Литературно - музыкальная композиция "Мудрый ходит, не оставляя следов" ( по притчам Востока)
Сценарий внеклассного мроприятия по притчам Востока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_mudryy_khodit_ne_ostavlyaya_sledov.docx | 29.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция
«Мудрый ходит, не оставляя следов»
Сл1
Ведущий ( Преподаватель) Добрый день. Сегодня мы собрались с вами, чтобы совершить экскурс в страну знаний восточных мудрецов, узнать, что такое притча. Наша встреча будет необычна тем, что предполагает активное участие не только участников, но и слушателей. После знакомства с притчами слушатели после обдумывания услышанного в течение минуты высказывают собственное мнение о идее каждой притчи. В финале пройдет небольшая творческая работа и для слушателей, и участников.
Цель нашего мероприятия : через знакомство с притчами обогатить свою душу и ум древней мудростью Востока.
Сл2
Эпиграфом к нашей встречи послужат слова выдающегося сирийского писателя, жившего в 13 веке Абуль – Фараджа : Пусть они( притчи) послужат утешением для страждующих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.
Чтец 1
- Ход истории не остановить. Научно – технический прогресс преподносит нам все новые и новые материальные блага. Бессмысленно спорить: комфорт вещь нужная и полезная! Но тело, лишенное духовности, становится слабим и больным.
- Именно на Востоке, где царит величие гор Тибета и гуляют мощные азиатские ветры, берет свое начало глубокий источник человеческой мудрости.
- Давай те же черпать знания у восточных мудрецов, через знакомство с притчами Востока,
- обогащая душу и ум, преодолевая собственные жизненные трудности и укрепляя собственное здоровье
- Так что же такое притча?
Чтец 2
Притчи существуют на протяжении столетий и передаются из уст в уста из поколения в поколение. Притча – это не просто нравоучительный рассказ или сказка, в каждой притчи содержится некий урок , в них отражена одна из граней Истины. На примерах жизненных ситуаций, человеческих судеб и поступков притча не просто учит нас чему – то , она побуждает каждого человека самостоятельно размышлять и делать выводы. Притча заставляет нас задуматься о вечных вопросах - о добре и зле, о любви и ненависти, о мудрости и глупости, о правде и лжи, о жизни и смерти.
Через притчи мы получаем доступ к знаниям предыдущих поколений , к мудрости всего мира. Во все времена люди искали в притчах ответы на различные вопросы, потому что , наряду мудростью притчи отличаются простой повествования, они доступны для понимания всех людей. Жанр притчи никогда не потеряет актуальности, потому что ситуации о которых рассказывается в притчах, очень похожи на события, происходящие с нами в повседневной жизни. И, читая притчи, мы можем научиться смотреть на все события объективно и поступать в любой ситуации мудро.
Восточные притчи – это особый вид повествования. Восток всегда считался мудрым и загадочным. И сегодня мы попробуем приподнять завесу над этой тайной, проникнуться мудростью Востока и поближе познакомиться с его культурой.
Чтец 3 И начнем мы свой экскурс с индийских притч, но сначала историческая справка.
Индия – страна с тысячелетней историей , на протяжении которой формировался менталитет индийского народа, складывались его представления о мире и месте человека в нем. Все эти знания нашли свое отражение в религии и философии Индии, и , соответственно, в индийских мифах, легендах и притчах.
Духовная мысль народов Индии отличается красотой и утонченностью, мудростью и гуманизмом. Вся индийская философия неразрывно связана с религиозными верованиями индийцев, и, не имея представления о верованиях народов Индии невозможно понять их литературные произведения , в частности притчи. Поэтому кратко рассмотрим формирование религиозной мысли Индии.
Поэтому кратко рассмотрим формирование религиозной мысли Индии.
В 3-2 тысячелетии до н.э. ведическая религия была направлена на постижение высшего божественного начала. В этом виделся высший смысл жизни.
Брахманизм сформировался в 9-7 вв. до н.э.. Это период постоянного духовного поиска истины, искания единства в многообразии.
В результате развития ведической религии и брахманизма в 1 в.н.э. сформировался индуизм.
Бог Вишну олицетворяет победу добра над злом. Бог Шива символизирует созидающие и разрушающие силы космоса. Тримурти – олицетворяют силы созидания. Сохранения и разрушения.
Чтец 4 А теперь обратимся непосредственно к индийским притчам. Внимательно прослушайте притчу и определите, какая основная мысль этой притчи. После прочтения в течение минуты вы обдумываете свой ответ и по желанию его озвучиваете. Мы дадим высказаться 3 первым желающим.
«У Каждого свой мир».
По дороге в город росло одинокое дерево. Ночью мимо него шел запоздалый путник, подумал, что на дороге стоит разбойник испугался и пустился наутек. Затем мимо дерева проходил влюбленный юноша, все мысли которого были заняты романтическими думами, увидел это дерево и принял за молодую красивую девушку. Маленький же мальчик . наткнувшись на дерево, разрыдался- ему показалось. Что он видит сказочное чудовище.
