Программа по литературе для курсантов 1 курса

Программа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_liter.docx70.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище (техникум)»

Рабочая программа 2011

Содержание

  1. Паспорт программы учебной дисциплины.                                                      4- 5
  2. Структура и содержание учебной дисциплины.                                                 6
  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины                           7 - 18 
  1. Условия реализации программы дисциплины.                                           18 -19    
  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.                                   20- 21

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

  1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

  1. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии  с ФГОС по специальностям  СПО

111501 Промышленное рыболовство

180403 Судовождение

190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

180405 Эксплуатация судовых энергетических установок

180407 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и

   установок (по отраслям)

080114Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

230401 Информационные системы (по отраслям)

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

О.00 Общеобразовательный цикл

  1. – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося __176____часов, в том числе:

обязательной аудиторной   учебной нагрузки обучающегося __117____часов,

самостоятельной работы обучающегося __59____часов.    

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

Таблица 2.1 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

максимальная учебная нагрузка (всего)

176

обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

        117

в том числе:

практические занятия

8

контрольные работы

          4

самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

Таблица 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины  

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Введение

            2

Тема

 Специфика литературы как вида  искусства. Особенности развития литературы конца 18 нач. 19 веков.

2        2

Общая характеристика развития  русской классической литературы к. 18 -  нач.19 веков. Основные литературные направления. Литературные кружки. Литературная критика

УО №1

Раздел 1.

Русская литература I пол. ХIХ века.

10

Тема 1.1.

Романтизм ведущее направление русской литературы I пол. ХIХ века Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Основные мотивы лирики.

2      2

УО №1

Тема 1.2.

Поэма «Медный всадник» - размышление поэта о судьбе исторической личности и судьбе « маленького человека»

2

УО №1

        А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Стихотворения: «Пророк», «Поэту», « Погасло дневное светило», «Элегия», «Свободы сеятель пустынный...», «Деревня», «Вольность», Поэма « Медный всадник» Художественные открытия  А.С.Пушкина. Философское отношение к смыслу жизни, любви, природе.

Тема 1.3.

Самостоятельная работа № 1 «Критики об А.С.Пушкине».

         2    

УО№ 3

Критика. В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Сергеевича Пушкина». Статья восьмая и девятая (в отрывках). Народность литературы

Тема 1.4.

.  М.Ю.Лермонтов. «Поэт совсем другой эпохи…». (Очерк жизни и творчества). Основные мотивы творчества.

           2

УО№ 1

Очерк жизни и творчества ( с обобщением изученного ранее).Стихотворения: «Поэт», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен..», Развитие в  творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта, пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики

       

 Тема 1.5.

Н.В.Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»:  «Портрет». Сюжет. Композиция. герои

2

УО №1

Н.В.Гоголь. Очерк  жизни и творчества

(с обобщением изученного ранее). Особенности фантастического и его смысл в повести

 Тема 1.6.

Практическое занятие №1 «Практическое занятие № 1 " Модель работы читателя с текстом на примере стихотворения А.С.Пушкина "Узник"

2

УО№ 2

 Тема 1.7.

Самостоятельная работа № 2 «Значение  творчества Гоголя в русской литературе».

           2

УО№ 3

Раздел 2.

Русская литература второй пол. ХIХ века.

           40        

Тема 2.1.

А.Н. Островский. Творческая история драмы «Гроза», знакомство с героями.

           2

УО№ 1

Тема 2.2.

Образ Катерины. Своеобразие конфликта.

            2

УО№ 1

  Очерк жизни и творчества А.Н.Островского. История создания драмы. Конфликт Катерины с «тёмным царством»                                                                        

Тема 2.3.

Самостоятельная работа № 3 «Островский – создатель русского национального театра».

   2

УО№ 2

Тема 2.4.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов». Творческая история. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов

  2

УО№ 2

 И.А.Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Обломов» (обзорное изучение).

Тема 2.5.

Самостоятельная работа № 4  «Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова».

2

УО№ 2

Тема 2.6.

И.С. Тургенев Эпоха и роман « Отцы и дети»

   2

УО№ 1

Роман «Отцы и дети». Проблемы поколений, самовоспитание, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни.  Социально – историческая обусловленность темы, идеи и образов.

Тема 2.7.

Евгений Базаров в системе персонажей. Нигилизм Базарова.

          2

УО№ 1

Особенности характера и поведения главного героя. Поиск героической натуры как ответ на противоречие эпохи.  Философская позиция  Е. Базарова.

Тема 2.8

Самостоятельная работа № 5

« Очерк  жизни и творчества И.С. Тургенева».

