Программа по литературе для курсантов 1 курса
Предварительный просмотр:
Содержание
- Паспорт программы учебной дисциплины. 4- 5
- Структура и содержание учебной дисциплины. 6
- Тематический план и содержание учебной дисциплины 7 - 18
- Условия реализации программы дисциплины. 18 -19
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины. 20- 21
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
- Область применения рабочей программы учебной дисциплины
- Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
111501 Промышленное рыболовство
180403 Судовождение
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
180405 Эксплуатация судовых энергетических установок
180407 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и
установок (по отраслям)
080114Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
230401 Информационные системы (по отраслям)
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
О.00 Общеобразовательный цикл
- – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
- Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __176____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __117____часов,
самостоятельной работы обучающегося __59____часов.
- Структура и содержание учебной дисциплины
Таблица 2.1 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 4 |
самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
Таблица 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 2 | ||
Тема | Специфика литературы как вида искусства. Особенности развития литературы конца 18 нач. 19 веков. | 2 2 | |
Общая характеристика развития русской классической литературы к. 18 - нач.19 веков. Основные литературные направления. Литературные кружки. Литературная критика | УО №1 | ||
Раздел 1. | Русская литература I пол. ХIХ века. | 10 | |
Тема 1.1. | Романтизм ведущее направление русской литературы I пол. ХIХ века Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Основные мотивы лирики. | 2 2 | УО №1 |
Тема 1.2. | Поэма «Медный всадник» - размышление поэта о судьбе исторической личности и судьбе « маленького человека» | 2 | УО №1 |
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Стихотворения: «Пророк», «Поэту», « Погасло дневное светило», «Элегия», «Свободы сеятель пустынный...», «Деревня», «Вольность», Поэма « Медный всадник» Художественные открытия А.С.Пушкина. Философское отношение к смыслу жизни, любви, природе. | |||
Тема 1.3. | Самостоятельная работа № 1 «Критики об А.С.Пушкине». | 2 | УО№ 3 |
Критика. В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Сергеевича Пушкина». Статья восьмая и девятая (в отрывках). Народность литературы | |||
Тема 1.4. | . М.Ю.Лермонтов. «Поэт совсем другой эпохи…». (Очерк жизни и творчества). Основные мотивы творчества. | 2 | УО№ 1 |
Очерк жизни и творчества ( с обобщением изученного ранее).Стихотворения: «Поэт», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен..», Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта, пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики |
| ||
Тема 1.5. | Н.В.Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Сюжет. Композиция. герои | 2 | УО №1 |
Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Особенности фантастического и его смысл в повести | |||
Тема 1.6. | Практическое занятие №1 «Практическое занятие № 1 " Модель работы читателя с текстом на примере стихотворения А.С.Пушкина "Узник" | 2 | УО№ 2 |
Тема 1.7. | Самостоятельная работа № 2 «Значение творчества Гоголя в русской литературе». | 2 | УО№ 3 |
Раздел 2. | Русская литература второй пол. ХIХ века. | 40 | |
Тема 2.1. | А.Н. Островский. Творческая история драмы «Гроза», знакомство с героями. | 2 | УО№ 1 |
Тема 2.2. | Образ Катерины. Своеобразие конфликта. | 2 | УО№ 1 |
Очерк жизни и творчества А.Н.Островского. История создания драмы. Конфликт Катерины с «тёмным царством» | |||
Тема 2.3. | Самостоятельная работа № 3 «Островский – создатель русского национального театра». | 2 | УО№ 2 |
Тема 2.4. | И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов». Творческая история. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов | 2 | УО№ 2 |
И.А.Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Обломов» (обзорное изучение). | |||
Тема 2.5. | Самостоятельная работа № 4 «Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова». | 2 | УО№ 2 |
Тема 2.6. | И.С. Тургенев Эпоха и роман « Отцы и дети» | 2 | УО№ 1 |
Роман «Отцы и дети». Проблемы поколений, самовоспитание, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни. Социально – историческая обусловленность темы, идеи и образов. | |||
