23 40 | 5 24 33 | 6 28 37 | 7 29 40 | 10 27 39 | 11 26 40 | |
5 | 12 27 38 | 13 28 31 | 14 27 33 | 15 25 35 | 16 29 36 | 17 21 36 | 18 22 37 | 19 23 39 | 20 30 40 | 1 23 34 | |
6 | 2 24 35 | 8 30 39 | 3 25 36 | 7 19 38 | 4 26 37 | 5 16 27 | 6 20 31 | 7 21 36 | 11 28 35 | 12 29 32 | |
7 | 9 23 31 | 10 24 32 | 15 27 33 | 16 28 34 | 13 29 35 | 14 26 37 | 19 10 37 | 20 17 39 | 21 18 39 | 17 19 40 | |
8 | 8 21 31 | 4 22 30 | 5 23 33 | 6 24 35 | 7 25 34 | 8 29 37 | 9 21 39 | 10 26 38 | 11 27 32 | 12 28 36 | |
9 | 3 19 36 | 4 20 35 | 5 22 33 | 9 21 39 | 12 24 38 | 10 22 31 | 12 30 37 | 13 31 38 | 14 25 39 | 16 27 40 |
ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные
функции философии.
2. Мировоззрение, сущность, структура, уровни, типы.
3. Философия как учение об основных идеалах мироустройства; основной вопрос философии.
4. Истоки философии: мифология и религия. Сходство и различия философии и религии.
5. Древнеиндийская и древнекитайская философия: специфика философии Востока.
6. Философия эпохи античности: натурфилософия, школа Пифагора, Гераклит, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель (2-3 философа по выбору).
7. Эллинистическая философия: циники и скептики, эпикурейцы, стоики.
8. Религиозный характер философии средних веков. Патристика и схоластика.
9. Сенсуализм и рационализм: общая характеристика направлений: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц (2-3 философа по выбору).
10. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, И. Фихте, Л. Шеллинг (2-3 философа по выбору).
11. Европейская философия второй половины XIX - начала XX века: А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, Ф. Ницше, 3. Фрейд, экзистенциализм (2-3 философа по выбору).
12. Русская философия XIX-XX вв.: В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев (2-3 философа по выбору).
13. Этапы развития отечественной философии, её характерные черты.
14. Русская философы о самобытности России. Западники и славянофилы.
15. Материя, её сущность и атрибуты. Составьте схему «Современные естественнонаучные представления о строении материи».
16. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие.
17. Понятие развития. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Принципы, категории, законы диалектики.
18. Проблема человека в философии. Биологическая и социальная природа человека.
19. Сущность сознания. Сознание и бессознательное в психике человека.
20. Многообразие путей познания мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты и особенности.
21. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
22. Философская и естественнонаучная картина мира в трудах философов и ученых.
23. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
24. Философские проблемы общества. Проанализируйте структуру общества и составьте обобщающую схему (или таблицу)
25. Философия и культура. Чем объясняется множественность определений понятия «культура»?
26. Философские концепции исторического развития. Законы истории. Объективные и субъективные факторы.
27. Философия и религия. Три мировые религии.
28. Искусство, эстетическое сознание и жизнь.
29. Особенности современного этапа развития науки. Сциентизм и антисциентизм. Этические проблемы науки 21 века. *
30. Образ человека в философии. Чем различаются образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?
31. Жизненный мир человека. Проблема отчуждения. Проблема смысла жизни.
32. Глобальные проблемы современности. Пути их преодоления. Будущее человеческой цивилизации.
33. Можно ли утверждать, что философия:
- наука?
- форма общественного сознания?
- мировоззрение?
Какое из этих определений, с Вашей точки зрения, более точное?
34. Как Вы понимаете высказывания философа Гераклита: «Многознание не есть ум», «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».
35. Можно ли утверждать, что человека человеком делает свободный выбор? Объясните смысл высказывания Т.Т. Сартра: «Свобода начинается тогда, когда я говорю «нет».
36. Как Вы думаете, способен ли человек стать бессмертным? Если да, то каким образом? Можно ли считать творчество и продолжение рода способами достижения бессмертия?
37. Свяжите понятия «космоцентризм», «теоцентризм», «антропоцентризм» с историческими этапами развития философии с деятельностью конкретных философов, их особенностями.
38. Составьте структурно-логическую схему основных направлений современной философии.
39. В чем сущность теорий общественного договора и естественного права? Насколько они актуальны сейчас?
40. Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина - дочь времени, а не авторитета»? Изменяется ли истина со временем? Существуют ли, на Ваш взгляд, вечные истины?