2

УО№ 2

.Тема 2.9.

Основные мотивы лирики А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.

           2

УО№ 1

Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения. Развитие пушкинских традиций в поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Философские мотивы в лирике Тютчева. Проникновенное чувство родной природы, оттенки чувств и душевных движений человека в творчестве А.Фета. Ритмичность, мелодичность.

Тема 2.10.

Практическое занятие № 2 «Интерпретация художественного текста  А.А.Фета

« Шепот, робкое дыханье».

2

УОЗ№ 2

Тема 2.11.

Урок – концерт по поэзии А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.

2

УОЗ№ 3

Тема 2.12.

Самостоятельная работа 6 « Жизнь и творчество А.А.Фета, Ф.И. Тютчева».

2

УОЗ№ 2

Тема 2.13.

Традиции русской литературы в поэзии Н.А.Некрасова.

2

УОЗ№ 1

Краткий очерк жизни и творчества. «Пророк», «Поэт и гражданин»», «Элегия»(1874), «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право..»), «Питая ненавистью грудь..», «Еду ли ночью по улице темной…». Развитие пушкинских традиций в поэзии   Н.А.Некрасова. Исповедь, проповедь, покаяние   Народность поэзии Н.Некрасова.

Тема 2.14

Самостоятельная работа № 7     «Н.С.Лесков. Жизнь и творческий путь».

  2

УОЗ№ 2

Краткий очерк жизни и творчества. Повесть « Очарованный странник»

Тема 2.15

М.Е.Салтыков- Щедрин Сведения из биографии.  Сатирическое обличение деспотизма,  невежества власти, бесправия и покорности народа в произведениях .

 2        2

УОЗ№ 1

Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее).Роман «История одного города».  Сатирическое  обличение деспотизма,  невежества власти и бесправия и покорности народа в произведениях Жанровое и стилистическое своеобразие произведения писателя.

Тема 2.16.

Практическое занятие № 3

« Гипербола и гротеск как способы изображение действительности в сказках писателя».

          2

УОЗ№ 2

Тема 2.17.

Самостоятельная работа № 8 « Роль Салтыкова – Щедрина в истории русской литературы».

  2

УОЗ№ 2

Тема 2.18.

Ф.М. Достоевский. Обзор жизни и творчества. История создания романа « Преступление и наказание»

2

УОЗ№ 1

Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально – психологического конфликта в романе «Преступление и наказание».Острое чувство нравственной ответственности, философская глубина творчества Ф.Достоевского.

Тема 2.19.

Теория сильной личности и её опровержение в романе.

2

УОЗ№ 1

Социальные и философские  истоки бунта героя романа.

Смысл теории  Раскольникова и  причины  поражения  Раскольникова (право на «кровь по совести» и разоблачение этой ложной позиции). Проблема личной ответственности человека.

Тема 2.20.

 Раскольников и его двойники в романе.

            2

УОЗ№ 1

Тема 2.21.

Самостоятельная работа № 9 « Образ города в романе Ф.М.Достоевского»

         2

УОЗ№ 2

«Преступление и наказание». Мрачный облик Петербурга в романе.

Тема 2.22.

Л.Н.Толстой. Обзор жизни и творчества. «Война и мир» - роман-эпопея: история создания, проблематика, образы, жанр.

2

УОЗ№ 1

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Духовные искания в годы юности.  Творческая деятельность . Замысел романа «Война и мир». Художественные особенности романа – эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». Единство картин войны, мира и философских размышлений писателя

Тема 2.23.

Самостоятельная работа № 10

 « Севастопольские рассказы» отражение перелома во взглядах писателя».

           2

УОЗ№ 2

Военный опыт, участие в обороне Севастополя. Отражение пережитого в «Севастополлских рассказах».

Тема 2.24.

« Мысль народная» в романе – эпопее. Кутузов и Наполеон.

 2

УОЗ№ 1

«Мысль народная» в романе (вопрос  о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Война 1812 года как отечественная  война.  «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл противопоставления этих героев. Взгляд Л.Толстого на роль личности в истории. Осуждение войны

Тема 2.25.

Жизненный путь князя Андрея и Пьера Безухова.

2

УОЗ№ 1

Духовные искания героев романа Л.Толстого. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних диалогов).

Тема 2.26.

Самостоятельная работа № 11

« Творчество Л.Н. Толстого в мировой литературе».

2

УОЗ№ 2

Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

Тема 2.27.

Личность и судьба А.П.Чехова. Рассказы.