Тема 2.7. | Евгений Базаров в системе персонажей. Нигилизм Базарова. | 2 | УО№ 1 |
Особенности характера и поведения главного героя. Поиск героической натуры как ответ на противоречие эпохи. Философская позиция Е. Базарова. | |||
Тема 2.8 | Самостоятельная работа № 5 « Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева». | 2 | УО№ 2 |
.Тема 2.9. | Основные мотивы лирики А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. | 2 | УО№ 1 |
Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения. Развитие пушкинских традиций в поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Философские мотивы в лирике Тютчева. Проникновенное чувство родной природы, оттенки чувств и душевных движений человека в творчестве А.Фета. Ритмичность, мелодичность. | |||
Тема 2.10. | Практическое занятие № 2 «Интерпретация художественного текста А.А.Фета « Шепот, робкое дыханье». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 2.11. | Урок – концерт по поэзии А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. | 2 | УОЗ№ 3 |
Тема 2.12. | Самостоятельная работа 6 « Жизнь и творчество А.А.Фета, Ф.И. Тютчева». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 2.13. | Традиции русской литературы в поэзии Н.А.Некрасова. | 2 | УОЗ№ 1 |
Краткий очерк жизни и творчества. «Пророк», «Поэт и гражданин»», «Элегия»(1874), «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право..»), «Питая ненавистью грудь..», «Еду ли ночью по улице темной…». Развитие пушкинских традиций в поэзии Н.А.Некрасова. Исповедь, проповедь, покаяние Народность поэзии Н.Некрасова. | |||
Тема 2.14 | Самостоятельная работа № 7 «Н.С.Лесков. Жизнь и творческий путь». | 2 | УОЗ№ 2 |
Краткий очерк жизни и творчества. Повесть « Очарованный странник» | |||
Тема 2.15 | М.Е.Салтыков- Щедрин Сведения из биографии. Сатирическое обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа в произведениях . | 2 2 | УОЗ№ 1 |
Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее).Роман «История одного города». Сатирическое обличение деспотизма, невежества власти и бесправия и покорности народа в произведениях Жанровое и стилистическое своеобразие произведения писателя. | |||
Тема 2.16. | Практическое занятие № 3 « Гипербола и гротеск как способы изображение действительности в сказках писателя». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 2.17. | Самостоятельная работа № 8 « Роль Салтыкова – Щедрина в истории русской литературы». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 2.18. | Ф.М. Достоевский. Обзор жизни и творчества. История создания романа « Преступление и наказание» | 2 | УОЗ№ 1 |
Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально – психологического конфликта в романе «Преступление и наказание».Острое чувство нравственной ответственности, философская глубина творчества Ф.Достоевского. | |||
Тема 2.19. | Теория сильной личности и её опровержение в романе. | 2 | УОЗ№ 1 |
Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл теории Раскольникова и причины поражения Раскольникова (право на «кровь по совести» и разоблачение этой ложной позиции). Проблема личной ответственности человека. | |||
Тема 2.20. | Раскольников и его двойники в романе. | 2 | УОЗ№ 1 |
Тема 2.21. | Самостоятельная работа № 9 « Образ города в романе Ф.М.Достоевского» | 2 | УОЗ№ 2 |
«Преступление и наказание». Мрачный облик Петербурга в романе. | |||
Тема 2.22. | Л.Н.Толстой. Обзор жизни и творчества. «Война и мир» - роман-эпопея: история создания, проблематика, образы, жанр. | 2 | УОЗ№ 1 |
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Духовные искания в годы юности. Творческая деятельность . Замысел романа «Война и мир». Художественные особенности романа – эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». Единство картин войны, мира и философских размышлений писателя | |||
Тема 2.23. | Самостоятельная работа № 10 « Севастопольские рассказы» отражение перелома во взглядах писателя». | 2 | УОЗ№ 2 |
Военный опыт, участие в обороне Севастополя. Отражение пережитого в «Севастополлских рассказах». | |||
Тема 2.24. | « Мысль народная» в романе – эпопее. Кутузов и Наполеон. | 2 | УОЗ№ 1 |
«Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Война 1812 года как отечественная война. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл противопоставления этих героев. Взгляд Л.Толстого на роль личности в истории. Осуждение войны | |||
