Рабочая программа дисциплины "Обществознание" для специальностей среднего профессионального образования технический профиль
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (2008).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khmelevskaya_rp_obshchestvoznanie.doc | 803.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Ростовский-на-Дону строительный колледж»
Утверждаю
Зам. директора по УР
Сухаревская О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для специальностей среднего профессионального образования
технический профиль
270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы СПО
2012
Рассмотрено цикловой комиссией ________________ протокол № ___ от «___»_____ 201__ г. Председатель цикловой комиссии: Коваленко Л.А. ( ) |
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.
Составитель: Хмелевская Е.Н., Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону строительный колледж», кандидат философских наук, преподаватель.
Рецензент: ______________________________
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (2008).
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Пояснительная записка
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего (полного) общего образования по специальностям 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В ГБОУ СПО «Ростовский-на-Дону строительный колледж» при освоении специальностей СПО технического профиля 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции. Дисциплина «Обществознание» изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 175 часов (максимальная учебная нагрузка), 117 часов (обязательная аудиторная учебная нагрузка).
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| |
| |
| |
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1 Область применения рабочей программы (пояснительная записка)
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям СПО 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО технического профиля. Дисциплина является базовой.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58часов.
Практические занятия: 60 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
Практические занятия | 60 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 1 семестр, дифференцированного зачета 2 семестр |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
175 | |||
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. | 26 | ||
Введение | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | 10 | 2 |
Формирование характера, учёт особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. | 2 | ||
Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. | 2 | ||
Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 2 | ||
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодёжной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодёжной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодёжи. | 2 | ||
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 2 | ||
Тема 1.2. Общество как сложная система | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | 6 | 2 |
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 2 | ||
Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 | ||
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | 2 | ||
Практическая работа по разделу 1 Семинарские занятия по темам: Свобода и ответственность Понятие общественного прогресса Формы и методы контроля: оценка устных ответов на семинарских занятиях Подготовка докладов на темы: Науки, изучающие человека и общество: -антропология -психология -история -социология -экономика, политология, правоведение, культурология, регионоведение. Формы и методы контроля: оценка докладов Выполнения заданий практикума по темам: Общество как сложная система Формы и методы контроля: проверка письменных работ | 9 из 26 | ||
Самостоятельная работа по разделу 1 написание эссе на темы: Возможна ли свобода без ответственности? Как и когда появилось человеческое общество? «Платон мне друг, но истина дороже…» Наука и религия: в чём противоречие? Можно ли жить в обществе и быть свободным от него? Каково значение творчества в человеческой деятельности? Формы и методы контроля: конкурс эссе, проверка письменных работ Подготовка к семинарским занятиям на темы: Свобода и ответственность Понятие общественного прогресса Формы и методы контроля: оценка устных ответов | 8 | ||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества. | 18 | ||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура- продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом. | 2 | 2 |
Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Профессиональное образование. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 2 | 2 |
Практическая работа по разделу 2. Выполнения заданий практикума по темам: Духовная культура личности и общества Образование в современном мире Формы и методы контроля: проверка письменных практических работ | 4 из 18 | ||
Самостоятельная работа по разделу 2 Написание рефератов на темы: Духовная культура личности и общества, её значение в общественной жизни. Роль образования в жизни современного человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Религия как феномен культуры. Формы и методы контроля: защита рефератов Выполнение творческих заданий (плакатов) на тему: Добро и зло. Долг и совесть. Патриотизм. Золотое правило морали Настоящий человек. Мировые религии Формы и методы контроля: конкурс плакатов | 10 | ||
Раздел 3 Экономика | 32 | ||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства. | 6 | 2 |
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 | ||
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 2 | ||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. | 6 | 2 2 |
Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Функции государства в экономике. Виды налогов. | 2 | ||
Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 |
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция. | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложения труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. | 6 | 2 |
Понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. | 2 | ||
Инфляция. Виды и причины инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | 2 | ||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики Росси. Элементы международной экономики | Становление современной рыночной экономики Росси. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Основные проблемы экономики России , и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 4 | 2 |
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 2 | ||
Практическая работа по разделу 3. Решение заданий практикума по темам: Экономика и экономическая наука Защита прав потребителя Рынок. Основные законы рыночной экономики Роль государства в экономике Формы и методы контроля: проверка письменных работ Семинарское занятие на тему: Понятие безработицы, её причины и экономические последствия Формы и методы контроля: оценка устных ответов Подготовка и обсуждение докладов на темы: Становление современной рыночной экономики Росси. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Основные проблемы экономики России , и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Формы и методы контроля: оценка докладов | 11из 32 | ||