Однако во всех трех случаях дерево оставалось только деревом.
Каждый из нас видит мир таким , каков он сам.
Чему же учит эта притча?
(В течение минуты слушатели обдумывают и высказывают свое мнение.)
Чтец 5. Следующая индийская притча
« Я не обираю нищих».
Однажды царь пошел прогуляться и повстречал там старого мудреца. Царь заговорил со стариком и был сражен его мудростью и проницательностью. По окончании прогулки правитель предложил мудрецу принять от него подарок. Но старик отказался, пояснив:
-В этом лесу есть все, что мне нужно: пища и вода; деревья дают мне тень, а горные пещеры служат мне ночлегом. Зачем мне принимать от тебя подарки?
Но царь настаивал. Он сказал мудрецу:
-Пойдем со мною в мой дворец! Там возьмешь у меня что нибудь в подарок – ты доставишь мне этим удовольствие.
Наконец, мудрец согласился и пошел с царем в город. Когда они вошли во дворец, царь начал возносить молитвы богам:
-Боги, дайте мне еще богатства; помогите мне расширить мои территории; дайте мне сил и здоровья…
Не дожидаясь окончания молитвы, мудрец тихо встал и направился к выходу из дворца. Царь, увидев это, изумился и крикнул ему вслед:
-Куда же ты? Ведь ты еще не получил мой подарок!
На что мудрец, обернувшись ответил:
-Я не обираю нищих. Ты же сам – попрошайка.
Так разве же ты можешь что нибудь дать?
Чтец 6.
Ошо (настоящее имя ЧандраМоханРадниш) - известный индийский философ. Ошо уже наш современник годы жизни – 1931-1990, поэтому притчи в его изложении интересны ещё тем, что преподносятся с точки зрения человека ХХ века.
В своем учении Ошо проповедовал счастливую жизнь человека, свободную от предрассудков, бездуховности. Разработал много новых систем медитации, основанных на движениях, дыхании, музыке.
Притча в изложении Ошо.
Утренняя молитва.
Последователь Хазрата Магомета отправился вместе с ним в мечеть для утренней молитвы. Было лето, и по дороге обратно они увидели множество людей, всё ещё спавших в своих домах или прямо на улице.
— Что будет с этими грешниками? — очень высокомерно заявил тот человек Хазрату Магомету. — Они проспали утреннюю молитву.
Сам он сегодня впервые ходил молиться. Вчера он так же сладко спал, как и эти грешники. «Магомет Хазрат, что случится с этими грешниками? Они не были на утренней молитве, они ленивы и всё ещё спят».
Магомет остановился и сказал:
— Отправляйся домой, а мне придётся вернуться в мечеть.
— Почему? — удивился тот человек.
Магомет ответил:
— Моя утренняя молитва из-за тебя пропала зря; от общения с тобой всё разрушилось. Мне придётся совершить молитву снова. А что касается тебя, то запомни пожалуйста: никогда не приходи опять. Для тебя было бы лучше спать, как другие; по крайней мере, тогда они не были бы грешниками. Твоя молитва имела лишь один результат — она дала тебе повод осуждать других.
Подумайте , чему учит эта притча?
( Так называемый религиозный человек религиозен только для того, чтобы смотреть на других с осуждением, поскольку он может объявить их грешниками. )
Чтец 7 А вот ещё одна притча в исполнении Ошо.
«Генри Форд»
Как-то раз Генри Форду случилось приехать в Англию. В справочном бюро аэропорта он поинтересовался самой дешёвой гостиницей в городе. Служащий взглянул на него — лицо его было известным. Генри Форд был известен по всему миру. Всего за день до этого в газетных статьях, посвящённых его предстоящему приезду, были помещены его большие фотографии. И вот он стоит здесь, спрашивая о самом дешёвом отеле, одетый в плащ, который смотрится постарше его самого. Служащий спросил:
— Если я не ошибаюсь, вы — мистер Генри Форд. Я хорошо помню, я видел ваше фото.
— Да, — ответил тот.
Это привело служащего в полнейшую растерянность, и он воскликнул:
— Вы спрашиваете самую дешёвую гостиницу, носите плащ, который, похоже, не моложе вас. Я видел вашего сына, приезжавшего сюда, он всегда останавливается в лучших отелях, и он был великолепно одет.
Генри Форд ответил:
— Да, мой сын ведёт себя, как эксгибиционист, он ещё очень неуравновешен. Мне незачем останавливаться в дорогом отеле; где бы я ни остановился, я — Генри Форд. В самой дешёвой гостинице я все равно Генри Форд, нет никакой разницы. Мой сын ещё очень молод, неопытен, он боится, что подумают люди, если он остановится в дешёвом отеле. А это пальто — да, это пальто действительно досталось мне от отца, но это не имеет никакого значения; зачем мне новые тряпки? Я - Генри Форд, что бы я ни надел; даже если я совершенно голый, я — Генри Форд. А всё остальное неважно.
Подумайте и ответьте, какова основная мысль притчи?