Тема 2.25. | Жизненный путь князя Андрея и Пьера Безухова. | 2 | УОЗ№ 1 |
Духовные искания героев романа Л.Толстого. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних диалогов). | |||
Тема 2.26. | Самостоятельная работа № 11 « Творчество Л.Н. Толстого в мировой литературе». | 2 | УОЗ№ 2 |
Мировое значение творчества Л.Н.Толстого. | |||
Тема 2.27. | Личность и судьба А.П.Чехова. Рассказы. | 2 | УОЗ№ 1 |
А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества ( с обобщением изученного ранее). Рассказы «Ионыч». Мысль писателя об ответственности за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни, отрицание пошлости, фальши, бездуховности. Искусство детали. | |||
Тема 2.28. | Новаторство чеховской драматургии. | 2 | УОЗ№ 1 |
Новаторство чеховской драматургии: отсутствие борьбы – интриги, психологический подтекст, символическая функция пейзажа, сложная жанровая природа пьес. Разлад желаний и стремлений героев и реальностей жизни как основа драматургического конфликта пьесы «Вишневый сад». Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинно человеческой жизни. | |||
Тема 2.29. | Самостоятельная работа № 12 « Тема любви в творчестве А.П.Чехова». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 2.30. | Итоговое занятие по курсу литературы ХIХ века. | 2 | УОЗ№ 3 |
Литература ХХ века. | |||
Раздел № 3 | Русская литература на рубеже веков. | 8 | |
Тема 3.1 | И.А.Бунин. Обзор жизни и творчества. Осуждение бездуховности существования в рассказе « Господин из Сан – Франциско ». | 2 | УОЗ№ 1 |
А.И.Бунин. Краткий очерк жизни и творчества. Изображение «мгновения» жизни в рассказе . | |||
Тема 3.2. | Самостоятельная работа № 13 «Личность и судьба А.И.Куприна». | УОЗ№ 2 | |
А.И.Куприн. Краткий очерк жизни и творчества | |||
Тема 3.2. | А.И.Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия, изображение бескорыстной любви. | 2 | УОЗ№ 1 |
«Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви. Мастерство Куприна - реалиста. | |||
Тема 3.3. | Самостоятельная работа № 14 « Особенности развития литературы в к. ХIХ - начале ХХ века». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 3.4. | М.Горький Жизнь, творчество, личность. Рассказы « Челкаш», « Макар Чудра», « Старуха Изергиль». | 2 | УОЗ№ 1 |
М.Горький. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Автобиографические произведения. Раннее романтическое творчество. Поэтическая условность, символика образов. | |||
Тема 3.5. | Споры о предназначении человека в пьесе М.Горького «На дне». | 2 | УОЗ№ 1 |
Споры о предназначении человека, пафос активного отношения к жизни в ранних рассказах М.Горького, пьесе «На дне». | |||
Тема3.6. | Самостоятельная работа № 15 «Босяки в творчестве Горького» | 2 | УОЗ№ 2 |
Раздел 4. | Поэзия ХХ века. | 6 | |
Тема 4.1. | Поэзия Серебряного века. Литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество В.Я.Брюсова, Н.Гумилева, И.Северянина. | 2 | УОЗ№ 1 |
Ключевые события эпохи. Модернизм как одно из ведущих направлений эпохи. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм. Избранные стихотворения поэтов серебряного века. | |||
Тема 4.2. | Самостоятельная работа № 16 «Ключевые события эпохи. Модернизм как одно из ведущих направлений эпохи». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 4.3. | А.А.Блок. Личность и творчество. Поэма А.А.Блока «Двенадцать». | 2 | УОЗ№ 2 |
А.А.Блок. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «Коршун», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», цикл. А.Блок и символизм. Поэма «Двенадцать» - попытка А.Блока осмыслить социальную революцию. Неоднозначная трактовка финала поэмы. Символические образы. Философская проблематика. | |||
Тема 4.4. | Урок – концерт « Поэзия Серебряного века». | 2 | УОЗ№ |
Раздел 5. | Литература 20 - х годов. Обзор. | 6 | |
Тема 5.1. | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическая новизна ранней лирики. Сатира поэта. | 2 | УОЗ№ 1 |
В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Футуризм. «Нате», «Послушайте», «Скрипка и немного нервно» Сатирическая лирика и драматургия | |||
Тема 5.2. | Самостоятельная работа № 17 « Поэмы В.В.Маяковского о любви» | 2 | УОЗ№ 2 |
Своеобразие любовной лирики. Поэмы « Люблю», « Про это». | |||
Тема 5.3. | С.А.Есенин как национальный поэт. Основные мотивы лирики. | 2 | УОЗ№ 1 |