2

УОЗ№ 1

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества ( с обобщением изученного ранее). Рассказы «Ионыч».  Мысль писателя  об ответственности за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде  как основе честной и чистой жизни, отрицание пошлости, фальши,  бездуховности. Искусство детали.

Тема 2.28.

Новаторство чеховской драматургии.
Пьеса «Вишневый сад».

2

УОЗ№ 1

Новаторство чеховской драматургии: отсутствие борьбы – интриги, психологический подтекст, символическая функция пейзажа, сложная жанровая природа  пьес. Разлад желаний и стремлений героев и реальностей жизни как основа драматургического конфликта пьесы «Вишневый сад».   Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинно человеческой жизни.

Тема 2.29.

Самостоятельная работа № 12

« Тема любви в творчестве А.П.Чехова».

2

УОЗ№ 2

Тема 2.30.

Итоговое занятие по курсу литературы ХIХ века.

2

УОЗ№ 3

Литература   ХХ    века.

Раздел № 3

Русская литература на рубеже веков.

8

Тема 3.1

И.А.Бунин. Обзор жизни и творчества. Осуждение бездуховности существования в рассказе « Господин из Сан – Франциско ».

2

УОЗ№ 1

А.И.Бунин. Краткий очерк жизни и творчества.   Изображение  «мгновения» жизни в рассказе .

Тема 3.2.

Самостоятельная работа № 13 «Личность и судьба А.И.Куприна».

УОЗ№ 2

А.И.Куприн. Краткий очерк жизни и творчества

Тема 3.2.

А.И.Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия, изображение бескорыстной любви.

2

УОЗ№ 1

 «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви. Мастерство Куприна  - реалиста.

Тема 3.3.

Самостоятельная работа № 14

« Особенности развития литературы в к. ХIХ  - начале ХХ века».

2

УОЗ№ 2

Тема 3.4.

М.Горький Жизнь, творчество, личность. Рассказы « Челкаш», « Макар Чудра», « Старуха Изергиль».

2

УОЗ№ 1

М.Горький. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Автобиографические произведения. Раннее романтическое  творчество. Поэтическая условность, символика образов.

Тема 3.5.

Споры о предназначении человека в пьесе М.Горького «На дне».

2

УОЗ№ 1

Споры о предназначении человека, пафос активного отношения к жизни в ранних рассказах М.Горького, пьесе «На дне».

Тема3.6.

Самостоятельная работа № 15 «Босяки в творчестве Горького»

2

УОЗ№ 2

Раздел 4.

Поэзия ХХ века.

6

Тема 4.1.

Поэзия Серебряного века. Литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество В.Я.Брюсова, Н.Гумилева,  И.Северянина.

2

УОЗ№ 1

Ключевые события эпохи. Модернизм как одно из ведущих направлений эпохи. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм. Избранные стихотворения  поэтов серебряного века.

Тема 4.2.

Самостоятельная работа № 16 «Ключевые события эпохи. Модернизм как одно из ведущих направлений эпохи».

2

УОЗ№ 2

Тема 4.3.

А.А.Блок. Личность и творчество. Поэма А.А.Блока «Двенадцать».

2

УОЗ№ 2

А.А.Блок. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «Коршун», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», цикл. А.Блок и символизм. Поэма «Двенадцать» - попытка А.Блока осмыслить социальную революцию. Неоднозначная трактовка финала поэмы. Символические образы. Философская проблематика.

Тема 4.4.

Урок – концерт

« Поэзия Серебряного века».

2

УОЗ№

Раздел 5.

Литература 20 - х годов. Обзор.

6

Тема 5.1.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическая новизна ранней лирики. Сатира поэта.

2

УОЗ№ 1

В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Футуризм. «Нате», «Послушайте», «Скрипка  и немного нервно»

Сатирическая лирика и драматургия

Тема 5.2.

Самостоятельная работа № 17  

« Поэмы В.В.Маяковского о любви»

2

УОЗ№ 2

Своеобразие любовной лирики. Поэмы « Люблю», « Про это».

Тема 5.3.

С.А.Есенин как национальный поэт. Основные мотивы лирики.

2

УОЗ№ 1

С.А.Есенин. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением  ранее изученного). Острое чувство родной природы. Россия, Русь как основная тема лирики С.Есенина. Трагизм восприятия  надвигающейся ломки в деревне. Тема любви, размышления о жизни и смерти. Любовь и сострадание «ко всему живому». Имажинизм. Биографическая основа лирических произведений.   «Русь», «Не бродить, не мять в  кустах багряных …», «Письмо  матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Из цикла «Персидские мотивы». Поэма «Анна Снегина».