Чтец 8 Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире, её возраст 5 тысяч лет, при этом дошедшие до наших дней письменные источники охватывают период в 3,5 тысячи лет. Среди этих источников, конечно же, есть и притчи, в которых нашла отражение уникальная мифология Китая, тысячелетние традиции этой страны и интереснейшие философские учения.
Наибольшую популярность у китайцев завоевали 3 философские школы – конфуцианство, даосизм и буддизм. С 1 века до н.э. государственной идеологией Китая признано конфуцианство. Философское наследие Китая помогает нам взглянуть на мир с непривычной для европейца точки зрения , открыть в себе неведомые до сих пор стороны личности.
Зачем человеку память?
Китайская притча
Старый китайский мудрец шёл по заснеженному полю и увидел плачущую женщину.
— Почему ты плачешь? — спросил он её.
— Потому что вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую, мужчин, которых любила. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать.
Мудрец, уставившись неподвижным взглядом в одну точку, созерцал снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила:
— Что ты видишь там?
— Вижу цветущие розы, — отвечал мудрец. — Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.
Подумайте и ответьте, какова основная мысль притчи?
Чтец 10
Просто повторяй
Китайская притча
В одном китайском монастыре ученики отрабатывали боевое движение. Одному ученику никак не давалось это движение. Как ему ни показывали, как ни рассказывали, он не мог выполнить его правильно.
Тогда к нему подошёл мастер и что-то сказал ему тихо. Ученик поклонился и ушёл. Тренировки были продолжены без него. Весь день этого ученика никто не видел, а на следующий день, когда он занял своё место среди остальных, все увидели, что он выполняет это движение идеально.
Один из учеников спросил другого, кто стоял рядом с мастером и мог слышать, что тот сказал ученику:
— Ты слышал, что мастер ему сказал?
— Да, слышал.
— И что?
— Он ему сказал: «Иди на задний двор и просто повторяй это движение 1600 раз».
Чтец 10
Тибетские притчи.
При слове «Тибет» у каждого человека сразу возникает ассоциация – Шамбала, ламаизм, Николай и Елена Рерихи, буддийские монастыри… Западные и центральные части Тибетского нагорья, расположенного свыше 4000 метров, зачастую называют «крышей мира». И даже если мы толком ничего не знаем об этой загадочной горной стране, все равно уверенность в том, что там сокрыто некое сакральное знание, не покидает нас. И это неспроста – Тибет действительно является носителем высокой духовности и поиска Истины. Когда ненароком увидишь в телепередаче сюжет о тибетских монастырях, то не можешь не обратить внимания не ту неземную одухотворенность, которая осеняет лица монахов. И, естественно образ жизни тибетцев, в первую очередь направленный на духовные искания, не мог не выразиться в притчах Тибета.
Тибетская притча
Ответ горного духа
Однажды дядюшка Дэнба нашёл большой изумруд. Узнал об этом помещик и сказал Дэнбе:
— Всё, что найдено на моей земле, должно принадлежать мне. Давай изумруд.
— Нет, изумруд нашёл я, значит, он мой! — ответил Дэнба. Долго они спорили, и наконец Дэнба предложил:
— Давай спросим горного духа, пусть он нас рассудит.
Помещик согласился, и пошли они в горы. Обратившись к большой горе, Дэнба закричал:
— Кому должен принадлежать изумруд?! Помещику или Дэнбе!
Горное эхо ответило:
— Дэнбе!
— Вот видишь, господин помещик, я тебя не обманываю. Горный дух говорит, что изумруд мой, а это самый справедливый судья на земле.
Нечего было ответить помещику. Понуро опустив голову, он поплёлся домой.
Чтец 11.
Япония – Страна восходящего солнца, родина самураев, загадочная земля на восточной окраине мира. Для нас здесь все кажется необычным: климат жаркий на юге, где расту пальмы, холодный на севере, где четыре месяца в году лежит снег. История и культура Японии для европейца больше напоминает легенду или героический эпос, нежели реальность. В Японии все самобытно и неподражаемо – от аниме и кинематографа до фантастического технического развития. Традиции этого народа непостижимы а потому чрезвычайно притягательны для всего остального мира. Не менее своеобразны и его литературные произведения, в том числе притчи.
СЛ.
Японская притча
Мудрец
Юноше пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
-Конечно, нет!
-А воровать?
-Нет.
-А убивать?
-Нет.
-Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай!
Сл.
А в чему чит данная притча?
(В течение музыки играет музыка) Затем слушаем 3 слушателей.
Ведущий А теперь мы предлагаем слушателям в течение 3 минут обдумать и написать, о чем вы задумались, слушая притчи Востока.( Зачитываю курсанты свои работы по желанию)
( Заключительное слово) Я благодарю участников за помощь в проведении мероприятия и гостей за то, что пришли и поделились своими размышлениями. Мы надеемся, ч то эта встреча поможет вам понять необходимость обращения к притчам, так как именно Притчи напоминают о том, что человеческая жизнь быстротечна, и правильно выбранные жизненные приоритеты позволят вам прожить её насыщенно и ярко.