С.А.Есенин. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Острое чувство родной природы. Россия, Русь как основная тема лирики С.Есенина. Трагизм восприятия надвигающейся ломки в деревне. Тема любви, размышления о жизни и смерти. Любовь и сострадание «ко всему живому». Имажинизм. Биографическая основа лирических произведений. «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Из цикла «Персидские мотивы». Поэма «Анна Снегина». | |||
Тема 5.4. | Практическое занятие № 4 « Цветопись в лирике С.Есенина» | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 5.5. | Самостоятельная работа № 18 А.Фадеев Жизнь и творчество. | 2 | УОЗ№ 2 |
Раздел 6. | Литература начала 30-х начала 40-х годов (обзор). | 14 | |
Тема 6.1. | М.И.Цветаева. Поэзия как напряженный монолог – исповедь. | 2 | УОЗ№ 1 |
Трагедийная тональность творчества. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью эпохи (революция, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Необычность образов лирического героя. Сжатость мысли и энергии чувства. Мощь поэтического дарования. Своеобразие поэтического стиля и языка Цветаевой. « Моим стихам, написанным так рано…», « Имя твое – птица в руке», « Тоска по родине! Давно…», « генералам 12 года» | |||
Тема 6.2. | О.Э.Мандельштам. Обзор жизни и творчества. Противостояние поэта «веку – волкодаву» | 2 | УОЗ№ 1 |
Обзор жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Проблема индивидуализма человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции. | |||
Тема 6.3. | А.П.Платонов. Жизнь и творчество Непростые «простые» герои Платонова. | 2 | УОЗ№ 1 |
А.П.Платонов. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Сокровенный человек».Непростые «простые» герои Платонова. Дело жизни и служение ему. Самобытность языка писателя. | |||
Тема 6.4. | Самостоятельная работа № 19 «Обзор жизни и творчества И.Э.Бабеля» | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 6.5. | М.А.Булгаков. Судьба писателя. Роман « Мастер и Маргарита»- главный в творчестве Булгакова | 2 | УОЗ№ 1 |
М.А.Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие произведения (эпическая широта, трагизм, сатира, лиризм, сочетание реальности и фантастики). | |||
Тема 6.7 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита». | 2 | УОЗ№ 1 |
Понять замысел романа. Увидеть и осмыслить три основных мира в романе: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский». | |||
Тема 6.8. | Самостоятельная работа № 20 «Сатира М.Булгакова» | 2 2 | УОЗ№ 2 |
Булгаков – сатирик. Судьба произведения. Новаторство в темах, идеях и образах. Повесть « Собачье сердце». | |||
Тема 6.9. | М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, судьба. Роман-эпопея «Тихий Дон». Гражданская война в изображении писателя. | 2 | УОЗ№ 1 |
М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Роман – эпопея «Тихий Дон»(обзорное изучение). «Тихий Дон» - роман о всенародной трагедии | |||
Тема 6.10. | Самостоятельная работа № 21 «Творческая судьба М.А.Шолохова». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 6.11. | Обобщающий урок . «Общие тенденции литературного процесса 20 – 40 годов» | 2 | |
Раздел 7. | Литература русского Зарубежья. | 4 | |
Тема 7.1. | В.В.Набоков Сведения из биографии. Роман « Машенька». | 2 | УОЗ№ 1 |
Тема России в творчестве писателя. Описание эмигрантской среды и воспоминание героя о прошлом и юности. | |||
Тема 7.2. | Н.А.Заболоцкий. Основные мотивы лирики и художественная неповторимость стихотворений поэта. | 2 | УОЗ№ 1 |
Тема 7.3. | Самостоятельная работа № 22 « Н.А. | 2 | УОЗ№ 2 |
Н.А.Заболоцкий. Очерк жизни и творчества | |||
Раздел 8. | Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 12 | |
Тема 8.1. | Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор. | 2 | УОЗ№ 1 |
Тема 8.2. | Самостоятельная работа № 23 «А.А.Ахматова. Сведения из биографии». | 2 | УОЗ№ 2 |
А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества | |||
Тема 8.3. | А.А.Ахматова – «голос своего поколения». | 2 | УОЗ№ 1 |
Творчество А.Ахматовой после акмеизма. Своеобразие лирика Ахматовой. Глубина и яркость переживаний. Тема поэта и поэзии. Тема Родины и гражданского мужества. «Смятение», « Молюсь оконному лучу», «Сероглазый король», « Родная земля», «Мне голос был», « Мужество». Ахматова – переводчик. | |||
Тема 8.4. | Самостоятельная работа № 24 « История создания поэмы « Реквием» А.А.Ахматовой» | 2 | УОЗ№ 2 |
История создания поэмы « Реквием». | |||
Тема 8.5. | Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием». | 2 | УОЗ№ 1 |
Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием». | |||
Тема 8.6. | Самостоятельная работа № 25«Обзор жизни и творчества Б.Л.Пастернака» | 2 | УОЗ№ 2 |