Самостоятельная работа по разделу 3 Написание эссе на темы: История развития предпринимательства в России. Кодекс чести современного предпринимателя. Какими качествами должен обладать предприниматель? Конкуренция и её роль в рыночной экономике. В чём выражается сходство семьи и фирмы? Основные проблемы рыночной экономики. Формы и методы контроля: проверка эссе Подготовка к семинарским занятиям на темы: Понятие безработицы, её причины и экономические последствия Формы и методы контроля: оценка устных ответов Выполнение творческих заданий (плакатов) на тему: Семейный бюджет Основные проблемы международной экономики. Причины безработицы в современной России. Как выбрать профессию, востребованную на рынке труда? Формы и методы контроля: конкурс плакатов | 10 | ||
Раздел 4. Социальные отношения | 26 | ||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация. | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 6 | 3 |
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 3 | ||
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 3 | ||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты. | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 3 | |
4 | |||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 8 | 3 |
Молодёжь как социальная группа. | 3 | ||
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 3 | ||
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. | 3 | ||
Практическая работа по разделу 4. Семинарские занятия, написание эссе на темы: Социальная стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов Молодёжь как социальная группа Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Семья как малая социальная группа. Семья и брак Формы и методы контроля: оценка устных ответов на семинарских занятиях, проверка эссе | 9 из 26 | ||
Самостоятельная работа по разделу 4 Написание рефератов на темы: Ребёнок в семье. Права ребёнка. Опасность наркомании и алкоголизма. Позитивное и деструктивное в конфликте. Этнические общности. Межнациональные отношения. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Формы и методы контроля: конкурс рефератов Подготовка к семинарским занятиям на темы: Социальная стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов Молодёжь как социальная группа Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Семья как малая социальная группа. Семья и брак Формы и методы контроля: оценка устных ответов | 8 | ||
Раздел 5. Политика как общественное явление | 32 | ||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе общества | Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 10 | 2 |
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов. | 2 | ||
Основные особенности развития современной политической системы. | 2 | ||
Формы государства: формы проявления, территориально- государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. | 2 | ||
Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | 2 | ||
Правовое государство, понятие и признаки. | 2 | ||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Личность и государство. Политический статус личности. | 12 | 2 |
Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. | 2 | ||
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. | 2 | ||
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 | ||
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. | 2 | ||
Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. | 2 | ||
Роль средств массовой информации в политической жизни общества | 2 | ||
Практическая работа по разделу 5. Выполнение заданий практикума, подготовка докладов, написание эссе на темы: Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство Избирательная кампания в Российской Федерации. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль средств массовой информации в политической жизни общества Формы и методы контроля: проверка письменных практических заданий, оценка докладов, эссе | 11 из 32 | ||
Самостоятельная работа по разделу 5. Подготовка презентаций на темы: Политические идеи русских мыслителей. Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей. Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм. Политические лидеры и партии современной России. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Формы и методы контроля: конкурс презентаций Выполнение творческих заданий (плакатов) на тему: Политические партии и движения, их классификация Формы и методы контроля: конкурс плакатов | 10 | ||
Раздел 6. Право. | 41 | ||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Системы права: основные институты, отрасли права. | 6 | 2 |
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | ||
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправомерное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и её задачи. | 2 | ||
Тема 6.2. Основы конституционного права РФ | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | 6 | 2 |
Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 2 | ||
Основные конституционные права и обязанности граждан России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика. | 2 | ||
Тема 6.3. Отрасли Российского права | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. | 16 | 2 |
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля- продажа, мена, наследование, дарение. Личные | 2 | ||
неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 2 | ||
Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовое регулирование образования. Порядок приёма в образовательные учреждения профессионального образования. | 2 | ||
Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приёма на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | 2 | ||
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | ||
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. | 2 | ||
Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | ||
Тема 6.4. Международное право | Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | 2 |
Практическая работа по разделу 6. Решение заданий практикума по темам: Право в системе социальных норм. Конституция РФ - основной закон жизни государства Правовые и моральные нормы. Системы права: основные институты, отрасли права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Система государственных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление Защита прав потребителей Трудовое право и трудовые правоотношения Семейное право и семейные правоотношения Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях Административная ответственность. Уголовное право Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Формы и методы контроля: проверка письменных практических задач, оценка участия в дискуссиях | 16 из 41 | ||
Самостоятельная работа по разделу 6 Подготовка и защита рефератов по темам: Право - воплощение справедливости и добра. Правовые отношения родителей и детей. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. Правомерное и противоправомерное поведение. Виды противоправных поступков Формы и методы контроля: защита рефератов | 12 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет истории и обществознания.