Тема 5.4.

Практическое занятие № 4  

« Цветопись в лирике С.Есенина»

2

УОЗ№ 2

Тема 5.5.

Самостоятельная работа № 18  

А.Фадеев Жизнь и творчество.

2

УОЗ№ 2

Раздел 6.

Литература начала 30-х начала

40-х годов (обзор).

14

Тема 6.1.

М.И.Цветаева. Поэзия как напряженный монолог – исповедь.

2

УОЗ№ 1

Трагедийная тональность творчества. Трагичность поэтического мира, определяемая  трагичностью эпохи (революция, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Необычность образов лирического героя. Сжатость мысли и энергии чувства. Мощь поэтического дарования. Своеобразие поэтического стиля и языка Цветаевой.  « Моим стихам, написанным так рано…», « Имя твое – птица в руке», « Тоска по родине! Давно…», « генералам 12 года»

Тема 6.2.

О.Э.Мандельштам. Обзор жизни и творчества. Противостояние поэта

«веку – волкодаву»

2

УОЗ№ 1

Обзор жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Проблема  индивидуализма человека как выражения свободы  выбора и творчества; сила и слабость этой позиции.

Тема 6.3.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество

Непростые «простые» герои Платонова.

2

УОЗ№ 1

А.П.Платонов. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Сокровенный человек».Непростые «простые» герои Платонова. Дело жизни и служение ему. Самобытность языка писателя.

Тема 6.4.

Самостоятельная работа № 19 «Обзор  жизни и творчества И.Э.Бабеля»

2

УОЗ№ 2

Тема 6.5.

М.А.Булгаков. Судьба писателя. Роман « Мастер и Маргарита»-

главный в творчестве Булгакова

2

УОЗ№ 1

М.А.Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества.  Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие произведения (эпическая широта, трагизм, сатира, лиризм, сочетание реальности  и  фантастики).

Тема 6.7

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

2

УОЗ№ 1

Понять замысел романа. Увидеть и осмыслить три основных мира в романе: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

Тема 6.8.

Самостоятельная работа № 20 «Сатира М.Булгакова»

 2        2

УОЗ№ 2

Булгаков – сатирик. Судьба произведения. Новаторство в темах, идеях и образах. Повесть

« Собачье сердце».

Тема 6.9.

М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, судьба. Роман-эпопея «Тихий Дон». Гражданская война в изображении писателя.

2

УОЗ№ 1

 М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Роман – эпопея «Тихий Дон»(обзорное изучение). «Тихий Дон»  - роман о всенародной трагедии

Тема 6.10.

Самостоятельная работа № 21

«Творческая судьба М.А.Шолохова».

2

УОЗ№ 2

Тема 6.11.

Обобщающий урок .

 «Общие тенденции  литературного процесса 20 – 40 годов»

2

Раздел 7.

Литература  русского  Зарубежья.

4

Тема 7.1.

В.В.Набоков Сведения из биографии.

Роман « Машенька».

2

УОЗ№ 1

Тема России в творчестве писателя. Описание эмигрантской среды и воспоминание героя о прошлом и юности.

Тема 7.2.

 Н.А.Заболоцкий. Основные мотивы лирики и художественная неповторимость стихотворений поэта.

2

УОЗ№ 1

Тема 7.3.

Самостоятельная работа № 22 « Н.А.
Заболоцкий. Сведения из биографии»

2

УОЗ№ 2

Н.А.Заболоцкий.  Очерк жизни и творчества

Раздел 8.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

12

Тема 8.1.

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

2

УОЗ№ 1

Тема 8.2.

Самостоятельная работа № 23  «А.А.Ахматова. Сведения из биографии».

2

УОЗ№ 2

А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества

Тема 8.3.

А.А.Ахматова – «голос своего поколения».

2

УОЗ№ 1

Творчество А.Ахматовой после акмеизма. Своеобразие лирика Ахматовой. Глубина и яркость переживаний. Тема поэта и поэзии. Тема Родины и гражданского мужества.   «Смятение», « Молюсь оконному лучу», «Сероглазый король», « Родная земля», «Мне голос был», « Мужество».  Ахматова – переводчик.

Тема 8.4.

Самостоятельная работа № 24 « История создания поэмы « Реквием» А.А.Ахматовой»

2

УОЗ№ 2

История создания поэмы « Реквием».

Тема 8.5.

Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием».

2

УОЗ№ 1

Трагедия народа и поэта в  поэме «Реквием».

Тема 8.6.