Очерк жизни и творчества Б.Л.Пастернака. | |||
Тема 8.7. | Б.Л.Пастернак начало творческого пути . Лирика. | 2 | УОЗ№ 1 |
Б.Л.Пастернак. Разнообразие его дарований. Стихотворения : « Достать чернил и плакать», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах | |||
Тема 8.10 | Самостоятельная работа № 26 «А.Т.Твардовский. Сведения из биографии». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 8.11. | Стихотворения и поэмы А. Твардовского. | 2 | УОЗ№ 1 |
Тема 8.12. | Урок – концерт (на материале литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет). | 2 | УОЗ№ 3 |
Раздел 9. | Литература второй половины ХХ века. | 12 | |
Тема 9.1. | Новые тенденции в литературе. А.И.Солженицын. Очерк жизни и творчества. | 2 | УОЗ№ 1 |
Тема 9.2. | Человек и государство в произведениях «возвращенной литературы» (А.И.Солженицын). | 2 | УОЗ№ 1 |
Отражение трагических конфликтов истории в судьбах людей. А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор». | |||
Тема 9.3. | Самостоятельная работа № 27 « «В.Т.Шаламов. Очерк жизни и творчества». | 2 | УОЗ№ 1 |
Очерк жизни и творчества В.Т.Шаламова. | |||
Тема 9.4. | В.Т. Шаламов. « Колымские рассказы» Художественное своеобразие прозы. | 2 | УОЗ№ 1 |
В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы».Своеобразие прозы: отсутствие деклараций, простота, ясность. | |||
Тема 9.5. | Самостоятельная работа № 28 « Жизнь и судьба В.М.Шукшина» | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 9.6. | «Деревенская проза»: истоки, герои, проблемы. Герои В.М.Шукшина. | 2 | УОЗ№ 1 |
Особенности « деревенской прозы». Герои рассказов Шукшина. Рассказы: «Чудик», « Микроскоп». Душевная красота шукшинских « чудиков». | |||
Тема 9.7. | Тема исторической памяти в произведениях писателей и поэтов ХХ века (обобщение).
| 2 | УОЗ№ 1 |
Трагическое решение проблемы отцов и детей (В.Г.Распутин «Последний срок»). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе В.Г.Распутина «Прощание с Матерой». | |||
Тема 9.8. | Самостоятельная работа № 29 «А.В.Вампилов. Обзор жизни и творчества». | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 9.9. | Итоговый урок по курсу русской литературы ХХ века. | 2 | УОЗ№ 2 |
Тема 9.10 | Самостоятельная работа № 30 « Особенности развития литературы на рубеже ХХ- ХХ1веков». | 2 | УОЗ№ 2 |
Раздел 10. | Литература писателей города « Находки». | 3 | |
Тема 10.1. | Проза писателей города Находки. Обзор жизни и творчества Ю.Н. Меринова, Н.Н.Тыртышного. | 2 | УОЗ№ 1 |
Тема 10.2. | Находка поэтическая . Обзор жизни и творчества Н.Дербенева, Г.П.Фокина. | 1 | УОЗ№ 1 |
Всего: | 176 |
3. Условия реализации программы дисциплины
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам, комплект учебно-наглядных пособий «Портреты писателей 19 века»;
- методический уголок.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор ;
- телевизор с видео с набором фильмов ;
- принтер.
- сканер;
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебники и учебные пособия
1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005
2.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
3.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
4.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
5.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
6.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.
7.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
8.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Дополнительные источники:
Русская литература 20 века .11кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учеб.заведений. – В 2ч./ Сост.В.В.Агеносов и др.- М.: «Дрофа», 2002.
Егорова Н.В.,Золотарема И.В.Поурочные разработки по русской литературе 19 века.
10 класс. 1,2 полугодие.М.: «ВАКО»,2003.
Егорова Н.В.,Золотарема И.В.Поурочные разработки по русской литературе 19 века.
11 класс. 1,2 полугодие.М.: «ВАКО»,2003.
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Таблица 4.1 - Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; знать/понимать:
| Текущий контроль: - устные ответы на вопросы; устный монологический ответ; письменный ответ; пересказ; выразительное чтение; выразительное чтение наизусть; Промежуточный контроль: - тесты, контроль самостоятельного чтения, письменный ответ на вопрос; практические работы Рубежный контроль: по темам разделов 1, 2, 3. ; тесты,устные ответы. Итоговый контроль: - реферативная работа с презентацией курсантов по выбранной ими тематике. |