Методическое обеспечение работы кабинета:
1. Учебная, учебно-методическая, справочная литература. | |||||||
№ п/п | Наименование учебно-методического обеспечения работы кабинета | Кол-во | Год издания | ||||
Курбатов В.И. Обществознание. Учебник. Ростов н/Д. | 35 | 1999-2003гг | |||||
Важенин А.Г. Обществознание. Практикум для студентов учреждений среднего профессионального образования | 30 | 2012 | |||||
Важенин А.Г. Обществознание. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования | 30 | 2012 | |||||
«Ростовская область: 70лет создания» | 1 | 2007 | |||||
«Ростовская область. 1937-2007г» | 2 | 2008г | |||||
«Россия и мир» (Учебник для ВУЗов) | 2 | 2003г | |||||
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» (научно-метод.) | 60 | 2003-2009 | |||||
№ п/п | Наименование учебно-методического обеспечения работы кабинета | Кол-во | Год создания | ||||
УМК «Обществознание», методическое обеспечение лекционных занятий | 2 | 2011-2012 | |||||
Материалы контроля знаний по обществознанию | 35 | 2011 | |||||
Тематика рефератов по обществознанию | 2 | 2011 | |||||
Материалы практических работ по обществознанию | 35 | 2011 | |||||
Электронный учебник по обществознанию | 1 | 2007 | |||||
2. Видеофильмы: на DVD | |||||||
Философия Древней Греции | 1 | 2008 | |||||
Картины великих художников. Леонардо да Винчи | 1 | 2008 | |||||
Картины великих художников. Санцио Рафаэль | 1 | 2008 | |||||
Крестовые походы. Загадки истории | 1 | 1995 | |||||
Правители и императоры. В кругу великих имён | 1 | 2008 | |||||
Средневековье и эпоха Возрождения. Фламандская живопись | 1 | 2007 | |||||
Пирамида. За гранью воображаемого | 1 | 2005 | |||||
Правители-завоеватели. В кругу великих имён | 1 | 2008 | |||||
Женщины, которые изменили мир | 1 | 2008 | |||||
Технология спаивания. Концепция Общественной Безопасности | 1 | 2012 | |||||
Начало. Беседы педагога Е.А.Авдеенко. Православные лекции для молодежи переходного возраста. "Радонеж" | 1 | 2001 | |||||
Дом. Свидание с планетой. | 1 | 2012 | |||||
3. Оформление кабинета: план работы кабинета, стенды, сменная информация по дисциплине, плакаты, планшеты, схемы ит.д. | |||||||
1. | Стенды по обществознанию | 10 | 2009-2010 | ||||
4. Технические средства обучения | |||||||
Киноэкран | 1 | 1985 | |||||
Доска | 1 | 1988 | |||||
Планшеты | 12 | 2009-2010 | |||||
Телевизор «Funai» | 1 | 2003 | |||||
DVD- плейер «Samsung» | 1 | 2005 | |||||
Видеомагнитофон | 1 | 2003 | |||||
Стол преподавателя | 1 | 2007 | |||||
Столы для студентов | 17 | 2009 | |||||
Стулья для студентов | 36 | 2009 |
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Дополнительные источники:
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Интернет-источники:
Сайт Президента Российской Федерации http://president.kremlin.ru
Сайт Правительства Российской Федерации http://www.government.ru
Сайт Государственной Думы http://www.duma.gov.ru/
Сайт по Приоритетным Национальным проектам в РФ - www.rost.ru
Всероссийский Центр изучения общественного мнения http://www.wciom.ru
Левада – Центр http://www.levada.ru
Обществознание. Форма доступа http://history,standart.edu.ru
Методический материал по обществознанию. Форма доступа http://www. openclass.ru/ communities
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; | Оценка устных ответов по темам «Социальные науки», работа с литературой, выполнение заданий к семинарам по темам «Специфика объекта изучения социальных наук», «Представление об обществе как сложной динамичной системе». |
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, обществоведческими терминами и понятиями; | Оценка и анализ тестовых заданий по теме «Общество как сложная система», внеаудиторная самостоятельная работа по темам «Общество и его регуляторы», «Подсистемы и элементы общества» - написание эссе. |
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); | Защита рефератов по разделу 2 «Основы знаний о духовной культуре человека и общества», устный опрос по темам «Духовная культура личности и общества», «Наука и образование в современном мире», выполнение практических работ по темам «Религия и церковь в современном мире», «Моральный самоконтроль личности». |
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; | Оценка и анализ практических занятий по разделам 1 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе» , 2 «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» , 3 «Экономика», 4 «Социальные отношения», 5 «Политика как общественное явление», 6 «Право». |
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Конкурс презентаций по темам «Факторы производства», «Типы экономических систем», «Факторы спроса», «Основные источники финансирования бизнеса», «Глобальные экономические проблемы», «Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей», «Политические лидеры и партии современной России», защита рефератов по темам «Конституция РФ - основной закон жизни государства», «Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних», «Права ребёнка», «Межнациональные отношения», «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации», работа с литературой. |