Самостоятельная работа № 25«Обзор жизни и творчества Б.Л.Пастернака»

2

УОЗ№ 2

Очерк жизни и творчества Б.Л.Пастернака.

Тема 8.7.

Б.Л.Пастернак начало творческого пути . Лирика.

2

УОЗ№ 1

Б.Л.Пастернак.  Разнообразие его дарований. Стихотворения : « Достать чернил и плакать»,  «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах

Тема 8.10

Самостоятельная работа № 26 «А.Т.Твардовский. Сведения из биографии».

2

УОЗ№ 2

Тема 8.11.

Стихотворения и поэмы А. Твардовского.

2

УОЗ№ 1

Тема 8.12.

Урок – концерт (на материале литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет).

2

УОЗ№ 3

Раздел 9.

Литература второй половины ХХ века.

12

Тема 9.1.

Новые тенденции в литературе. А.И.Солженицын. Очерк жизни и творчества.

2

УОЗ№ 1

Тема 9.2.

 Человек и государство в произведениях «возвращенной литературы» (А.И.Солженицын).

2

УОЗ№ 1

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах людей. А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор».

Тема 9.3.

Самостоятельная работа № 27 « «В.Т.Шаламов. Очерк жизни и творчества».

2

УОЗ№ 1

Очерк жизни и творчества В.Т.Шаламова.

Тема 9.4.

В.Т. Шаламов. « Колымские рассказы»

Художественное своеобразие прозы.

2

УОЗ№ 1

В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы».Своеобразие прозы: отсутствие деклараций, простота, ясность. 

Тема 9.5.

Самостоятельная работа № 28

« Жизнь и судьба В.М.Шукшина»

2

УОЗ№ 2

Тема 9.6.

«Деревенская проза»: истоки, герои, проблемы. Герои В.М.Шукшина.

2

УОЗ№ 1

Особенности « деревенской прозы». Герои рассказов Шукшина.   Рассказы: «Чудик»,

« Микроскоп». Душевная красота   шукшинских    

« чудиков».

Тема 9.7.

Тема исторической памяти в произведениях писателей и поэтов ХХ века (обобщение).

 

2

УОЗ№ 1

Трагическое решение проблемы отцов и детей (В.Г.Распутин «Последний срок»). Уважение к прошлому, историческая память  народа в романе В.Г.Распутина «Прощание с Матерой».

Тема 9.8.

Самостоятельная работа № 29 «А.В.Вампилов. Обзор жизни и творчества».

2

УОЗ№ 2

Тема 9.9.

Итоговый урок по курсу  русской литературы  ХХ века.

2

УОЗ№ 2

Тема 9.10

Самостоятельная работа № 30

« Особенности развития литературы на рубеже ХХ- ХХ1веков».

             2

УОЗ№ 2

Раздел 10.

Литература писателей города

« Находки».

3

Тема 10.1.

Проза писателей города Находки. Обзор жизни и творчества Ю.Н. Меринова, Н.Н.Тыртышного.

2

УОЗ№ 1

Тема 10.2.

Находка поэтическая . Обзор жизни и творчества Н.Дербенева, Г.П.Фокина.

1

УОЗ№ 1

                                                                                                          Всего:

176

  3. Условия реализации программы дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам, комплект учебно-наглядных пособий «Портреты писателей 19 века»;
  • методический уголок.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор  ;
  • телевизор с видео с набором фильмов ;
  • принтер.
  • сканер;

  1.  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

 Учебники и учебные пособия

1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

2.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

3.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

4.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

5.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

6.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

7.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.

8.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

Дополнительные источники:

Русская литература 20 века .11кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учеб.заведений. – В 2ч./ Сост.В.В.Агеносов и др.- М.: «Дрофа», 2002.

Егорова Н.В.,Золотарема И.В.Поурочные разработки по русской литературе 19 века.

10 класс. 1,2 полугодие.М.: «ВАКО»,2003.

Егорова Н.В.,Золотарема И.В.Поурочные разработки по русской литературе 19 века.

11 класс. 1,2 полугодие.М.: «ВАКО»,2003.

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Таблица 4.1 - Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь: 

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

 

   Текущий контроль:

    -  устные ответы на вопросы; устный монологический ответ; письменный ответ;  пересказ;  выразительное чтение; выразительное чтение наизусть;

    Промежуточный контроль:

   - тесты, контроль самостоятельного чтения,  письменный ответ на вопрос; практические работы

Рубежный  контроль: по темам разделов 1, 2, 3. ; тесты,устные ответы.

   Итоговый контроль:

   -  реферативная работа  с презентацией       курсантов по выбранной ими  тематике.