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; | Проверка эссе по темам «История развития предпринимательства в России», «Конкуренция и её роль в рыночной экономике», «Свобода как условие самореализации личности», «Цель и смысл человеческой жизни», «Экономика семейных отношений», докладов по темам «Избирательная кампания в Российской Федерации», «Законодательное регулирование деятельности партий в РФ», «Роль средств массовой информации в политической жизни общества». |
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; | Проверка эссе по темам «Причины и истоки возникновения социальных конфликтов», «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни», «Причины и особенности экстремистских форм политического участия», «Проблемы рыночной экономики», «Религия и церковь в современном мире». |
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; | Оценка докладов по темам «Противоречивость воздействия людей на природную среду», «Выбор профессии», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации», защита рефератов по темам |
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | Оценка и анализ практических заданий по темам «Политические институты», «Политическое лидерство», «Роль средств массовой информации в политической жизни общества», «Система государственных органов РФ», «Системы права: основные институты, отрасли права», «Административная ответственность», «Уголовное право». |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; | конкурс рефератов на темы «Позитивное и деструктивное в конфликте», «Проблема неполных семей», «Межнациональные отношения», «Права ребёнка». |
- совершенствования собственной познавательной деятельности; | Проверка эссе по темам «Понятие истины, её критерии», «Основные особенности научного мышления», Процессы глобализации». |
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; | Конкурс презентаций на темы «Политические идеи русских мыслителей», «Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей», «Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм», «Политические лидеры и партии современной России», «Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний». |
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | Оценка и анализ письменных практических задач по темам «Право в системе социальных норм», «Правовые и моральные нормы», «Системы права: основные институты, отрасли права», «Нормативные правовые акты и их характеристика», «Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц» |
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; | Оценка и анализ устных ответов в дискуссиях по темам «Институт президентства», «Местное самоуправление», «Семейное право и семейные правоотношения», «Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях» |
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий | Оценка и анализ устных ответов в дебатах по темам «Конституция РФ - основной закон жизни государства», «Законодательная власть», «Исполнительная власть», «Защита прав потребителей», «Трудовое право и трудовые правоотношения». |
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права | Оценка эссе по темам «Добро и зло», «Долг и совесть», «Моральный идеал», «Моральный выбор», «Мораль и право», «Моральный и правовой самоконтроль личности». |
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей | Оценка и анализ практических задач по теме «Конституция РФ - основной закон жизни государства», «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени». |
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением | Оценка устных ответов на семинарских занятиях по темам «Особенности социальной стратификации в современной России», «Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации». |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений | Оценка докладов по темам «Философские представления о социальных качествах человека», «Самосознание и социальное поведение», «Человек в группе. Многообразие мира общения». |
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов | Оценка устных ответов на семинарских занятиях на темы «Понятие общественного прогресса», «Процессы глобализации», конкурс эссе на темы «Общество и его регуляторы», «Подсистемы и элементы общества» |
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; | Оценка устных ответов на семинарских занятиях на темы «Современные войны, их опасность для человечества», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации». Защита рефератов по темам «Основы конституционного строя РФ», «Правомерное и противоправомерное поведение», «Виды противоправных поступков». |
- особенности социально-гуманитарного познания | Проверка эссе на тему «Ответственность учёного перед обществом», «Образование как способ передачи знаний и опыта», «Принципы гуманизма и научное мировоззрение». |